Научная статья на тему 'Совершенствование кадрового менеджмента стоматологических организаций (литературный обзор)'

Совершенствование кадрового менеджмента стоматологических организаций (литературный обзор) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
729
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / ПЕРСОНАЛ / MANAGEMENT / PERSONNEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абакаров Т. А., Курбанов О. Р., Алиева А. О., Курбанов З. О.

Современные экономические условия развития здравоохранения диктуют необходимость рационального использования трудовых ресурсов. При этом в стоматологии разработка и реализация мер, направленных на повышение эффективности кадрового менеджмента является важнейшей задачей в деле совершенствования организации медицинской помощи населению и удовлетворения потребностей в ней. В исследовании анализируется проблема совершенствования управления персоналом стоматологических организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Абакаров Т. А., Курбанов О. Р., Алиева А. О., Курбанов З. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UPDATING MANAGEMENT PERSONNEL OF STOMATOLOGICAL ORGANIZATIONS

Recent economic conditions of health protection dictate the necessity of development of efficient use of labour resources. At the same time developing and implementing measures aimed at improving the efficiency of personnel management in stomatology is an important task for perfecting the organization of medical care and its needs. The study analyzes the problem of perfecting the personnel management of stomatological organizations.

Текст научной работы на тему «Совершенствование кадрового менеджмента стоматологических организаций (литературный обзор)»

щейся переходной от детского к взрослому состоянию, преобладают внутрисердечные причины, формирующие различия в процессах деполяризации и реполяризации миокарда в различных регионах сердца, а не системная нейровегетативная дисфункция.

В пользу выдвинутого нами предположения о возможном возрастном замедлении созревания миокарда говорит наличие у 4 из 13 человек, имеющих синдром ранней реполяризации желудочков таких нарушения проведения, как СЬС и WPW синдромы, являющихся следствием наличия работающих аномальных проводящих путей от предсердий к желудочкам, в норме функционирующих только в детском возрасте.

Рис.3 Связь синдромов СРРЖ и CLC.

Таким образом, проведенное исследование показало, что частота встречаемости нарушений процессов проведения и реполяризации у студентов превышает ранее указанную в литературе частоту. Выявленные нарушения можно рассматривать как совокупность влияния на электрофизиологические процессы сердца локальной внутриорганной вегетативной дисфункции и замедления процессов морфогенеза в сердечной мышце при переходе от детской к взрослой электрофизиологии.

Литература

1. Мониторирование ЭКГ с анализом вариабельности ритма сердца / Рябыкина Г.В., Соболев А.В. М.: Изд-во Медпрактика, 2005.

2. Нейроциркуляторная дистония у подростков/ Аникин В.В., Курочкин А.А.,Купер С.М. Тверь.: Изд-во Губернская медицина, 2000.

3. Руководство по нарушениям ритма сердца / Под ред. Е.И.Чазова, С.П.Голицына. М.: Изд-во Геотар-Медиа, 2008.

4. Холтеровское мониторирование / Макаров Л.М. 3-е изд. М.: Изд-во Медпрактика-М, 2008.

DISTURBANCE OF PROCESSES OF CARRYING OUT AND REPOLARIZATION AT STUDENTS ACCORDING TO THE STANDARD ELECTROCARDIOGRAM AND HOLTER'S MONITORING

S.YU. VOROTNIKOVA, A.K. ZOTOV, T.YU. ZOTOVA, YE.S. TARASOVA

Chair of General Pathology and Pathophysiology Medical Faculty Russian University of people's Friendship

The data of research show that frequency of conduction and repolarization disturbances among young people at the age of 20-23 years exceeds the specified earlier level. On the basis of the received data, it is two suggestion concerning pathogenesis of these disturbances: first of them is a total effect of a vegetative dysfunction and second - hormonal imbalance to the electrophysiological processes of heart during the period of a genital formation.

Key words: repolarization, ECG, students, Holter's monitoring.

