УДК 39(= 511.152)
ББК 63.5
Деникаева Екатерина Александровна
аспирант
кафедры теория и история культуры Российский государственный социальный университет
г. Москва Denikaeva Ekaterina Aleksandrovna Post-graduate Chair of the Culture Theory and History Russian State Social University Moscow
К проблеме историографии изучения орнаментики финно-угорских народов (на примере орнаментальных мотивов мордвы-эрзи и мокши)
To the Problem of Historiography of Studying the Ornaments of the Finno-Ugric Peoples (By the Example of Ornamental Themes of the Mordovians
-Erzy and Moksha)
Статья посвящена историографии изучения орнаментики народов финноугорской языковой группы мордвы-эрзи и - мокши. В работе дан обзор, осуществлена оценка источников по теме. Проанализировано состояние научной мысли по проблеме, начиная с ХУШ в. и кончая современностью, оцениваются предположения ученых о природе возникновении орнамента, сравниваются различные точки зрения, делаются выводы.
This article is devoted to the historiography of studying the ornaments of the Finno-Ugric language group, the Mordovians-Erzy and -Moksha. In this work the review and the evaluation of the sources on this topic have been made. The condition of the scientific thoughts on the problem is analyzed since ХУШ century till modern times; the assumptions of scientists on the ornament nature are estimated, the various points of view are compared, the conclusions are made.
Ключевые слова: историография, этнография, орнамент, декоративноприкладное искусство, резьба, одежда, декор, вышивка, знак, узор, символ, мифология, семантика
Key words: historiography, ethnography, ornament, decorative and applied art, carving, clothes, decor, embroidery, sign, pattern, symbol, mythology, semantics.
На протяжении всей истории существования этноса формировались неповторимый колорит и красочность декора одежды, предметов быта, их сложная знаковая система, мотивы орнамента, которые дают представление о сложной истории народа, его мировосприятии, семейно-брачных и социальных отношениях, эстетических вкусах.
Самобытность и высокие эстетические достоинства декоративного искусства эрзян и мокшан были отмечены еще участниками экспедиций
Российской Академии Наук 1768-1774 гг. И.Г. Георги, П.С. Палласом, И.И. Лепехиным, которые в своих книгах дали его описание, сделали зарисовки, сформировали музейные коллекции одежды1.
Из дореволюционных работ, в которых авторы в той или иной мере обращались к декору одежды следует назвать работы И.Н. Смирнова «Мордва: историко-этнографический очерк» (1895) . Наиболее полное описание
орнаментальных мотивов, знаковой природы декоративно-прикладного искусства, в частности орнаментации одежды принадлежит ученому Гельсингфорского университета Акселю Олави Гейкелю, написавшему по результатам этнографических поездок 1883-1885 гг. к мордве Поволжья книгу Mordvalaisten Pukujaja kuoseja. Trachter und muster der Mordvinen («Одежда и орнамент мордвы» (1899) .
Из трудов советского периода, необходимо отметить работы Н.И. Спрыгиной «Одежда мордвы-мокши» (1928)4, А.Ручьевой «Мордовские вышивки» (1930)5, Н.И. Гаген-Торн «Женская одежда народов Поволжья» (1960)6, Т.А. Крюковой «Мордовское народное изобразительное искусство»
7 8
(1968) , В.Н. Белицер «Народная одежда мордвы» (1973) , «Мордовия. Народное искусство» (1985)9, «Мордовский народный костюм» (1990)10. В этом
же ряду стоят книги В.Н. Мартьянова «Памятники прикладного искусства
11 12 мордвы» (1971) , «Мордовская народная вышивка» (1991) , в которых
рассматриваются орнаментальные мотивы, композиция редких в мордовской
вышивке и резьбе по дереву узоров. Весьма интересны в познавательном плане
13
альбом «Мордовский народный костюм» (2007) , книга «Мордовская народная вышивка» (2009)14.
