Научная статья на тему 'П. С. Адоратский исследователь жизни и деятельности Н. Я. Бичурина и истории российской духовной миссии в Пекине'

П. С. Адоратский исследователь жизни и деятельности Н. Я. Бичурина и истории российской духовной миссии в Пекине Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
460
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «П. С. Адоратский исследователь жизни и деятельности Н. Я. Бичурина и истории российской духовной миссии в Пекине»

В.Д. ДИМИТРИЕВ

П.С. АДОРАТСКИЙ -ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Н.Я. БИЧУРИНА И ИСТОРИИ РОССИЙСКОЙ ДУХОВНОЙ МИССИИ В ПЕКИНЕ

В 1886 г. в журнале Казанской духовной академии «Православный собеседник» была опубликована статья «Отец Иакинф Бичурин». Под статьей указаны лишь инициалы «Н.А.». Было известно, что автор - Николай Адоратский. До последнего времени, до появления в печати монографии профессора П.В. Денисова «Жизнь монаха Иакинфа Бичурина», статья Адоратского являлась самым богатым достоверной информацией сочинением о жизни, научной и миссионерской деятельности Никиты Яковлевича Бичурина. Еще более 10 лет назад, когда писал работу «Востоковед Н.Я. Бичурин и Чувашия», я решил выяснить личность автора замечательного сочинения. Удалось установить, что его дедом был священник чувашского села Сотниково Чебоксарского уезда (с 1810 г.), а с 1825 г. - благочинной Богородицкой церкви села Сундырь (ныне город Мариинский Посад Чувашской Республики) Иван Васильевич Коршунов, обучавшийся в Казанской духовной академии почти одновременно с Бичуриным и наверняка знавший его, а позднее через племянника Дивногорского ставший дальним родственником Никиты Яковлевича. Своим старшим сыновьям Петру и Павлу он присвоил фамилии Вишневецкие, третьему сыну Василию - Коршунов, младшему сыну Степану, родившемуся в 1816 г. - Адоратский. Трое сыновей окончили Казанскую духовную семинарию и работали священниками в Казани. Степан Иванович Адоратский окончил Киевскую духовную семинарию в 1847 г., устроился священником в Казани же и в 1848 г. женился на дочери Виктора Петровича Вишневского - видного религиозного деятеля из чувашей, богослова и ученого-лингвиста, автора чувашско-русского словаря и грамматики чувашского языка, ректора Казанской духовной семинарии. Вишневский в течение 25 лет дружил с Бичуриным. Он также приходился Бичурину дальним родственником: его родной брат Матвей Петрович Вишневский женился на племяннице Бичурина - грамотной девушке Александре Васильевой-Талиевой. Таким образом, Адоратских и Вишневских сближали с Бичуриным не только духовные, но и обоюдные родственные связи [1].

Эти сведения мною были обнаружены в архивах Чебоксар и Казани. Искал я данные о Николае Адоратском [2], но оказалось, что его до 1882 г., до принятия монашества, звали Петром Степановичем. Сведений о взрослом П.С. Адоратском не удалось обнаружить. Лишь недавно стало известно, что документы о Николае Адоратском хранятся в Архиве Института востоковедения РАН (ныне, кажется, в Архиве Института Дальнего Востока РАН).

В 2002 г. известный китаевед доктор исторических наук Александр Николаевич Хохлов, главный научный сотрудник Института востоковедения Российской академии наук, внесший большой вклад в исследование научного наследия Н.Я. Бичурина, опубликовал содержательную статью «Николай Адоратский (1849 - 1896) - историограф Пекинской духовной миссии» [3].

Из статьи А.Н. Хохлова стало известно, что в семье Степана Ивановича Адоратского в Казани 15 (27) сентября 1849 г. родился сын Петр, будущий видный деятель православной церкви и историк-востоковед. Его детские и юношеские годы прошли в Казани. С 1860 по 1874 г. он обучался в духовном училище и семинарии, в Казанской духовной академии на историческом отделении. В

июне 1874 г. он успешно защитил дипломное сочинение «Характер сношений между восточною и западною церквами от патриарха Фотия до Михаила Ке-руллария» с присуждением степени кандидата богословия «с правом соискания степени магистра в случае подготовки диссертации». В академии он овладел иностранными языками (в совершенстве немецким) и был подготовлен к самостоятельной работе в области истории христианской церкви.

