Научная статья на тему 'Ознакомление работника производства с системой организации и нормирования труда'

Ознакомление работника производства с системой организации и нормирования труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
283
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика труда
ВАК
Область наук
Ключевые слова
LABOR STANDARDIZATION AND ORGANIZATION / PERSONNEL / PRODUCTION OUTPUT / ADAPTATION / CERTIFICATION / TRAINING / ANALYSIS / WORKING TIME LOSSES / НОРМИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА / ПЕРСОНАЛ / ВЫРАБОТКА / АДАПТАЦИЯ / АТТЕСТАЦИЯ / ОБУЧЕНИЕ / АНАЛИЗ / ПОТЕРИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никольский Артем Викторович

Невыполнение норм выработки, нарушение технологических процессов изготовления детали, нарушение дисциплины труда, простои это все потери рабочего времени в результате плохой организации труда и адаптации сотрудника в условиях производства, и это является проблемой многих предприятий. Один из сложных и важных этапов в жизни любого сотрудника это его адаптация в новом для него месте работы; без данного процесса невозможна любая детальность, и тем более долгосрочная и перспективная. В статье представлены основные элементы процесса адаптации работника производства в системе нормирования труда, автором работы предложены рекомендации как для работника производства, так и для специалиста по нормированию труда по улучшению процесса адаптации работника производства. Представим первую часть цикла статей, посвященных участникам системы организации и нормирования труда. Статья предназначена для сотрудников сферы производства, специалистов по нормированию труда, работникам производств и студентов экономических специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Introduction of a Worker to the System of Labor Organization and Standardization

Failure to achieve output standards, non-observance of the technological processes of detail manufacturing, breaches of labor discipline, downtimes are losses of working time in result of a poor labor organization and poor adaptation of the worker in the production conditions. This is a typical problem of many enterprises. One of the most difficult and important stages in life of every employee is his/her adaptation to the new work place. No efficiency is possible without this process, especially a long-term and prospective one. The article presents the main elements of a worker’s adaptation in labor standardization system. The author has also proposed recommendations for workers, as well as for labor standardization professionals that may improve the process of a worker’s adaptation. Let us present the first part of the cycle of articles dedicated to the participants of the system of labor organization and standardization. The article will be of interest for the employees in the sphere of manufacture, labor standardization professionals, workers and students of the economic specialties.

Текст научной работы на тему «Ознакомление работника производства с системой организации и нормирования труда»

Никольский А.В. Ознакомление работника производства с системой организации и нормирования труда // Экономика труда. — 2016. — Т. 3. — № 2. — С. 107-118. — doi: 10.18334/et.3.2.35157

Язык публикации: русский

Russian Journal of Labor Economics, 2016, Volume 3, Issue 2

The Introduction of a Worker to the System of Labor Organization and Standardization

Artyom Nikolskiy1®

1 Ural State University of Economics, Ekaterinburg, Russian Federation

ABSTRACT_

Failure to achieve output standards, non-observance of the technological processes of detail manufacturing, breaches of labor discipline, downtimes are losses of working time in result of a poor labor organization and poor adaptation of the worker in the production conditions. This is a typical problem of many enterprises. One of the most difficult and important stages in life of every employee is his/her adaptation to the new work place. No efficiency is possible without this process, especially a long-term and prospective one. The article presents the main elements of a worker's adaptation in labor standardization system. The author has also proposed recommendations for workers, as well as for labor standardization professionals that may improve the process of a worker's adaptation. Let us present the first part of the cycle of articles dedicated to the participants of the system of labor organization and standardization. The article will be of interest for the employees in the sphere of manufacture, labor standardization professionals, workers and students of the economic specialties.

