Научная статья на тему 'ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ'

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
312
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
умственная отсталость / психическое и физическое развитие / пальчиковая гимнастика / ЦНС / двигательные и речевые центры / концентрация / mental and physical development / finger gymnastics / сеШгаІ nervous system / motor and speech centers / concentration / ақыл-ой кемтарлыгы / психикалық және дене дамуы / саусақ гимнастикасы / орталық жүйке жүйесі / крзгалу және сөйлеу орталықтар / шогырлануы

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шаповалова А.С.

В данной статье рассматривается использование пальчиковой гимнастики как средства развития связной речи у детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью. Пальчиковая гимнастика играет важную роль в обучении и расценивается как одна из эффективных стратегий психического и физического развития детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers using finger gymnastics as a means for developing coherent speech of primary school сЫШшп with mild mental retardation. Finger gymnastics plays an important role in learning and is regarded as one of the effective strategies for mental and physical development of children.

Текст научной работы на тему «ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ»

УДК 373.1.02:372.8

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Ацдатпа

Макалада саусак гимнастикасын жещл акыл-eci KeMicTiri бар мектептеп Kinii жастагы балаларда уй-лес1мд1 сойлеуд1 дамыту куралы ретшде колдану ка-растырылады. Саусак гимнастикасы о куда манызды рель ащарады жэне балалардьщ психикальщ жэне физикальщ дамуыньщ тшмд1 стратегияларыньщ 6ipi ретшде корсетшедг

Аннотация

В данной статье рассматривается использование пальчиковой гимнастики как средства развития связной речи у детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью. Пальчиковая гимнастика играет важную роль в обучении и расценивается как одна из эффективных стратегий психического и физического развития детей.

Annotation

The article considers using finger gymnastics as a means for developing coherent speech of primary school children with mild mental retardation. Finger gymnastics plays an important role in learning and is regarded as one of the effective strategies for mental and physical development of children.

Источники способностей и дарований детей -на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.

В.А. Сухомлинский.

Важным элементом общественной жизни людей является речь. Речь — это форма общения людей между собой посредством языка, условие жизни человеческого общества, средство воздействия на сознание человека, выработки мировоззрения, формирования вкусов и норм поведения, а также удовлетворения потребностей в общении между людьми. Именно она является фундаментальной

Шаповалова А. С.,

студентка кафедры психологии

и дефектологии, Костанайский государственный

педагогический университет имени У.Султангазина, г. Костанай

Нег1зг1 свздер: ацыл-ой кемтар-лыгы, психикальщ жэне дене да-муы, саусац гимнастикасы, орта-лыц ■)/(■} йке .)/(■} iieci, крзгалу жэне свйлеу орталыцтар, шогырлануы.

Ключевые слова: умственная отсталость, психическое и физическое развитие, пальчиковая гимнастика, ЦНС, двигательные и речевые центры, концентрация.

Keywords: mental and physical development; finger gymnastics; central nenwtts system; motor and speech centers; concentration.

CS

К I

<c

m

о

СП &

w О в; s

L

0 §

1 X Ш E-

K S

Рч

о

ш E-

3(29)/2020

ш

основой умственной деятельности человека. По мнению С.Л. Рубинштейна, связная речь — это такой отрезок, который имеет большую протяженность и разделяется в особенности на самостоятельные элементы и полное смысловое высказывание. Он отмечает, что связная речь строится на умении раскрывать мысль в связном речевом построении. Именно связная речь обладает систематичным и последовательным характером изложения и включает в себя такие признаки, как логичность, последовательность и грамматическую правильность [6,с. 553].

Связная речь у детей с умственной отсталостью отличается от речи детей с нормальным развитием. А.К. Аксенова выделяет характерные черты нарушения связной речи у детей с умственной отсталостью. У детей данной категории наблюдается отсутствие полноты и развернутости в высказываниях, отсутствие верной последовательности в передаче изложения, отсутствие логической зависимости между явлениями, наблюдаются пропуски слов, словосочетаний, которые являются необходимыми элементами фраз, неправильное использование языковых средств связи, а также недостаточная выразительность.

Младшие школьники с умственной отсталостью достаточно длительно задерживаются на этапе вопросно-ответной и си-§ туационной форм речи. Им трудно дается << переход к самостоятельному высказываем нию. При формировании связных высказы-<! вании дети данной категории испытывают О потребность в постепенной стимуляции со Щ стороны учителя, которая заключается в 0 виде вопросов или подсказок [ 1 ,с. 17]. § В своих исследованиях М.М. Кольцова

ьн

пришла к заключению, что развитие рече-н вых областей происходит под воздействи-® ем кинестетических импульсов от рук, К а точнее от пальцев. Для формирования § связной речи важно развивать мелкую моторику рук с самого детства. Именно мелкая моторика рук является важным эле-

ментом взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы. Центры, которые отвечают за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко друг к другу в головном мозге человека [3,с. 97].

