Научная статья на тему 'ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ'

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
42
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пальчиковые игры / развитие речи / дошкольники / finger games / speech development / preschoolers

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гасникова Е.Е.

В последние годы в нашей стране увеличилось количество детей с отклонениями в развитии речи. Проблема исправления речи в наше время является очень актуальной. Детские психологи отмечают, что уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (телевидео-аудио и т. д.). Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINGER GAMES AND EXERCISES AS MEANS OF SPEECH DEVELOPMENT FOR PRESCHOOLERS

In recent years, the number of children with speech disabilities has increased in our country. The problem of speech correction is very relevant nowadays. Child psychologists note that the level of children's speech development has significantly decreased. Why? Parents talk less to their children because many of them are busy at work. Children talk less themselves because they watch and listen more (TV, video, audio, etc.). They rarely do anything with their own hands, because modern toys and things are arranged as conveniently as possible, but not effectively for the development of motor skills (clothes and shoes with Velcro instead of laces and buttons).

Текст научной работы на тему «ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

УДК 37

Гасникова Е.Е.

воспитатель

ГБДОУ Детский сад №28 Красногвардейского района (г. Санкт-Петербург, Россия)

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: в последние годы в нашей стране увеличилось количество детей с отклонениями в развитии речи. Проблема исправления речи в наше время является очень актуальной. Детские психологи отмечают, что уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (телевидео-аудио и т. д.). Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц).

Ключевые слова: пальчиковые игры, развитие речи, дошкольники.

Игра - один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Пальчиковые игры и упражнения - это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок; уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

По своей сути пальчиковые игры - это массаж и гимнастика для рук, а иногда и для ног. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления,

внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной. При повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у детей формируется правильное произношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

Все начинается с детства. Период детства бывает только однажды, и именно в это время ребенок открывает для себя мир вещей, окружающих предметов, звуков, эмоций. Дошкольный возраст - этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно родители. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в развитии связной речи.

Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям.

Во-первых, совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Известно, что дети, даже без специального обучения, с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи, создавая новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают определённого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать развитию творческого отношения к речи.

Для того чтобы заниматься развитием речи дошкольников самостоятельно, совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном ребенка. Используйте для этих занятий то, что ваш ребёнок видит вокруг: дома, на улице, в детском саду. Можно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. «Вот автомобиль, а что у него есть?» - «Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор...»; - «А что есть у дерева?» -«Корень, ствол, ветки, листья...». В возрасте 5 лет дети обычно хорошо усваивают названия основных цветов, значит их можно познакомить и с оттенками этих цветов (розовый, малиновый, темно-зеленый, светло-коричневый и т. д.).

Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: «Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?». Можно просто спросить: «Какой он?», так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и

рука. Значит, систематические упражнения по тренировке

движений пальцев рук является мощным средством повышения

работоспособности головного мозга.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры для детей 4-7 лет - Литера, 2017;

2. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики развиваем речь. - Литера, 2019;

3. Попова Г. П. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет. ФГОС ДО - Учитель, 2018;

4. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников, 2021

Gasnikova E.E.

Kindergarten No. 28 (St. Petersburg, Russia)

FINGER GAMES AND EXERCISES AS MEANS OF SPEECH DEVELOPMENT FOR PRESCHOOLERS

Abstract: in recent years, the number of children with speech disabilities has increased in our country. The problem of speech correction is very relevant nowadays. Child psychologists note that the level of children's speech development has significantly decreased. Why? Parents talk less to their children because many of them are busy at work. Children talk less themselves because they watch and listen more (TV, video, audio, etc.). They rarely do anything with their own hands, because modern toys and things are arranged as conveniently as possible, but not effectively for the development of motor skills (clothes and shoes with Velcro instead of laces and buttons).

Keywords: finger games, speech development, preschoolers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.