Научная статья на тему 'Овременная стратегия управления медицинским персоналом стоматологической организации'

Овременная стратегия управления медицинским персоналом стоматологической организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
405
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегия управления / медицинский персонал / стоматологическая организация / стратегія управління / медичний персонал / стоматологічна організація

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — О. В. Савчук

В статье разработана системная стратегия управления персоналом для стоматологической организаций работающих в современных экономических условиях. Установлено, что управление персоналом должно рас-сматриваться в контексте стратегического управления организацией. В рамках стратегической цели повышения эффективности управления медицинским персоналом активное внимание должно уделяется вопросам создания действенных, организационно подготовленных условий его ра-боты. Управление персоналом немыслимо без технологий и инструментов, с помощью которых осуществляют-ся тонкие процедуры отбора, управление профессиональной и должностной карьерой сотрудника, создания мотивационной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — О. В. Савчук

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

СУЧАСНА СТРАТЕГІЯ УПРАВЛІННЯ МЕДИЧНИМ ПЕРСОНАЛОМ СТОМАТОЛОГІЧНОЇ ОРГАНІЗАЦІЇ

В статті розроблено системну стратегію управління персоналом для стоматологічної організацій пра-цюючих в сучасних економічних умовах. Встановлено, що управління персоналом повинно розглядатися в кон-тексті стратегічного управління організацією. У рамках стратегічної мети підвищення ефективності управління медичним персоналом активна увага повинна приділятися питанням створення дієвих, організаційно підготовлених умов роботи. Управління персоналом немислимо без технологій та інструментів, за допомогою яких здійснюються то-нкі процедури відбору, управління професійною і посадовою кар'єрою співробітника, створення мотиваційного середовища.

Текст научной работы на тему «Овременная стратегия управления медицинским персоналом стоматологической организации»

ДСТУ ISO 9001: 2009 (ISO 9001: 2008, IDT).

У сучасних умовах наявнють сертифшовано! системи управлшня яюстю е конкурентною перевагою медичного закладу, що е гарантом якос-тi в очах споживачiв.

Список лШератури

1. Про внесения змн до Наказу МОЗ Украши вщ 14 березня 2011 року № 142 "Про вдосконалення державно! акредитаци закладгв охорони здоров'я" // Електронний ресурс - http://moz.gov.ua/ua/portal/dn_20131220_1116.html

2. Державний класифжатор продукци та послуг ДК 016-2010 Режим доступа: http://dkpp.rv.ua/

3. Нацюнальний стандарт Украши. Настанови щодо полгпшування процеав в оргашзацшх охорони здоров'я (IWA 1:2005, IDT) ДСТУ IWA 1:2007 - Ки!в. - Держстан-дарт Украши. - 2008. - Державне тдприемство «Украшсь-кий науково-доондний i навчальний центр проблем станда-ртизаци, сертифжаци та якосл». - 71 с.

4. Янченко В. М. Управление стоматологическим бизнесом: Система управления стоматологической организацией / Янченко В. М., Касумова М. К., Мчетлидзе Т. Ш. -СПб.: ООО «МЕДИ-издательство». - 2007. - 272 с.

Надшшла 02.02.16

УДК 331.108-051+616.31

О. В. Савчук

Национальная медицинская академия последипломного образованияим. П. Л. Шупика

СОВРЕМЕННАЯ СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКИМ ПЕРСОНАЛОМ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В статье разработана системная стратегия управления персоналом для стоматологической организаций работающих в современных экономических условиях. Установлено, что управление персоналом должно рассматриваться в контексте стратегического управления организацией.

В рамках стратегической цели повышения эффективности управления медицинским персоналом активное внимание должно уделяется вопросам создания действенных, организационно подготовленных условий его работы.

Управление персоналом немыслимо без технологий и инструментов, с помощью которых осуществляются тонкие процедуры отбора, управление профессиональной и должностной карьерой сотрудника, создания мотивационной среды.

Ключевые слова: стратегия управления, медицинский персонал, стоматологическая организация.

О. В. Савчук

Нацюнальна медична академ1я шслядипломно! освгги т. П. Л. Шупика

СУЧАСНА СТРАТЕГИЯ УПРАВЛ1ННЯ МЕДИЧНИМ ПЕРСОНАЛОМ СТОМАТОЛОГ1ЧНО1 ОРГАНВАЦП

В статтi розроблено системну стратегiю управлiння персоналом для стоматологiчноi орган1зацт пра-цюючих в сучасних економiчних умовах. Встановлено, що управлтня персоналом повинно розглядатися в кон-текстi стратегiчного управлтня оргатзащею.

