Научная статья на тему 'ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ТРУДА ШКОЛЬНИКОВ'

ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ТРУДА ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е.П. Гусаров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ТРУДА ШКОЛЬНИКОВ»

При гигиенической оценке игрушек из пластических масс обращается также внимание на прочность окраски, на отсутствие острых, режущих граней и других с гигиенической точки зрения дефектов, которые могут причинить вред ребенку.

На основании результатов испытания и гигиенической оценки изделий из пластических материалов промышленность высвободила много ценных материалов (цветных металлов, древесины ценных пород и пр.), которые раньше расходовались на изготовление пищевой посу ды и тары и других изделий. Только за время с 1950 г. по май 1957 г. на основании заключений Московского научно-исследовательского института санитарии и гигиены имени Ф. Ф. Эрисмана Министерства здравоохранения РСФСР Главная государственная санитарная инспекция СССР разрешила к использованию в пищевой промышленности свыше 50 названий различных синтетических материалов. Некоторые из них: 1) лак № 41-Т/В — 1, лак № 41-Т, лак № 50, лак № 71-П и др. разрешены для покрытия консервной жести вместо олова, для различных видов пищевых продуктов; 2) клей ОБ — для склеивания и покрытия фанеры для бочкотары; 3) клей БФ-2—для покрытия аппаратуры под вино; 4) бакелитовый лак марки АБВ — для покрытия торгового оборудования; 5) полиэтиленовые массы — для покрытия деталей про довольственных машин; 6) кремнийорганические соединения — для по крытия хлебных форм как гидрофобное средство, позволяющее выпекать хлеб в металлических формах, без смазки их маслом и т. д.

Опыт, накопленный по санитарно-гигиеническому изучению новых видов пищевой посуды, тары и других изделий, изготовляемых с при менением синтетических лаков, эмалей, клея, резины, шпаклевки и пластмасс, учтен в инструкции, которая утверждена Главным государственным санитарным инспектором СССР 20 августа 1957 г. № 250-А-57. Эта инструкция предназначена для пользования в гигиенических институтах и лабораториях санитарно-эпидемиологических станций, а также в производственных лабораториях, осуществляющих контроле за качеством изделий из синтетических материалов, требующих санитарно-гигиенической оценки.

Санитарные органы и гигиенические институты должны своевременно подготовиться к этой работе, чтобы привильно и без задержки давать гигиеническую оценку образцам изделий из синтетических материалов, которые будут предъявляться соответствующими предприятиями химической промышленности.

Поступила 19/VI 1968 г

■¿г -¿г TS-

оздоровительное значение сельскохозяйственного труда школьников

Заслуженный учитель РСФСР Е. П. Гусаров (Алтайский край)

При перестройке работы школы в свете закона об укреплении связи школы с жизнью педагогическая, медицинская и вся советская общественность должны обратить особое внимание на улучшение физи ческого воспитания учащихся и оздоровительную работу с ними.

Правильное физическое развитие является одной из важнейши сторон коммунистического воспитания. Но, к сожалению, приходите констатировать, что существующий учебный план влечет за собой пе регрузку учащихся умственными занятиями, несоблюдение санитарно гигиенического режима и как следствие всего этого—различные забо левания у части школьников. Это показывают данные медицинских ос

видетельствований, проводимых ежегодно в школах. Так, врачами районной больницы из 2135 учащихся школ Грязнухинского района выявлено 249 или 11,7% детей, которые имеют какие-то заболевания.

Подавляющая масса школьников имеет среднее физическое развитие. Учащихся выше среднего развития в I классе около 2%, во II классе — 3,6%, в V—VII классах — 2,2%.

Имеющих различные заболевания среди школьников I классов — 11,52%, II и IV классов— 10% и V—VII классов — 13,5%.

Улучшение физического воспитания и здоровья учащихся должно идти по трем направлениям: 1) по линии разгрузки школьников от учебных занятий путем активизации методов обучения и максимального сокращения домашних заданий; 2) усиления физического воспитания, главным образом за счет оживления внеклассной спортивной работы; 3) правильной постановки трудового воспитания.

Особенно большое значение для здоровья и физического развития школьников имеет правильно регламентированный, отвечающий требованиям санитарно-гигиенического режима и педагогически продуманный сельскохозяйственный труд в летнее время.

Политехническое обучение дает возможность установить правильное соотношение между умственным и физическим трудом детей и этим самым создает условия для нормальной физиологической деятельности растущего организма. w

Опыт организации летнего производительного труда учащихся в колхозах Грязнухинского района Алтайского края показал, что можно сочетать труд с полноценным отдыхом и так организовать летнюю работу школьников, чтобы она имела оздоровительный эффект.

В организации летнего труда учащихся, к сожалению, слабое участие принимают врачи, хотя этот вопрос должен волновать медицинскую общественность не меньше, чем педагогов.

