Научная статья на тему 'Разнообразие звуко-цветовых соответствий в алфавите у синестетов'

Разнообразие звуко-цветовых соответствий в алфавите у синестетов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1213
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНЕСТЕЗИЯ / SYNESTHESIA / СИНЕСТЕТ / SYNESTHET / ЗВУКО-ЦВЕТОВЫЕ СООТВЕТСТВИЯ / ЗВУК / SOUND / ГРАФОН / БУКВА / ЦВЕТ / COLOR / АЛФАВИТ / ALPHABET / SOUND-COLOR CAPABILITY / ALPHABET LETTER

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Еливанова М. А., Семушина Валерия Анатольевна

Статья посвящена изучению проблемы синестезии, которая проявляется в том, что раздражение в одной сенсорной или когнитивной системе ведѐт к автоматическому непроизвольному отклику в другой сенсорной системе. Восприятие на слух звуков, слов родного и иностранного языков рождает у некоторых людей цветовые (как варианты: вкусовые, обонятельные и т.п.) образы. В исследовании описываются варианты реакций истинных синестетов на предъявление стимулов (звуков/букв) в виде цветовых ассоциаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Variety of synesthetic sound - color correlations in alphabet

The article is concerned with investigating the problem of synesthesia, that manifests itself in the fact that stimulation in one sensorybased system or cognitive system leads to automatic reaction in another one. Perception of sounds, words of first language (or foreign language) can stimulate color (as variants also taste or olfactory ect) sensation. We describe variants of true sinesthets‘ reactions to stimulus presentation (sounds / letters).

Текст научной работы на тему «Разнообразие звуко-цветовых соответствий в алфавите у синестетов»

М. А. ЕЛИВАНОВА В. А. СЕМУШИНА

(Российский государственный педагогический университет, им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Россия)

УДК 81'23 ББК Ш100.6

РАЗНООБРАЗИЕ ЗВУКО-ЦВЕТОВЫХ СООТВЕТСТВИЙ В АЛФАВИТЕ У СИНЕСТЕТОВ

Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы синестезии, которая проявляется в том, что раздражение в одной сенсорной или когнитивной системе ведёт к автоматическому непроизвольному отклику в другой сенсорной системе. Восприятие на слух звуков, слов родного и иностранного языков рождает у некоторых людей цветовые (как варианты: вкусовые, обонятельные и т.п.) образы. В исследовании описываются варианты реакций истинных синестетов на предъявление стимулов (звуков/букв) в виде цветовых ассоциаций.

Ключевые слова: синестезия, синестет, звуко-цветовые соответствия, графон, буква, звук, цвет, алфавит.

Синестезия (греч. соощущение) - это нейрологический феномен, при котором раздражение в одной сенсорной или когнитивной системе ведёт к автоматическому непроизвольному отклику в другой сенсорной системе. По другому определению, синестезия - это явление, при котором раздражение одного из органов чувств наряду со специфическими вызывает ощущения, свойственные другому органу чувств (определения из статьи в «Википедии»).

Существуют разные её формы, среди них есть фонемная, графемная, а также смешанная фонемно-графемная цветовая синестезия. Стимулами в таких случаях являются фонемы или графемы (буквы и цифры). Проекционные синестеты реально ощущают цвет в момент действия стимула, а ассоциативные си-нестеты чувствуют очень сильную непроизвольную связь между стимулом и цветом.

Понятие синестезии активно используется психолингвистами

(А. П. Журавлёв, Л. П. Прокофьева, Т. Пугачёва и др.). В своих ассоциативных экспериментах они исходят из гипотезы о том, что подсознательно каждый человек ассоциирует с фонемами их цвет, поэтому всем без исключения людям свойственна латентная ассоциативная звуко-цветовая синестезия.

В приведенном нами опросе синестетов первоначально информация о цвете звуков русского алфавита была получена от А. И. Метелёвой, которая обладала цветным слухом. При обследовании цвета алфавита тестирование проводилось следующим образом: прослушав соответствующий каждой букве звук, она сообщала о его цвете или же об оттенке того или иного цвета.

Ниже приведены её данные о цвете алфавита (в скобках -сведения писателя В. Набокова из его книги «Другие берега»). Полужирным шрифтом указаны далее цвета букв, частоты которых достоверны по выборке более тридцати синестетов, протестированных нами (*** р < 0,001, ** р < 0,01, * р < 0,05; п от 33 до 23 для разных букв).

А - белое (чёрно-бурое, густое, без глянца). ***Красный, ** белый, *жёлтый.

Б - жёлтый лак (вишнёво-кирпичное). * Зелёный, **коричневый, *жёлтый.

В - чёрное, буроватое (розовато-телесное). **Синий, **зелёный, *коричневый.

Г - коричневое (чёрно-бурое). ** Коричневый, * чёрный, * синий, *зелёный.