Вместе с тем проблема, обозначенная нами и представляющая интерес, мало изучена. Практически не рассмотренными остается семантика символов, их мифологическая природа, функции орнамента в женской и мужской одежде, взаимосвязи и взаимообусловленность тешксов (знаков), узоров и орнаментальных мотивов в декоративно-прикладном искусстве (ювелирное искусство, резьба по дереву, вышивка, выкладка бисером). А ведь, скорее всего, тешксы (меты, знаки) находятся в тесном генетическом родстве со многими
узорами орнамента, составляют его основу, на что указывает сплошь и рядом терминология мордовской (эрзи и мокши) вышивки. Так, к примеру, на национальной одежде есть узор, который так и называется - тешкс (букв. «знак»). То же можно сказать и в отношении целого ряда знаков, таких, наиболее встречающихся как: нумолонь пиле («заячье ухо»), маци пильге («гусиная лапа»), гуень пря («голова змеи»), сельмть («глаза»), баранонь сюрот («бараньи рога»). Среди семейно-родовых знаков ХУІ-ХУІІ вв., зафиксированных в «Книге письма и меры» А. Костяева и Д. Пушечникова15 как раз наиболее употребительны тешксы, связанные с названиями «заячьи уши», «бараньи рога». Архивные материалы позволяют определенно
утверждать о том, что знаки, их характер, мотивы, составленные на их основе узоры орнамента, могут стать важным историко-этнографическим источником, хранящим ценную информацию об этнической жизни и культуре мордвы в древности.
Несмотря на то, что орнамент мордвы-эрзи и -мокши в декоративноприкладном искусстве рассматривался в трудах перечисленных ученых, следует отметить, что все-таки к указанным аспектам декора одежды ими не уделялось должного внимания. Проблема изучения национальной орнаментики остается до сих пор. Противоречие между недостаточным освещением вопроса и необходимостью его разработки на современном этапе обратило наше внимание на данную проблему.
В связи со значительными потерями в культуре, с утратой во многих районах этнической одежды ныне с трудом воспринимаются различия в костюме одного и того же региона. Тогда как в 20-е годы, по замечанию специалистов, в частности Н.И. Гаген-Торн: «На больших ярмарках в с. Рузаевка, бывшей Пензенской губернии, жители совершенно безошибочно указывали на то, из какой деревни любая женщина, узнавая ее по головному убору, расцветке, по природе символов, расположению и характеру вышивки на
16 -гг
ее одежде» . По ее же замечанию расположение вышивок на одежде, особенности композиции, устойчивость вышивки «... служат признаком
17
этнической или территориальной принадлежности» .
И примеры подобной идентификации не единичны. Аналогичный же пример приводит Л.С. Грибова на финно-угорском коми материале, отмечая: «Старшее поколение еще помнит и четко различает вещи своего района от вещей другого. Население Верхней Вычегды, например, отличает узорные вязаные изделия собственно верхне-вычегодские (население по притоку Вычегды - р. Вишере) от локчимских (население другого притока Вычегды - р. Локчиму). Кроме того, иногда различия наблюдаются и осознаются населением даже в пределах соседних деревень»18. В данном случае прослеживается четкая взаимосвязь и локализация узоров с тем или иным районом проживания этнической группировки.
Длительное время орнаментированные изделия, красота вышитых знаками праздничных рубах были предметом устного поэтического творчества народа, воспеты в свадебном фольклоре мордвы-эрзи и -мокши19.
В национальном свадебном обряде есть ритуал примеривания и демонстрации приданого невесты одной из ее подруг. В исполняемой во время
этой сцены песне характеризовались элементы костюма, красота вышивки,
20
знаков, в целом орнамента .
Самобытный и оригинальный орнамент мордвы поставил много вопросов перед исследователями. Такой непростой задачей стало объяснение природы орнамента, причин его возникновения. Отдельные исследователи делают попытки установить, что же было первично - знаки или орнамент, в каких взаимоотношениях находятся эти системы, совпадают ли терминологические обозначения и т.д.? Желание установить параллели в названии узоров вышивки и знака привели некоторых исследователей к попытке систематизации, сведения названия знаков и орнамента в единую таблицу21.
В последнее время вопросы состава, характера узоров, композиции декора изучаются нами в контексте развития орнамента в историческом плане. Начинают определяться подходы к обозначенной нами проблеме в отдельных статьях, размышлениях деятелей культуры, художников, вышивальщиц, резчиков по дереву.
Достаточно интересными являются размышления об орнаменте, семантике
символов декоративно-прикладного искусства художника А.С. Алешкина, резчика,
22
педагога Н.И. Мастина и др. .