У рамках стратегiчноi мети пiдвищення ефективностi управлiння медичним персоналом активна увага повинна придшятися питанням створення дiевих, оргашзацшно пiдготовлених умов роботи.

Управлiння персоналом немислимо без технологш та iнструментiв, за допомогою яких здтснюються тоню процедури вiдбору, управлiння професшною i посадовою кар'ерою спiвробiтника, створення мотивацтного середовища.

Ключовi слова: стратегiя управлтня, медичний персонал, стоматологiчна органiзацiя.

© Сайчук О. В., 2016.

O. V. Savchuk

National Medical Academy of Postgraduational Education named after Shupik P.L.

THE MODERN STRATEGY OF THE MANAGEMENT OF MEDICAL STAFF OF THE STOMATOLOGICAL INSTITUTION

The system strategy of the management of the personnel for the stomatological institutions, operating under current economical conditions, was elaborated in the article. The human resource management was determined to be considered at the scope of strategic management of the organization.

On the strategic purpose of the improvement of the effectiveness of the management of medical staff the special attention should be paid to the creation of the effectual, organizationally prepared conditions of its work.

The human resource management is impossible without technologies and instruments that help to carry out the selection procedure, management of the professional and career growth of the specialist, formation of the motivating environment.

Key words: management strategy, medical staff, stomatological institution.

Вступ. Одна из причин недостаточной эффективности проводимых в отечественной стоматологии реформ является отсутствие научно обоснованных и адаптированных к условиям отрасли подходов к управлению человеческими ресурсами.

В рамках стратегической цели повышения эффективности управления медицинским персоналом активное внимание должно уделяется вопросам создания действенных, организационно подготовленных условий его работы, инноваций направленных на возможность профессионального роста, мотивацию труда, формирование благоприятного социально-психологического климата, решение вопросов врачебной этики и деонтологии [1, 4].

Целью кадровой политики должно являться обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного состава кадров, его развития в соответствии с потребностями ЗОЗ, требованиям законодательства и перспектив развития рынка труда [2,3].

Управление персоналом немыслимо без технологий и инструментов, с помощью которых осуществляются тонкие процедуры отбора, управление профессиональной и должностной карьерой сотрудника, создания мотивационной среды [5].

Цель исследования. Разработка эффективной стратегии управления персоналом для современной стоматологической лечебно-профилактической организации, основанной на принципах взаимосвязи стратегии организации ЗОЗ и стратегии управления персоналом

Материалы и методы. Для решения поставленных задач в работе применялись общенаучные методы анализа, синтеза, обобщения, интерпретации научных данных, а также системный и структурно-функциональный подходы. Использовались методы социологического исследования - опросы в виде анкетирования, ма-

тематико-статистическая обработка данных, обобщение эмпирических результатов, экспертные опросы.

Результаты исследований. В ходе исследований изучена роль персонала в производственной деятельности на современном этапе, основные функциональные направления реализации работы с медицинским персоналом и определена стратегия работы с медицинским персоналом.

Проведённое нами исследование показало, что на сегодняшний день специалисты по кадрам в учреждениях здравоохранения ориентированы в основном на подчиненное поведение, и их деятельность сконцентрирована только на делопроизводстве, в меньшей степени они имеют возможность стратегически заниматься управлением трудовыми кадрами отрасли.

На основании проведенного социологического исследования нами сделаны выводы о том, что специалисты по кадрам должны стремиться принимать участие в создании системы управления медицинским персоналом, система социального управления медицинскими кадрами должна предусматривать планирование заданных всех уровней профессиональной деятельности и функциональных способностей медицинских кадров, отражать психологический климат в организации, развивать моральные и нравственные качества медицинских работников и институциа-лизацию биоэтики, укреплять социальные взаимоотношения медицинских работников и пациентов.

Также необходимо принимать во внимание то, что к основным приоритетным факторам работы врачей в стоматологических медицинских организациях, по данным опроса врачей Киева, относятся: хорошее материально-техническое оснащение ЗОЗ (78,9 %), высокий заработок -65,8 % моральное удовлетворение - 52,5 %, профессиональные достижения - 52,8 %.

Управление персоналом должно рассматри-

ваться в контексте стратегического управления организацией. При формировании стратегии управления персоналом предполагаются следующие этапы:

- миссия организации;

- анализ внешней и внутренней среды;

- формирование и выбор стратегии управления персоналом;

- реализация стратегии;

- оценка и контроль за ходом реализуемой стратегии.

Разрабатывая стратегию управления современным ЗОЗ, необходимо руководствоваться

правилом: в основу совершенствования систем и методов управления должны быть положены человеческие ресурсы, рассматриваемые в совокупности различных элементов системы управления.

