Научная статья на тему 'Оздоровление экономических отношений: исламская модель (этический аспект)'

Оздоровление экономических отношений: исламская модель (этический аспект) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМСКАЯ ЭКОНОМИКА / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЛОВУШКА / ЭТИКА / ЭВОЛЮЦИЯ ИНСТИТУТОВ / АГЕНТ / ПРИНЦИПАЛ / ISLAMIC ECONOMY / INSTITUTIONAL TRAP / ETHICS / INSTITUTIONAL EVOLUTION / AGENT / PRINCIPAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зулькарнай Ильдар Узбекович

В статье поставлены проблемы этики в традиционной экономике. Этика рассмотрена как механизм координации экономических агентов, позволяющий снижать трансакционые издержки. Главная идея статьи — исламская модель экономики может стать одним из инструментов эволюционного вывода российской экономики из институциональной ловушки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NORMALIZATION OF ECONOMIC RELATIONS: ISLAMIC MODEL (ETHIC ASPECT

In this article the ethic problems of the traditional economy are posed. Ethics is considered as a mechanism for the co-ordination of economic agents' activities that allows for driving down transaction costs. The main idea is that the Islamic model of economy can be an instrument for evolutional leading the present Russian economy out of the institutional trap.

Текст научной работы на тему «Оздоровление экономических отношений: исламская модель (этический аспект)»

ФИЛОСОФИЯ. ЭКОНОМИКА, социология

И.У. Зулъкарнай УДК 330.88

ОЗДОРОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ: ИСЛАМСКАЯ МОДЕЛЬ

(ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

В статье поставлены проблемы этики в традиционной экономике. Этика рассмотрена как механизм координации экономических агентов, позволяющий снижать трансакционные издержки. Главная идея статьи — исламская модель экономики может стать одним из инструментов эволюционного вывода российской экономики из институциональной ловушки.

Ildar U. Zulkarnay

NORMALIZATION OF ECONOMIC RELATIONS: ISLAMIC MODEL

(ETHIC ASPECT)

In this article the ethic problems of the traditional economy are posed. Ethics is considered as a mechanism for the co-ordination of economic agents' activities that allows for driving down transaction costs. The main idea is that the Islamic model of economy can be an instrument for evolutional leading the present Russian economy out of the institutional trap.

Ключевые слова: исламская экономика, институциональная ловушка, этика, эволюция институтов, агент, принципал.

Key words: Islamic economy, institutional trap, ethics, institutional evolution, agent, principal.

В результате радикальных экономических реформ по переходу от командно-административной модели экономики к рыночной, проведенных в 1990-е гг., в России возникла модель капитализма, страдающая целым рядом пороков, снижающих эффективность рыночной модели экономики, описанной в учебниках. Коррупция и сращивание крупного бизнеса с государством в значительной мере сводят на нет преимущества рыночных отношений в сравнении с командно-административными методами управления экономикой. Это очевидная взаимосвязь, можно только спорить о степени отрицательного влияния упомянутых факторов.

В этой связи существуют различные взгляды на перспективы изменения данной ситуации в России. Распространена точка зрения, что естественным образом, за счет каких-то внутренних процессов отбора, негативные особенности российской экономической модели со временем уменьшатся до незначительных размеров, присущих развитым странам мира.

Наряду с этой точкой зрения существует мнение, что упомянутые негативные явления могут стабилизироваться в форме так называемой институциональной ловушки [3]. Под институциональной ловушкой понимают систему институтов, регулирующих экономические отношения,

Зулъкарнай Илъдар Узбекович, доктор экономических наук, профессор, заведующий лабораторией социально-экономических исследований Уфимского государственного университета экономики и сервиса, e-mail: zulkar@mail.ru

© Зулькарнай И.У., 2013

обладающую двумя важными свойствами. Во-первых, это устойчивая система институтов, т.е. способная неопределенно долго функционировать в случае отсутствия существенных внешних воздействий. Во-вторых, данная система институтов не обеспечивает эффективное функционирование экономики, т.е. распределение ресурсов между рыночными агентами осуществляется по схемам, далеким от оптимального сочетания, которое требует модель совершенной конкуренции. Другими словами, эта система институтов не будет эволюционировать по внутренним причинам, консервируя на неопределенно долгое время экономически неэффективную модель отношений рыночных агентов. В этом заключается смысл второго слова термина «институциональная ловушка» — система не способна к эволюции, все ее составляющие элементы поддерживают друг друга, обеспечивая устойчивость даже к внешним воздействиям и страна оказывается в ловушке, из которой нет выхода. Механизм действия институциональной ловушки можно проиллюстрировать на примере России. Мировой экономический кризис, начавшийся в 2008 году, являясь внешним возмущающим фактором, а также очень сильным фактором воздействия, тем не менее, не повлиял на качественное изменение институциональной системы России: коррупционное давление на бизнес, рентоориентированное поведение государственного аппарата и всего населения страны не претерпели изменений. Риторика о необходимости модернизации экономики, уменьшения децильного коэффициента в доходах, «бегства капиталов» из страны и отхода от зависимости от природных ресурсов не перешла в плоскость практических решений.

