Научная статья на тему 'Палитра нашей речи: особенности цветофоники текста'

Палитра нашей речи: особенности цветофоники текста Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1339
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗДЕЙСТВЕННОСТЬ / ЗВУК / ЦВЕТ / СМЫСЛ ТЕКСТА / ЦВЕТОФОНИКА / TEXT EFFECT / SOUND / COLOR / MEANING OF A TEXT / COLOR-PHONETICS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Омельченко Елена Витальевна

Воздейственность осуществляется посредством разных каналов. Среди них визуальный первичен. В рекламном тексте существует синестетическая связь между звуком, как первичным элементом слова, и цветом. В статье устанавливается взаимосвязь звук-цвет-смысл, исследуются визуальные каналы воздейственности, связанные с цветовыми ассоциациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A text effects on human through different channels. The major one is visual. An advertising text has synesthetic connections between sound as the first word element and a color. The article deals with interrelation of a sound, a color and a meaning of text. The author analyses visual channels of text’s effect, connected with color associations.

Текст научной работы на тему «Палитра нашей речи: особенности цветофоники текста»

ОБЩЕНИЕ

ЕЛЕНА ВИТАЛЬЕВНА ОМЕЛЬЧЕНКО

кандидат педагогических наук, доцент, доцент ЧГПУ, главный редактор Метеор-Сити, г. Челябинск, Россия

ПАЛИТРА НАШЕЙ РЕЧИ: ОСОБЕННОСТИ ЦВЕТОФОНИКИ ТЕКСТА

Аннотация. Воздейственность осуществляется посредством разных каналов. Среди них визуальный — первичен. В рекламном тексте существует синестетическая связь между звуком, как первичным элементом слова, и цветом. В статье устанавливается взаимосвязь звук-цвет-смысл, исследуются визуальные каналы воздейственности, связанные с цветовыми ассоциациями.

Ключевые слова: воздейственность, звук, цвет, смысл текста, цветофоника.

Я вижу яркий свет, когда кричат, Я слышу крик, свет яркий созерцая, Все звуки светятся, и все цвета звучат, И ныне я их тайны раскрываю...

Рекламные технологии основаны на законах психологии и восприятия. Цвет в рекламе явление многостороннее и глубокое во всех смыслах. Во-первых, каждый звук имеет свой цветосимвол (звуковой рекламный ряд). Во-вторых, каждый цвет обладает собственной знаковостью (рекламный видеоряд). Всё это, конечно, должно быть учтено при создании действенной рекламы. Начнём с того, что в русском языке у гласных звуков есть определённое цветовое соответствие. Эта цветопись не выдумка, а результат психолингвистических исследований. Вы можете проверить своё восприятие в звуко-цветовом эксперименте, в котором участвовали тысячи респондентов (данные А. Журавлёва). Для гласных звуко-цветовые соответствия можно охарактеризовать так:

О

светло-желтый

Ы — мрачный (коричневый или черный)

ярко-красный

Ю — голубоватый сиреневый

синий

громкий звук и вероятно поэтому связан с самым ярким цветом. А может, тайна кроется в гармонии природы цвета и звукового устройства языка? Во всяком случае, это область непознанного. Определение цветозвука в удивительной игре красок очень важно для выявления и закрепления тонких подсознательных реакций человека. Всеми этими открытиями воспользовались создатели рекламы. Дело в том, что звучащий слоган должен быть «окрашен»: каждый звук имеет не только цвет, но и обладает определённой символи-

Откуда возникает это ассоциативное соответствие? Многие согласятся, что А самый

кой. Так, красный цвет символизирует эмоциональность, чувственность, силу воли, активность, стремление к лидерству, агрессивность. Синий ассоциируется с рассудительностью, спокойствием, уравновешенностью — это цвет разума. Серый и бордовый — цвета умеренности, солидности, достоинства. Глубоким смыслом обладает и звук О, он надолго запоминается, так как выражает связь с солнечным светом, теплом, достатком, хорошим настроением. Как видим, в приведённых примерах заключены некоторые противоположности: при положительной заполненности звука А его избыток вызывает агрессивность (цвет крови); перенасыщение звуком И создаёт холодный вакуум; излишнее использование звука О может вызывать тоску (вспомните, что общепринято считать жёлтую осень уныло-философским временем года, на Руси жёлтый цвет — знак разлуки).