Стратегия управления персоналом должна быть подчиненной по отношению к стратегии организации в целом, и, представлять единое целое. Взаимосвязь стратегии организации и стратегии управления персоналом - это результат соизмерения, соединение кадровых и производственных стратегий (табл. 1.)

Таблица 1

Соединение кадровых и производственных стратегий

Виды производственных стратегии Стратегия управления кадрами

Обеспечение ресурсами Развитие Вознаграждение

Стратегия инноваций Привлечение и удержание высококвалифицированных кадров со склонностью к инновационным действиям и послужным списком в области инноваций Развитие стратегической способности и обеспечение поощрения и условий для увеличения инноваций Обеспечение финансовыми стимулами и вознаграждение за успешные инновации

Стратегия качества Использование сложной процедуры отбора для принятия персонала на работу, способного обеспечить качество и высокий уровень обслуживания Стимулирование развития организации и поддержка инициатив в области достижения качества и заботы о потребителе через специальный курс обучения Связь вознаграждения с качеством результатов и достижением высоких стандартов обслуживания

Таблица 2 Управления персоналом в современных ЗОЗ

_Основные положения управления персоналом_

- формирование команды единомышленников, способной обеспечить достижение целей стоматологического ЗОЗ;_

- увеличения роли заведующих отделениями (линейных менеджеров) в кадровой работе с медицинским персоналом и их интеграция в стратегию работы с медицинским персоналом ЗОЗ в целом;_

- кадровое планирование должно быть полностью интегрировано в планирование деятельности стоматологического ЗОЗ, т.е. кадровая стратегия является одной из частей стратегического плана развития ЗОЗ;

- достижение соответствия профессионального и квалификационного потенциала медицинского персонала стратегии и целям стоматологического ЗОЗ;_

- отношение к медицинскому персоналу должно быть как к объекту корпоративной стратегии, фактору конкурентного преимущества, объекту инвестиций;_

- кадровая политика должна ориентироваться на развитие целостной социальной корпоративной культуру. _Критериям оценки роли персонала_

- Врачебный персонал: интеллектуальный труд врача является основным источником получаемой выручки

- Медицинский персонал - основной носитель сервисной составляющей медицинского бизнеса_

- Потеря персонала - потеря основного средства производства_

Оплата интеллектуального труда врача и среднего медицинского персонала является основной затратной

статьей бюджета (40-70% объема выру чки в зависимости от рода бизнеса)._

Адекватность оплаты труда медперсонала является основным стабилизирующим фактором медицинского бизнеса._

- Медицинский персонал является строго декретированным контингентом по двум статьям: по состоянию здоровья и по уровню профессиональной подготовленности._

Продолжение таблицы 2

Основные приоритеты работы с медицинским персоналом в хозрасчетном ЗОЗ

Материальное содержание Выше уровня в государственно-муниципальном секторе

Сбалансированность с профессиональной этикой системы мотивации Сочетание профессиональных и экономических критериев эффективности

Социальная составляющая Компенсация - страхованием от проф. патологии и профессиональной ответственности.

Охрана здоровья и декретированные диспансеризации Строго согласно декретирующей документации за счет организации - работодателя. Льготное или бесплатное медицинское обслуживание

Возможные дополнительные факторы Различные варианты кредитования. Предоставление служебного жилья.

Планирование и маркетинг медицинского персонала

Лидерство и инновации Мониторинг врачебной, научной среды, обзор литературы, результаты опроса пациентов направленный на выявление перспективных для сотрудничества уникальных специалистов Определение потребности во врачебных кадрах носителях уникального клинического опыта, авторских методик, имеющих большую клиентскую базу и имя в профессиональной среде. Планирование объемов сотрудничества по принципам «врач-партнер». Анализ собственного кадрового потенциала и выделение ключевых, перспективных специалистов .

Стабильность Мониторинг тенденций на медицинском рынке труда, средней стоимости медицинских кадров, спроса на различные специальности направленный на обеспечение стабильной кадровой политики. Определение структурной потребности во врачебных кадрах, составляющих основу кадрового состава. Работа с медицинскими ВУЗами по подготовке целевых студентов под нужды ЗОЗ с прохождением практики на базе ЗОЗ Анализ собственного кадрового потенциала с целью формирования кадрового резерва

Управление наймом и учетом персонала

Лидерство и инновации Отбор уникальных, высококвалифицированных специалистов, способных обеспечить группе компаний конкурентные преимущества, реализацию стратегии роста и лидерства на рынке Создание приоритетных организационных условий для трудоустройства уникальных специалистов

Стабильность Обязательная профессиональная аттестация медицинских сотрудников при приеме на работу, поддерживающая высокий уровень компетенции персонала Создание программ трудоустройства целевых студентов по окончанию обучения в ВУЗе Автоматизация учета персонала

Управление развитием персонала

Лидерство и инновации Участие уникальных специалистов в обеспечении эффективности комплексной системы образования и повышения квалификации (лекции, обучение новым методикам и др.)

