Научная статья на тему 'ОВЛАДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ - ПУТЬ К ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА МОРСКОГО ТРАНСПОРТА'

ОВЛАДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ - ПУТЬ К ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА МОРСКОГО ТРАНСПОРТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБЩИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОНКУРЕНЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНОЙ МОРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (ИМО) / КОНВЕНЦИЯ И КОДЕКС ПДНВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щербакова Е.Л.

В статье рассматриваются и уточняются понятия «компетенция» и «компетентность», приводятся классификации компетенций в европейской и российской системах образования, выделяются ключевые компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОВЛАДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ - ПУТЬ К ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА МОРСКОГО ТРАНСПОРТА»

Таким образом, совмещение работы в инжиниринговом центре и учебы помогает повысить качество инженерного образования, выделить компетенции, необходимые молодым специалистам и лучше подготовить работников для нужд промышленности.

Список литературы:

1. Сафонов А. Прямоугольные электрические соединители. Основные принципы организации эффективного сборочного производства электрических соединителей / А. Сафонов, Л. Сафонов // Технологии в электронной промышленности. - 2013. - № 1 (61). - С. 33-38.

2. Азарченков А.А. Прогнозирование уровня подготовленности студентов на основе анализа результатов самостоятельной подготовки / М.А. Ковалева, А.А. Азарченков, С.Н. Зимин // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2016. - № 38. - С. 45-48.

3. Кирсанов А. Инженерное образование, инженерная педагогика, инженерная деятельность / А. Кирсанов, В. Иванов, В. Кондратьев, Л. Гурье // Высшее образование в России. - 2008. - № 6. - С. 37-40.

4. Вилюха А.В. Обеспечение технологичности конструкции изоляторов радиоэлектронных соединителей на этапе конструирования / А.В. Вилюха // Вектор развития современной науки сборник материалов X Международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 241-243.

5. Копелиович Д.И. Способы автоматизации производства при электроэрозионной обработке / Д.И. Копелиович, А.М. Папикян // Перспективы развития информационных технологий. - 2016. - № 28. - С. 38-42.

ОВЛАДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ - ПУТЬ К ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА МОРСКОГО ТРАНСПОРТА

© Щербакова Е.Л.1

Институт водного транспорта имени Г.Я. Седова - филиал Государственного морского университета им. Ф.Ф. Ушакова, г. Ростов-на-Дону

В статье рассматриваются и уточняются понятия «компетенция» и «компетентность», приводятся классификации компетенций в европейской и российской системах образования, выделяются ключевые компетенции.

1 Преподаватель профессиональных дисциплин.

Ключевые слова: компетентность; общие и профессиональные компетенции; конкуренция; Международной морской организации (ИМО);

Конвенция и Кодекс ПДНВ.

В результате стремительного развития мирового судоходства, в условиях реформирования флота, в соответствии с потребностями работодателей возникла потребность в создании личности с новым набором качеств и компетенций.

Компетенция (от латинского Compete - добиваюсь, соответствую) определяется как «знания и опыт в той или иной области», «компетентный» -знающий, осведомлённый, авторитетный.

В области профессиональной подготовки кадров - воспитание квалифицированного, компетентного, социально и психологически подготовленного к новым условиям специалиста. Совет Европы придаёт особое значение формированию у студентов профессиональных компетенций и определил 5 ключевых:

1. Политические и социальные компетентности - способность брать на себя ответственность, участвовать в принятии решений, разрешать конфликты ненасильственно, участвовать в поддержании демократических институтов.

2. Компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе, или межкультурные компетенции - толерантность, принятие различий между людьми, уважение других, способность жить с представителями иных культур, языков и религий.

3. Компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией, которые особенно важны для работы и социальной жизни, с акцентом на то, что людям, не владеющим ими, угрожает социальная изоляция (в этом контексте особое значение приобретает владение более чем одним языком).

4. Компетенция, связанная с возрастанием информатизации общества -владение информационными технологиями, понимание их применения, способности к критическому суждению в отношении информации, распространяемой массмедийными средствами и рекламой.

5. Способность учиться на протяжении жизни, как основа непрерывного обучения в контексте как профессиональной, так и социальной жизни.

По мнению А.К. Марковой существует ещё один вид межпрофессионального компонента, который можно назвать «экстремальной профессиональной компетентностью» - готовность к работе во внезапно усложнившейся ситуации, при авариях, нарушениях технологических процессов, что особенно актуально для морских специальностей.

Будничный труд моряков всегда сопряжён с определённым риском, ответственностью, высокой степенью опасности. Безопасность и эффектив-

ность морских перевозок грузов и пассажиров зависит, в первую очередь, от человеческого фактора. Следовательно, вопрос подготовки специалистов различных уровней управления морским транспортом приобретает всё большее значение и требует профессионализма, честности и слаженности в деятельности организаций и структурных подразделений, занятых в сфере подготовки моряков.

В Маниле в июне 2010 года по приглашению Правительства Филиппин и под эгидой Международной морской организации (ИМО) прошла Дипломатическая Конференция Сторон Международной конвенции о подготовку и дипломировании моряков и несении вахты (ПДНВ-78), в ходе которой были приняты поправки к Конвенции и Кодексу по подготовке и дипломи-рованию моряков и несении вахты, то есть принят текст Конвенции ПДНВ и Кодекса ПДНВ в новой редакции с поправками, в которых определены обязательные виды подготовки командного состава судов для получения дипломов о компетентности.