KEYWORDS_

labor standardization and organization, personnel, production output, adaptation, certification, training, analysis, working time losses

CITATION_

Nikolskiy, A.V. (2016). The Introduction of a Worker to the System of Labor Organization and Standardization. Russian Journal of Labor Economics, 3(2), 107-118. doi: 10.18334/et.3.2.35157

JEL: L23, M12, M54 Original Research Language: Russian

Received: 22 Apr 2016, Published: 30 Jun 2016

© Nikolskiy A.V. / Publication: Creative Economy Publishers This work is licensed under a Creative Commons BY-NC-ND 3.0

H For correspondence: [email protected]

HIGHLIGHTS

► in certain cases it is impossible to establish the cause of the conflict through the official channels, but there are people who will use lies and cheating to reveal the true causes of conflicts (which does not always have positive effect)

► the first impression of a new employee is very important, because a fresh eye catches the remarks to which experienced professionals did not pay attention

► a complete adaptation of a worker in the system of labor standardization is to proceed within three months; therefore, it is recommended to new employees to use the production output scale during the adaptation period

► the process of adaptation in the system of labor organization and standardization is complicated (not always) only for the persons who are not familiar with the system; it is necessary to work more carefully with such employees and explain the causes of certain actions; however, it is exactly the information sharing what's important, not the defense of own position

Экономика труда, 2016, Том 3, Выпуск 2

Ознакомление работника производства с системой организации и нормирования труда

Артем Никольский1

1 Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург, Россия

АННОТАЦИЯ_

Невыполнение норм выработки, нарушение технологических процессов изготовления детали, нарушение дисциплины труда, простои - это все потери рабочего времени в результате плохой организации труда и адаптации сотрудника в условиях производства, и это является проблемой многих предприятий. Один из сложных и важных этапов в жизни любого сотрудника - это его адаптация в новом для него месте работы; без данного процесса невозможна любая детальность, и тем более долгосрочная и перспективная. В статье представлены основные элементы процесса адаптации работника производства в системе нормирования труда, автором работы предложены рекомендации как для работника производства, так и для специалиста по нормированию труда по улучшению процесса адаптации работника производства. Представим первую часть цикла статей, посвященных участникам системы организации и нормирования труда. Статья предназначена для сотрудников сферы производства, специалистов по нормированию труда, работникам производств и студентов экономических специальностей.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА_

нормирование и организация труда, персонал, выработка, адаптация, аттестация, обучение, анализ, потери рабочего времени

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:_

Никольский А.В. Ознакомление работника производства с системой организации и нормирования труда // Экономика труда. — 2016. — Т. 3. — № 2. — С. 107-118. — Сок 10.18334/е^3.2.35157

JEL: L23, M12, M54 Язык публикации: русский

© Никольский А.В. / Публикация: Издательство «Креативная экономика» Статья распространяется по лицензии Creative Commons BY-NC-ND 3.0

н Для связи: [email protected]

ТЕЗИСЫ

► в некоторых случаях установить причину конфликта через открытые официальные каналы невозможно, но есть те, кто идет на ложь, хитрости, и выясняют подлинные причины конфликтов (что не всегда приводит к положительному эффекту)

► важно первое впечатление от нового сотрудника, так как на свежий взгляд видны те замечания, которым не придавали значения специалисты со стажем

► полноценная адаптация работника производства в системе нормирования труда должна произойти за три месяца, поэтому для нового сотрудника в период его адаптации рекомендуется применять шкалу исчисления выработки

► процесс адаптации в системе организации и нормирования труда затруднителен (не всегда) только лицам, которые не знакомы с системой;

с такими сотрудниками надо более тщательно работать и объяснять причины тех или иных действий, тут важно именно предоставлять информацию, делиться, а не отстаивать свою точку зрения

Об авторах:

Никольский Артем Викторович, соискатель Института региональной и муниципальной экономики, Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург ([email protected])

Основными участниками системы организации и нормирования труда являются:

1. Государство.

2. Работодатель.

3. Работник:

— системы нормирования труда;

— вне системы нормирования труда.

