Научная статья на тему 'ОЗНАКОМЛЕНИЕ С КОМПОЗИЦИОННЫМИ И КОНСТРУКТИВНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ИНТЕРЬЕРА НА УРОКАХ ТРУДА (ТЕХНОЛОГИИ)'

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С КОМПОЗИЦИОННЫМИ И КОНСТРУКТИВНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ИНТЕРЬЕРА НА УРОКАХ ТРУДА (ТЕХНОЛОГИИ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
дизайн / интерьер / традиционное жилище / пространственная организация / жилая постройка / внутренняя организация / декоративный приём / принципы композиции / памятник культуры / design / interior / traditional housing / spatial organization / residential building / decorative technique / principles composition / monument culture

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Секоненко М.В.

В работе дано общее представление об историческом устройстве отечественного жилища, рассказано об изменениях пространственной организации жилища с течением времени. Дано представление о функциональном зонировании помещений. Представлены примеры планировок. Включён словарь терминов, обозначающих предметы мебели и оборудования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCTION TO THE COMPOSITION AND CONSTRUCTION FEATURES OF THE DOMESTIC INTERIOR IN LABOR LESSONS (TECHNOLOGY)

The work gives a general idea of the historical structure of domestic housing and talks about changes in the spatial organization of housing over time. An idea of the functional zoning of premises is given. Examples of layouts are presented. A glossary of terms for furniture and equipment is included.

Текст научной работы на тему «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С КОМПОЗИЦИОННЫМИ И КОНСТРУКТИВНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ИНТЕРЬЕРА НА УРОКАХ ТРУДА (ТЕХНОЛОГИИ)»

УДК 372.862

Секоненко М.В.

учитель

Санкт-Петербургская гимназия «Альма Матер» (г. Санкт-Петербург, Россия)

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С КОМПОЗИЦИОННЫМИ И КОНСТРУКТИВНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ИНТЕРЬЕРА НА УРОКАХ ТРУДА (ТЕХНОЛОГИИ)

Аннотация: в работе дано общее представление об историческом устройстве отечественного жилища, рассказано об изменениях пространственной организации жилища с течением времени. Дано представление о функциональном зонировании помещений. Представлены примеры планировок. Включён словарь терминов, обозначающих предметы мебели и оборудования.

Ключевые слова: дизайн, интерьер, традиционное жилище, пространственная организация, жилая постройка, внутренняя организация, декоративный приём, принципы композиции, памятник культуры.

Прежде чем знакомить школьников с дизайном современного интерьера необходимо дать им общее представление об историческом устройстве отечественного жилища, традиции которого присутствуют и в современной жизни.

Русское традиционное жилище.

Пространственная организация жилища отражала условия существования и образа жизни многих тысяч людей России, без понимания этого нельзя увидеть целостную картину жизни народа и его культуры. Вековые традиции возведения жилья и обустройства в доме на Руси долго оставались неизменными. Традиционно повторялся усадебный характер городских и

деревенских строений. Сохранялись размеры жилищ и помещений. Повторялась пространственная организация усадеб и дворов. Функционально разделялись помещения на жилую, парадную и служебную зоны.

Большие изменения в пространстве традиционного жилища начали происходить на рубеже 18 и 19 веков. Наибольшие изменения жилых построек и их внутренней организации коснулись высших и средних слоёв населения (дворянство и купцы). В постройках этих сословий чаще сочетались старые и новые эстетические принципы, организовывались помещения в соответствии с новыми архитектурно-пространственными принципами (в основном парадные помещения), искусство организации пространства помещений виделось как целостная система, увеличилось количество декоративных приёмов, обогативших пространственную организацию дома. К 19 веку были сформированы единые принципы композиции домов, в интерьерах которых стали применяться новые архитектурно-художественные приёмы. Меньше всего подверглись изменению жилища крестьян (большинства населения), беднейших городских жителей и дворцы богатейших людей государства.

В избах, в основном, изменения были связаны с увеличением размеров жилого помещения, которое стало разделяться перегородками на комнаты.

Как традиционное жилище, изба является памятником материальной культуры нашей страны. Изба - бревенчатая постройка, обычно квадратная в плане. Площадь 12-30 кв. м, печь - в углу или посередине. Виды изб на Руси:

1. Белая изба - имеющая печь с трубой.

2. Красная изба - с красным, то есть с большим переплётным окном.

3. Чёрная или курная изба - с русской печью без трубы.