В рецензии на его дипломное сочинение преподаватель Ф.Д. Курганов писал, что «автор поставил себе задачею вести как бы летопись и помещать целиком разные документы, относящиеся к истории сношений между церквами», указал на «любовь автора к труду», на то, что «автор многое перечитал и много потрудился над разработкой своей темы» [4].

В декабре 1874 г. П.С. Адоратский был направлен на службу в Австро-Венгрию в качестве псаломщика при российской посольской церкви в Вене. Наряду с выполнением церковных обязанностей, работая в канцелярии посольства, он увлеченно занимался «изучением книжных фондов городских библиотек». Получив разрешение посла Е.П. Новикова, П.С. Адоратский в апреле 1875 г. прибыл в Петербург «для вступления в брак с девицею Анной Яхонтовой на основании полученного им на то соизволения митрополита Новгородского и С.-Петербургского». В столице он был повенчан «с дочерью протоиерея Морского Богоявленского Николаевского собора Иоанна Константиновича Яхонтова, девицею Анною». В мае П.С. Адоратский вернулся в Вену с молодой женой для продолжения службы при посольской церкви [5].

Служа в Вене, П.С. Адоратский продолжал повышать свое образование. Он изучал церковно-историческую литературу на немецком, французском, испанском языках. Написал и опубликовал в «Православном собеседнике» две статьи о католической церкви в Испании и Франции. По-видимому, он еще в Вене изучал китайский язык и письменность. Наверное, его дед по матери В.П. Вишневский советовал внуку идти по пути незабвенного Никиты Яковлевича [6].

А.Н. Хохлов пишет, что по возвращении из Вены в Россию П.С. Адоратского «23 декабря 1881 г. зачислили на иеромонашескую должность при Пекинской духовной миссии. После смерти жены, а затем отца (в 1881 г.) он 10 января 1882 г. принял монашеский постриг с именем Николай, после чего 24 января 1882 г. стал иеродиаконом, а 28 января - иеромонахом с получением из Кабинета Его Величества наперстного (миссионерского) креста. Приехав в Пекин 8 ноября 1882 г., молодой миссионер сразу же активно включился в просветительскую деятельность Пекинской духовной миссии. За усердное прилежание, проявленное при переводах на китайский язык православной литературы, Св. Синод 5 апреля 1884 г. удостоил его набедренником» [7].

В Пекине он усердно изучал архивные документы Православной духовной миссии, статьи в «Иркутских епархиальных ведомостях», снимал их копии, делал из них выписки. Уже в Пекине написал ряд статей и публиковал их в «Православном собеседнике». Здесь он написал свое замечательное сочинение «Отец Иакинф Бичурин: Исторический этюд». В конце сочинения помечено: «Пекин. 3 августа 1885 г.». Оно было опубликовано в четырех книгах I и II частей журнала «Православный собеседник» за 1886 год. Его объем - 125 страниц [8].

В Китае Николаю Адоратскому приходилось часто совершать служебные поездки в разные города. Условия жаркого и влажного климата подорвали его здоровье. «Св. Синод 20 ноября 1885 г. разрешил ему вернуться на родину. Вначале он находился в ведении Казанского епархиального начальства, а затем 16 августа 1886 г. его назначили смотрителем Херсонского духовного училища. Свободное от церковной службы время Николай Адоратский использовал для

своих научных занятий, связанных с поисками материалов, в том числе архивных, для задуманной им истории Пекинской духовной миссии. Ему удалось изучить многие дела архивов Синода и Министерства иностранных дел России» [9].