УДК 616.31:614.2:330.3

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАДРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ (литературный обзор)

Т.А. АБАКАРОВ, О.Р. КУРБАНОВ, А.О. АЛИЕВА, З.О. КУРБАНОВ *

Современные экономические условия развития здравоохранения диктуют необходимость рационального использования трудовых ресурсов. При этом в стоматологии разработка и реализация мер, направленных на повышение эффективности кадрового менеджмента является важнейшей задачей в деле совершенствования организации медицинской помощи населению и удовлетворения потребностей в ней.

В исследовании анализируется проблема совершенствования управления персоналом стоматологических организаций.

Ключевые слова: менеджмент, персонал.

Дагестанская государственная медицинская академия. Кафедра стоматологии ФПКиППС. 367000, г. Махачкала, ул. Ленина, 1

Управление персоналом - целенаправленная деятельность руководящего состава стоматологического учреждения, а также руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, которая включает разработку концепции и стратегии кадровой политики и методов управления персоналом. Эта деятельность заключается в формировании системы управления персоналом, планировании кадровой, проведении маркетинга персонала, определении кадрового потенциала и потребности организации в персонале. Технология управления персоналом стоматологической организации охватывает широкий спектр функций от приема до увольнения кадров. Она предусматривает информационное, медицинское, нормативно-методическое, правовое и делопроизво-дительское обеспечение системы управления персоналом. Руководители и работники подразделений системы управления персоналом стоматологической организации решают также вопросы оценки деятельности подразделений системы управления организацией, определяют экологическую и социальную эффективность совершенствования управления персоналом [1].

До недавнего времени само понятие «управление персоналом» в нашей управленческой практике отсутствовало. Правда, система управления каждой организации имела функциональную подсистему управления кадрами и социального развития коллектива, но большую часть объема работы по управлению кадрами выполняли местные руководители подразделений [2].

Основным структурным подразделением по управлению кадрами в медицинском учреждении является отдел кадров, на который возложены функции по приему и увольнению медицинских работников, а также по организации обучения, повышения квалификации и подготовки кадров. При этом отдел кадров не является ни методическим, ни информационным, ни координационным центром кадровой работы.

Служба управления персоналом, как правило, имеет низкий организационный статус, является слабой в профессиональном отношении. В силу этого она не решает целого ряда задач по управлению персоналом и обеспечению нормальных условий его работы. Важнейшими из этих задач являются: социальнопсихологическая диагностика, анализ и регулирование групповых и личных взаимоотношений, информационное обеспечение системы кадрового управления; анализ кадрового потенциала и потребности в персонале; маркетинг кадров; планирование и контроль деловой карьеры; профессиональная адаптация работников; управление трудовой мотивации; правовые вопросы трудовых отношений; эргономика и эстетика труда. Если в условиях административно-командной системы эти задачи рассматривались как второстепенные, то при переходе к рынку они выдвигаются на первый план и в их решении заинтересована каждая стоматологическая организация.

Концепция управления персоналом - система теоретикометодологических взглядов на понимание и определении сущности, содержания, целей, задач, критериев, принципов и методов управления персоналом, а также организационно-практических подходов к формированию механизма ее реализации в конкретных условиях функционирования медицинского учреждения. Она включает: разработку методологии управления персоналом.

В новых экономических условиях важнейшим аспектом организации стоматологической службы является кадровый менеджмент. Он является одним из основных звеньев теории и практики управления здравоохранением. Особое значение кадровый вопрос приобретает в стоматологии, поскольку в данной отрасли медицины наиболее активно осуществляются процессы разгосударствования и приватизации [3,10].

Современные экономические условия предъявляют к кадрам совершенно иные требования, чем централизованно управляемая экономика. Медицинские учреждения (в том числе стоматологические), производящие услуги, должны продемонстрировать свою конкурентоспособность. В этих условиях первостепенную важность приобретает правильный подбор кадров, в чем и должно проявляться профессиональное чутье руководителя [4]. Как известно, в настоящее время ни одна из государственных и даже частных стоматологических структур не проводит подготовку организаторов стоматологической службы для работы в условиях рыночной экономики. Фактически все главные врачи, возглавляющие стоматологические учреждения Российской Федерации, не получили соответствующего образования, а являются лишь стоматологами-выдвиженцами, которые, по мнению вышестоящей администрации, наиболее подходили для этой роли. Никакого специального усовершенствования и тестирования они не проходили. В результате в настоящее время многие

стоматологические учреждения испытывают серьезные трудности в плане руководства, что отрицательно сказывается на их финансово-хозяйственной деятельности.