В данной статье мы познакомимся с адаптацией работника производства в системе организации и нормирования труда. В целом, адаптация достаточно сложный и трудоемкий процесс как для работника, так и для работодателя - все несут издержки. В статье разберем, какие именно затраты несет система нормирования труда по адаптации работника производства, и что теряет и приобретает во время адаптации сам работник. Актуальность представленной темы подтверждается тем, что каждый человек проходит этап адаптации в организации, однако работнику производства предстоит еще и освоить законы нормирования труда, и ознакомлять с порядками нормирования труда нужно еще до собеседования с целью предупредить многие проблемы, такие как: невыполнение норм выработки, оказывают препятствия в наблюдениях, выражают личную неприязнь и прочие конфликтогенные элементы, главной причиной негативных факторов является неосознание идеи и задач системы организации и нормирования труда, что тормозит развитие системы.

В целом, в любой организации, где присутствует выработка в натуральных показателях, должна быть система организации и нормирования труда. Система должна иметь положение, где прописаны все элементы организации труда и его нормирования, одной и частей - адаптация работников производства, опишем ее более подробно.

Выделим правила подбора работника производства.

Преимущество отдается работнику с высокой выработкой, который ранее работал в системе нормирования труда, и важно интересоваться данной информацией, так как такой сотрудник быстрее адаптируется в вашей организации, такому сотруднику достаточно объяснить нюансы его работы в вашей организации - и все, это идеальный вариант (к примеру, сварщик, работавший в организации А, варил металлоконструкции класса х; в нашей организации он будет варить металлоконструкции класса ). К сожалению, идеальный

вариант встречается редко, сложнее работать с вновь трудоустроенным сотрудником, который уволился по причине конфликта с системой нормирования труда.

Если мы установили, что вновь принимаемый сотрудник уволился с прошлой работы из-за конфликта с системой нормирования труда, то нужно узнать точный предмет конфликта, рекомендуется также связаться с прошлым работодателем и/или специалистом по нормированию труда и выяснить суть, тут важно осознать: причина конфликта основана на личной неприязни или на субъективных причинах.

Если в диалоге с работником мы услышали, что предмет конфликта присутствует и в нашей компании, то лучше сразу указать на этот момент соискателю во избежание новых конфликтов на старую тему (например, одной из причин увольнения работника было нежелание работать на повременной оплате труда или отсутствие у работодателя автоматизированного устройства, облегчающего процесс транспортировки изделий; если у вас те же факты, которые не устраивали работника на предыдущем месте работы, то нужно на этом акцентировать внимание работника, и поставить вопрос о смысле замены работы в данном случае).

Очевидно, в данном случае можно встретить сопротивление: работник откажется от информирования вас вообще о каких-либо конфликтах или предоставит недостоверную информацию, а его бывший работодатель не пойдет с вами на контакт по причине конфиденциальности информации. В некоторых случаях установить причину конфликта через открытые официальные каналы невозможно, но есть те, кто идет на ложь, хитрости, и выясняют подлинные причины конфликтов (что не всегда приводит к положительному эффекту); однако, по мнению автора, тут дело в осознанности самого работника, то есть чтобы не «наступить на грабли», работнику рекомендуется «открыть карты» и рассказать действительные причины увольнения, возможно у нового работодателя нет данных нюансов, или он готов решить ваш вопрос и в пользу работника, в общем, найти решение совместно.

Привлекать специалиста по нормированию труда к процессу адаптации вновь принятого сотрудника важно и нужно. Привлечение специалиста по нормированию труда имеет свои и положительные стороны: проявление интереса к новому сотруднику, личное

ознакомление с системой именно специалистом по нормированию труда даст более высокий результат, чем это сделает специалист по кадрам или непосредственный руководитель, специалист более детально расскажет о системе нормирования труда, в которой работать сотруднику.

Обязательными элементами, с которыми нужно познакомить работника производства, являются:

1. Положение по организации и нормированию труда.

2. Разъяснение идеи, задач и методов нормирования труда.

3. Ознакомить с укрупненными нормативами времени и с местными нормами времени / нормативными заданиями, которые специалист будет выполнять на непосредственном месте работы.

4. Объяснить идею нормативных заданий и принцип расчета трудоемкости.

5. Рассказать, где и как смотреть проценты выполнения норм сотрудникам по своим участкам.