Развитию мелкой моторики уделяется большое внимание почти с самого рождения ребенка. По мнению И.М. Сеченова, правильные движения рук детей не передаются по наследству, а формируются в процессе обучения и воспитания, как окончательный результат образования ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными ощущениями в течение активной взаимосвязи с окружающим миром [2,с.58-61].

Мария Монтессори, итальянский врач, создатель педагогической системы, которая основана на идее свободного воспитания, писала, что каждое движение ребёнка - это ещё одна из складочек в коре больших полушарий головного мозга. Различные тренировки в обычной жизни играют важную роль для развития детей. Упражнения для развития пальцев рук является значительным общетонизирующим фактором для коры головного мозга. По мнению Монтессори, при помощи различных упражнений, которые развивают мелкую моторику рук, ребенок учится следить за собой и своими вещами, учится правильно застегивать пуговицы, пришивать их, шнуровать ботинки. Поэтому мелкая моторика рук взаимосвязана и с тем, на сколько самостоятелен ребенок в окружающей его среде, а следовательно развитие мелкомоторных функций, координации движений, концентрации внимания, умение довести выбранную работу до конца, получить удовольствие от сделанного — это очень важно и для становления личности человека в целом [5].

Для развития мелкой моторики рук необходимо как можно чаще проводить пальчиковую гимнастику у детей дошкольного возраста. Пальчиковая гимнастика — это инсценировка стихов или каких-либо исто-

рий при помощи пальцев.

Главенствующей целью пальчиковой гимнастики является умение у ребенка переключать внимание, совершенствование координации и мелкой моторики рук, что непосредственно оказывает воздействие на умственные способности ребенка. Во время того, когда ребенок повторяет стихотворение и одновременно осуществляет движения пальцами, у него образуется правильное звукопроизношение, совершенствуется умение быстро и четко говорить, улучшается память, повышается согласование движения и речи.

Применение пальчиковой гимнастики оказывает положительный результат. Такие упражнения для движений пальцев и кистей рук являются значительным средством развития мышления детей. Во время этого у ребенка повышается уровень работоспособности головного мозга, следовательно, при двигательных упражнениях работают не пальцы, а сам головной мозг.

Мелкая моторика напрямую связана с речевыми способностями ребенка. Двигательные и речевые центры связаны друг с другом в головном мозге, и при двигательных упражнениях пальцев и кистей рук происходит переход от двигательного центра на речевые центры головного мозга, что приводит к быстрому увеличению работоспособности речевых зон. У детей, которых есть нарушения в речевом развитии, наблюдаются малоподвижные пальчики, также движения пальчиков неточны и мало согласованны. Из этого следует, что таким деткам обязательно проводить пальчиковую гимнастику для того, чтобы стимулировать развитие речи[4,с. 119].

При систематическом проведении пальчиковой гимнастики у детей с умственной отсталостью происходит стимуляция деятельности речевых зон, развивается умение вслушиваться и понимать смысл речи, повышается речевая активность в целом. Во время выполнения пальчиковой гимна-

стики дети проговаривают короткие стихотворные строчки, тем самым речь становится более четкой, яркой и ритмичной.

Еще на протяжении многих веков наши предки создавали замечательные потешки, прибаутки, сказки, в которых реальный мир представлен ярко и художественно. Эта традиция также продолжается в современной педагогике. Многочисленное количество авторов разрабатывают упражнения для пальчиковой гимнастики (М. С. Воронцова, И. Светлова, Л. Павлова, В. В. Цвынтарный и др.)[7].

О пальчиковой гимнастики можно говорить как о глобальном, дидактическом и развивающем материале. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребёнка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковые игры — хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребёнка к письму и развить координацию. Использование пальчиковой гимнастики является универсальным средством для всего организма ребенка в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1.Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Развитие связной устной речи у умственно отсталых учащихся на специальных уроках - Дефектология, 1987. - №6. - 32 с.

2.Волков Б.С. Детская психология: Логические схемы. - М.: Гуман. изд. Центр ВЛАДОС. - 2002 - 256 с.

3.Кольцова М. М. Ребенок учится гово- §

ни

рить. - М.: «Сов. Россия», 1973. - 122 с. <5

4.Кольцова М.М. Двигательная актив- §

СП

ность и развитие функций мозга ребёнка <!

[Текст] / М.М. Кольцова.М.: Педагогика, §

1973,- 144с. g

5.Монтессори М. Дом ребенка: Метод q научной педагогики. - Гомель, 1993. §

6.Рубинштейн С.Л. Основы общей пси- ® хологии — М.: Питер, 2015. - 713 с.

7.Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гим- ® настика для пальчиков. - М.: Издательство § ЭКСМО, 2010. g

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.