В 1886 г. в журнале «Православное обозрение» (Москва) была опубликована статья Н. Адоратского «Протестантская пропаганда в Китае и современные гонения на ее миссии», в газете «Современные известия» - статьи «Православие и православная миссия в Китае», в 1887 г. в газетах «Нива» и «Воскресный день» - статья «Православный храм в г. Ханькоу (в Китае)» (этот храм освятил автор в 1885 г.) [10].

Исследовательский талант и титанический труд позволили П.С. Адоратскому завершить написание главного своего труда за короткий срок и опубликовать его под указанием автора «Иеромонах Николай (Адоратский)» и названием «Православная миссия в Китае за 200 лет ее существования (Посвящается русским синологам)» вначале в журнале «Православный собеседник» за весь 1887 год (358 страниц), затем двумя книгами под названием «Православная миссия в Китае за 200 лет ее существования: Опыт церковно-исторического исследования по архивным документам иеромонаха Николая (Адоратского), смотрителя Херсонского духовного училища». Вып. I. История Пекинской духовной миссии в первый период ее деятельности (1685-1745). Казань, 1887; Вып. II. История Пекинской духовной миссии во второй период ее деятельности (1745-1808). Казань, 1887, т.е. им была исследована история восьми миссий, до 9-й миссии во главе с Н.Я. Бичуриным [11]. Эту монографию в двух книгах Н. Адоратский представил в качестве диссертации на соискание степени магистра в Совет Казанской духовной академии и блестяще защитил ее 7 января 1888 г. Профессор академии П.В. Знаменский, как оппонент, представил восторженную рецензию под названием «История Пекинской духовной миссии в первый и второй периоды ее деятельности (1685-1808)» Совету Казанской духовной академии в июле 1887 г.

Восторженная рецензия профессора - большая. Приведу лишь несколько предложений из заключительной части рецензии: «Предмет, избранный им для исследования, относится к числу самых не разработанных в нашей исторической литературе, а с некоторых сторон даже вовсе не затронут... Сочинение его представляет первый полный цельный труд о Пекинской миссии. Причем же труд этот. составлен совершенно документально. Автор всегда является исследователем спокойным, объективным до самоотречения, старается передавать факты во всей их чистоте и делает множество поправок в прежних трудах по своему предмету.

По всему этому мы, не обиняясь, можем назвать сочинение его весьма удачным вкладом в историческую науку. Ни один будущий исследователь по тому же предмету не может пройти мимо него. Нужно желать, чтобы почтенный автор не заканчивал своей работы представленными выпусками. Для удостоения автора искомой им ученой степени я со своей стороны признаю его сочинение вполне удовлетворительным» [12].

Защита диссертации успешно прошла 7 января 1888 г. Знаменский посоветовал магистру богословия продолжить исследование истории дальнейших миссий. Во исполнение пожелания П.В. Знаменского Н. Адоратский к августу 1889 г. собрал все материалы для новой книги о последующих миссиях в Пекине, было написано шесть авторских листов текста. Однако состояние здоровья и повышение в должности не позволили Н. Адоратскому осуществить свое намерение. Более двух лет он служил ректором Ставропольской семинарии в сане архимандрита. Затем 11 марта 1890 г. он стал епископом Новомиргород-

ским и викарием Херсонской епархии. С 7 сентября 1891 г. в течение четырех лет он был епископом Балтским. 22 сентября 1895 г. он стал епископом Оренбургским и Уральским. На этом посту умер 29 сентября 1896 г. Похоронен в Казанском кафедральном соборе [13].

В монографии и диссертации «Православная миссия в Китае за 200 лет» Н. Адоратский показывает, что первая-восьмая миссии с 1685 г. по 1808 г., при отсутствии российского посольства в Пекине, служили не только миссионерской организацией, но и дипломатическим органом России. Они создавались и руководствовались не только Патриаршеством, но и Посольским приказом, затем Коллегией иностранных дел, с 1802 г. - Министерством иностранных дел Российской империи. Миссии способствовали установлению торгово-экономических связей между Китаем и Россией, между Монголией и Россией, между Маньчжурией и Россией. Миссии сумели приобщить к православию лишь единицы китайцев и монгол.

