Научная статья на тему 'П. Е. Тадыев - ученый, политик, педагог'

П. Е. Тадыев - ученый, политик, педагог Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
451
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кандаракова Екатерина Павловна

The author speaks about the highest contribution of Pavel Yegorovich Tadiyev to the history of Mountain Altai. The Altaic people voluntarily joined the Russian State more then 200 years ago.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

P. Y. Tadiyev - scientist, politician, teacher

The author speaks about the highest contribution of Pavel Yegorovich Tadiyev to the history of Mountain Altai. The Altaic people voluntarily joined the Russian State more then 200 years ago.

Текст научной работы на тему «П. Е. Тадыев - ученый, политик, педагог»

УДК 37.0

Е. П. Кандаракова П. Е. ТАДЫЕВ - УЧЕНЫЙ, ПОЛИТИК, ПЕДАГОГ

П. Е. Тадыев испытал безрадостное детство. Родился он в с. Александровна недалеко от Улалы, в последующем (в 1928 г.) переименованной в Ойрот-Туру, а в 1948 г. - в Горно-Алтайск. Окончив пять классов Александровской школы, прибыл в Ойрот-Туру на подготовительное отделение Ойрот-Туринского педучилища. Затем поступил в Московский педагогический институт им. В. И. Ленина. После получения диплома учителя русского и алтайского языков, русской и алтайской литературы, поработав в школе, поступил в аспирантуру Ленинградского отделения Института этнографии АН СССР.

В 1952 г. в Горно-Алтайске открыли Научно-исследовательский институт истории, языка и литературы, первым директором которого стал двадцатисемилетний кандидат филологических наук, молодой ученый С. С. Суразаков, а заведующим сектором истории - двадцатишестилетний кандидат исторических наук П. Е. Тадыев.

В истории Горного Алтая П. Е. Тадыев был самым молодым ученым. Он имел широкий диапазон мышления, не замыкался в узких вопросах науки или в рамках того периода, по которому писал кандидатскую работу.

Главным вопросом его научного исследования была тема исторического поворота в истории Горного Алтая, связанного с Цинской войной, падением Джунгарской империи и добровольным вхождением алтайцев в состав России. Ученый показал положение алтайцев в составе Джунгарии. Алтайские племена в XVII в. обитали на огромной территории, охватывающей, кроме Горного Алтая, значительную часть современного Алтайского края и Новосибирской области, а также горную часть Восточно-Казахстанской области от Семипалатинска до Усть-Каменогорска. Эти племена находились в составе крупного центрально-азиат-ского государства, именовавшегося Джунгарией. Джунгария объединяла территорию и народы Северо-Западного Китая, Тянь-Шаня и Алтая. Данниками ее были многие племена Средней Азии и даже барабинские татары. Исследователь, обозначив огромную территорию Джунгарии, ее мощь, ее структуру, власть, показал слабость военно-государственного аппарата Джунгарии на подвластных ей территориях, которая состояла в том, что народы, входившие в ее состав, не были связаны прочными экономическими отношениями. Население Джунгарии в основном вело кочевой и полукочевой образ жизни и обитало распыленными группами на огромной территории. Неопредленность занимаемой территории приводила к тому, что никаких государственных границ с пограничными знаками, тем более охраняемых регулярными войсками, не существовало. Охрана джунгарских владений и племен, обитавших на данной территории, была делом самих племен, возглавляемых князьками и старшинами, находящимися в полном подчинении у джунгарских правителей.

Это явилось одной из причин того, что некоторые части племен добровольно входили в состав России [1].

Так было со значительной частью телеутов, подданных Джунгарии, которые за период с 1658 по 1665 г. переселились к Кузнецку и остались там под русским началом.

Автор исследования показал, что взаимоотношения с русским государством не ограничивались дипломатическими средствами, а сравнительно небольшое количество русских пограничных войск в Сибири, малочисленность и растянутость коммуникаций делали для него опасным обострение отношений с Джунгарией, в то время являвшейся сильным центрально-азиатским государством. Показывая положительные стороны этого могучего государства, автор показал острую междоусобную борьбу за власть в Джунгарии после смерти Гаддан-Церена(1745 г.), что явилось одним из исходных пунктов ее трагического финала. Подробно описаны Цинская война и физическое истребление алтайских племен, занимавших периферийное положение в составе Джунгарии, процесс добровольного вхождения алтайцев в состав России. Показаны причины и значение этого исторического акта, а также положение алтайцев в составе России. Это практически первое исследование процесса добровольного вхождения алтайцев в состав России.