Не лишним будет отметить, что в процессе творчества автор действует творчески интуитивно, не осознавая звукосоответствия, однако, к удивлению, всегда находит верный путь, а его творение отражается в умах и сердцах поклонников. Так, поэзия Есенина — жёлто-зелёного цвета, Блока — тяготеет к красному, Пастернака — красно-синего. Цветозвуковой анализ слоганов приводит к не менее удивительным выводам: в них доминирует звук А (красный цвет — мобилизующий, броский, «кричащий», привлекающий внимание). Второе место чаще принадлежит звуку И — звуку разума, к чему, естественно, тоже апеллирует реклама. Отобранные путём случайной выборки слоганы отражают это соответствие: «Эра новых цен на мобильную

связь ...»; «Отдых должен быть здоровым и активным? Да! Экстрим, туризм, отдых»; «Весна... Время менять окна.»; «Сладкая новинка. Торты «...» порадуйте близких...»; «Время инновационных технологий... Присоединись к элите.».

Уверяю вас, «лидерство» звуков А, И — это вовсе не случайное совпадение, хотя рекламисты чаще всего не задумываются о теории звукосочетаний. Удачные рекламные слоганы в ракурсе цветофоники именно красного цвета. Синий цвет тоже закономерен: отозвавшись на рекламу, человек подсознательно подключает рациональные мотивы — необходим ли ему рекламируемый товар, соответствует ли цена и качество вещи его потребностям и возможностям, есть ли необходимость приобретения товара именно здесь и сейчас.

Всё, о чём мы говорили — это внутреннее, глубинное, на уровне звуковой структуры выражение особенностей языка рекламы. Но цвет воспринимается ещё и внешне — визуально. Это уже имеет отношение к наглядности рекламы.

Роль и функция цвета различна в разных культурах. В русской культуре, которая архетипами связана с христианством, цвет имеет даже мистическое значение. Отчасти это переплетается с канонами иконописи. С другой стороны, время привносит свои ощущения в восприятие цвета — существует мода на цвет, имеются различные условия воздействия цвета на потребителя. В США ещё в 1915 г. был создан центр по изучению цвета, его воздействия и восприятия, прогнозированию цветовых предпочтений. Исследования показали, что вос-

приятие цвета определяется ментально-

стью определённой нации . К примеру, в

Австрии любят зелёный цвет, в Голландии — оранжевый, в Китае — красный. И. Рожновым проведено интересное исследование по поводу восприятием цветов россиянами. Опираясь на исторические сведения, он мотивировал, что утверждённый Петром I бело-сине-красный российский флаг более соответствует российскому духу. Белый — символизирует чисто-

ту, присутствует в национальных одеждах и орнаментах. Красный, связанный корнями со словами «красивый, прекрасный, истинно народный цвет. Синий тоже имел большое распространение в Древней Руси. Это цвет неба.

Архетипы влияют на сознание, формируют стереотипы восприятия цветов в России. Из этого можно сделать вывод, что наибольшим воздействием будет обладать та реклама, в которой использован цвет вызывающий запрограммированные ассоциации, но это вовсе не значит, что нельзя использовать иные цвета, формировать «новые» рекламные мифы в массовом сознании. При этом следует учитывать медицинские, физиологические и эмоциональные аспекты цвета. Зелёный — успокаивает, уравновешивает, символизирует надежду. Если вы в плохом настроении, порадуйте свой глаз картинами, в которых преобладают оранжево-зелёные тона. Голубой — действует успокаивающе и расслабляюще, стимулирует хорошее настроение создавая ощущения свободы и пространства. Оранжевый — усиливает чувство благополучия, вызывает радость. Этот «жизнерадостный» цвет способен улучшить работу сердечно-сосудистой системы. Жёлтый — стимулирует мозг, привлекает внимание,

