БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Агрономическая тетрадь. Возделывание картофеля по интенсивной технологии / Под общ. ред. Б. Ф. Хлевного. М.: Россельхозиздат, 1986. 96 с.
2. Дорохов А. П., Виноградов В. И. Индустриальная технология производства картофеля
с использованием широкозахватных агрегатов / ЧИМЭСХ. Челябинск, 1987. 80 с.
3. Саакян Д. Н. Система показателей комплексной оценки мобильных машин. М.: Агро-промиздат, 1988. 415 с.
ХРОНИКА. РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ
АКСЕЛЬ ГЕЙКЕЛЬ: СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В. И. РОГАЧЕВ, кандидат филологических наук
Аксель Олави Гейкель — известный финский ученый, профессор Гельсинг-форсского университета, этнограф и археолог родился 28 апреля 1851 года в местечке Брэнде в семье священника. В числе первых он обратил внимание на богатейшую материальную культуру одного из древнейших финно-угор-ских народов Восточной Европы — мордвы. Гейкель рано осознал необходимость сохранения и изучения первичного аборигенного материала для знания этногенеза, изучения этнической истории народа, выявления его прародины, установления родства народов.
При первом знакомстве с биографией Гейкеля не перестаешь удивляться широте его научных интересов. После завершения учебы в Гельсингфорс-ском университете он увлекся философией и в 1880 году стал магистром философии, а в 1887 — доктором философии [7, с. 258 ]. Наряду с этим он
активно занимался археологической, этнографической и музейной работой, в частности основал в Хельсинки этнографический музей под открытым небом и с большой любовью руководил
им. Занимаясь этнографией, он подготовил и опубликовал несколько монографий и атласов, посвященных исто-
рии архитектуры, национальных костюмов, орнамента и украшений фин-но-угорских народов. И этот интерес, на наш взгляд, возник не случайно. Дело в том, что в 1883 году представители финской общественности, науки, творческой интеллигенции — известный собиратель и составитель ка-рело-финских рун „Кантелетар" и эпоса „Калевала" Э. Ленрот, археолог И. Аспелин, этнограф О. Доннер, лингвист А. Алквист, поэт 3. Топелиус и некоторые другие, заинтересованные в сохранении культуры своего и родственных народов, реализовали идею создания Финно-угорского общества (ФУО), призванного заниматься систематическим изучением их культуры
[4, с. 127].
Движимый глубоким интересом к родственным народам, Гейкель летом
1883 года совершил этнографическую экспедицию по Средней Волге [8, с. 1 ]. Помимо сбора этнографического материала он занимался приобретением экспонатов для Финского национального музея, который до этого насчитывал не более двадцати предметов культуры мордвы.
Гейкель много и долго путешествовал. Он неоднократно выезжал в длительные научные экспедиции по евро-
© В. И. Рогачев, 1997
пейской части России: в 1883 — 1886,
1901 — 1903, 1910 годах [7, с. 258 —
259 ]. Не ограничивая свою работу этнографией финно-угров, он выезжал в 1899 году в археологические экспедиции в Сибирь и Монголию, а также путешествовал по этим районам в 1890 и 1893 годах. По результатам поездок ФУО были изданы „Записи Орхона, собранные финской экспедицией" (1890) и „Древности Западной Сибири" (1894) [7, с. 259]. Исследователь
много занимался раскопками, в частности, им была найдена могила конного воина VIII века в Ташебе (Минусинск)
[7, с. 259].
Археология и этнография были семейным увлечением Гейкелей. Брат Акселя Олави Хейкки Иоханесс, магистр философии, занимался раскопками в Финляндии, Пензенской губернии и в Туркестане, где много путешествовал в качестве стипендиата ФУО. Его публикации „Могила Пэи-вениеми, Сэийоки и Кирмукарму в Са-такунте" (1899) представляет собой описание на двух языках (финском и немецком) с иллюстрациями мест захоронений эпохи переселения народов. Книга „Древности Таласа в Туркестане" (1918) посвящена этому же периоду. Археолог публиковал свои статьи и в русском переводе в „Известиях Русской археологической комиссии" (№ 38 за 1911 год) [7, с. 259].
Во время своих путешествий* по России Гейкель познакомился со многими русскими учеными. Несколько подробнее следует остановиться на его встрече с профессором из Казани К. Т. Сафоновым, предложившим финну ценную и достаточно дорогую коллекцию из 150 фотографий с видами средневолж-ских пейзажей, городов. Часть снимков давала представление об антропологическом типе нерусских народов Поволжья, их быте, традиционном костюме. На них были также запечатлены обряды жертвоприношений, религиозные праздники, моляны, сцены сватовства и свадьбы. Не имея средств на покупку столь уникальной коллекции за счет музея, он обратился в ФУО, которое
оказало ему содействие в приобретении такого ценного материала 19, с. 9].