Летом 1957 г. с помощью колхозов и общественности района были организованы 3 ученические бригады с лагерным режимом. Такая форма организации сельскохозяйственной практики учащихся позволяет проводить полноценную воспитательную работу, обеспечить благоприятные условия труда, развертывать работу по нравственному, эстетическому и физическому воспитанию, правильно сочетать труд со здоровым отдыхом. В комсомольско-молодежном лагере Красноярской средней школы в колхозе «Советский Алтай» работала ученическая бригада в составе 40 учащихся VII—IX классов. За лагерем были закреплены постоянные площади посевов 10 га овощей. Бригада заготовила для общественного животноводства 860 т силоса и 2400 ц. сена. На живописном берегу реки Каменки были раскинуты две палатки на 25 мест каждая, организованы благоустроенный вагончик-кухня, столовая с навесом, купальня, две волейбольные площадки, футбольное поле. Райисполком выделил для лагеря койки с двумя комплектами постельного, белья. Все остальное оборудование лагеря сделал колхоз с участием школы. Было организовано хорошее питание. Дневной рацион состоял из 100 г мяса. 1 кг хлеба, 50 г масла сливочного, 60 г крупы, 2 кг овощей, 600 г молока, 50 г сахара, 120 г рыбы или сельди, кофе, какао. Калорийность рациона составляла 4434 бкал.

Районным отделом народного образования вместе с врачом по санитарно-эпидемиологической работе был разработан для всех лагерей следующий режим: 6 час. — подъем, 6 час. 30 мин. — завтрак, 7 час. 30 мин. — начало работы, 13 час. — обед, 13 час. 30 мин.— ¡5 час. 30 мин. — дневной сон, 16 час. — полдник, 21 час — ужин, 22 час. 30 мин. — отбой.

Во время работы через каждые 45 минут устраивался перерыв на 15 минут.

Учащиеся VI—VII классов работали по 4 часа, старших классов — по 6 часов в день. Как показали наблюдения, 6-часовая работа для школьников старших классов при соблюдении режима не сказывается отрицательно на здоровье учащихся.

Строго регламентированный труд, хорошее питание благотворно сказались на здоровье и физическом развитии подростков. Большинство из них прибавило в весе на 1,5—2,5 кг, отдельные школьники — от 2,5 до 4,4 кг. Дети выросли, окрепли, возмужали. У части школьников окружность груди увеличилась на 2—3 см.

Принимались меры к предупреждению отрицательного влияния сельскохозяйственных работ на осанку и искривление позвоночника. Как известно, обработка плантаций овощных культур требует согнуто-^ го положения тела и напряженной работы мышц-сгибателей туловища. Поэтому ежедневно проводили зарядку, подвижные игры, главным образом волейбол и баскетбол, в процессе которых действовали мышцы-разгибатели; чередовали работу с включением различных групп мышц.

Правильное распределение и чередование сельскохозяйственных работ резко увеличили выработку норм. За 42 рабочих дня членами лагеря было выработано 1533 трудодня.

Колхоз имени Ленина открыл хорошо оборудованный производственный лагерь для ученической бригады Кокшинской средней школы, состоявший из 52 учащихся VIII—X классов. За бригадой было закреплено 14 га новой для района культуры — сахарной свеклы и несколько гектаров овощей.

Кокшинский производственный лагерь расположен на возвышенном здоровом месте, в живописной березовой роще на берегу Кокшин-ского «моря», т. е. водохранилища сельской электростанции.

Питание, как и в Красноярском лагере, было очень хорошее. В лагере установлен четкий режим. Плантация сахарной свеклы находилась в 0,5 км от лагеря, так что ходьба не утомляла ребят. Ежедневно соблюдался послеобеденный отдых. И в том, и в другом лагере не было ни одного случая заболевания, несмотря на то, что лето было, дождливым и холодным. Почти все дети прибавили в весе.

Выводы

1. В сочетании со строгим лагерным режимом, хорошим оборудованием, отвечающим санитарно-гигиеническим требованиям, производительный труд учащихся в ученической бригаде может полнокровно сочетаться с разносторонней воспитательной работой, интересным отдыхом, улучшением физического развития и укреплением здоровья. При хорошем питании и правильном режиме жизни трудовая нагрузка для учащихся VIII—IX классов должна составлять 6 часов в день — 4 часа утром, 2 часа с 17 до 19 часов, для учащихся VI—VII классов — 4 часа.

2. Посевные площади, закрепленные за бригадой, должны находиться не дальше, чем за 0,5—1 км от лагеря во избежание длительных переходов и переездов к месту работы в начале, в конце рабочего дня и в обеденный перерыв.

3. Лагерь целесообразнее делать смешанным, с разбивкой на бригады мальчиков и бригады девочек.

4. Срок пребывания в лагере не менее одного — двух месяцев в условиях сельской школы.

5. Штат ученического лагеря должен состоять из начальника лагеря (учителя), воспитателя (желательно учителя литературы), врача или медицинской сестры, физорга, агронома — руководителя сельскохозяйственной практики, 2 поваров (колхозных или 2 учащихся), фуражира (из учащихся).

Поступила 27/11 1958 г.

■¿г -А- -й-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.