Научная статья на тему 'Ознакомление с достопримечательностями родного города как одно из условий патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста'

Ознакомление с достопримечательностями родного города как одно из условий патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1173
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ЧУВСТВО / ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ / PATRIOTISM / LOVE OF COUNTRY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Золотухина И. П., Кочеткова Ю.

Данная статья посвящена вопросам патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Особое внимание уделено раскрытию основных аспектов формирования у детей первых представлений об окружающем мире, отношения к родной природе, людям, культуре, малой Родине, своему Отечеству на основе их ознакомления с достопримечательностями родного города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Золотухина И. П., Кочеткова Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ознакомление с достопримечательностями родного города как одно из условий патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Золотухина И.П.1, Кочеткова Ю.2 ©

К.пед.н., доцент кафедры дошкольного и специального образования; студент, Институт непрерывного педагогического образования,

ФГБОУ ВПО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова»

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЯМИ РОДНОГО ГОРОДА КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация

Данная статья посвящена вопросам патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Особое внимание уделено раскрытию основных аспектов формирования у детей первых представлений об окружающем мире, отношения к родной природе, людям, культуре, малой Родине, своему Отечеству на основе их ознакомления с достопримечательностями родного города.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, патриотическое чувство, любовь к Родине

12 Zolotukhina I.P. , Kochetkova J.

Candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of preschool and special

education; 2student,

The Institute of continuing pedagogical education,

FGBOU VPO "KSU them. N. F. Katanov"

Summary

This article is devoted to Patriotic education of children of senior preschool age. Special attention is paid to the disclosure of key aspects of development in children in their first ideas about the surrounding world, relationship to mother nature, people, culture, Homeland, my homeland on the basis of their acquaintance with the sights of his native city.

Keywords: patriotism, patriotism, love of country.

Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. Воспитать любовь к Родине, родному городу (как начало патриотизма и первых чувств, гражданственности) - значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной действительностью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка.

Огромное значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет всё его ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, родной улицей, городом, а затем уже со всей страной. Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребёнком те, которые ему наиболее доступны: дом, детский сад, родной край, люди, живущие в этом краю, традиции, общественные события.

Именно поэтому, работа по патриотическому воспитанию в детском саду «Антошка» основывается на следующих принципах:

• Принцип расширения связей ребёнка с окружающим миром.

• Принцип приоритетности регионального культурного наследия.

• Принцип опоры на эмоционально-чувствительную сферу ребёнка.

Начиная со старшей группы, проводится работа по знакомству детей с историей родного города: почему город возник именно на этом месте, объясняем названия улиц,

© Золотухина И.П.1, Кочеткова Ю., 2015 г.

показываем репродукции памятников, организуем экскурсии. Одно из таких занятий было посвящено знакомству с гербом родного города. Но сначала детям рассказывали о том, что такое герб, когда и где впервые возникли гербы, что на них изображалось и почему.

Работу по знакомству дошкольников с достопримечательностями города проводим в определённой последовательности, с постепенным усложнением:

- история возникновения города;

- история названия улиц города;

- здания города;

- знакомство с людьми, прославившими наш город;

- места отдыха жителей города.

При составлении рассказов по знакомству с родным городом воспитателями используются методические рекомендации Н.В. Алёшиной и материалы по истории города Абакана. Рассказ всегда сопровождается наглядным материалом: фотографиями,

репродукциями, слайдами, схемами, рисунками. В процессе рассказа воспитатели обращаются к детям с вопросами, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление узнать что-то самостоятельно, дать возможность попробовать догадаться самому. Например, в рассказе «Наш новый Абакан» дети пытались найти ответы на следующие вопросы - «Если бы я был архитектором, то какой бы город я строил?», «В каком городе будут жить мои друзья?». В процессе рассказывания дети использовали в своей речи такие выражения как: «Это было давно, когда ваши бабушки и дедушки были такими же маленькими, как вы», или «Это было очень - очень - очень - давно, когда ваших мам, бабушек и дедушек ещё не было на свете». Диапазон объектов, с которыми мы знакомили старших дошкольников, достаточно широк: это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняли, в честь кого они воздвигнуты. Вместе с родителями воспитанников мы проводили экскурсии по городу такие как: «Главные улицы нашего города», «Современная архитектура Абакана», «Самый красивый парк - Комсомольский». Кроме этого, планировались и организовывались экскурсии на предприятия, где дети имели возможность наблюдать за трудом взрослых и каждый ребёнок мог осознать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи, детям объяснялись такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг».

В процессе знакомства с памятниками нашего района и города решаются задачи познавательного характера, и эстетического воспитания. При изучении местных памятников монументального искусства мы соблюдаем следующую последовательность:

1. Знакомство с авторами монумента (скульптором и архитектором);

2. История создания памятника, его выполнения и установки;

3. Поиск прототипов - реальных исторических лиц, исследование исторических условий и событий, увековеченных в памятнике[1].

