Научная статья на тему 'П. С. Паллас и И. И. Лепехин - исследователи этнографии мордвы (к 250-летию "физических" экспедиций Академии наук)'

П. С. Паллас и И. И. Лепехин - исследователи этнографии мордвы (к 250-летию "физических" экспедиций Академии наук) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1501
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / МОРДВА / МОКША / ЭРЗЯ / КАРАТАИ / БИНАРНОСТЬ / ЭКСПЕДИЦИИ / ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЗАНЯТИЯ / ЗЕМЛЕДЕЛИЕ / СКОТОВОДСТВО / ПЧЕЛОВОДСТВО / ОХОТА / БЫТ / КРЕСТЬЯНЕ / ОБЫЧАИ / КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мокшин Николай Федорович, Мокшина Елена Николаевна

В 2018 г. исполнилось 250 лет с начала работы одной из крупнейших экспедиций, организованных в XVIII в. Российской Академией наук. Названа она была «Физической» или «Академической». Работала экспедиция в течение шести лет с 1768 по 1774 годы. Ее начальником решением Академии наук назначили П. С. Палласа. Экспедиция состояла из нескольких отрядов, которыми руководили крупные российские ученые П. С. Паллас, И. И. Лепехин, Н. П. Рычков, И. П. Фальк, И.-Г. Георги и др. Вклад этой экспедиции в изучение России был поистине огромен. Она сохранила для нас уникальные сведения по археологии, этнографии, истории, географии, ботанике, зоологии и другим областям знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

P. S. PALLAS AND I. I. LEPEKHIN - RESEARCHERS OF ETHNOGRAPHY OF MORDVA (ON THE 250TH ANNIVERSARY OF THE "PHYSICAL" EXPEDITIONS OF THE ACADEMY OF SCIENCES)

In 2018, it was 250 years since the beginning of the work of one of the largest expeditions organized in the 18th century. Russian Academy of Sciences. She was named «Physical» or «Academic». The expedition worked for six years from 1768 to 1774. P. S. Pallas was appointed its head by the decision of the Academy of Sciences. The expedition consisted of several detachments led by major Russian scientists P. S. Pallas, I. I. Lepekhin, N. P. Rychkov, I. P. Falk, I.-G. Georgi and others. The contribution of this expedition to the study of Russia was truly enormous. She has kept for us unique information on archeology, ethnography, history, geography, botany, zoology and other areas of knowledge.

Текст научной работы на тему «П. С. Паллас и И. И. Лепехин - исследователи этнографии мордвы (к 250-летию "физических" экспедиций Академии наук)»

IV. ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 07.00.00)

15. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ И СОВРЕМЕННЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

15.1. П. С. ПАЛЛАС И И. И. ЛЕПЕХИН - ИССЛЕДОВАТЕЛИ ЭТНОГРАФИИ МОРДВЫ (К 250-ЛЕТИЮ «ФИЗИЧЕСКИХ» ЭКСПЕДИЦИЙ АКАДЕМИИ НАУК)

Мокшин Николай Федорович, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории России

Место работы: ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева».

kaf_dor@mail.ru

Мокшина Елена Николаевна, доктор исторических наук, профессор кафедры истории России

Место работы: ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева»

ENM2112@mail.ru

Аннотация: в 2018 г. исполнилось 250 лет с начала работы одной из крупнейших экспедиций, организованных в XVIII в. Российской Академией наук. Названа она была «Физической» или «Академической». Работала экспедиция в течение шести лет с 1768 по 1774 годы. Ее начальником решением Академии наук назначили П. С. Палласа. Экспедиция состояла из нескольких отрядов, которыми руководили крупные российские ученые - П. С. Паллас, И. И. Лепехин, Н. П. Рычков, И. П. Фальк, И.-Г. Георги и др. Вклад этой экспедиции в изучение России был поистине огромен. Она сохранила для нас уникальные сведения по археологии, этнографии, истории, географии, ботанике, зоологии и другим областям знания.

Ключевые слова: этнографические исследования, мордва, мокша, эрзя, каратаи, бинарность, экспедиции, хозяйственные занятия, земледелие, скотоводство, пчеловодство, охота, быт, крестьяне, обычаи, культура.