На протяжении всей жизни Гейкель испытывал неугасающий интерес к материальной и духовной культуре мордвы. В 1886 году в „Журнале ФУО" ученый опубликовал статью о мордовской избе на финском языке [4, с. 128]. Затем в 1887 году по мерс обработки и подготовки первой части полевых материалов он опубликовал монографию „Постройки черемисов, мордвы, эстов и финнов" на финском языке, а в 1888 году — на немецком [5]. В 1895 году доктор Т. Швиндт издал свою работу „Финские орнаменты. Орнаменты вышивок и узоры". Это обстоятельство, по словам Гейкеля, послужило толчком к опубликованию второй части материалов, касающейся одежды и вышивок мордвы |8, с. 2].
Необходимые зарисовки летом 1883 года были сделаны в музее Академии наук в Петербурге. Прекрасные иллюстрации к этой работе принадлежат художнику Агатону Райнхольму, который сопровождал А. Гейкеля в летней экспедиции 1884 года. Элементы одежды и украшения, а также цветные таблицы были выполнены по заказу ученого в ателье акционерного общества Вайлин — Геес в Гельсингфорсе (8, с. 2].
Сложность, красочность, оригинальность мордовского костюма и орнамента привлекли внимание ФУО, которое решило полностью взять на себя расходы, связанные с изданием столь значительной по научной ценности книги» В результате интенсивной работы в 1896 году был опубликован первый выпуск с 16 цветными иллюстрациями. Эта работа требовала продолжения, и в 1897 году Гейкель вместе с художником Агнес Норденскельд побывали в России в Академии наук и Академии художеств, а также в Ру-мянцевском музее в Москве, университетском и городском музеях г. Казани, где были сделаны соответствующие рисунки.
При сборе фактического материала
и подготовке книги к печати Гейкслю действенную помощь оказали финский
лингвист X. Паасонсн, который дал транскрипцию мордовских слов и перевел названия ряда важных предметов, а также мордовский просветитель М. Е. Евсевьев, принимавший участие в этнографических экспедициях финна по мордовским территориям Поволжья. Последний выполнял значительный объем работы: был переводчиком и гидом, заказывал для ученого образцы вышивок, давал подробные разъяснения по орнаменту и его терминологии, приобретал этнографический материал, представляющий большую научную ценность [1].
По мнению некоторых исследователей, М. Е. Евсевьев встретился с Гей-келем благодаря рекомендации Н. И. Ильминского. Это стало известно из ксерокопии письма Н. И. Ильминского и М. Е. Евсевьева к Гейкелю от 5 февраля 1885 года, полученной из Национального музея Финляндии музеем МГПИ им. М. Е. Евсевьева, и черновика ответа на него от 23 июня 1885 года с просьбой о содействии в поездке по Поволжью [2, с. 66). Не оспаривая этого факта, уточним время их знакомства. На обнаруженной доктором исторических наук профессором Н. Ф. Мокшиным фотографии Гейкеля дарственная надпись гласит: „Господину М. Е. Евсевьеву от А. Гейкеля октября 4 1883 г." [5]. Приведенный факт вносит некоторые коррективы и уточняет время их первой встречи. Косвенным подтверждением нашей версии является то, что финский этнограф в 1883 году работал в городском и университетском музеях Казани, где, вероятно, и могло состояться их первое знакомство. Имеющиеся материалы, последние публикации Н. Ф. Мокшина, И. Лехтинен, И. А. Зеткиной, подготовленные к изданию музеем МГПИ им. М. Е. Евсевьева дневники мордовского просветителя говорят о тесном сотрудничестве Гейкеля и Евсевьева на протяжении длительного времени.
Большую помощь Гсйкель получал от многих мордовских женщин-выши-вальщиц, чьи имена, к сожалению, остались неизвестными, кроме одного.
Так, часть вышивок и орнаментов была изготовлена талантливой мордовской вышивальщицей из села Салазгорь Спасского уезда Тамбовской губернии М. И. Панкратовой*.
Многолетняя обработка полевых материалов, скрупулезная работа с этнографическими коллекциями различных музеев, привлечение к этой работе художников, фотографов, лингвистов, знатоков национальной культуры позволили Гейкелю подготовить и издать фундаментальное исследование „Одежда и орнамент мордвы", которое не имеет аналогов ни в дореволюционной, ни в современной исследовательской литературе и по праву может быть названо иллюстрированной энциклопедией по данному разделу материальной культуры мордвы. По мнению ученых, эта монография „дает довольно четкое представление о составе орнаментальных мотивов мордовской народной вышивки" [3, с. 4 ]. Гсйкель как систематик в поисках исходных элементов мордовских орнаментальных мотивов в порядке классификации дает в книге 63 таблицы технических рисунков орнамента мордвы, три таблицы рисунков простейших элементов, которые, с его точки зрения, наиболее часто встречаются в искусстве многих народов мира, отмечая при этом, что „...у первобытных народов часто были однообразные геометрические орнаменты" и лишь затем „к этому древнему материалу присоединялись различного рода внешние мотивы, которые каждый народ развивал по-своему" [8, с. 24]. Его вывод о том, что многие знаки, символы, простейший орнамент, наносимый на домашнюю утварь, одежду, типологически восходят к первобытному охотничье-рыболовецкому и раннеземледельческому быту, нашел подтверждение в работах известных историков в более поздний период [61.