В настоящее время начинают выстраиваться, определяться подходы к обозначенной нами проблеме. Но пока все еще не даны ответы на многие вопросы: как появилась вышивка, где ее истоки, каковы причины
возникновения орнаментальных мотивов, какова роль женщины в оформлении декора национального костюма, какова природа и семантика тех или иных знаков декоративно-прикладного искусства? На эти и другие непростые вопросы отчасти может дать ответ историографический обзор выдвинутой нами проблемы.
В этом плане представляет интерес монография А.Гейкеля, изданная в 1899 году, дает некоторое представление о характерных орнаментальных мотивах мордовской вышивки. Автор в поисках исходных элементов орнамента дает в своей книге 63 таблицы рисунков простейших элементов орнамента, знаков, которые в той или иной степени встречаются в искусстве некоторых народов мира. А. Гейкель пишет по этому поводу: «... у первобытных народов
23
часто были однообразные геометрические орнаменты» . К этому, по его словам, «... древнему материалу присоединялись затем различного рода
24
внешние мотивы, которые каждый народ развивал по-своему» . А. Гейкель донес до нас народные названия некоторых знаков декора, их описание по форме и характеру рисунков, к примеру: эрьгине - «бусинка звездообразная», вишка крёстт - «маленькие кресты», суркст - «спирали», локшине - «кнутик»,
25
повонь пря — «голова рябчика» . Упомянуты такие бытовавшие названия
орнаментов вышивки, как люкшке панчф - «цветок гречихи», марь серма -«вышивка-яблоко», меше-пильге - «пчелиная ножка», чудерькс - «ручей», чиньжары ардзеле - «кайма подсолнуха», нумолонь пиле - «заячьи уши»26 и т.д. Нетрудно догадаться, что приведенные выше примеры показывают нам, что эти названия возникли у вышивальщиц как соответствующие ассоциации с явлениями окружающей природы: с растениями, плодами, насекомыми,
животными. Мы видим как природа, незримые связи человека с окружающим миром отражались в мотивах орнамента, в образах, в усложненной знаковой
системе. Из поколения в поколение на протяжении тысячелетий на образном соответствии природного и человеческого формировались народные символы,
27
знаковая фиксация окружающего мира27.
В историографическом плане представляет интерес монография Т.А.Крюковой «Мордовское народное изобразительное искусство», в которой автор обращается к терминологии узоров вышивки. Ученый выделяет описательные термины, которые вызывают ассоциацию по сходству: курзя -«перевитая веревочка», сурсемнеть - «гребешки», сараз лапат - «куриные лапки», уфат - «ухват», кечказ - «крючок»28. По наблюдениям Т.А.Крюковой, мордовские женщины «осмысляют сложную по колориту и орнаменту вышивку большим количеством названий, где каждый элемент имеет свое обозначение, связанное нередко с животным и растительным миром, с природой», выделяя такие названия, как пацянят - «крылышки», куень пря -«змеиная голова», сявань кенчт - «козьи копытца», куз тарадтт - «ветки елки», марь - «яблоко», шинем сюлма - «след куницы», шинь сюлмот -«солнечные узелки», тяште - «звезда»29. Встречающееся название шинем сюлма (след) магически связано с существом его оставившим, поэтому он сакрален. Если сакрален след, то сакральны и те части тела живых существ, которые их оставили, т.е. непосредственно связаны названия конечностей:
30
«ступня», «копыта», «лапки», «коготки», а также понятия «тропа» .
Идея «следа» характерна для охотничьей культуры, которую, как этап своего развития, прошли все народы. Названия «след куницы», «след белки», «след лисицы» свойственны для декоративно-прикладного искусства многих финно-угров России. Тесная причинная связь первобытной орнаментики с условиями охотничьего быта выяснена давно.
Названия узоров свидетельствуют о наблюдательности вышивальщиц, о взаимосвязи человека с миром природы.
