М. А. ЕЛИВАНОВА В. А. СЕМУШИНА
(Российский государственный педагогический университет, им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Россия)
УДК 81'23 ББК Ш100.6
РАЗНООБРАЗИЕ ЗВУКО-ЦВЕТОВЫХ СООТВЕТСТВИЙ В АЛФАВИТЕ У СИНЕСТЕТОВ
Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы синестезии, которая проявляется в том, что раздражение в одной сенсорной или когнитивной системе ведёт к автоматическому непроизвольному отклику в другой сенсорной системе. Восприятие на слух звуков, слов родного и иностранного языков рождает у некоторых людей цветовые (как варианты: вкусовые, обонятельные и т.п.) образы. В исследовании описываются варианты реакций истинных синестетов на предъявление стимулов (звуков/букв) в виде цветовых ассоциаций.
Ключевые слова: синестезия, синестет, звуко-цветовые соответствия, графон, буква, звук, цвет, алфавит.
Синестезия (греч. соощущение) - это нейрологический феномен, при котором раздражение в одной сенсорной или когнитивной системе ведёт к автоматическому непроизвольному отклику в другой сенсорной системе. По другому определению, синестезия - это явление, при котором раздражение одного из органов чувств наряду со специфическими вызывает ощущения, свойственные другому органу чувств (определения из статьи в «Википедии»).
Существуют разные её формы, среди них есть фонемная, графемная, а также смешанная фонемно-графемная цветовая синестезия. Стимулами в таких случаях являются фонемы или графемы (буквы и цифры). Проекционные синестеты реально ощущают цвет в момент действия стимула, а ассоциативные си-нестеты чувствуют очень сильную непроизвольную связь между стимулом и цветом.
Понятие синестезии активно используется психолингвистами
(А. П. Журавлёв, Л. П. Прокофьева, Т. Пугачёва и др.). В своих ассоциативных экспериментах они исходят из гипотезы о том, что подсознательно каждый человек ассоциирует с фонемами их цвет, поэтому всем без исключения людям свойственна латентная ассоциативная звуко-цветовая синестезия.
В приведенном нами опросе синестетов первоначально информация о цвете звуков русского алфавита была получена от А. И. Метелёвой, которая обладала цветным слухом. При обследовании цвета алфавита тестирование проводилось следующим образом: прослушав соответствующий каждой букве звук, она сообщала о его цвете или же об оттенке того или иного цвета.
Ниже приведены её данные о цвете алфавита (в скобках -сведения писателя В. Набокова из его книги «Другие берега»). Полужирным шрифтом указаны далее цвета букв, частоты которых достоверны по выборке более тридцати синестетов, протестированных нами (*** р < 0,001, ** р < 0,01, * р < 0,05; п от 33 до 23 для разных букв).
А - белое (чёрно-бурое, густое, без глянца). ***Красный, ** белый, *жёлтый.
Б - жёлтый лак (вишнёво-кирпичное). * Зелёный, **коричневый, *жёлтый.
В - чёрное, буроватое (розовато-телесное). **Синий, **зелёный, *коричневый.
Г - коричневое (чёрно-бурое). ** Коричневый, * чёрный, * синий, *зелёный.
Д - светло-коричневое (палевое). ** Коричневый, ** жёлтый, *чёрный.
Е - серое, водянистое (охряное). ***Зелёный, *жёлтый.
Ё - серое, черноватое (жёлтое, оранжеватое). **Зелёный, *жёлтый.
Ж - жёлтое, коричневатое (как горький шоколад). **Коричневый, *жёлтый.
З - золотисто-жёлтое (блестящее сиреневое). **Жёлтый, ** зелёный.
И - бесцветное, как вода (светло-палевое). **Жёлтый, **зелёный, *синий.
Й - бесцветное, как И (сведений нет). *Зелёный.
К - чёрное (черничное). ** Синий, *коричневый, *чёрный и чёрно-серый.
Л - зелёное (белёсое, как вермишель). *Синий, *зелёный, *красный, *жёлтый.
М - коричневатое (розово-фланелевое). ***Синий, *красный.
Н - коричневатое (белёсое, как смоленская каша). ***Синий, **зелёный.
О - мутновато-белое (белёсое, как миндальное молоко). ***Белый, *жёлтый.