С позиции этого взгляда на перспективы развития институциональной ловушки в стране возникает вопрос: каким образом Россия может выйти из нее? В этой статье мы будем разрабатывать гипотезу, согласно которой исламская модель экономики, как альтернативная традиционной, может создать локальные сферы взаимодействия экономических агентов вне описанной институциональной ловушки. Более того, функционирование локальных сфер новых экономических отношений будет сопровождаться положительными внешними эффектами, уменьшая степень «концерогенности» традиционных экономических отношений. В перспективе данный процесс может и должен привести к переходу традицион-

ной модели экономических отношений к «цивилизованному капитализму», сложившемуся в развитых странах и которого можно охарактеризовать низким уровнем коррупции и высоким качеством благоприятствования предпринимательству.

Разрабатывая эту гипотезу, нам надо рассмотреть следующие вопросы: I. Этика в традиционной экономике (бизнесе); 2. Этическая компонента исламской модели экономики; 3. Этика как механизм обеспечения эффективности экономических отношений.

Институциональная экономическая теория выделяет ряд явлений во взаимодействии агентов, которые нарушают модель эффективного распределения ресурсов, достигаемого «невидимой рукой рынка» в классической экономической теории [2]. Среди них, прежде всего, следует назвать проблему «принципал-агент» или проблему асимметричности информации, нарушающей модель оптимального распределения ресурсов. Очевидно, эффективное распределение ресурсов нарушается в деятельности, приносящей доход отдельным контрагентам, но не создающей добавленную стоимость в экономике: преступления по отъему чужой собственности, нанесению вреда собственности и здоровью людей. Издержки конкуренции, выражающиеся в ничем не ограниченной погоне за прибылью вне зависимости от последствий для других агентов в экономике, также снижают значение функции полезности общества: потери одних агентов могут значительно превышать приобретения других. Не способствует росту общего благосостояния перераспределение природной ренты в пользу отдельных экономических агентов вместо использования ее в общественных целях: рента, присвоенная частными лицами и коммерческими организациями, не только не поступает в общественные фонды, но и подрывает стимулы развития этих частных лиц и организаций. В одной статье невозможно рассмотреть, как исламские принципы экономической деятельности разрешают все перечисленные проблемы. Поэтому мы остановимся только на проблеме, связанной с асимметричностью информации, возникающей в модели «принципал-агент», с точки зрения этических принципов экономической деятельности, существующих в исламе, проводя сравнение со стихийно распространенными представлениями.

ОЗДОРОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ: ИСЛАМСКАЯ МОДЕЛЬ

9

В центре исламской этической мысли в сфере экономических отношений находится идея о том, что все материальное в этом мире принадлежит Аллаху, а человек — лишь его наместник на Земле, которому поручено временно пользоваться и управлять имуществом Бога в интересах всего человеческого сообщества. Из этой центральной идеи вытекают частные этические положения. Мы рассмотрим только некоторые из них.

Так, «разрешая торговлю, Всевышний запрещает обман в обменных операциях, в частности введение контрагента в заблуждение относительно количества (обвес) и качества товара». Этот моральный принцип несколько раз упоминается в Коране в различных формулировках. Например: «Наполняйте меру полностью и не будьте одними из тех, кто наносит урон» [Коран (26:181)]. Источником материального блага в исламе является труд, а приобретение их за счет затруднительного положения других людей (лихоимство) и азартных игр считается греховным. Наиболее известным является запрет процента в исламе.

Подобные положения о честности, справедливости в экономических отношениях присутствуют и в других религиях, но особенностью этих положений в исламе является то, что он обязывает своих последователей соблюдать эти принципы не только по отношению к мусульманам, но и к представителям других религий.