В.Н. Белицер в исследовании «Мордовская народная одежда» также акцентирует внимание на «... названиях узоров, связанных с растительным миром: это моргинеть - «сучки и ветки деревьев», преимущественно хвойных, например: пиче тарад - «сосновая ветка», куз пря - «верхушка ели», куз по-
кольнят - «еловые шишки», куз тарад - «ветка ели». Очень часты мотивы «ель», «еловая ветвь», «еловая шишка» у других родственных мордве финно-угров. Из названий цветов и растений часто встречаются мако лопат -«лепестки мака», чеерень стручкат - «мышиные стручки», пинеме - «овес», кирмалав - «репей»31. В приведенных случаях название вышивки дается по форме рисунка. На это же обращает внимание исследователь Н.И. Спрыгина, которая приводит следующие бытующие названия: кузнянь кувалма -
32
«елочкой», урмаць - «ветвистые», тарадтт - «завитки» и др. Мотивы орнамента, связанные с деревьями, «березовая ветка», «лишняя березовая
ветка», «крестообразная хвостатая береза» встречаются у родственных мордве хантов и свидетельствуют о повсеместно развитом культе деревьев у финно-угров33. Вполне может быть то, что названия деревьев, растений в элементах вышивки дают возможность предполагать наличие подобных форм и в древнейшем орнаменте»34. Помимо вышеназванных узоров довольно редко, но встречались и такие названия, как ков букв. «месяц», тяштинят букв. «звездочки», узор в виде звездочек цятконят букв. «искорки»35.
По некоторым наблюдениям в мордовской вышивке сравнительно немного названий узоров, связанных с предметами домашней утвари, быта. К таким названиям можно отнести кичкорга букв. «кочерга», уфат букв. «ухват», кштирь букв. «веретено», цянгонят букв. «вилы»36, а также кштирь потмакс - «конец веретена», крюк-серма - «крючкообразные узоры»37. Семантика этих узоров довольно прозрачна. Это чаще всего описание по форме, характеру наносимого вышивальщицей рисунка.
В отдельную группу исследователями выделяются термины, характеризующие вышивку в целом и её отдельные элементы, подчеркивающие форму вышивки, направление стежков, характер узора: таргафкс («растянутый»), кичкор («кривой»), аранза («крестом»), кувалма («длинный»), кинеть
38
(«дорожки»), тараткат («веточки»), пейнят («зубчики»), кудрят («кудри») , потя кувалма - «вдоль груди»39. Как видно из приведенных выше примеров, мордовская народная вышивка имеет сложную разветвленную терминологию обозначений знаков орнамента. В ней нашли отражение зооморфные, растительные мотивы, окружающий человека мир природы.
В таком направлении продолжительное время развивались основные орнаментальные парадигмы художественного освоения мира у финно-угорских народов, нашедшие отражение в трудах ученых. Наш историографический обзор выделил наиболее существенные труды по этой проблематике.
Библиографический список
1 Георги, И. Описание всех обитающих в Российском государстве народов, их житейских обрядов, обычаев, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей / И. Георги. - СПб.: Тип. при Императ. АН, 1799. - Ч. 1. ; Паллас, П.С. Путешествие по разным провинциям Российской империи / П.С. Паллас. - СПб.: Тип. при Императ. АН, 1809. - Ч. 1. ; Лепехин, И. Дневные записки путешествия доктора и Академии наук адъюнкта Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства, 1768 и 1769 году / И. Лепехин. - СПб.: Тип. при Императ. АН, 1771.
2 Смирнов, И.Н. Мордва: историко-этнографический очерк / И. Н. Смирнов. - Казань,
1895.
3 Heikel, A.O. Mordvalaisten Pukujaja kuoseja. Trachter und muster der Mordvinen / A^eikel. - Helsingissa: Suomalaisen kirjallsuuden seuran kirjapainon osokevhtio. - Helsingissa, 1899.
4 Спрыгина, Н.И. Одежда мордвы-мокши Краснослободского и Беднодемьяновского уездов Пензенской губернии / Н.И. Спрыгина. - Пенза: Тип. им. Воровского, 1928.
5 Ручьева, А. Мордовские вышивки / А.Ручьева // Искусство народов СССР. - М., Л.: Госиздат, 1930.
6 Гаген-Торн, Н.И. Женская одежда народов Поволжья / Н.И.Гаген-Торн. -Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1960.
7 Крюкова, Т.А. Мордовское народное изобразительное искусство / Т.А.Крюкова. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1968.
8 Белицер, В.Н. Народная одежда мордвы / В.Н.Белицер. - М.: Наука, 1973.