На рубеже 17 и 18 веков большинство населения страны в городах и деревнях жили ещё в чёрных избах с земляными полами. Деревенские жители не имели специальных помещений и кроватей для сна, они спали в избах на полу, лавках, полатях и печи. Сначала отапливаемый сруб стоял отдельно от других холодных построек. Потом к избе стали пристраивать холодные сени (из веток, луба, а позже - из леса). С начала 18 века в больших городах предписывалось

устраивать в чёрных избах вытяжные деревянные трубы. По мере роста благосостояния размеры изб становились больше, но пространственная организация сохранялась. Изба оставалась помещением с русской печью и перегородками, с холодными сенями.

Дома дворян, купцов и мещан имели установленный минимум помещений (пять окон по фасаду). Парадные помещения в особняке располагались одно за другим. После парадных сеней шли парадная лестница, зал, гостиная, парадная спальня, столовая, кабинет. Главными помещениями были парадные сени, парадная лестница и зал. Располагались они по-разному: в центре или торце дома, с окнами во двор или на улицу. «Девичья» комната имела много окон для рукоделия, располагалась рядом с комнатой хозяйки и выходом во двор.

Имелось два входа: «передний» и «задний». Окна парадных помещений выходили на улицу. Жилые комнаты выходили во двор окнами, были ниже по высоте, меньше по площади. В мезонине, в антресолях располагались жилые комнаты, в которых были только столы, стулья и кровати. Из окон второго этажа обычно открывался более красивый вид на улицы города.

Дворцы богатейших людей России состояли из помещений парадных, жилых и служебных. Парадные интерьеры были просторные, красивые, с окнами на улицу, имели самые высокие потолки. Дома-дворцы могли быть маленькие, в 5 парадных помещений или очень большими, в 40 парадных помещений. Помещения в дворцах-домах могли сильно отличаться друг от друга размером, цветом, формой, декором, разницей в высоте помещений, архитектурными деталями. Зал мог быть в два раза выше остальных помещений и иметь два ряда окон. Размеры домов-дворцов увеличивались. Усложнялась планировка. Менялись эстетические требования. В эпоху барокко парадные покои были сходны по величине и близки в плане к квадрату, что придавало единообразие и устойчивость интерьерам. В период раннего классицизма появились оси симметрии в плане дворцов, возникли анфилады, создавались ансамбли

помещений. Композиция ансамбля парадных помещений как единого целого установилась к концу 18 века.

Принципы создания ансамбля в домах-дворцах, следующие:

1. Сочетание предыдущего помещения с последующим.

2. Единство анфиладных дверей.

3. Индивидуальность каждого интерьера.

4.Чередование квадратных, круглых, овальных, прямоугольных и многогранных в плане помещений.

Убранство интеръера в историческом развитии.

На протяжении многих веков на Руси в домах сохранялся традиционный уклад жизни. Необходимо перед изучением современного интерьера познакомить учеников с особенностями интерьера исторического жилого дома и показать связь с прошлым. Сохраняются названия помещений и общие принципы планировки и обустройства. Можно проследить связь в планировке и зонировании помещений, назначении предметов мебели.

1. Особенности помещений в историческом жилом доме.

Принципы традиционной планировки помещений в наших домах сохраняются. Входная зона, коридор, столовая - кухня. Большая комната -гостиная. Комнаты: кабинет, спальня, детская комната. Знакомим учеников с этой исторической составляющей интерьера.

Входная зона и служебная зоны. Входной зоной или тамбуром служили сени. В основном, сени сохраняли тепло и использовались в бытовых целях. В богатых домах сначала сенями называли не только первое помещение у входа, а также все жилые и нежилые помещения, являвшиеся проходными. Под «сенями» подразумевали «вестибюль» (парадное помещение) или «тамбур» (маленькое помещение). С конца 18 века в сенях стали ставить печи, колонны, делать ниши для скульптур. Сени стали нести важную художественную функцию - как первая пространственная кульминация. Коридоры в богатом доме располагались в середине и были не освещены. Они поначалу сооружались только в служебных

и жилых этажах. Позже начали создавать коридоры для изоляции помещений и в парадном этаже

Жилые помещения. В крестьянских избах было одно жилое помещение, которое делилось функционально на части (бабий кут, конник, передний угол, красный угол). В этом помещении проходила вся жизнь большой крестьянской семьи, состоящей часто из представителей нескольких поколений.

В богатых домах, теремах и палатах, каменных дворцах было уже несколько помещений, у каждого помещения была своя функция. Долгое время все комнаты без специального назначения и названия назывались в каменном доме «палатами», в деревянном доме «светлицами», либо «покоями» и «комнатами». «Большая столовая палата» в богатом доме была предшественником «зала».