6. Рассказать о показателях (и правилах их расчетов), которые отражаются при аттестации и влияют на характеристику работника.

7. Дать информацию о самофотографии рабочего времени с целью самоконтроля и проверки работы норм; тут нужно показать работнику, чтобы он отслеживал и общую продолжительность операции, и количество выработанных им изделий и сигнализировал руководителю и/или специалисту по нормированию труда о расхождении.

8. Обратить внимание работника на его непосредственную выработку, показать те изделия, которые нужно будет производить, и которые будут считаться за ним.

9. Рассказать о способах обратной связи, о правилах ведения расчетов заработной платы (повременной и тем более сдельной оплаты труда, основанной на трудоемкости изделий).

10. В случае если работник уже знаком с системой организации и нормирования труда, то очное знакомство так же необходимо и важно. Стоит показать месторасположения результативных отчетов по выработке и обратной связи.

11. Полноценный цикл производства конечного изделия, изготавливаемого на данном предприятии.

Рекомендуется! специалисту по нормированию труда вести и учет новых сотрудников и оценивать период их адаптации в системе

с помощью непринужденных вопросов в неформальной форме (а не через письменную анкету под надзором руководителя и составления протокола с взыскательным тоном) и личных наблюдений. Важно первое впечатление от нового сотрудника, так как на свежий взгляд видны те замечания, которым не придавали значения специалисты со стажем. Достаточно важно общаться с работником производства на всем протяжении его адаптации, интересоваться его вопросами и пожеланиями, конечно посредством неформальной связи.

техникой безопасности / охраной труда и технологией изготовления продукции, бытовыми вопросами знакомит непосредственный руководитель, так он несет ответственность за подчиненного.

Казалось бы, «незначительные» моменты, с которыми знакомит специалист по нормированию труда работника производства, оказывают в будущем сильное положительное влияние, и затраченное время специалиста с лихвой оправдывает себя. Первое знакомство станет идеальной предупредительно мерой конфликтов, да и в целом такое знакомство благотворно скажется на моральном климате в коллективе и производительности труда.

Также подчеркнем, что очень важную информацию для системы нормирования труда дает сотрудник, который увольняется; об этом забывают очень часто, и это не практикуется специалистами по нормированию труда. Шейнов раскрывает необходимость данного действия [1].

Среди причин, по которым увольняется работник, может быть (и часто) недовольство некоторыми элементами системы организации и нормирования труда (в целом, всей системой нормирования труда работник производства не может быть недоволен, так как он знает только о некоторых ее частях, где система пересекается с производством), поэтому обязательно нужно задать следующие открытые вопросы:

1. Что именно не устраивает вас на данном предприятии?

2. Какие у вас будут замечания и/или рекомендации к организации и нормированию труда?

3. Что бы вы изменили в системе организации и нормирования

труда?

4. Какие были у вас конфликты, что и/или кто был предметом конфликтов, как вы решили конфликт?

5. Какой вы бы видели систему организации и нормирования труда в совершенстве, на ваш взгляд?

Важно отметить, что эти вопросы ни в коем случае не должны носить формальный характер при увольнении, что-то вроде обходного листа. Данные вопросы рекомендуется^ задавать устно и как бы невзначай, вопросы рекомендуется распределить во времени: за две недели их можно задавать постепенно, а не все влет за раз, это сразу вас разоблачит, что повлечет за собой отказ от ответов или дачу искаженной информации. Если вы изначально выстроили правильно взаимоотношения с работником производства, то он пойдет на контакт и расскажет вам истинные причины своего ухода; если вы были и/или есть в состоянии конфликта должностного и/или личного, то очевидно ожидать отсутствие подлинной информации от работника, и одна из причин его ухода уже вам ясна, но даже в этом случае автором статьи рекомендуется уйти от личных обид и сделать попытку к примирению ради недопущения рецидива и мести от сторонников противоположной стороны конфликта. Та информация от работника, который уходит, может послужить развитию системы, ее улучшению с целью недопущения увольнения по схожим причинам.