P. S. PALLAS AND I. I. LEPEKHIN - RESEARCHERS OF ETHNOGRAPHY OF MORDVA (ON THE 250TH ANNIVERSARY OF THE «PHYSICAL» EXPEDITIONS OF THE ACADEMY OF SCIENCES)

Mokshin Nikolay F., doctor of the historical sciences, professor, chair of the Russian history department. Place of employment: the Mordovian State University

kaf_dor@mail.ru

Mokshina Elena N., doctor of historical sciences, professor of the department of history of Russia Place of employment: the Mordovian State University

ENM2112@mail.ru

Abstract: in 2018, it was 250 years since the beginning of the work of one of the largest expeditions organized in the 18th century. Russian Academy of Sciences. She was named «Physical» or «Academic». The expedition worked for six years from 1768 to 1774. P. S. Pallas was appointed its head by the decision of the Academy of Sciences. The expedition consisted of several detachments led by major Russian scientists - P. S. Pallas, 1.1. Lepekhin, N. P. Rychkov, I. P. Falk, I.-G. Georgi and others. The contribution of this expedition to the study of Russia was truly enormous. She has kept for us unique information on archeology, ethnography, history, geography, botany, zoology and other areas of knowledge.

Keywords: ethnographic studies, Mordovians, Moksha, Erzya, Karatai, binary, expeditions, economic activities, agriculture, cattle breeding, beekeeping, hunting, life, peasants, customs, culture.

В 2018 г. исполнилось 250 лет с начала работы одной из крупнейших экспедиций, организованных в XVIII в. Российской Академией наук. Названа она была «Физической» или «Академической». Работала экспедиция в течение шести лет с 1768 по 1774 годы. Ее начальником решением Академии наук назначили П. С. Палласа. Экспедиция состояла из нескольких отря-

дов, которыми руководили крупные российские ученые - П. С. Паллас, И. И. Лепехин, Н. П. Рычков, И. П. Фальк, И.-Г. Георги и др. Вклад этой экспедиции в изучение России был поистине огромен. Она сохранила для нас уникальные сведения по археологии, этнографии, истории, географии, ботанике, зоологии и другим областям знания.

Мокшин Н. Ф., Мокшина Е. Н.

П. С. ПАЛЛАС И И. И. ЛЕПЕХИН - ИССЛЕДОВАТЕЛИ ЭТНОГРАФИИ МОРДВЫ (К 250-ЛЕТИЮ «ФИЗИЧЕСКИХ» ЭКСПЕДИЦИЙ АКАДЕМИИ НАУК)

Участники Академической экспедиции 1768-1774 гг. являлись разносторонними учеными. Так, к примеру, П. С. Паллас совмещал в себе зоолога и ботаника, геолога и географа, этнографа и музееведа. Прекрасное образование было у И. И. Лепехина, получившего степень доктора медицины в Страсбургском университете. То же самое можно сказать и о других руководителях и участниках экспедиции. Маршруты отрядов экспедиции были обширными. Они охватывали Поволжье и Кавказ, Урал и Сибирь. Большое внимание все участники Академической экспедиции уделяли изучению природных условий, хозяйству, культуре, быту, этническому составу и истории народов Среднего Поволжья, в том числе и мордвы.

Если в работах прежних как отечественных, так и зарубежных авторов материалы о мордовском народе были фрагментарными1, то в сочинениях участников Академической экспедиции мы находим весьма точные и подробные наблюдения по многим сторонам материальной и духовной культуры, общественной и семейной жизни, этногенеза и этнической истории, языка и верований мордвы, ее этнокультурным взаимосвязям с другими народами. Особенно большое значение в этом отношении имеют труды П. С. Палла-са и И. И. Лепехина2

Петр Симон Паллас (1741-81 гг.), немец, по образованию зоолог, был приглашен в Россию в 1768 г., стал профессором в Петербурге. Хотя Паллас до приезда в Россию уже был известным молодым немецким ученым, но в ученого мирового уровня он сформировался за время более чем сорокадвухлетней деятельности на поприще российской науки, что дает основания считать его также русским ученым.

Во время своего путешествия по Среднему Поволжью П. С. Паллас посетил ряд мордовских, как мокшанских, так и эрзянских, сел: Пилокшово, Чиркуш, Пермеево, Гичалки или Ичалы, Шадин, Коршиман, Кимишкир, Се-ликсы, Мелекес Мордовский, Кармала, Седелкино, Афонкино, Соккармала, Алесеево, или Вечкан, Еремкин, Усюково, Санчалево, Биларатка, Шелехмет и др.