Анализируя стратегию российского здравоохранения XXI в., американские ученые Дж. Райс и К. Клилэнд подчеркивают, что для врачей, занимающихся административной деятельностью, очень важно приобрести коммерческие навыки для того, чтобы заниматься изучением рынка и обеспечивать экономическую эффективность функционирования своих предприятий. «Более того,- отмечают авторы,- государственные производители медицинских услуг будут просто вынуждены искать пути повышения своей эффективности, учитывая растущую конкуренцию со стороны частных компаний» [5]. Чтобы выжить в современных условиях, руководители должны уметь принимать решения, основанные на фактах и анализе ситуаций, а не продиктованные идеологическими соображениями.

Характерным для современности является изменение источников влияния, к которым может прибегнуть руководитель. Если раньше превалировало использование формальных источников статуса, компетентности, основанных на образовании и практическом опыте, то для современного руководителя основными качествами, с помощью которых можно достичь успеха в управлении, являются творческая позиция, умение сотрудничать, искусство стратегического управления, хорошая физическая и психологическая форма, чувство ответственности, умение адаптироваться к изменениям и использовать их.

Требование «руководство медицинскими учреждениями должно быть профессиональным» подразумевает доведение каждой рациональной идеи до практического воплощения. Если врач-стоматолог хочет иметь конкурентоспособную клинику, он должен быть одновременно и врачом и менеджером.

Несмотря на сходство понятий «стоматолог-выдвиженец» и «стоматолог-управленец» и, несмотря на то, что зачастую эти функции выполняются одним и тем же лицом, в них есть и свои отличительные особенности. Выдвиженец (лидер) морально поднимает планку достижений. Ему доверяют, к его мнению прислушиваются, его действия служат примером для подражания. Сочетание этих качеств позволяет ему рационально менять направленность и темпы деятельности стоматологического учреждения. Управленец обеспечивает выполнение заданий. Он планирует ход работы учреждения, организует всю деятельность, подбирает исполнителей, руководит ходом выполнения заданий, контролирует производительность и эффективность работы стоматологического учреждения. В условиях радикальных изменений от него требуется обеспечение внедрения новых методов работы и постановки новых задач на всех уровнях и по всем участкам работы.

Российской стоматологии необходимы современные менеджеры, способные эффективно управлять, и менеджеры, способные эффективно исполнять. По мере перехода к рыночной экономике, что обеспечивается новой ролью государственных органов управления, конкурентоспособностью деятельности государственных стоматологических учреждений и мотивациями активно формирующегося частного сектора, потребность в таких специалистах будет возрастать [6].

Профессионализм в противовес привычному администрированию принципиально отличает менеджера от руководителя (главного врача и др.) прежней формации. Традиционный руководитель - врач, наделенный властными полномочиями, - сравнительно успешно справляется с управлением лишь с собственным персоналом. В современных условиях этого явно недостаточно. Для эффективного руководства стоматологическим учреждением сейчас необходимы специальные знания в области социальной медицины, организации, экономики и управления здравоохранением. В эпоху политических, экономических и социальных реформ умение быстро и эффективно адаптироваться к переменам приобретает особое значение. Поэтому традиционный руководитель не сможет справиться с управлением медицинского учреждения [7,8].

Проблема подготовки и обучения, повышения квалификации современных руководителей чрезвычайно злободневна поэтому, что управление становится профессией, хороших результатов в которой нельзя достигнуть, опираясь лишь на практический опыт и знания, полученные вместе с базовым медицинским образованием.