Необходимо и обработать обратную связь, ту информацию, что дал нам уходящий работник, нужно фильтровать по принципам:

1. Нереальные - их мы игнорируем (сказочные, вымышленные -отсутствие системы нормирования труда, отсутствие непосредственных наблюдений и прочее).

2. Действительные - с ними мы работаем (фактические):

—легкореализуемые (исполнить можно за квартал - замена комплектующих);

— сложно реализуемые (на реализацию потребуется более года -закупка дорогостоящего оборудования, заработная плата);

— нереализуемые на конкретном предприятии (чаще это бывает нехватка места под необходимые материалы, погодные условия, сырье и прочее).

В литературе не встречаются рекомендации самим работникам производства по адаптации в системе нормирования труда, автором статьи будут предложены основные подсказки в этом процессе. В целом, любому работнику производства и вновь принятому рекомендуется:

1. проявлять интерес к системе нормирования труда -к предметам и правилам расчетов выработки и трудоемкости;

2. обеспечивать обратную связь непосредственно своему руководителю и специалисту по нормированию труда в любом вопросе по системе организации и нормирования труда;

3. способствовать процессу завершения адаптации с целью личностно-профессионального осознания своей роли в организации.

Данные рекомендации обеспечат хороший морально-психологический климат в организации и высокую производительность труда. Необходимо вести анализ данных замечаний работников производства и контролировать устранение возможных.

Подведем итоги. Процесс адаптации - в целом, достаточно сложный и затратный процесс как для работника, так и для работодателя; полноценная адаптация работника производства в системе нормирования труда должна произойти за три месяца, поэтому для нового сотрудника в период его адаптации рекомендуется применять шкалу исчисления выработки, где за полноценную выработку принимать:

— в первый месяц - от 35 %.

— во второй месяц - от 65 %.

— в третий месяц - от 90-100 %.

Данные проценты будут и показателями для самого работника: выполняя их, работник сам оценивает свои возможности и успехи адаптации. Важно выделить исключения из данного правила:

1. люди, впервые в своей жизни устраивающиеся на работу;

2. беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. люди с ограниченными физическими и/или психическими возможностями;

4. люди пенсионного возраста и подростки - период и процент выработки их исчисляется по -другому.

Более детально об исключениях и правилах расчетов будет речь в другой статье. Процесс адаптации в системе организации и нормирования труда затруднителен (не всегда) только лицам, которые не знакомы с системой. С такими сотрудниками надо более тщательно работать и объяснять причины тех или иных действий, тут важно именно предоставлять информацию, делиться, а не отстаивать свою

точку зрения. Особые трудности работники производства испытывают при наблюдениях; меры по предотвращению данного момента автор статьи изложил в другой своей работе. Во время адаптации работник теряет время на ошибки из-за приобретения иных навыков и знаний в новой для него организации; к примеру, на прошлой работе работник мог вырабатывать 105 %, а в первый месяц в новой организации он вырабатывает 40 %, однако данную разницу он быстро покроет после окончания испытательного срока и расширит свои возможности, это и будет его вклад в собственное развитие как специалиста своего дела. Выделим, что все элементы системы организации и нормирования труда направлены для пользы труда в целом и во благо человека.

ИСТОЧНИКИ:

1. Шейнов В.П. Искусство управлять людьми. - Минск: Харвест, 2004. - 512 с.

2. Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Формирование системы управления персоналом на

предприятии: Учебник. - М.: МИК, 2010.

3. Кулькова И.А. Перспективы развития экономических наук о человеческих

ресурсах // Human Progress. - 2015. - Т. 1. - № 1. - С. 3-13.

4. Тихомирова Т.П., Чучкалова Е.И. Организация, нормирование и оплата труда на

предприятии: Учебное пособие. - Екатеринбург, 2008.

5. Никольский А.В. Оценка компетентности сотрудников системы организации и

нормирования труда // Human Progress. - 2015. - Т. 1. - № 1. - С. 39-47.

6. Никольский А.В. Нормирование труда - источник прибыли предприятий //

Нормирование и оплата труда в промышленности. - 2014. - № 6. - С. 32-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.