Одним из первых исследователей Паллас обратил внимание на бинарность мордвы, описав как сходства, так и различия между мордвой-мокшей и мордвой эрзей. Он впервые ввел в научный оборот сведения об антропологических признаках мокши и эрзи: «Светло-русых и рыжеволосых у них (мокши. - авт.) меньше, нежели у Ерзянцев, однако и сии по большей части имеют темно-русые волосы»3.

Характеризуя хозяйственные занятия мордовских крестьян, он отмечает приверженность их к земледелию, указывает и на некоторые другие отрасли их хозяйства (пчеловодство, охоту): «...должно им приписать похвалу, что они рачительные пахари, и почти Российских мужиков в том превосходят. Они же обыкновенно имеют пчельники, и столько оных содержат, сколько им возможно, и время этому допущает. Живущие в лесистых странах ходят зимою и на звериные промыслы, и не пропускают случая, при котором мож-

1 Мокшин Н. Ф., Мокшина Е. Н., Сушкова Ю. Н. Финно-угорские народы. Саранск, 2009. С. 22-23; Мокшина Е. Н. Мордовский народ в русских летописях и других письменных источниках средневековья // Социально-политические науки. М. 2013. № 1. С. 27-30.

2 Мокшин Н. Ф. Мордва глазами зарубежных и российских путешественников. Саранск, 1993. С. 65-67.

3 Паллас П.-С. Путешествия по разным провинциям Российской империи. Ч. 1. СПб., 1773. С. 112.

но получить себе прибыль»4.

Сочинение Палласа содержит ряд уникальных зарисовок относящихся к общественным и семейным обычаям мордовского народа (свадьба, наречение невесты новым домашним именем, обычай наречения именем вообще и др.). При этом он не просто описывает эти обычаи, но и стремится объяснить их, докопаться до их корней. Так, говоря о бытовавшем в прошлом у мордвы обычае женить малолетних мальчиков на взрослых девицах («.часто сочетавали браком малолетних детей, да и ныне еще не редко обручают мальчиков со взрослыми девицами.»), ученый связывает его со стремлением «получить больше работниц»5

Представляют интерес заметки Палласа о близости хозяйственных занятий, материальной и духовной культуры мордвы с русскими, что особенно проявляется в смешанных мордовско-русских поселениях. Впервые в науке ученый подробно описал «одеяние мордвинских жен» как в будни, так и в праздники, народные украшения, способы изготовления красителей, отмечает специфические черты в одежде мокшанок и эрзянок, приводит мордовскую терминологию ряда элементов одежды и украшений, сравнивает одежду мордвы с костюмом соседних народов, например, чуваш. Весьма ценно указание Палласа на отсутствие идолов у мордвы, опровергающее утверждения ряда авторов о мордве как народе идолопоклонническом: «Они единогласно уверяли, что у них не было никаких идолов.»6.

Как естествоиспытатель, Паллас уделял большое внимание описанию животного и растительного мира, полезных ископаемых, почв мордовской земли, домашнего скота и способов ухода за ним, лекарственных растений, приводя при этом их русские, мордовские и латинские названия, народных приемов изготовления лекарств и их использования при лечении от различных болезней7.

Таким образом, Паллас сумел собрать ценные экспедиционные материалы по самым разнообразным сторонам культуры и быа мордовского народа, научное значение которых со временем не только не убывает, а возрастает. Кроме того, Палласом была собрана богатейшая коллекция мордовской одежды и украшений, ставшая уникальной. Она была представлена им в Кунсткамеру. Это самая ранняя коллекция мордовской одежды, сохранившаяся до наших дней.

Маршрут второй Оренбургской экспедиции под руководством И. И. Лепехина в 1769-1770 гг. проходил через Муром - Арзамас - бассейны рек Пьяна и Сура - Алатырь - Черемшан - Саратов - Царицын. Изучение мордвы членами экспедиции проводилось в деревнях Андо-сово, Юмарга, Кармала, Караульная гора, Седелкино, Соккармала, Сосны, Новый Бетермыш, Еремкино, Узю-ково, Самчалеево, Беденьга, Шелехмат, Синенькое и др.

Иван Иванович Лепехин (1740-1802 гг.) был выходцем из «худородных» низов, сын солдата, дослужившегося до младшего офицера лейб-гвардии Преображенского полка. Он получил хорошее образование. Вначале учился в Академической гимназии, потом в Академическом университете Петербургской Академии наук. Его другом и наставником был профессор С. П. Крашенинников. В 1762 г. его направили в Страсбург-

4 Паллас П.-С. Указ. раб. С. 83-84.