долго сохраняется в памяти. Красный

является тёплым и раздражающим цветом. Это одновременно цвет любви, эмоций и активности, войны и крови. Не зря его любят люди эмоциональные, вспыльчивые, категоричные. Красный незаменим в рекламе, так как действует возбуждающе, заставляет прилагать усилия. Белый — один из изысканнейших цветов. Он может символизировать и роскошь настоящей жизни, и загадку потустороннего мира. Принято считать, что белый цвет идёт респектабельным мужчинам и утончённым женщинам. Важно учитывать не только символику цвета, но и сочетание цветов. Наиболее броскими можно назвать следующую десятку сочетаний: синий на белом; чёрный на жёлтом, зелёный на белом, чёрный на белом, зелёный на красном, красный на белом, оранжевый на чёрном, чёрный на белом,

жёлтый на чёрном. Цвет в рекламе влияет на настроение, отношения человека к рекламному призыву. Он может замкнуть пространство или сделать его безграничным. Цвет также может влиять на ощущение времени — от текущего до застывшего. Цвет в зависимости от насыщенности может оказывать разное влияние: красный способен поглощать другие краски; синий в избытке воспринимается как тяжёлый и мрачный; розовый действует утомляюще. Светлые и чистые тона цветов всегда вызывают положительные эмоции. Таким образом, цвет в рекламе способен привлечь внимание, сосредоточить взгляд на некоторых элементах реального мира или создать иллюзорные символические образы, что в свою очередь вызывает определённые ассоциации у потребителей.

Эффективное рекламное творчество не может быть работой по интуиции, потому что цвет в рекламе это и внутренний и внешний фактор, обоснованный социокультурными традициями и психолингвистическими исследованиями. Рекламные слоганы составленные с учётом цвета характеристик, обоснованные теорией воздействия цвета, вызывают положительную реакцию покупателя, а это в свою очередь гарантия продаж, растущего спроса продукции и, следовательно, вашего успеха и процветания.

• Цвет — важный составной элемент рекламы, имеющий мощное психофизиологическое воздействие.

• Цвет вызывает определённые ассоциации, влияет на настроение и поэтому определяет мотивацию покупательского спроса.

• В круг восприятия человека входит четыре основных цвета, которые имеют следующую психосимволику: зелёный успокаивает и даёт надежду; красный возбуждает и внутренне мобилизует; это цвет эмоций; жёлтый — солнечный, радостный, связан с ожиданиями; синий это цвет разума, воспринимается как тяжеловатый и мрачный.

• Светлые чистые тона вызывают положительные эмоции, переходы цветов могут создавать ощущение динамики или нестабильности; сочетания цветов могут привлечь внимание, выразить максимализм или традиционность, успокоить или возбудить.

• Вне конкуренции красочности находится знаковое выражение изысканности — сочетание чёрного и белого; серый и бордовый символизируют умеренность и солидность. По степени запоминаемости самым броским является сочетание чёрного и жёлтого, синего и белого, зелёного и белого.

• В силу ментальности и определённых архетипов в русском сознании традиционно доминирует сочетание красный (народный цвет, цвет красоты или агрессии, опасности), белый — король цветов, цвет чистоты, синий — цвет неба.

Our speech palette. Color-phonetics features of a text

Summary. A text effects on human through different channels. The major one is visual. An advertising text has synesthetic connections between sound as the first word element and a color. The article deals with interrelation of a sound, a color and a meaning of text. The author analyses visual channels of text's effect, connected with color associations.

Key words: text effect, sound, color, meaning of a text, color-phonetics.

http://www.meteor-city.top/#!cvetofonika/v7bgz

6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.