Под профессиональной компетенцией понимается совокупность знаний, умений, форм поведения, которые формируют способность специалиста должным образом на нужном уровне качестве выполнять свои профессиональные обязанности.

Содержание и цель профессиональной подготовки будущих моряков включает следующие профессиональные компетенции:

1) пополнение базовых знаний информацией о новейших достижениях в области технологий и развития техники морского флота, требованиях Международных и национальных документов по несению безопасной машинной вахты;

2) обучение методике использования современных средств диагностики судовых технических средств; развитие и укрепление навыков по принятию верных решений в форс-мажорных ситуациях, определение уровня компетентности специалиста требованиям STCW-95 и ИМО;

3) развитие и формирование личностных качеств, необходимых в условиях профессиональной деятельности, применение навыков лидерства и подготовки (ответственность, выдержка, умение принимать решение в критических и стрессовых ситуациях);

4) формирование профессионального интереса и способности к самообучению, самоорганизации и самоусовершенствованию.

Образование - последовательный длительный процесс, в течение которого у обучаемого постепенно формируются компетенции, происходит не только усвоение знаний, но и личностное становление будущего специалиста.

В настоящее время система современного профессионального образования России осуществляет переход на Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения, которые предусматривают переориентацию при оценке результата образования с понятий «знать» и

«уметь», «навыки» на понятия «компетенция», «компетентность» обучающегося, компетентностный подход.

Это значит - подготовка специалистов к деятельности в условиях тесного международного сотрудничества и интернациональных экономических связей, то есть формирование у студентов так называемой профессиональной компетентности транснационального характера, включающей следующие составляющие:

- компетентность в области иностранных языков;

- интеркультурная компетентность;

- интернациональная профессиональная компетентность;

- компетентность в области информационных технологий.

Морское дело - это непростой труд, требующий высокого профессионализма и постоянного повышения квалификации, поэтому овладение перечисленными компетенциями способствует приобретению ещё одной компетенции, значимой для карьеры в море.

Интерпретативная компетентность - это опережающее образование, которое базируется на широкой мировоззренческой основе, отражающей основные направления развития общества, поддерживающей перспективные позиции и предвосхищающей их возможную реализацию в будущем. Студент должен конструировать социальную реальность на основе самоопределения, умения интегрировать информацию для интерпретации ситуации с различных точек зрения.

Компетентностный подход реализуется через применение образовательных технологий на основе межпредметных связей.

Само понятие «компетентностный подход» как системно-образовательная и педагогическая категория вошло в понятийный аппарат педагогики сравнительно недавно. Вызвано это было включением российской системы образования в «Болонское движение» в Европе и принятием западной образовательной терминологии.

Внедрение термина «компетентностный подход» обусловило возникновение проблемы пересмотра всей категориальной системы педагогики, предполагая возможность улучшения качества развития российской системы образования и являясь основой в процессе формирования ключевых компетенций. Следовательно, компетентностный подход в системе образования предполагает создание условий для формирования личности, способной к получению и реализации полученных знаний в профессиональной деятельности, а также активное применение разнообразных технологий.

Перед образовательным учреждением стоит задача: сформировать будущего профессионала и развить профессионально значимые качества у студентов (профессионально значимые качества - это такие качества личности, которые предъявляются современным обществом к специалистам данной профессии, влияют на успешность профессиональной деятельности и дают возможность наиболее полно реализовать себя в ней).

Таким образом конкурентоспособность является социально-профессиональным личностным качеством, интегрирующим социальные и профессиональные характеристики, включающим социальное и профессиональное содержание.

Компетентность личности представляет собой систему социально и профессионально важных знаний, умений, опыта конструктивного поведения, деятельности и общения в процессе решения задач социального взаимодействия, профессиональной деятельности. Конкурентоопределяющие личностные качества (профессионально и социально значимые) объединяют характерологические качества и способности, необходимые для эффективного осуществления профессиональной деятельности и социального взаимодействия.

Профессиональное содержание структурных компонентов конкурентоспособности определяется особенностями профессиональной деятельности, её целями и ценностями, действиями и операциями, основными характеристиками профессиональной среды. Они определяют конкретные параметры профессиональной компетентности и направленности личности, а также предъявляют определённые требования к характерологическим качествам и способностям специалиста. Чем больше соответствует специалист указанным параметрам и требованиям деятельности, тем более вероятным является достижение им профессионального успеха.

В условиях диверсификации образования (расширения академических свобод, самостоятельности, вариативности и альтернативности, слияние и объединение образования и производства), когда меняется стратегия подготовки будущих специалистов, важно осуществлять их подготовку в соответствии с потребностями экономической деятельности региона, потребностями работодателей, запросами мирового рынка труда.

Список литературы:

1. Иванов Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Д.А. Иванов. - М.: Чистые пруды, 2007.

2. Сергеев Г.А. Компетентность и компетенции в образовании / Г.А. Сергеев. - Владимир: Изд-во Владимирского гос. ун-та, 2010.

3. Старченко Е.В. Педагогическая практика как один из способов формирования профессиональных компетенций студентов вузов // Теория и практика образования в современном мире: матер. IV междунар. науч. конф., г Санкт-Петербург, январь 2014 г. - СПб.: Заневская площадь, 2014.

4. Черепенникова Н.А., Черная Е.В. Особенности овладения общими и профессиональными компетенциями студентами педагогического колледжа в процессе обучения // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. ХХХ1ХМНПК. Ч. II. - Новосибирск: СибАК, 2014. - № 4 (39).

5. Среднее профессиональное образование. Ежемесячный теоретический и научно-методический журнал. - М., 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.