Для нашей автономной области, надо полагать, это были отголоски, вернее, продолжение событий периода «безумной идеи наказания народов», «концепции» ответственности народов за деяния отдельных отщепенцев. В этот же период искусственно стимулировалась борьба с космополитизмом, догматизмом и начетничеством.
Идеолог областной парторганизации П. Е. Тадыев - ученый-историк-не мог сойти с позиций объективности, не мог стать на позиции оголтелой схоластики и догматизма. Как специалист он не мог безоговорочно соглашаться с тезисом «о безусловной решенности национального вопроса». Тогда объективные исследователи видели, что национальная политика как в центре, так и в регионах, оказалась вне зоны критики. Время и последующая история подтвердили ошибочность и некоторых других выводов.
Мне предельно ясно, что при такой линии центра, всей вышестоящей партийно-политической иерархии практически было невозможно самостоятельно работать идеологу региональной парторганизации. Представляется, перед П. Е. Тадыевым в те годы по существу встал вопрос - оставаться на позициях ученого-историка или превращаться в чи-новника-бюрократа, в том числе в области теории, практики партийнополитической деятельности в автономной области.
С высоты пройденных лет склоняюсь к выводу, что П. Е. Тадыев около десяти лет потерял для себя как ученый, исследователь.
УДК 39
3. С. Казагачева ВО ИМЯ НАРОДОВ ГОРНОГО АЛТАЯ
В научной и общественной деятельности П. Е.Тадыева следует выделить два исторически важных для народов Горного Алтая момента.
Во-первых, по его инициативе и с участием в практической реализации впервые проводится 200-летний юбилей со дня добровольного вхождения алтайских этносов со своей исторической территорией проживания (равной в то время территории трех европейских государств) в состав России. Как известно, тюркоязычные племена Алтая до обретения нового подданства находились в составе западно-монгольского государственного объединения, именуемого в научных источниках Джунгарией. Оно занимало обширную область земли между Алтаем, Тянь-Шанем и Балхашем.
Включение алтайских племен в состав русского государства происходило начиная с XVII до середины XVIII в. Но некоторая часть населения (теленгиты) современного приграничного района с Монголией еще на протяжении столетия находились на положении «двоеданцев», их окончательное вхождение в российское подданство завершилось к середине XIX в. Таким образом, северные алтайцы вошли в состав России в нача-
ле XVII в., вследствие чего появились постройки городов Томска (1609), Кузнецка (1618) для дальнейшего распространения русского влияния на Саяно-Алтайском нагорье.
Присоединение южных алтайцев - основной части коренного населения - происходило в иных исторических условиях. В середине XVII в. меяшоусобные войны джунгарских феодалов крайне ослабили свое некогда сильное государство, чем не замедлила воспользоваться маньчжурская династия Китая. Императорским войскам последней удалось захватить почти всю Джунгарию. Алтайские зайсаны (князья - главы родов), создавая конные отряды в 300-400 человек, вели сражения против китайско-монгольских завоевателей. Тяжелые события этих лет закрепились в народной памяти, в исторических преданиях и песнях. Одно их них повествует об отряде под предводительством Чече. Окруженный врагами Чече оказался на высокой прибрежной сопке, и, чтобы не попасть в руки врага, бросился с нее в речку. С той поры сопка и речка носят название Чече.
Другое предание также повествует о сражении алтайцев с захватчиками: предводитель вражеского войска Чадак, потерпев поражение, на скале Бичикту-кая (правый берег р. Катуни) оставил надпись о своем печальном походе на Алтай. Это сражение увековечено и в исторической песне «Кан-Алтай» (букв. «Высокочтимый Алтай»). В сражении полегло все вражеское войско. Но и алтайцы понесли урон - из битвы живым вышел только один человек. Он, взойдя на вершину Дьал Мёнку (Вечная Горная Грива), сложил песню о разорении Алтая. До сих пор эта песня существует во множестве вариантов и переводов на русский язык. Один из них опубликован в научных изданиях XIX в.:
Кан-Алтай, с высоты кочевых облаков Треугольным ты кажешься взору.
А с боков словно грани их девять углов,
За горой выдвигают там гору.
Разветвился как плеть и извилист хребет Чудных гор моего Кан-Алтая,
Солнце всходит на нем и свершает заход,
Будто в синих волнах утопая.
Много крови лилось, много думалось дум,
За Алтай мой - красу на полмира;
Отчего же теперь ты стоишь так угрюм,
Где ж корона твоя и порфира?
Словно серым ковром ты окутался весь,
От роскошных лесов оголенный.
Где ж величье твое, где краса твоя днесь О Алтай мой, Алтай разоренный!
В 1756 г. 12 алтайских князей, чтобы уберечь свою землю от захвата и свой народ от гибели и пленения, вышли к русским пограничным линиям и обратились с просьбой: сберечь их от «злого времени в нашей земле». Так начался процесс вхождения южных алтайцев в состав России.