5 Там же. С. 111-112, 241.

6 Там же. С. 110.

7 Мокшин Н. Ф. Мордва глазами зарубежных и российских пу-

тешественников. С. 70.

ский университет для изучения медицины. Окончил университет в 1767 г., получив степень доктора медицины. Вернувшись в Петербург, был определен адъюнктом и секретарем Академии наук, а с 1771 г. стал академиком в области естественных наук. Принимал участие в большом числе научных экспедиций, занимавшихся обследованием различных регионов России с этнографической и естествоведческой точек зрения.

Лепехин был незаурядным исследователем, в ком добросовестность и точность наблюдений сочетались с умом и желанием деловым советом, знаниями помочь тем, кто в них нуждался. Он не противопоставлял себя простому народу, поэтому со многими информаторами у исследователя сложились весьма доверительные отношения.

Лепехин обратил внимание на двуединый состав мордовского народа, написав: «Мордва разделяется собственно на два колена, из которых первое называется Мокшанским, а другое Ерзянским...». Он впервые упоминает об особом «.роде Мордвы, которых Кара-таями называют, и которых только три деревни в Казанском уезде находятся». Эти деревни (Мордовские Каратаи, Заовражные Каратаи и Шершалан), находящиеся ныне в Камско-Устьинском районе Республики Татарстан, сохранились до настоящего времени .

По итогам экспедиции И. И. Лепехин написал очерки «О мордве, чувашах, татарах» и «О жителях при Че-ремшане», в которых немало рассказал о мордве, напечатанных в первом томе его «Дневных записок». Ученый отметил много сходных черт в хозяйстве, культуре и быте народов Среднего Поволжья как между собой, так и с русскими. Он проследил его по типам поселений, в общественном управлении деревнями, в земледелии, пище, одежде и др.

Лепехин называет огородные и полевые культуры, которые выращивали поволжские народы, в том числе мордва, описывает способы удобрения полей и уборки урожая, его обработки и хранения, характеризует иные сельскохозяйственные занятия (животноводство, пчеловодство, рыболовство, домашние ремесла). При этом ученый старается не повторять наблюдения других исследователей, а стремится собрать новые, ранее неизвестные материалы. Об этом он писал так: «В рассуждении обрядов и обыкновений может быть кто скажет, что те же щи перевариваю, ибо об них довольно писано. Сего я оспаривать не буду, но только то скажу, что они от прежнего много разнятся, и по соседству с россиянами научилися изъяснять свои мысли на российском языке, почему и мне случалося от них много проведать самому такого, о чем другие не писали»9.

Немалый интерес представляет сообщение Лепехина о существовании у мокши и эрзи до христианизации эндогамии: «Разность двух Мордовских поколений видна и из того, что до крещения их не дозволялося Мокшанам брать Ерзянок, а Ерзянам Мокшанок, но всяк довольствовался своею породою»10.

Много внимания уделил Лепехин религиозным веро-

8 Дневные записки путешествия доктора и Академии наук адъюнкта Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства, 1768 и 1769 году. СПб., 1771. С. 155; Мокшин Н. Ф., Мокшина Е. Н., Сушкова

Ю. Н., Гришаков В. В. Этнография финно-угорских народов. Саранск, 2017. С. 160-162.

9 Дневные записки путешествия доктора и Академии наук адъюнкта Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства, 1768 и 1769 году. С. 154.

10 Там же. С. 156.

ваниям и обрядам поволжских народов, в том числе мордвы. «Чуваша и мордва, - констатировал он, - хотя просвещены святым крещением, однако, между ими попадаются семьи, которые живут по старой вере, и редкую можно найти деревню, при которой не были видны остатки прежнего их богомолия»11. Он описывает некоторые традиционные дохристианские мордовские моления, приводит даже несколько молитвенных текстов, записанных им на мордовском языке, отмечает возникшие в связи с принятием православной веры смешанные формы верований (дохристианско-христианские), характеризует родильные, погребальные и поминальные обряды, сватовство, женитьбу12 Лепехин сообщает о существовании у мордвы в прошлом обычаев многоженства и левирата: «Когда они были еще язычниками, то хотя дозволялося им брать столько жен, сколько кто содержать в состоянии, однако, смотря по крестьянским достаткам, никто более трех жен не имел. Двух сестер родных брать у них за грех не почи-талося, с тем только различием, если первая сестра умрет. В протчем до крещения мордва имела право продавать своих жен с прижитыми детьми, когда они им не полюбятся, и брать других»13. Он верно заключает, что встречавшееся у мордвы умыкание (кража невесты) практиковалось в основном неимущими, не имевшими возможности платить за невесту выкуп.