Рассмотрим с позиций этических принципов ислама модель «агент-принципал»: одна сторона экономического взаимодействия знает больше о сделке и извлекает из этого дополнительную прибыль. Обычно эту проблему описывают на примере акционеров и наемных менеджеров. Принципалами здесь являются акционеры — собственники предприятия, заинтересованные в прибыли, процветании предприятия и нанимающие на работу менеджеров. Агентами являются менеджеры, которые обязаны действовать в интересах принципалов. Однако личный интерес менеджера расходится с интересом акционеров. Если менеджера не сдерживают моральные принципы, он может злоупотребить своим служебным положением, действуя в своих интересах и в ущерб интересов акционеров.

Другой пример — это врач (агент), который знает больше о болезни пациента (принципала) и может прописать ему дорогие или вообще ненужные лекарства, преследуя свою экономическую цель. Проблема асимметрии знаний контр-

агентов о предстоящей сделке возникает почти во всех взаимодействиях. Продавец, как правило, знает о товаре больше, чем покупатель. Еще более осведомлен о свойствах товара его производитель. В отсутствие этических регуляторов агент будет стремиться воспользоваться своей большей осведомленностью о товаре и скроет присущие ему недостатки или преувеличит достоинства. Более того, существуют неформальные институты — верования и убеждения в определенных культурах, которые возводят такое поведение агента в норму.

Принципал, предполагая такое поведение агента, часто (не всегда) предпринимает меры, тратя ресурсы на повышение своей информированности до уровня агента, либо привлекая третью сторону, например, юридическую защиту. Примером повышения информированности принципала является проведение экспертизы товара независимой организацией. В качестве примера юридической защиты можно привести включение в договор купли-продажи условий возврата товара в случае обнаружения дефектов, законодательство о защите прав потребителей, деятельность обществ потребителей. Все эти меры принципалов по принятию мер по защите от искажения рыночных сигналов агентами приводят к росту трансакционных издержек в экономике.

В свою очередь, длительное действие этих механизмов в развитых странах имело своим результатом возникновение неформальных институтов, уменьшающих трансакционные издержки (институт репутации, институт доверия). Так, менеджеры (агенты) компаний следуют «кодексам чести» — специально разрабатываемым документам в отдельных отраслях и организациях, предписывающим им доводить до клиентов (принципалов) полную и объективную информацию о товаре, а высший менеджмент доводит объективную информацию о компании до акционеров (принципалов).

Эффективность функционирования института доверия обеспечивается действием другого неформального института — института деловой репутации, имеющем вполне конкретное экономическое измерение. Так, агенты, обладающие деловой репутацией надежных контрагентов, пользуются намного большими возможностями по сбыту своей продукции и услуг, чем те, которые отличились безответственностью в выполнении договорных обязательств.

Следует отметить, что обсуждаемые неформальные институты в экономической жизни западных стран появились в результате системоор-ганизующего действия протестантской морали [1], ориентирующей людей на достижение материального благополучия только честными путями, за счет своего труда, а не обмана контрагента. Очевидно, негативные эффекты асимметрии информации, имеющей место в отношениях агента и принципала, преодолеваются в исламской модели экономики за счет следования агентов двум принципам: требованию получения материальных благ своим трудом и требованию честности в экономических отношениях. Оба принципа принуждают агента действовать в интересах принципала.

Возникающие на основе этических принципов ислама локальные сферы действия новых

экономических отношений будут иметь внешний эффект, что позволит этим этическим принципам стать драйвером экономической модернизации России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. - М., 2003.

2. Зулъкарнай И.У. Исламская финансовая модель и первые ее шаги в России // Проблемы востоковедения. - 2010. - № 4 (50). - С. 51-55.

3. Полтерович В.М. Институциональные ловушки и экономические реформы // Экономика и математические методы. - 1999. - Т. 35, № 2.

4. Полтерович В.М. Элементы теории реформ. -М.: Экономика, 2007. - 446 с.

К сведению читателей

Вышла книга:

Диваева Э.А., Селезнева А.И., Мухамедьяров А.М.

Методология оценки функционирования инновационных систем. 184 с.

Уфа: АН РБ, Гилем, 2012.

В книге раскрываются методологические основы решения триединой задачи - оценки уровня развития, результативности и эффективности функционирования инновационных систем. Сформулированы принципы, на основе которых рекомендована система показателей оценки уровня инновационного потенциала, эффективности создания объектов промышленной собственности. Осуществлена сравнительная оценка функционирования инновационных систем в регионах ПФО.

Предназначена для специалистов по инновационной проблематике, преподавателей вузов, аспирантов и слушателей курсов переподготовки кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.