Сейчас уже стало очевидным, что необходимо предусмотреть на государственном уровне систему обучения и переподготовки руководящих кадров стоматологической службы. Поскольку в настоящее время в стране насчитывается около 1000 стоматологических поликлиник и почти 11 тыс. стоматологических отделений и кабинетов, проблема обеспечения их адекватного руководства является актуальной задачей. Для ее реализации, прежде всего, необходимо существенным образом пересмотреть

программы обучения стоматологов в системе высшей школы, включив в нее цикл организации стоматологической помощи в современных экономических условиях.

Необходимо создать на базе вузов последипломного образования кафедры организации стоматологической помощи с основной задачей обучения и переподготовки руководителей стоматологических учреждений. В ее задачи также должна входить выдача сертификатов на занятие данным видом деятельности и на замещение вакантных должностей руководителей стоматологических учреждений [9].

Кроме того, в настоящее время даже базовое образование в медицинских вузах не соответствует характеру работы будущего стоматолога в условиях современных технологий. У вузов сегодня нет материально-технической базы для обучения студентов высоким технологиям. Даже в прошлые года при более стабильном финансировании медицинские вузы не имели возможности идти в ногу с современными достижениями стоматологической науки и практики в области высоких технологий.

Абсолютное большинство всех действующих стоматологических учреждений разных форм собственности, для которых вузы готовят врачей, также сегодня не имеют соответствующего оснащения. Материально-технические потребности государственных стоматологических учреждений удовлетворяются в лучшем случае на 50%. При этом качество оборудования, инструментария и материала - ниже среднего уровня [9,10].

Вот почему система базового и последипломного образования не удовлетворяет современным требованиям, и при этом ее нечем заменить: нет современных агентных структур, способных удовлетворить потребности практики.

Создание частных обучающих центров для руководителей стоматологических учреждений, особенно не обладающих правом выдачи сертификатов, Стоматологическая Ассоциация Стоматологов считает нецелесообразным.

Литература

1. Основы управления персоналом // Под.ред. Б. М. Генкина. М: Высшая школа, 1996.

2. Поршнев А.Г, Румянцева З.П., Соломатина Н.А. Управление организацией. М: ИНФРА, 1999. 669.с.

3. Бойко В.В. Управление персоналом и внутренний маркетинг // Труды IX съезда Стоматологической Ассоциации России. 2004. С. 116-119.

4. Травин В.В, Дятлов А. С. Основы кадрового менеджмента. М.,2000. 36.с.

5. Цит. по: Мчелидзе Т.Ш. Особенности формирования штатов негосударственного стоматологического учреждения // Проблемы городского здравоохранения. Вып .3. СПб., 1998. С. 247-251.

6. Те Е.А. Совершенствование управления стоматологической службы на основе применения экономических методов: Автореф. дис. ... канд.мед.наук.1993. 15 с.

7. Стародубцев ВМ., Род-ионов В.Н. Вопросы управления здравоохранением в условиях введения медицинского страхования // Главный врач. 1994. №2. С.67-77.

8. Стародубцев В.И., Лисицин Ю.П., Род-ионов В.Н. Вопросы управления медицинским учреждением в условиях медицинского страхования. М., 1994. 32 с.

9. Абакаров С.И. О сертификации специалистов стоматологического профиля. Актуальные вопросы коммерческой стоматологии: Тез. М., 2002. С. 7-9.

10. Курбанов О.Р. Управление функционированием и развитием рынка стоматологических услуг теория и методология М., 2007. С. 289-304

UPDATING MANAGEMENT PERSONNEL OF STOMATOLOGICAL ORGANIZATIONS

T.A ABAKAROV, O.R KURBANOV, S.A ALIYEVA, Z.O KURBANOV Dagestan State Medical Academy, Chair of Stomatology

Recent economic conditions of health protection dictate the necessity of development of efficient use of labour resources. At the same time developing and implementing measures aimed at improving the efficiency of personnel management in stomatology is an important task for perfecting the organization of medical care and its needs.

The study analyzes the problem of perfecting the personnel management of stomatological organizations.

Key words: management, personnel.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.