9 Мордовия. Народное искусство. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1985.
10 Мордовский народный костюм. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1990.
11 Мартьянов, В.Н. Памятники прикладного искусства мордвы / В.Н.Мартьянов. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1971.
12 Мартьянов, В.Н. Мордовская народная вышивка / В.Н. Мартьянов. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991.
13
Мордовский народный костюм. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2007.
14 Мордовская народная вышивка : методическое пособие. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2009.
15 РФ ГУ НИИГН. Ф.И. - 137. Списки с писцовых книг письма и меры Дмитрия Пушечникова да подьячего Афанасия Костяева 132 - го, 133 - го и 134 - го году.
16 Гаген-Торн Н.И. Женская одежда народов Поволжья. С. 17.
17 Там же.
18 Грибова, Л.С. Декоративно-прикладное искусство народов Коми // Л.С. Грибова. -М.: Наука, 1980. - С. 170.
19 Евсевьев, М.Е. Избранные труды : в 5 т. // М.Е. Евсевьев. - Саранск, 1966. - Т. 5. -
С. 51.
20
Устное поэтическое творчество мордовского народа : в 18 т. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1975. - Т. 2. - С. 234.
21 Николаев, С.Д. Этнографическое наследие П.Д.Степанова. Возможности и переспективы дальнейших научных исследований / С. Д. Николаев // Исследования П. Д. Степанова и этнокультурные процессы и современности. - Саранск: Типогаф. «Красный
октябрь», 1998. - С. 120.
22
Полевые материалы автора. Записано от А.С. Алешкина и Н.И. Мастина в мае 2009 г.
23 №ikel, A. Mordvalaisten Pukujaja kuoseja. Trachter und muster der Mordvinen. S. 24.
24 Там же.
25 Там же. S. 29.
26 Там же. S. 42-43.
27
Мордовия. Народное искусство. С. 5.
28 Крюкова, Т. А. Мордовское народное изобразительное искусство. С. 60.
29 Там же. С. 62.
30 Молданова, Т.А. Орнамент хантов Казымского Приобья: Семантика, мифология, генезис // Т.А.Молданова. - Томск: Изд-во Томского ун-та, 1999. - С. 135.
31
32
Белицер В.Н. Народная одежда мордвы. С. 47, 59.
Спрыгина Н.И. Одежда мордвы-мокши Краснослободского и Беднодемьяновского
уездов Пензенской губернии. С. 11.
33
Сязи, А.М. Орнамент и вещь в культуре хантов Нижнего Приобья // А.М.Сязи. -
Томск: Изд-во Томского ун-та, 2000. - С. 114.
34Ручьева А. Мордовские вышивки. С. 74.
35 Белицер В.Н. Указ. соч. С. 205.
36 Спрыгина Н.И. Указ. соч. С.11-12.
37 Там же. С.11-12.
38 Белицер В.Н. Указ. соч. С. 58)
39
Спрыгина Н.И. Указ. соч. С. 11.
Bibliography
1 Georgi, I. Description of All the People Living in Russian, Their Everyday Ceremonies, Customs, Clothes, Dwellings, Exercises, Entertainments, Religions and Other Memorable Features / I.Georgi. - SPb.: Printing-Office At Imperial АS, 1799. - P.1.; Pallas, P.S. Travelling in Different Provinces of the Russian Empire / P.S. Pallas. - SPb.: Printing-Office At Imperial АS, 1809. - P.1.: Lepyokhin, I. Everyday Travelling Notes of Doctor and Academy of Sciences Graduate Ivan Lepyokhin in Different Provinces of Russian, 1768 and 1769 / I. Lepyokhin. - SPb.: Printing-Office At Imperial АS, 1771.
2 Smirnov, I.N. The Mordovians: Historical and Ethnographic Sketch / I.N. Smirnov. -Kazan, 1895.
3 Heikel, A. O. Mordvalaisten Pukuja Ja Kuo Seja. - Helsingissa, 1899.
4 Sprygina, N.I. Clothes of the The Mordovians-Mokshi of Krasnoslobodsk and Bednodemyansk Districts of Penza Region / N.I. Sprygina. - Penza: Printing House n.a. Vorovsky, 1928.