Анализируя процесс вхождения алтайцев в состав России, П. Е. Тады-ев писал: «Алтайский народ избрал правильный путь неслучайно. Имея еще до вхождения в Россию довольно широкие торговые и культурные связи с русскими людьми, алтайцы убеждались в преимуществе этой народной культуры и тем более, что это убеждение было основано на личном, непосредственном общении с русским населением. Таким образом, основным стимулом для добровольного перехода в русское подданство алтайцев было их культурно-экономическое тяготение».
В ознаменование 200-летия этого важного акта в истории народов Горного Алтая на Семинском перевале (Дьал Мёнку) поставлено памятное сооружение в окружении кедрового леса. Ни один путник не проезжает, чтобы не остановиться с чувством благодарной памяти подвигу славных сынов этой священной высокочтимой земли. И ныне комплексное сооружение воспринимается как предметная память о П. Е. Тадыеве, который первым заложил традицию увековечивания благородных деяний в исторической памяти народа.
Во-вторых, в 1960 г. по инициативе П. Е. Тадыева была создана совершенно новая в науке форма - общественный научно-исследовательский институт по изучению и развитию производительных сил Горного Алтая. К сожалению, это сторона его деятельности с позиций сегодняшнего дня до сих пор не получила должной оценки. А ведь в этом подвижничестве ученого и партийного работника областного масштаба просматривается его реальный поиск решений, которые могли бы вывести жизнедеятельность региона из стагнации, застоя. В своей краткой и содержательной статье П. Е. Тадыев обосновывает создание института на общественных началах. Он пишет: «В недрах Горного Алтая огромные запасы полезных ископаемых, а на склонах гор сосредоточено более половины всех лесов Алтайского края, среди которых большое количество кедровых насаждений, дикорастущего сырья в виде лекарственных, плодовых и ягодных, а также декоративных растений. Богата область и пушным зверем.
Потенциальные гидроресурсы горных рек исчисляются миллионами киловатт, при этом даже предварительные расчеты показывают, что зарегулирование реки Катуни и строительство на ней гидроэлектростанций позволило бы сделать ее судоходной на протяжении нескольких сот километров. Более того, эти гидроэнергетические сооружения были бы самыми дешевыми в Сибири.
Область располагает богатейшими альпийскими лугами, плодородными почвами, мощной кормовой базой для развития общественного животноводства, пантового оленеводства, пчеловодства, исключительными условиями для развития крупного промышленного садоводства, хмелеводства, овощеводства.
Наличие целебных источников, горно-климатических факторов, исключительно живописных по своей красоте и гармоничности целых микрорайонов позволяет организовать на территории области мощную курортно-санаторную базу, а также базу горного спорта и туризма.
Все эти богатства можно было бы с большой пользой поставить на службу человеку. Но этому мешает очень слабая их изученность».
В статье Павла Егоровича отмечается, что ежегодно на территории области занимаются исследованиями множество заезжих отрядов, групп, экспедиций. Все они работают разобщенно, не оставляя ни материалов, ни отчетов о своей работе.
Все вышесказанное, по мнению П. Е. Тадыева, подводит к выводу о необходимости коренного пересмотра практики исследований и решения вопроса в новой организационной форме. В изучении природных ресурсов по многим направлениям участвуют и местные кадры - ученые научных центров и учебных заведений Горного Алтая. Но они из-за малочисленности, маломощности финансовых и технических средств не могут охватить всех проблем, требуется привлечение усилий научных центров АН СССР и одновременно создание координационного центра, т. е. научно-исследовательского института хотя бы, на первых порах, на общественных началах. Как известно, пожелали участвовать в работе общественного института и войти в состав его научного совета такие крупные ученые, как академик М. А. Лаврентьев, члены-корреспонденты АН СССР Г. А. Пруденский, В. А. Кузнецов, доктора наук А. И. Черепанов, А. П. Окладников, Г. В. Крылов, Е. Н. Мешалкин и многие другие.
Создание первого в стране общественного научно-исследовательского института в Горном Алтае было тепло встречено широкой общественностью, а также нашло отражение в центральной и сибирской прессе.
В первую очередь была создана экономическая группа, которая по объему и характеру выполненной работы, по своей структуре переросла свои первоначальные рамки. И это послужило основанием на ее базе создать общественный научно-исследовательский институт. Первого - четвертого июля 1961 г. была проведена первая научная конференция ОНИИ. К участию в ней были привлечены не только деятели науки, но и все руководители структур областного, районного, сельского масштаба.
Общественный научно-исследовательский институт просуществовал недолго, но сделал прорыв во многих направлениях науки и практики. Учеными Сибири и П. Е. Тадыевым была заложена добротная основа для создания в Горном Алтае института, на финансовой основе, а не на общественных началах координирующего все направления в изучении региональных проблем. Здесь сказалась главная болезнь той эпохи, когда не продумывался механизм реализации проблем, поставленных усилиями ученых.
Многие из них остаются нереализованными и по сию пору. Научные центры Республики Алтай по-прежнему «кувыркаются» каждый на свои лад, без объединяющего всех координационного центра, того самого, к созданию которого стремился П. Е. Тадыев.