Расположение парадных помещений было преимущественно анфиладным: круговое, линейное, парное круговое, тройное круговое. Зал был больше других парадных помещений и хорошо освещён. Печи в зале использовались в качестве средства организации пространства, как важный композиционный элемент. Для увеличения пространства отказывались от многочисленных украшений, использовали зеркала для зрительного увеличения перспективы, использовали арки и колонны для иллюзорного увеличения высоты. В плане залы сначала были приближены к квадрату, позже появились круглые, овальные, гранёные залы. Двери в зале делали высокие, двустворчатые, с лепными и живописными элементами. Зал использовался только для праздников и торжественных случаев.

После зала гостиная - следующее по значению помещение. Гостиных могло быть несколько. Они отличались местоположением, обоями, отделкой, назначением. «Картинная», «портретная», «диванная», «библиотека», «бильярдная», «карточная», «цветник», «зимний сад». В углах ставили трёхгранные печи, располагали камин, гарнитур из кресел, стульев, дивана с большим овальным столом, который был композиционным и функциональным центром гостиной. По сравнению с залом декоративное убранство в гостиных

(лепка и роспись: карниз, фриз, плафон) создавалось более изящно. В простенках между окон размещали для увеличения пространства зеркала. Под ними стояли тумбочки и ломберные столы. Соблюдалась симметрия в расположении мебели.

Гостиные со временем стали предназначаться не только для гостей, они превратились в помещения, где проводили в отличие от зала всё своё время хозяева.

Столовые сначала назывались «столовыми палатами». Столовая -большое помещение, расположенное в анфиладе, часто в углу здания, хорошо освещённое. В небогатых домах столовой был зал, а также приёмной и танцевальным помещением.

Спальни в богатых домах создавались роскошными: кровать на постаменте, ступени, балдахин и колонны. Пространство спальни организовывалось архитектурными средствами: свободная часть и ниша с кроватью, перегородки для гардеробной и кабинета, колонны и ширмы. (Приложение 1).

2. Основные конструктивные элементы в историческом интеръере.

Конструированию и изучению конструкций на уроках, посвящённым пространственным искусствам, придаётся большое значение. Поэтому и в теме изучения дизайна интерьера необходимо привлечь внимание школьников к традиционно используемым конструктивным элементам исторического помещения.

Окна. Исторически в домах на Руси окна были «волоковые», «слюдяные» и «красные». Отверстие для выпуска дыма располагалось под коньком крыши, закрывалось доской. Световые окна (20 на 50 см) заполнялись кусками плоского дерева, рыбьими и бычьими пузырями, телячьей кожей, слюдой, в северных районах - льдом. «Красное окно» (50 на 50 см) заполнялось слюдой, стеклилось, украшалось наличником с фронтоном. Кусочки слюды крепили оловом в рамах, кусочки стекла - свинцом в деревянных переплётах. Позже появились створчатые рамы. Зимой со стороны комнат вставлялись зимние рамы с форточкой, конопатились, заклеивались полосками бумаги. До 18 века окна были

небольшие по размеру. Позже они стали быстро увеличиваться, появились новые формы и конструкции: «итальянское» (из трёх частей), «французское» (до пола). Большие окна стали первым признаком дворца. Чтобы зрительно увеличить окна, делались приоконные ниши до пола. Подоконники делали невысокими для улучшения вида из окна, как деталь, о которой думали ещё до начала строительства. Угол наклона деревянного, оштукатуренного или мраморного подоконников был не прямым, а составлял 100-110 градусов. Окна парадных помещений архитекторы выводили на далёкие перспективы, а вид из жилых помещений выходил на камерные виды природы и двор.

Печи. В формировании пространства всегда участвовали печи. В избах и небольших домах ставилась только «русская» печь: для отопления и приготовления пищи. В богатых домах ставились дополнительные «голландские» печи, которые украшались фигурными столбиками, карнизами и изразцами. Изразцы были сначала жёлто-зелёного цвета, с изображениями птиц, людей, животных, растений, поучительными надписями. Позже добавились синие, белые изразцы и бытовые сюжеты. В жилых и служебных комнатах печи располагались, как правило, в углу. В плане были они квадратные, прямоугольные, трёхгранные, вогнутые и выпуклые. В зале устанавливали белые печи без росписи, либо окрашивали их в цвет стен. Зеркало с камином располагали в торце зала и в последней комнате анфилады для иллюзии глубины, увеличения пространства.