5 Ruchieva, A. The Mordovian Embroideries / A. Ruchieva // Art of the USSR People. -М.,Ь.: State Publishing House, 1930.
6 Gagen-Torn, N.I. Female Clothes of the People in the Volga Region / N.I. Gagen-Torn. -Cheboksary: Chuvash Publishing House, 1960.
7 Kryukova, T.A. The Mordovian National Graphic Art / T.A. Kryukova. - Saransk: Mordovian Publishing House, 1968.
8 Belitser, V.N. National Clothes of the Mordovian / V.N. Belitser. - М.: Science, 1973.
9 Mordovia. The Folk Art. - Saransk: Mordovian Publishing House, 1985.
10 The Mordovian National Suit. - Saransk: Mordovian Publishing House, 1990.
11 Martyanov, V.N. Monuments of the Mordovian Applied Art / V.N. Martyanov. - Saransk:
Mordovian Publishing House, 1971.
12
Martyanov, V.N The Mordovian National Embroidery / V.N.Martyanov. - Saransk: Mordovian Publishing House, 1991.
13
The Mordovian National Suit. - Saransk: Mordovian Publishing House, 2007.
14 Mordovian National Embroidery: Teacher Edition. - Saransk: Mordovian Publishing House, 2009.
15 The Russian Federation Research Studies Institute of Liberal Arts on the Government of the Republic of Mordovia, State Institution - 137. Lists from Chirographists’ Books of Letter and Measures by Dmitry Pushechnikov and Afanasy Kostyaevin 132, 132, 133.
16 Gagen-Torn, N.I. Female Clothes of the People in the Volga Region / N.I. Gagen-Torn.
17 In the same place.
18 Gribova, L.S. Arts and Crafts of the Komi People // L.S. Gribova. - M., 1980. - P. 170.
19 Evseviev, M. Е. Selected Works: In 5 V. / M.E. Evseviev. - Saransk, 1966. - V. 5. - P. 51.
20 Oral Poetic Creative Work of the Mordovian People: In 18 V. - Saransk, 1975. - V. 2. - P.
234.
21 Nikolaev, S.D. P.D. Stepanov's Ethnographic Heritage. Possibilities and Perspectives of Further Scientific Research / S.D. Nikolaev // P.D. Stepanov's Research and Ethnocultural Processes In Modern Times. - Saransk, 1998. - P. 120.
22 Author’s Field Materials. Written Down from A.S. Aleshkin and N.I. Mastin in May,
2009.
23 №ikel, A. Mordvalaisten Pukujaja Kuoseja. Trachter und Muster der Mordvinen / A. №ikel. - Helsingissa: Suomalaisen Kirjallsuuden Seuran Kirjapainon Osokevhtio, 1899. - P. 24.
24 In the same place.
25 In the same place. - P. 29
26 In the same place. - P. 42-43.
27 Mordovia. The Folk Art, 1985. - P. 5.
28 Kryukova, T.A. The Mordovian National Graphic Art / T.A. Kryukova. - Saransk: Mordovian Publishing House, 1968. - P. 60.
29 In the same place. - P. 62.
30 Moldanova, T.A. Ornaments of the Khanty of Kazym Ob Region: Semantics, Mythology, Genesis // T.A. Moldanova. - Tomsk, 1999. - P. 135.
31 Belitser, V.N. National Clothes of the Mordovian / V.N. Belitser. - М.: Science, 1973. -P. 47, 59.
32 Sprygina, N.I. Clothes of the The Mordovians-Mokshi of Krasnoslobodsk and
Bednodemyansk Districts of Penza Region / N.I. Sprygina. - Penza: Printing House n.a. Vorovsky,
1928. - P. 11.
33 Syazi, A.M. Ornaments and Things in the Khanty Culture of the Lower Ob Region // A.M. Syazi. - Tomsk, 2000. - P. 114
34 Ruchieva, A. The Mordovian Embroideries / A. Ruchieva // Art of the USSR People. -М.,L.: State Publishing House, 1930. - P. 74.
35 Belitser, V.N. Referenced Work. - P. 205.
36 Sprygina, N.I. Referenced Work. - P.11-12.
37 In the same place. - P.11-12.
38 Belitser, V.N. Referenced Work. - P. 58.
39 Sprygina, N.I. Referenced Work. - P. 11.