Гейкель первым дал семантику некоторых знаков мордовской вышивки,
Из воспоминаний известной мордовской вы шивалыцицы Т. И. Панкратовой-Лушкиной.
их описание и народные названия, к примеру: эрьгине — бусинка звездообразная, витка крестт — маленькие кресты, суркст — спирали, локти-не — кнутик, повонь пря — голова рябчика [8, с. 29], привел бытующие
названия орнаментов и вышивок: люк-шке панчфт — цветок гречихи, мете пильге — пчелиная ножка, нудерькс — ручей, нумолонь пилеть — заячьи уши, чипьжары ардзеле — кайма подсолнуха, вете кить — пять путей, марь серма — яблоко-вышивка [8, с. 42 — 43 ]. Ученому удалось не только осуществить глубокое прочтение орнамента костюма, дать его описание, выяснить терминологию, но и отметить региональные особенности бытования одежды, „проследить на материале одежды и вышивок некоторые этноге-нетические и этнокультурные связи мордвы с другими народами" (4, с. 129]. В частности, он отмечает, что „все известные в Карелии виды техники вышивки встречаются также у мордвы... это сходство форм в технике прикладного искусства дает возможность говорить об общей родине" [8, с. 23]. Гейкель подчеркивает и родство мещеры с мордвой: „В первую очередь свидетельствуют об этом вышивки, которые полностью напоминают мордовские" [8, с. 26].
В своей уникальной монографии Гейкель на 312 страницах на финском и немецком языках рассказывает об одежде, сопровождая текст более чем 250 цветными иллюстрациями, техни-
ческими рисунками, фотографиями, на которых представлено около двух тысяч отдельных видов орнаментов мордовской вышивки. Даются способы вышивания, описываются характер и схемы узоров, приводятся рисунки-схемы костюмов и головных уборов, в которых намечены крой и расположение декора, пояснения к таблицам, фигурам, отдельным знакам. Ученый продемонстрировал не только знание фактов материальной культуры мордвы, но и глубокое проникновение в духовную культуру народа, в мир его воззрений, в образ мыслей и творческую фантазию.
Заслуга Гейкеля в том, что он одним из первых финских исследователей обратился к самобытной культуре мордовского народа, дал ей высокую оценку, навсегда запечатлел исчезающие факты и явления культуры, ввел в научную практику этнографический материал, способствующий глубокому ознакомлению с материальной культурой мордвы широкого круга российских и зарубежных ученых. Им был накоплен, систематизирован огромный материал в виде вещевых коллекций, записей, зарисовок, картин, фотографий, хранящийся в настоящее время в Национальном музее Финляндии, сделаны
научно-теоретические обобщения, практические выводы, которые сохранили свою актуальность до настоящего времени.
КИПЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
S
1. Зеткииа И. А. Дневник 1885 года как источник изучения научной биографии М. Е. Евсевьева // Современные проблемы психолого-педагогических наук: Материалы науч. семинаров аспирантов и преподавателей. Саранск, 1992. С. 15 — 18.
2. Зеткина И. А. Связи М. Е. Евсевьева с финскими учеными // Научное наследие М. Е. Евсевьев современность. Саранск, 1992.
С. 65 — 68.
3. Мартьянов В. Н. Мордовская народная вышивка. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991. 120 с.
4. Мокшим Н. Ф. Мордва глазами зарубеж-
ных и российских путешественников. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1993. 240 с.
5. Мокши и Н. Ф. Профессор из Гельсингфорса // Сов. Мордовия. 1993. 4 февр.
6. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1994. 608 с.
7. Eurasia scptciitrionaiis antiqua. Heesinki: Akatecmincn kirjakauppa, 1990.
8. Heikel А. O. Mordvalaisten Pukuja ja kuoseja. Trachten und muster der Mordvinen, Helsingissa: Suomalaiscn kirjalfsuuden Scuran kirjapainon osakevhtio, 1899. XXVII p. + 43 p. + 63 tabl. + CXCIX labi.
9. Iso Karhu. The Creal Bear. Lahti: Painosilta Oy, 1980. 156 p.