Двери. Плотницкие двери использовались много столетий в избах, теремах, даже дворцах, пока не появились столярные двери, которые были сначала роскошью, а позже стали частью интерьерного искусства. Столярные двери были парадные двупольные, «ложные», однопольные, скрытые под мебель, уличные, тамбурные, непарадные. В анфиладах двери распахивались для открытия перспективы. Профили для таких дверей делались, как и профили картин в комнатах. Существенная роль дверей в анфиладе заключалась в объединении различных по размеру, цвету, назначению и архитектуре помещений в художественный ансамбль с помощью повторяющегося ритма и

масштаба. Потайные двери были связаны с тайными лестницами, имели вид дверцы шкафа, большой картины в раме или зеркала. В жилых и служебных комнатах двери сверху остеклялись для освещения коридора.

Лестницы. В одноэтажной избе лестниц не было. В теремах вначале парадные вход и сени устраивали на втором этаже, поэтому открытая лестница с галереей была расположена вне здания. В этом проявлялась традиция украшения дома, экономилось внутреннее пространство. Также эта традиция шла от особенностей конструкции каменных сводчатых стен на первом этаже. Внутренние служебные лестницы с первого каменного на второй деревянный этаж располагались в толще стены. Чтобы не нарушать своды, шириной лестницы были не более полуметра, с крутыми ступенями. Позже стали сооружать внутренние парадные лестницы. Помимо них сооружались служебные: узкие, с забежными ступенями, винтовые, тёмные, крутые, которые размещались в разных концах дома, не проходили через все этажи, соединяли только два соседних.

Стены. Внутренняя отделка изб была проста и дёшева: стены из брёвен, перегородки из досок, не доходившие до потолка. В каменных и деревянных домах обшивали стены еловым тёсом. В богатых домах на стенах был прибит выбеленный холст, стены штукатурили, драпировали тканью. Позже стены стали гладко штукатурить, клеить на них бумажные обои. Стены богатых покоев опоясывали деревянные или мраморные панели с плинтусом и карнизом по высоте подоконников. Поверхность стен над панелями разделялась рамами на «зеркала». «Зеркала» нередко расписывались: пейзаж, архитектура, декоративная лепка.

Жилые помещения окрашивали в светлые кремовые, салатные, голубые тона. В парадных помещениях присутствовала широкая цветовая гамма. Например: серебристая прихожая, белый зал, тёмно-синяя гостиная, малиновая или ярко-зелёная комната хозяйки, которая была последней в анфиладе парадных помещений.

Полы. В бедных избах вплоть до середины 19 века оставались земляные полы. Время от времени его перекапывали, «пахали». Позже деревянные полы стали делать из плотно уложенных тонких брёвнышек, как на новгородских мостовых. В домах зажиточных людей полы делались из продольно расколотых брёвен. Могли быть полы кирпичные (в кухне, людской, коридоре, галерее, соединяющей главный дом с флигелями) и из известняка с уложенными в шахматном порядке плитками (жёлтые, серые, чёрные). В жилых комнатах богатых домов полы настилались из досок (плотницкие) или щитов (столярные). Во времена Пушкина деревянные полы могли быть обиты зелёным сукном. Паркет укладывали лишь в гостиной или дамском кабинете.

Потолки. В избах потолков не было. В богатых домах на потолок был прибит выбеленный холст, иногда его штукатурили. В помещениях потолки обычно были плоские. Обрамлялись потолки карнизами, резьбой, иллюзорно создавался рельеф на потолке с помощью росписи.

3. Убранство помещений в историческом интеръере.

С течением времени меняются предметы мебели, в основном, в своём внешнем виде, в дизайне. Но само назначение предметов мебели и часто их расположение в интерьере остаются неизменными. Поэтому перед изучением оборудования современных интерьеров ученикам можно познакомиться с традицией и назначением предметов исторического интерьера, с особенностью их применения. (Приложение 2).

Мебелъ. В избе до появления лавок находились завалинки - лавки из земли, накрытые соломой. Стол является одним из наиболее древних видов передвижной мебели, хотя изначально столы были глинобитными и неподвижными, как и лавки. Стульями для сидения во время различного вида работ служили чурбаны или колоды (обрубки от ствола дерева). Шкаф появился в деревне раньше всех других видов городской мебели, отличался от традиционного убранства избы своей подвижностью.

С помощью мебели организовывалось удобное жизненное пространство. Архитекторы городских и усадебных домов и дворцов, создавая

индивидуальные образы интерьеров, проектировали часто и саму мебель. Создавали шкафы - двери, шкафы - проходы, стены - книжные шкафы. Архитекторы занимались организацией движения и размещения домочадцев, гостей и слуг. В зале создавалось ощущение свободы и простора, в нём был минимум мебели и одинаковые принципы её расстановки. В картинных и портретных комнатах было просторно, но в этих помещениях обязательно находились кресла и диваны у стен. Гостиные - это комнаты для беседы, для удобного долгого расположения. Поэтому в них размещали диваны, стулья, кресла, столы, столики для рукоделия, столики под зеркалами, угловые тумбы с вазами или скульптурой, ширмы и угловые шкафы.