Поскольку памятники истории и культуры очень разнообразны, то и характер, содержащийся в них информации, также неодинаков, и зависит от вида памятника. Поэтому детей группы «Улыбка воспитатели знакомят и с монументами, и с обелисками, и с плитами с рельефами и надписями, и с мемориальными досками.

А также, детям знакомы новые скверы, уютные беседки, цветочные композиции и, конечно, оригинальные уличные скульптуры, которые несут не только смысловое значение и являются украшением городских улиц, но и создают определённое настроение горожанам. В современном Абакане городская скульптура пользуется особой популярностью, делая городское пространство живым и интересным. Она является отражением полёта фантазии скульпторов, украшающих город кто во что горазд. «Один Буратино и три черепахи» —

такая скульптурная композиция украшает абаканский парк «Комсомольский». Первоначально рядом с Буратино должна была появиться классическая черепаха Тортилла. Но автор, Дмитрий Голубев, изменил свою задумку. Три черепашки, откованные из жёсткой

и крепкой стали, расположились на площадке, выложенной цветной плиткой. Они с любопытством изучают окрестности, глядя в разные стороны через круглые очки. Позади них озорной Буратино шутливо дразнит прохожих, показывая «длинный нос». Каждая из фигур весит 28 килограммов, а панцирь черепах рассчитан на большие нагрузки, поэтому на них можно присесть отдохнуть или сфотографироваться. И дети, и взрослые с удовольствием задерживаются около интересных сказочных фигурок.

Ребята старшей группы знакомы с историей создания обелиска Павшим Коммунарам. Информацией о том, что он был сооружён в 1927м году, а в 1980м году решением Красноярского краевого исполкома был принят под охрану государства, дети с удовольствием делятся с родителями и своими старшими братьями и сестрами. К Монументу Воинской славы дети вместе с родителями возлагают цветы 9 мая - в День победы. Дети знают о том, что это - Памятник воинам, погибшим в Великой Отечественной войне. Он был открыт в 1975 году к 30-й годовщине победы советского народа над фашистской Германией. Авторы - скульпторы Ю. Г. Паммер и М. Л. Сковородин, архитектор Н. А. Ковальчук. Протяжённость ансамбля более 100 метров, ширина - около 40 метров. Общая высота памятника составляет около 12 метров. И их рассказ об этом монументе вызывает неподдельную гордость и у родителей, и у педагогов.

В рамках ознакомления детей с мемориальными досками с детьми организована экскурсия к школе № 9, в которой до 10 класса учился Игорь Лелюх - Герой России, в честь которого на школе и была установлена мемориальная доска. Ребята гордятся его подвигом - Игорь Лелюх геройски погиб в Чечне 1 января 1995 года, прикрывая отход своего подразделения из окружения боевиков. Ранее, здесь же, в торжественной обстановке были открыты мемориальные доски еще двум кадровым офицерам, выпускникам школы № 9 города Абакана. Они погибли при исполнении воинского долга: Владимир Литвинов в Афганистане, Сергей Ашлапов в Чеченской Республике.

Сегодня любимым местом детей из детского сада «Антошка» является мини - парк Алиса в стране Чудес. Там, вместе с родителями, дети занимаются на тренажерах и играют в детском городке. А бронзовая Алиса, восседающая на постаменте в окружении Чеширского кота и Кролика, весело улыбается им, приглашая их в путешествия по сказочной стране сказок. Эта скульптура была установлена в День города, 23 августа 2014 года. И сегодня дети могут сами проводить виртуальные экскурсии для гостей детского сада не только к скульптурной композиции «Алиса в Стране чудес», но и к другим достопримечательностям нашего города.

Таким образом, систематическая содержательная работа детского сада по ознакомлению старших дошкольников с достопримечательностями родного города позволяет воспитывать настоящих граждан своей страны, испытывающих чувство гордости и любви к родному краю, способных бережно относиться к людям, чьи судьбы затронули те или иные исторические события.

Литература

1. А.А. Грибовская Ознакомление дошкольников со скульптурой - М.: Просвещение, 2009. - 86 с.

2. Халезова Н.Б., Гончарова Е. Эстетическое воспитание средствами монументальной скульптуры. скульптурой - М.: ТЦ Сфера, 2010.-130 с.

3. Барина Н. Патриотическое воспитание детей в процессе ознакомления с монументальной скульптурой. скульптурой - М.: Просвещение, 2011.- 98 с.

4. Голубкина А.С. Несколько слов о ремесле скульптора. скульптурой - М.: Просвещение, 2012.125 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.