Д - светло-коричневое (палевое). ** Коричневый, ** жёлтый, *чёрный.

Е - серое, водянистое (охряное). ***Зелёный, *жёлтый.

Ё - серое, черноватое (жёлтое, оранжеватое). **Зелёный, *жёлтый.

Ж - жёлтое, коричневатое (как горький шоколад). **Коричневый, *жёлтый.

З - золотисто-жёлтое (блестящее сиреневое). **Жёлтый, ** зелёный.

И - бесцветное, как вода (светло-палевое). **Жёлтый, **зелёный, *синий.

Й - бесцветное, как И (сведений нет). *Зелёный.

К - чёрное (черничное). ** Синий, *коричневый, *чёрный и чёрно-серый.

Л - зелёное (белёсое, как вермишель). *Синий, *зелёный, *красный, *жёлтый.

М - коричневатое (розово-фланелевое). ***Синий, *красный.

Н - коричневатое (белёсое, как смоленская каша). ***Синий, **зелёный.

О - мутновато-белое (белёсое, как миндальное молоко). ***Белый, *жёлтый.

П - серое (зелёное). **Серый, *коричневый, *синий, *зелёный, *чёрный.

Р - рыжеватое (чёрно-бурое, ровное). ***Красный, *чёрный.

С - серое (влажно-голубое). ***Жёлтый, **Синий, ** серый.

Т - коричневое (пастельное зелёное). **Чёрно-серый, **коричневый, *синий.

У - серенькое (золотистое). **Зелёный, *коричневый. Ф - рыжеватое (пыльно-ольховое зелёное). ***Фиолетовый. Х - тёмно-серое (белёсое, как сухая булка). ***Коричневый, ** серый.

Ц - как оцинкованное ведро (синеватое, жестяное). **Жёлтый, * серый.

Ч - серое (мутное, клистирное). ***Коричневый, серо-коричневый, *серый.

Ш - серое, как Ч (мутное, пушисто-сизое). ***Серый, *коричневый, *синий.

Щ - как Ш, но потемнее (как Ш, но с прожелтью). *** Серый, * коричневый.

Ы - серое (нет сведений). **Серый, *чёрный. Э - серое (белёсое, как шведский хлеб). **Коричневый,

* красный, *белый.

Ю - голубоватое с серым (жёлтое, латуневое). ** Красный,

* зелёный.

Я - коричневое (тёмно-коричневое, отполированное). *** Красный, * оранжевый.

Приведенные данные могут быть сгруппированы по цвету (без скобок указаны буквы у А.И. Метелёвой, в скобках - у В. Набокова). В чёрной группе В, К ( А, Г, Р); в серой - Е, Ё, П, С, У, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э (Ч,Ш, Щ), в белой -А, О (Л, Н, О, Х, Э), в коричневой Г, Д, М, Н, Т, Я (Ж, Я), красной - Р, Ф (Б, В, м), жёлтой - Б, Ж, З (д, Е, Ё, И, У, Ю); зелёной - Л (П, Т, Ф), в синей с переходом в фиолетовую (у В, Набокова) - Ю (С, Ц, К, З). Подобным образом группировались оттенки цвета у всех сине-стетов для последующей статистической обработки, причём не всегда было возможным отнести оттенок к определённому цветовому тону. В таких случаях выделялись группы с переходным цветом, например - жёлто-зелёный цвет, сине-зелёный, жёлто-оранжевый, красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, коричнево-зелёный, жёлто-коричневый, серо-коричневый, чёрно-серый.

Результаты статистической обработки показали, что значимые цвета букв у синестетов не всегда совпадают с данными исследователей, которые в своих ассоциативных экспериментах обследовали людей, проявляющих обычно звуко-цветовые ассоциации на подсознательном уровне. Частичное несовпадение результатов с другими авторами может объясняться прежде всего отличиями в условиях нашего опроса, при котором синесте-ты называли вполне осознанные и хорошо им известные звуко-цветовые соответствия букв алфавита.

Большинство опрошенных респондентов - фонемно-графемные синестеты, но среди них были и чисто фонемные или графемные. Оттенки цвета каждой буквы («буква» соответствует терминам «звукобуква», по А. П. Журавлёву, или «гра-фон», по Л. Р. Прокофьевой) и комбинации цветов в алфавите у синестетов строго индивидуальны. Они иногда могут испытывать затруднения в назывании оттенков цвета или в отнесении их к определённой цветовой группе, некоторые вообще избегают вербальной интерпретации и предпочитают ей раскрашивание букв алфавита с приближением по возможности к своему собственному цвету.