П - серое (зелёное). **Серый, *коричневый, *синий, *зелёный, *чёрный.
Р - рыжеватое (чёрно-бурое, ровное). ***Красный, *чёрный.
С - серое (влажно-голубое). ***Жёлтый, **Синий, ** серый.
Т - коричневое (пастельное зелёное). **Чёрно-серый, **коричневый, *синий.
У - серенькое (золотистое). **Зелёный, *коричневый. Ф - рыжеватое (пыльно-ольховое зелёное). ***Фиолетовый. Х - тёмно-серое (белёсое, как сухая булка). ***Коричневый, ** серый.
Ц - как оцинкованное ведро (синеватое, жестяное). **Жёлтый, * серый.
Ч - серое (мутное, клистирное). ***Коричневый, серо-коричневый, *серый.
Ш - серое, как Ч (мутное, пушисто-сизое). ***Серый, *коричневый, *синий.
Щ - как Ш, но потемнее (как Ш, но с прожелтью). *** Серый, * коричневый.
Ы - серое (нет сведений). **Серый, *чёрный. Э - серое (белёсое, как шведский хлеб). **Коричневый,
* красный, *белый.
Ю - голубоватое с серым (жёлтое, латуневое). ** Красный,
* зелёный.
Я - коричневое (тёмно-коричневое, отполированное). *** Красный, * оранжевый.
Приведенные данные могут быть сгруппированы по цвету (без скобок указаны буквы у А.И. Метелёвой, в скобках - у В. Набокова). В чёрной группе В, К ( А, Г, Р); в серой - Е, Ё, П, С, У, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э (Ч,Ш, Щ), в белой -А, О (Л, Н, О, Х, Э), в коричневой Г, Д, М, Н, Т, Я (Ж, Я), красной - Р, Ф (Б, В, м), жёлтой - Б, Ж, З (д, Е, Ё, И, У, Ю); зелёной - Л (П, Т, Ф), в синей с переходом в фиолетовую (у В, Набокова) - Ю (С, Ц, К, З). Подобным образом группировались оттенки цвета у всех сине-стетов для последующей статистической обработки, причём не всегда было возможным отнести оттенок к определённому цветовому тону. В таких случаях выделялись группы с переходным цветом, например - жёлто-зелёный цвет, сине-зелёный, жёлто-оранжевый, красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, коричнево-зелёный, жёлто-коричневый, серо-коричневый, чёрно-серый.
Результаты статистической обработки показали, что значимые цвета букв у синестетов не всегда совпадают с данными исследователей, которые в своих ассоциативных экспериментах обследовали людей, проявляющих обычно звуко-цветовые ассоциации на подсознательном уровне. Частичное несовпадение результатов с другими авторами может объясняться прежде всего отличиями в условиях нашего опроса, при котором синесте-ты называли вполне осознанные и хорошо им известные звуко-цветовые соответствия букв алфавита.
Большинство опрошенных респондентов - фонемно-графемные синестеты, но среди них были и чисто фонемные или графемные. Оттенки цвета каждой буквы («буква» соответствует терминам «звукобуква», по А. П. Журавлёву, или «гра-фон», по Л. Р. Прокофьевой) и комбинации цветов в алфавите у синестетов строго индивидуальны. Они иногда могут испытывать затруднения в назывании оттенков цвета или в отнесении их к определённой цветовой группе, некоторые вообще избегают вербальной интерпретации и предпочитают ей раскрашивание букв алфавита с приближением по возможности к своему собственному цвету.
При вербальной характеристике цвета букв синестетами, кроме очень частых названий главных цветов хроматического
ряда (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматического ряда (белый, серый, чёрный), довольно часто используются названия цвета, получаемого от смешения цветов (коричневый, жёлто-зелёный, оранжево-жёлтый, сине-зелёный, зелёно-голубой, красно-фиолетовый, жёлто-коричневый и др.). Очень часто при этом имеются также указания на светлоту, яркость или насыщенность цвета (светло-синий, тёмно-зелёный, ярко-зелёный, тёмно-жёлто-оранжевый, тёмно-тёмно-серый, ярко-жёлтый, водянистый серый, бледный сине-серый, бледно-жёлтый, бледно-коричнево-жёлтый, тусклый красный, прозрачный светло-коричневый, сочный зелёный, блёклый оранжевый, насыщенный жёлтый, яркая насыщенная зелень, почти голубой блёклый синий, белёсый, приглушённо-красный и т.д.), которые присутствуют и в описании оттенков цвета (ярко-алый, светло-розовый, ярко-красный с золотистым отливом, нежно-розовый, мягкий серый, тёмно-стальной, блестящий ярко-жёлтый, яркий розовато-красный, светловатый жёлтый с бежевым оттенком, тускло-салатный, бледный сиреневатый, ярко-малиновый, блёкло-розовый, бледный серо-синий и т.п.).