Важно отметить, что вдумчивые наблюдения Лепехина над жизнью народа постоянно сопровождались практическими советами о способах ее улучшения. Путешественник повсюду видел нужду, гнет, отсталость и невежество. Трудности народной жизни глубоко трогали его, поэтому ученый делился своими соображениями по поводу улучшения быта. Доказывал Лепехин необходимость расширения пахотных земель путем осушения болот вместо вырубки лесов, повышать урожай советовал внесением доступных минеральных удобрений (извести, мергеля), писал о вреде мочки пеньки в озерах, отчего гибнет рыба, о желательности замены бурлацкой тяги барок на Волге конной, о напрасном предубеждении крестьян против строительства каменных домов и т.д.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 70,12%.

Список литературы:

1. Дневные записки путешествия доктора и Академии наук адъюнкта Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства, 1768 и 1769 году. - СПб., 1771. - 537 с.

2. Мокшин Н. Ф. Мордва глазами зарубежных и российских путешественников / Н. Ф. Мокшин. - Саранск: Мор-дов. кн. изд-во, 1993. - 240 с.

3. Мокшин Н. Ф. Мордва и вера / Н. Ф. Мокшин, Е. Н. Мокшина. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2005. - 532 с.

4. Мокшин Н. Ф. Финно-угорские народы / Н. Ф. Мокшин, Е. Н. Мокшина, Ю. Н. Сушкова. - Саранск, 2009. - 48 с.

5. Мокшин Н. Ф. Этнография финно-угорских народов / Н. Ф. Мокшин, Е. Н. Мокшина, Ю. Н. Сушкова, В. В. Гришаков. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2017. - 176 с.

6. Мокшина Е. Н. Мордовский народ в русских летописях и других письменных источниках средневековья // Социально-политические науки. - М. - 2013. - № 1. - С. 27-30.

7. Паллас П.-С. Путешествия по разным провинциям Российской империи. Ч. 1 / П.-С. Паллас. - СПб., 1773. - 774 с.

11 Там же. С. 162.

12 Мокшин Н. Ф., Мокшина Е. Н. Мордва и вера. Саранск, 2005.

13 Дневные записки. С. 173.

Мокшин Н. Ф., Мокшина Е. Н.

П. С. ПАЛЛАС И И. И. ЛЕПЕХИН - ИССЛЕДОВАТЕЛИ ЭТНОГРАФИИ МОРДВЫ (К 250-ЛЕТИЮ «ФИЗИЧЕСКИХ» ЭКСПЕДИЦИЙ АКАДЕМИИ НАУК)

РЕЦЕНЗИЯ

на статью докторов исторических наук, профессоров Н. Ф. Мокшина и Е. Н. Мокшиной «П. С. Паллас и И. И. Лепехин -исследователи этнографии мордвы (к 250-летию «физических» экспедиций Академии наук)» В 2018 г. исполнилось 250 лет с начала работы одной из крупнейших экспедиций, организованных в XVIII в. Российской Академией наук. Названа она была «Физической» или «Академической». Работала экспедиция в течение шести лет с 1768 по 1774 годы. Экспедиция состояла из нескольких отрядов, которыми руководили крупные российские ученые -П. С. Паллас, И. И. Лепехин, Н. П. Рычков, И. П. Фальк, И.-Г. Георги и др. Вклад этой экспедиции в изучение России был поистине огромен. Она сохранила для нас уникальные сведения по археологии, этнографии, истории, географии, ботанике, зоологии и другим областям знания.

Представленная на рецензию статья посвящена изучению вклада двух выдающихся участников этой экспедиции П. С. Палласа и И. И. Лепехина в разработку проблем этнографии мордовского народа. Авторы статьи со всей тщательностью изучили научное наследие этих ученых, посвященное мордве. Их рассуждения интересны, логичны, аргументированы. Думаю, что публикация данной статьи будет весьма полезной, поскольку привлечет к данной теме многих читателей.

Статья заслуживает высокой оценки и может быть рекомендована к опубликованию в ведущих рецензируемых научных журналах.

Доктор исторических наук, профессор,

зав. кафедрой международного и европейского права

ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева»

Ю. Н. Сушкова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.