При вербальной характеристике цвета букв синестетами, кроме очень частых названий главных цветов хроматического

ряда (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматического ряда (белый, серый, чёрный), довольно часто используются названия цвета, получаемого от смешения цветов (коричневый, жёлто-зелёный, оранжево-жёлтый, сине-зелёный, зелёно-голубой, красно-фиолетовый, жёлто-коричневый и др.). Очень часто при этом имеются также указания на светлоту, яркость или насыщенность цвета (светло-синий, тёмно-зелёный, ярко-зелёный, тёмно-жёлто-оранжевый, тёмно-тёмно-серый, ярко-жёлтый, водянистый серый, бледный сине-серый, бледно-жёлтый, бледно-коричнево-жёлтый, тусклый красный, прозрачный светло-коричневый, сочный зелёный, блёклый оранжевый, насыщенный жёлтый, яркая насыщенная зелень, почти голубой блёклый синий, белёсый, приглушённо-красный и т.д.), которые присутствуют и в описании оттенков цвета (ярко-алый, светло-розовый, ярко-красный с золотистым отливом, нежно-розовый, мягкий серый, тёмно-стальной, блестящий ярко-жёлтый, яркий розовато-красный, светловатый жёлтый с бежевым оттенком, тускло-салатный, бледный сиреневатый, ярко-малиновый, блёкло-розовый, бледный серо-синий и т.п.).

Неопределённость оттенка выражается словами белёсый, серенький, мутновато-белый, холодновато-красный, зеленоватый и им подобными. Для уточнения оттенков синестеты обыкновенно применяют наименования цвета с денотативным значением (бордовый, морковный, сиреневый, розовый, рыжий, вишнёвый, золотисто-жёлтый, кирпично-красный, малиновый, васильковый, дымчато-серый, небесно-голубой, бирюзовый, жемчужно-кремовый, цвет слоновой кости, цвет морской волны, цвет асфальта, цвет красного дерева, серый мраморный, светло-древесный, шоколадный, серебряный, серебристый, золотистый, золотой, травянистый, салатный, лазурно-голубой, цвет горького шоколада, рубиновый, персиковый, томатный, медово-жёлтый, пурпурный, лимонный, берёзово-белый, ко-фейно-бежевый, изумрудно-зелёный, кирпичный, сливовый, графитовый, оливковый, угольно-чёрный, персиковый, горчичный, песочный, терракотовый, стальной, фуксия, металлический, болотный, винный, цвет кожи, кофе с молоком, лавандовый,

баклажановый, пшеничный, соломенно-жёлтый и пр.). Реже могут использоваться сравнения с цветом предмета (цвет выцветшей травы, цвет ёлки, цвет хвороста и веток, цвет чая средней заварки, цвет асфальта после дождя, жёлтый - как колосок, зелёный тёмный цвет листвы, цвет неба после дождя, жёлто - оранжевый - к ак яблочный сок и немного морковного, жёлтый - как солнце, жёлтый - как витамины «ревит», цвет молодой листвы, чёрно-синий - как небо перед грозой, тёмный мёд, жёлтый - как лакированное дерево, черно-буроватый -как земля, чёрный - как семечки подсолнуха, какао плюс немного молока). Заимствованные из других языков цветовые наименования, которые в русском языке не указывают на их денотат, также могут использоваться для описания оттенков (бежевый, палевый, лиловый, хаки, охра, виридиановый, маренговый).

Имеются сообщения от нескольких синестетов о наличии у них в алфавите окаймлённых другим цветом двухцветных букв и, в одном случае, об окрашенных в три горизонтальные полосы трёхцветных буквах. Приблизительно четвёртая часть опрошенных имеют в алфавите неокрашенные буквы, которые являются у них прозрачными, стеклянными или бесцветными, как вода.

Особенности цвета букв и сочетание их цветов в алфавите у синестетов обычно постоянны в течение жизни, но около 9 % респондентов сообщили о произошедшем у них изменении цвета некоторых букв в возрасте полового созревания, когда происходят гормональные перестройки в организме.

Можно предположить, что цвет алфавита у синестетов соответствует на психологическом уровне таким фенотипическим признакам, по которым обычно производится биологическая идентификации личности, как особенности пигментации и цвета радужки глаз, папиллярный узор кожи пальцев на руках или полиморфизм групп крови и других физиологических жидкостей организма.

Выражаем нашу благодарность создателю и куратору сайта «Синестезия. ру|ВКонтакте» А. В. Сидорову-Дорсо и всем нашим респондентам-синестетам за возможность получения первичных данных о цвете букв русского алфавита.

ЛИТЕРАТУРА

Журавлёв А. П. Фонетическое значение. - Л., 1974.

Журавлёв А. П. Звук и смысл. - М., 1991.

Прокофьева Л. П. Звуко-цветовая ассоциативность: универсальное, национальное, индивидуальное. - Саратов, 2007.

Пугачёва Т., Дымшиц М., Кулакова С. Звуко-цветовая синестезия и методы её исследования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: htpp: // www. dnp. ru.

©Еливанова М.А., 2018 ©Семушина В.А., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.