П. Е. Тадыевым написано немало работ на тему гражданской войны в Горном Алтае. В связи с 40-летием Советского Горного Алтая, празднование которого проводилось в 1957 г. в Горно-Алтайской автономной области, П. Е. Тадыевым написана большая статья «Гражданская война в Горном Алтае». В ней он рассказал о временном установлении колчаковской диктатуры в Горном Алтае и деятельности Караркорумской управы. На конкретных примерах автор показал борьбу местного населения во главе с местными большевиками и красногвардейскими отрядами за советскую власть, деятельность партизанских отрядов. В результате активной упорной борьбы «... в конце декабря 1919 и в начале 1920 гг. закончился разгром белогвардейских и каракорумских отрядов, орудовавших на территории Горного Алтая. Так завершилась героическая эпопея борьбы трудящихся масс Горного Алтая за восстановление советской власти», - писал автор [2].

К теме гражданской войны Павел Егорович возвращался не раз. В своей объемной статье «Борьба за советскую власть в Горном Алтае» он писал о том, как в огне гражданской войны трудящиеся Горного Алтая под руководством большевиков боролись за установление советов, как борьба за советскую власть сплачивала дружбу русского и алтайского населения, и что в этой борьбе русский народ оказывал неоценимую помощь малым народам окраины России: «Каждая социальная революция является творчеством народных масс. В грозные годы борьбы за власть советов, в огне гражданской войны развивались и закалялись дружественные, братские отношения трудящихся России, укреплялось ведущее положение великого русского народа, оказывавшего неоценимую помощь малым народам окраины бывшей царской империи в освобождении от национального и колониального рабства, в завоевании свободы

и счастья. Неразрывное единство многонациональной семьи блестяще продемонстрировано затем на лесах гражданского социалистического строительства, в битвах с немецко-фашистскими захватчиками и другими империалистическими полчищами, нападавшими на страну Советов» [3]. Автор статьи опровергает необоснованность утверждений в исторической литературе, что на территории Горного Алтая советской власти в 1918 г., якобы, не было, что установление ее затянулось и Горный Алтай оставался центром контрреволюции. «Это утверждение принципиально неправильно. Своеобразие обстановки в Горном Алтае к началу 1918 г. состоит в том, что здесь наряду с Алтайской Горной Думой, ставшей уже органом контрреволюции, в большинстве крупных сел возникли Советы крестьянских и солдатских депутатов. Советы многое делали для того, чтобы провести в жизнь декреты советской власти», - писал автор [3]. На многих примерах П. Е. Тадыев утверждает, что в 1918 г. Советы в Горном Алтае существовали, и количество их росло.

П. Е. Тадыев как ученый смело высказывал критические мнения в адрес своих коллег, выражая несогласие, ибо всегда защищал чистоту науки. Выступая на научно-практической конференции по обсуждению проблемы развития производительных сил Горного Алтая, он отмечал, что «...к разработке отдельных научных проблем до сих пор очень слабо привлекались практические работники, различные специалисты, особенно высшей квалификации. Этот огромный, практически неисчерпаемый резерв необходимо как можно полнее использовать для ускорения развития производительных сил» [4]. В данном же выступлении ученый говорил о природном богатстве Горного Алтая и необходимости его использования на пользу развития области. «Все эти богатства можно было бы с большой пользой поставить на службу человеку, однако очень слабая изученность, отсутствие необходимого экономического обоснования не позволяет активно продвигать решение этих крупных мероприятий. Серьезным недостатком исследовательской работы наших научных учреждений является отсутствие существенных выводов и конкретных обоснованных предложений, как совершенствовать хозяйство, как организовать культурное строительство и многое другое» [4].

П. Е. Тадыев абсолютно убежден, что невозможно осуществлять планирование и развивать народное хозяйство без глубоких научных исследований. Планирование должно строиться на полной научной основе, на данных экономического исследования, и поэтому экономические исследования должны быть предшествующим этапом планирования. «В этом плане, - говорит автор, - Горный Алтай - это спящий богатырь» [4].

Выступая с докладом при обсуждении научной работы Л. П. Потапова «Очерки по истории алтайцев», отмечая его положительные достижения и необходимость данного научного исследования для алтайцев, П. Е. Тадыев высказал ряд несогласий с Л. П. Потаповым, в частности, по поводу трактовки вопроса о развитии торговли в дореволюционном Горном Алтае. Л. П. Потапов утверждал, что «основная причина быстрого вовлечения Горного Алтая в торговые связи заключались в том, что алтайская экономика была сельскохозяйственной, животноводческой,

русская торговля базировалась, особенно во второй половине XIX в., на быстро развивающейся промышленности» [5], а П. Е. Тадыев оспаривал это и говорил в своем докладе, что «неправильно утверждение Потапова о том, что русская торговля тормозила развитие хозяйства алтайцев и удерживала старые способы производства. Необходимо видеть положительные стороны торговли и ее объективно-прогрессивную роль» [5], т. е. докладчик придерживался мнения, что проникновение торговли в глубь территории Горного Алтая имело положительную роль: главное при этом заключалось в обмене товарами, а кроме того, в среду алтайцев проникал прогрессивный способ торговли.