Неопределённость оттенка выражается словами белёсый, серенький, мутновато-белый, холодновато-красный, зеленоватый и им подобными. Для уточнения оттенков синестеты обыкновенно применяют наименования цвета с денотативным значением (бордовый, морковный, сиреневый, розовый, рыжий, вишнёвый, золотисто-жёлтый, кирпично-красный, малиновый, васильковый, дымчато-серый, небесно-голубой, бирюзовый, жемчужно-кремовый, цвет слоновой кости, цвет морской волны, цвет асфальта, цвет красного дерева, серый мраморный, светло-древесный, шоколадный, серебряный, серебристый, золотистый, золотой, травянистый, салатный, лазурно-голубой, цвет горького шоколада, рубиновый, персиковый, томатный, медово-жёлтый, пурпурный, лимонный, берёзово-белый, ко-фейно-бежевый, изумрудно-зелёный, кирпичный, сливовый, графитовый, оливковый, угольно-чёрный, персиковый, горчичный, песочный, терракотовый, стальной, фуксия, металлический, болотный, винный, цвет кожи, кофе с молоком, лавандовый,
баклажановый, пшеничный, соломенно-жёлтый и пр.). Реже могут использоваться сравнения с цветом предмета (цвет выцветшей травы, цвет ёлки, цвет хвороста и веток, цвет чая средней заварки, цвет асфальта после дождя, жёлтый - как колосок, зелёный тёмный цвет листвы, цвет неба после дождя, жёлто - оранжевый - к ак яблочный сок и немного морковного, жёлтый - как солнце, жёлтый - как витамины «ревит», цвет молодой листвы, чёрно-синий - как небо перед грозой, тёмный мёд, жёлтый - как лакированное дерево, черно-буроватый -как земля, чёрный - как семечки подсолнуха, какао плюс немного молока). Заимствованные из других языков цветовые наименования, которые в русском языке не указывают на их денотат, также могут использоваться для описания оттенков (бежевый, палевый, лиловый, хаки, охра, виридиановый, маренговый).
Имеются сообщения от нескольких синестетов о наличии у них в алфавите окаймлённых другим цветом двухцветных букв и, в одном случае, об окрашенных в три горизонтальные полосы трёхцветных буквах. Приблизительно четвёртая часть опрошенных имеют в алфавите неокрашенные буквы, которые являются у них прозрачными, стеклянными или бесцветными, как вода.
Особенности цвета букв и сочетание их цветов в алфавите у синестетов обычно постоянны в течение жизни, но около 9 % респондентов сообщили о произошедшем у них изменении цвета некоторых букв в возрасте полового созревания, когда происходят гормональные перестройки в организме.
Можно предположить, что цвет алфавита у синестетов соответствует на психологическом уровне таким фенотипическим признакам, по которым обычно производится биологическая идентификации личности, как особенности пигментации и цвета радужки глаз, папиллярный узор кожи пальцев на руках или полиморфизм групп крови и других физиологических жидкостей организма.
Выражаем нашу благодарность создателю и куратору сайта «Синестезия. ру|ВКонтакте» А. В. Сидорову-Дорсо и всем нашим респондентам-синестетам за возможность получения первичных данных о цвете букв русского алфавита.
ЛИТЕРАТУРА
Журавлёв А. П. Фонетическое значение. - Л., 1974.
Журавлёв А. П. Звук и смысл. - М., 1991.
Прокофьева Л. П. Звуко-цветовая ассоциативность: универсальное, национальное, индивидуальное. - Саратов, 2007.
Пугачёва Т., Дымшиц М., Кулакова С. Звуко-цветовая синестезия и методы её исследования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: htpp: // www. dnp. ru.
©Еливанова М.А., 2018 ©Семушина В.А., 2018