Сочинение Н. Адоратского «Отец Иакинф Бичурин» по своему научному качеству заслуживает такой же очень высокой оценки, какую дал профессор П.В. Знаменский его диссертации. Это сочинение до появления первого издания монографии доктора исторических наук, профессора П.В. Денисова «Слово о монахе Иакинфе Бичурине» являлось самым полным, самым объективным, правдивым произведением о великом синологе и ориенталисте России Н.Я. Бичурине. Сочинение П.С. Адоратского «Отец Иакинф Бичурин» в 2007 г. переиздано в виде книги директором Института туризма и сервиса профессором Александром Семеновичем Никитиным. Не буду пересказывать содержание книги. Она состоит из разделов: Учебные годы и служба в России; Переходная эпоха в Пекинской миссии; Обновление Пекинской миссии новыми средствами (с 1805 г. по решению Синода); Собрание и отправление девятой миссии в Пекин (во главе с Н.Я. Бичуриным); Возвращение в Россию восьмой миссии; Описание Пекина (Н.Я. Бичуриным); Этнографические элементы Пекина; Деятельность в Пекине девятой миссии; Ученая деятельность отца Иакин-фа в Пекине; Организация и отправление в Пекин десятой миссии; Выезд старой миссии в Россию; Характеристика ученой деятельности отца Иакинфа в Санкт-Петербурге; Анализ первой серии сочинений отца Иакинфа (в которой обстоятельно оценивается 10 книг ученого); Серия журнальных статей отца Иакинфа и анализ ее; Анализ третьей и последней серии ученых произведений отца Иакинфа; Сношения отца Иакинфа с членами Пекинской миссии и со знакомыми в обществе. Кончина.

Подводя итоги, П.С. Адоратский указывает, что Н.Я. Бичурин, исследуя китайские и другие восточные источники, сделал достоянием мировой науки многотысячную историю, географию, хозяйство, культуру и быт Китая, монголов, тюрков, тунгусов, с которыми Китай всегда находился в политических связях и всегда отличал один народ от другого. Отец Иакинф Бичурин, пишет Адоратский, «трудолюбием и плодовитостью приводил в изумление своих современников, которые дорожили его произведениями».

Книги Петра Степановича Адоратского об истории первых восьми православных миссий в Пекине, о Никите Яковлевиче Бичурине представляют весомый вклад в российское востоковедение. Они не потеряли своего научного значения до наших дней. Н.Я. Бичурин и П.С. Адоратский оставили нам лучшие образцы служения науке.

Литература и источники

1. Димитриев В.Д. Востоковед Н.Я. Бичурин и Чувашия / В.Д. Димитриев. Чебоксары: Институт туризма и сервиса, 2002. С. 36-37.

2. Там же. С. 38.

3. Хохлов А.Н. Николай Адоратский (1849-1896) - историограф Пекинской духовной миссии / А.Н. Хохлов // Общество и государство в Китае. М.: Восточная литература, 2002. С. 336-348.

4. Там же. С. 336-337.

5. Там же. С. 337.

6. Вишневский В. Письменная культура раннего просветительства / В. Вишневский. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2004. С. 566-567.

7. Хохлов А.Н. Указ. соч. С. 337.

8. Там же. С. 338, 346.

9. Там же. С. 339.

10. Там же. С. 338, 346.

11. Там же. С. 340.

12. Там же. С. 340, 344.

13. Там же. С. 340, 344, 345.

ДИМИТРИЕВ ВАСИЛИЙ ДИМИТРИЕВИЧ родился в 1924 г. Окончил исторический факультет Чувашского государственного педагогического института. Заведующий кафедрой источниковедения и архивоведения Чувашского государственного университета. Автор 24 книг, 15 брошюр, 275 научных статей в сборниках и журналах по древней и средневековой истории чувашского народа и края, народов Среднего Поволжья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.