Как считает докладчик, указание причин добровольного вхождения алтайцев в состав России Л. П. Потаповым тоже имеет ряд изъянов, оно заключается в том, что Потапов не отметил своей работе отрицательное влияние остатков крепостничества, «служивших тормозом в развитии капиталистической промышленности. Надо учесть, - говорил Тадыев, - что алтайцы являлись собственностью царя, он (Алтай - Е. К.) был изолирован от общего промышленного развития России, от проникновения посторонних капиталов, здесь отсутствовали новые методы производства» [5]. Исходя из этого докладчик выдвигал перед специалистами-алтаеведами задачи разработки научной периодизации истории алтайцев, исследования классовой борьбы на Алтае, изучения истории алтайцев в советский период.

Многогранная мысль ученого П. Е. Тадыева позволяла ему выступать в научной литературе по проблемам консолидации алтайцев в условиях социализма, об этническом составе дореволюционных алтайцев и особенностях их административного устройства, о реакционной сущности шаманизма и бурханизма и т. д.

Павел Егорович - не только ученый-теоретик, но и крупный идеолог своего времени, активный общественник. Будучи секретарем Горно-Алтайскою горкома и обкома партии, он показал себя как умелый организатор массово-политической и пропагандистской работы. Кроме кадровых лекторов обкома партии к пропагандистской работе привлекался большой круг ученых, преподавателей, студентов, агитаторов. Активно работали областное и районные общества «Знание». В 50-70-е гт. еще не во всех селах и деревнях имелось радио, телевидение только-только стало развиваться, у чабанов дальних стоянок появились транзисторы, но этого было далеко не достаточно, чтобы люди знали о происходящих в области и стране событиях. Поэтому большой актив пропагандистов выезжали в села и деревни рассказывать населению о важнейших событиях: о решениях съездов партии, сессий Верховного Совета, пленумов ЦК КПСС, о выходе новых законов и положений. Длительное время всем этим процессом руководил П. Е. Тадыев.

Надо отдать дань уважения П. Е. Тадыеву в организации празднования 200-летия добровольного вхождения алтайцев в состав России. Обелиск в честь 200-летия на Семинском перевале - это заслуга Павла Егоровича.

То, что обелиск поставлен на Семинском перевале - это исторически правильно, так как, согласно преданиям, именно на Семинском перевале

(Дал Мёнку - Вечная Грива) алтайцы, увидев Алтай разоренным в Цинс-кой войне, сложили песню «Кан-Алтай»:

...Много крови лилось, много думалось дум,

За Алтай мой - красу на полмира;

Отчего же теперь ты стоишь так угрюм,

Где ж корона твоя и порфира?..

Народные стихи были переложены на музыку композитором Ильиным, и песня мощным хором исполнялась при праздновании 200-летия добровольного вхождения алтайцев в состав России.

П. Е. Тадыев - не только замечательный ученый, но и педагог. Оставив общественную работу, он вернулся в Горно-Алтайский пединститут и преподавал историю партии. Эрудированный ученый активно притягивал внимание студентов. Он обладал привлекательными человеческими качествами: мог во время лекции бросить какую-нибудь шутку, во время перерыва мог в коридоре на равных беседовать со студентами, в любое время они могли обращаться к нему по возникшим вопросам. Спокойно, содержательно проводил семинарские занятия. Павла Егоровича студенты очень уважали.

Автор этих строк тоже его студентка, я слушала его лекции, вместе с ним работала в обществе «Знание», а затем на кафедре истории КПСС в Горно-Алтайском пединституте. Я запомнила его как человека коммуникабельного, высокой культуры общения, корректного, интеллигентного.

Я думаю, если бы Павел Егорович работал все время в пединституте, он давно бы защитил докторскую диссертацию и был не только профессором, но и академиком.

В день 80-летия со дня рождения П. Е. Тадыева коллеги, друзья, воспитанники и даже те, кто знает Павла Егоровича понаслышке, собрались в Горно-Алтайском государственном университете и отдали глубокую дань уважения за его труд и за его дела на земле.

Литература

1. Тадыев, П. Е. Поворотный пункт в истории Горного Алтая / П. Е. Тадыев // Великая дружба. - Горно-Алтайск: Кн. изд-во, 1956.

2. Тадыев, П. Е. Гражданская война в Горном Алтае / П.Е. Тадыев // - 40 лет Советскому Горному Алтаю. - Горно-Алтайск: Кн. изд-во, 1957. - С. 66.

3. Тадыев, П. Е. Борьба за советскую власть в Горном Алтае / П. Е. Тадыев // Борьба трудящихся Горного Алтая за установление Советской власти. - Горно-Алтайск, 1957. - С. 7.

4. Тадыев, П. Е. Наш общественный научно-исследовательский институт. / П.Е. Тадыев // Об изучении и развитии производительных сил Горного Алтая. - Горно-Алтайск, 1961.

5. Тадыев, П. Е. Изучение истории Горного Алтая: докл. по обсуждению книги Л. П. Потапова «Очерки по истории алтайцев» / П. Е. Тадыев // Вопросы истории. - Горно-Алтайск, 1954. - №4. - С. 173-175.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.