Люстры, лампы, фонари. Высота подвески определялась ростом человека (полтора человеческих роста), даже в двусветных залах, так как свет свечей был недостаточен. На такую высоту помещали люстры и настенные лампы. Эта высота задавала единый масштабный модуль ко всем интерьерным пространствам и необходима была для восприятия человеком ансамбля интерьеров как единого целого.

Художественное оформление помещений. В избах традиционно использовалось украшение помещения к различным праздникам: вывешивались особые полотенца в красном углу и по стенам, устилались нарядными половиками полы, столы закрывались парадными скатертями.

В богатых домах художественное оформление заключалось в выборе профилей архитектурных элементов, карнизов, плинтусов, рисунка и цвета полов, потолков и стен, оформления окон и дверей, освещения и мебели, развески картин.

Приложение 1.

1. Изменения в традиционном пространственном обустройстве избы

Рисунок 1. Черная изба с земляным полом.

Рисунок 2. Курная изба с холодными сенями.

Рисунок 3. Изба из двух отапливаемых помещений и холодными сенями между ними.

2. Традиционное пространственное обустройство дома-особняка.

3. Дом-дворец - пример пространственной организации.

Приложение 2.

Интерьер избы. Мебель и оборудование.

Баранчик - вешалка для шапок из куска дуба с отогнутыми ветвями.

Блюдник (блюдешник, наблюдник) - деревянные полки для блюд, тарелок, чашек, ложек, ножей, вилок, используемых ежедневно.

Горка - разновидность буфета, посудного шкафа вытянутой формы для самой ценной посуды.

Дерожка - половик, основу которого составляют толстые нити, а поперечными нитями служат полоски ткани.

Дивилъце - небольшое переносное, настольное или настенное зеркальце.

Дуплё (дуплянка, седулка, седунка, сиделка, стоялка) - детский стульчик.

Загнёт - скамья около русской печи.

Залавник (лежанка) - длинный деревянный ящик для хранения одежды, обуви, служил скамейкой и лавкой.

Зыбка (люлъка, колыбелъ) - приспособление для сна и укачивания ребёнка.

Зымза - полочка около рукомойника для мыла.

Камелёк - освещение избы с помощью лучины, щепок, поленцев, небольшое углубление устраивалось в углу печи.

Карман (настенник) - мешочек из ткани для хранения хозяйственных мелочей: ниток, иголок, напёрстков. Прибивался к стене избы.

Качулька (очап) - берёзовый шест, к которому подвешивалась колыбель. Коник - мужская лавка в форме ящика с украшением в виде конской головы, с откидной крышкой или дверцами. Рабочее место мужчин около дверей для мелкого ремесла: рыболовные сети, лапти, корзины, упряжь. Красный угол - парадный угол с иконами.

Кудка - стол в кухонном углу для кухонных работ, нижняя часть которого закрыта деревянной решёткой, за которой в холод держали кур. Кут - печной угол.

Лежанка - малая печка при русской печи для обогрева помещения и сна.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Воронихина А.Н. Виды залов Эрмитажа и Зимнего дворца в акварелях и рисунках художников середины XIX века. - М.: Искусство, 1983. - 235 с.: ил.;

2. Глазычев В.Л. Зарождение творчества. - М.: Стройиздат, 1984;

3. Русская изба (Внутреннее убранство, убранство дома, мебель, утварь): Иллюстрированная энциклопедия / Авт.-сост.: Д.А.Баранов, О.Г.Баранова, Е.Л. Мадлевская и др. - СПб.: Искусство-СПБ, 1999;

4. Технология 5 - 9 классы. Глозман Е.С., Кожина О.А. - Издательство Просвещение, 2023;

5. Технология 5 - 9 классы. Методическое пособие к предметной линии Е.С. Глозмана и др. - Издательство Просвещение, 2023

Sekonenko M.V.

St. Petersburg Gymnasium «Alma Mater» (St. Petersburg, Russia)

INTRODUCTION TO THE COMPOSITION AND

CONSTRUCTION FEATURES OF THE DOMESTIC INTERIOR IN LABOR LESSONS (TECHNOLOGY)

Abstract: the work gives a general idea of the historical structure of domestic housing and talks about changes in the spatial organization of housing over time. An idea of the functional zoning of premises is given. Examples of layouts are presented. A glossary of terms for furniture and equipment is included.

Keywords: design, interior, traditional housing, spatial organization, residential building, decorative technique, principles composition, monument culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.