Стабильность Непрерывная эффективная комплексная система образования и повышения квалификации Внедрение программ профессиональной адаптации медицинского персонала и введение в должность

Организация мероприятий направленных на повышение корпоративности Мониторинг социального климата коллектива Проведение тренингов по командообразованию Обеспечение психоэмоциональной разгрузки для медицинского персонала

Управление трудовыми отношениями

Продолжение таблицы 2

Обеспечение системы управления персоналом

Статистика медицинского персонала с учетом квалификации, ученых степеней, стажа работы, возрастно-полового состава и др., Обеспечения персонала автоматизированной научной и справочной медицинской информацией, стандартами лечения, планами ведения больных

Автоматизация медицинского документооборота_

Практическая реализация стратегии

Организовать централизованный, периодический мониторинг рынка медицинских кадров

Разработать единый базовый социальный пакет для медицинского персонала

Создать систему формирования единого кадрового резерва медицинского персонала (отбор и использование кадрового резерва)_

Разработать программу сотрудничества с медицинскими образовательными учреждениями по целевой подготовке медицинского персонала с последующим трудоустройством_

Обеспечить эффективность непрерывного профессионального образования и повышения квалификации медицинского персонала._

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Организовать профилактическую деятельность по предупреждению возникновения заболеваний у медицинского персонала_

Разработать единые принципы нематериальной мотивации медицинского персонала (награждения, грамоты, значки, звания и т.д.)_

Организовать регулярные социологические опросы медицинского персонала с целью выявления основных потребностей связанных с профессиональной деятельностью._

Основные факторы повышения роли персонала

Изменение содержания труда, выражающееся в автоматизации трудового процесса, увеличении производственной нагрузки, значимости ответственности и самоконтроля._

Макроэкономические изменения - развития рынка медицинских услуг, коммерциализация здравоохранения, обострение конкуренции на рынке труда между частным и государственным секторами здравоохранения, повышение роли качества оказанных медицинских услуг._

Изменение форм организации труда, которое характеризуется эффективностью использования коллективных форм организации труда, возрастанием значимости командного подхода и развитием технологий командооб-разования._

Рост личностных запросов сотрудников в трудовой деятельности, выражающийся в возросшем стремлении сотрудников оказывать влияние, управлять производственным процессом, активно участвовать в его формировании и развитии.

Развитие демократии на производстве и в обществе с формированием правового поля регулирующего взаимоотношения работника и работодателя, диктующего необходимость учета социальных и тру довых прав сотрудников. Рост стоимости персонала, обусловленный ростом затрат на заработную плату, медицинское страхование, оплату отпусков, социальный пакет._

В связи с выше изложенным нами разработана система компетенций для современного специалиста отдела кадров стоматологической организации.

Стратегия управления персоналом в современных ЗОЗ должна содержать следующие основные представленные в табл. 2.

Выводы. 1. Эффективная стратегия управления персоналом, основанная и разработанная для удовлетворения пациентов и ожиданий всех заинтересованных сторон, является важнейшей характеристикой современной медицинской организации. Для этого необходимо иметь в штате специалистов по кадрам, устанавливающих и поддерживающих чёткое направление по управлению кадрами в пределах своей компетенции.

2. Для обеспечения эффективности стратегического управления кадровым потенциалом медицинских организаций необходимо использо-

вать положения предлагаемые в данном исследовании.

Список лШератури

1. Бойко В. В. Психология и менеджмент в стоматологии. Том I. Клиника «под ключ» / Бойко В. В. - СПб., 2009. - 1008 с.

2. Вахненко О. М. Аналiз ресурсного забезпечення стоматолопчно! служби в Украш / О. М. Вахненко // Современная стоматология. - 2011. - № 3. - С. 172-176.

3. Полетаев Ю. Н. Аттестация работников: правовое регулирование, организационные вопросы / Полетаев Ю. Н. - - М.: «Проспект», -2001. - 112 с.

4. Портер М. Переосмысление системы здравоохранения/ Майкл Портер, Элизабет О. Тайсберг. - Киев, Изд. Капусты. -2007. -

5. О возможностях преобразований в деятельности стоматологической службы с позиции саморегулирования / В.И. Стародубов [и др.] // Менеджер здравоохранения. -2009. - № 11. - С. 4-7.

Поступила 18.02.16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.