Научная статья на тему 'Полярный кодекс и подготовка моряков'

Полярный кодекс и подготовка моряков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1798
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛЯРНЫЙ КОДЕКС / МОРЯК / ПОДГОТОВКА / КОНВЕНЦИЯ ПДНВ / ТАБЛИЦА СПЕЦИФИКАЦИЙ / POLAR CODE / SEAFARER / TRAINING / CONVENTION STCW / TABLE OF SPECIFICATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лентарёв А. А.

В данной работе представлен принятый Международной морской организацией Полярный кодекс и рассматриваются последствия, которые возникнут в области подготовки морских кадров после вступления в силу этого документа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLAR CODE AND SEAFARERS TRAINING

This paper describes the effects in the seafarers training than are occurring due to entering into force of Polar Code approved by the International maritime Organization

Текст научной работы на тему «Полярный кодекс и подготовка моряков»

УДК 656.61

ПОЛЯРНЫЙ КОДЕКС И ПОДГОТОВКА МОРЯКОВ

Лентарёв А.А., д. т. н., профессор кафедры судовождения, ФБОУ ВПО «Морской государственный университет им. адмирала Г. И.

Невельского»

В данной работе представлен принятый Международной морской организацией Полярный кодекс и рассматриваются последствия, которые возникнут в области подготовки морских кадров после вступления в силу этого документа.

Ключевые слова: Полярный кодекс, моряк, подготовка, Конвенция ПДНВ, таблица спецификаций.

POLAR CODE AND SEAFARERS TRAINING

Lentarev А., Doctor of Technical Sciences, Professor of the Navigation chair, FSEIHPE «Maritime State University named after admiral

G.I.Nevelskoi»

This paper describes the effects in the seafarers training than are occurring due to entering into force of Polar Code approved by the International maritime Organization

Keywords: Polar Code, seafarer, training, Convention STCW, table of specifications.

В структурах Международной морской организации (ИМО) идея регламентации полярной навигации высказывалась с 1991 г. и, наконец, в 1996 г. было принято решение о разработке правил безопасности мореплавания в полярных водах с учётом рисков, представляемых льдами, низкими температурами и иными видами опасности, характерными для высоких широт. Подготовка проекта таких правил была поручена Подкомитету по проектированию и оборудованию судов (Подкомитет БЕ), который сформировал рабочую группу из технических специалистов в области судостроения и экологии, в том числе из Норвегии, Канады, США, России и других заинтересованных стран.

Первый вариант таких правил был представлен в 1999 г. на сессии Комитета по безопасности мореплавания (КБМ) под рабочим названием «Проект кодекса по полярной навигации». При обсуждении документа выяснилось, что принятие его в представленном виде невозможно в силу ряда причин технического и юридического характера (например, предложенный район действия не был связан с реальной зоной распространения льдов, не учтены некоторые из действующих межправительственных соглашений). Поэтому КБМ принял решение о присвоении представленному документу статуса руководства (а не кодекса) и поручил другим специализированным подкомитетам подключиться к дальнейшей работе над руководством с тем, чтобы в него вошли положения, дополняющие требования действующих обязательных документов ИМО в области безопасности мореплавания и охраны человеческой жизни на море. Вскоре аналогичные решения относительно требований, касающихся охраны окружающей среды, были приняты на сессии Комитета по защите морской среды (КЗМС).

В 2001 г. рабочая группа Подкомитета БЕ с учетом решений других подкомитетов подготовила проект документа под названием «Руководство для судов, эксплуатируемых в покрытых льдом арктических водах», который был одобрен совместно на 76 сессии КБМ и 48 сессии КЗМС и распространён в ИМО в виде циркуляра М8С/ С1гс.1056 — МЕРС/Скс.399 от 23 декабря 2002 г. Это руководство охватывает вопросы, связанные с проектированием, конструкцией, оборудованием и эксплуатацией судов в полярных водах, включая подготовку экипажей для плавания в ледовых условиях и при низких температурах наружного воздуха. Кроме того, было решено, что на данном этапе целесообразно исключить вопросы об Антарктике, оставив их в правовом поле системы Договора об Антарктике.

Возросший в последнее время интерес к Арктике послужил новым стимулом к продолжению работы по регламентации полярной навигации. Подкомитет БЕ пересмотрел Руководство для судов, эксплуатируемых в покрытых льдом арктических водах, с целью распространения его действия и на Антарктиду, и в конце 2009 г. Ассамблея ИМО приняла Резолюцию А.1024(26) Руководство для судов, эксплуатируемых в полярных водах, которое распространяется и на арктические, и на антарктические воды.

В том же 2009 г. по инициативе ряда стран (Дания, Норвегия, США, Великобритания), озабоченных возрастающим интересом к полярным районам, в ИМО была инициирована разработка обязательных требований к судам полярного плавания, обеспечивающих их безопасную работу во льдах, то есть обязательного Полярного кодекса. Работа над Полярным кодексом, призванная урегулировать вопросы, не охватываемые существующими международными кон-

венциями по безопасности мореплавания, была организована КБМ и проводилась специальной корреспондентской группой, созданной в Подкомитете БЕ.

Эта работа завершилась тем, что 21 ноября 2014 г. КБМ на своей 94 сессии принял Резолюцию М8С.385(94) Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс). В этот же день КБМ принял еще одну Резолюцию М8С.386(94) Поправки к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. с поправками (Конвенция СОЛАС), которая вводит в Конвенцию СОЛАС новую главу XIV Меры безопасности для судов, эксплуатирующихся в полярных водах. В мае 2015 г. аналогичные решения принял КЗМС, утвердив экологические положения Полярного кодекса и внеся поправки в Международную конвенцию по предотвращению загрязнения с судов 1973/78 г. (Конвенция МАРПОЛ). Таким образом, Полярный кодекс принял статус обязательного документа, поскольку он нашел своё отражение в двух важнейших международных морских конвенциях СОЛАС и МАРПОЛ.

Полярный кодекс, который может вступить в силу уже в 2017 г. и сейчас находится в стадии ратификации, состоит из преамбулы, общих положений и двух частей. Первая, основная часть А содержит обязательные требования, вторая часть В - рекомендательные положения. Общая часть включает назначение, функциональные требования и условия окружающей среды, представляющие собой дополнительные факторы риска, характерные для приполюсных районов. Требования к судам предполагается дифференцировать в зависимости от «ледовой категории» судна, ледокольного обеспечения, района и сезона эксплуатации в полярных водах Арктики и Антарктики. Зона действия Полярного кодекса показана на рис.1. Как видно, она включает в себя как арктические, так и антарктические воды, в основном, с широтами более 60(°Ы (за исключением отдельных районов Северной Атлантики) и 60°8.

Введение в действие Полярного кодекса неизбежно приведет к весьма серьёзным последствиям в области подготовки моряков. Так, одна из глав Полярного кодекса - 13 глава - посвящена вопросам специальной подготовки членов экипажей судов, работающих в полярных водах. Она называется «Укомплектование экипажами, подготовка, квалификационные документы». Положения этой главы также станут обязательными после того, как будут внесены поправки в Международную конвенцию о подготовке и дипломированию моряков и несении вахты 1978 г. с поправками 1995 г. (Конвенция ПДНВ). Принятие таких поправок ожидается до конца 2016 г.

В конце октября 2014 г. Подкомитет по человеческому фактору, подготовке и несению вахты (Подкомитет Ш^, до 2013 г. - Подкомитет STW) принял следующие документы, касающиеся подготовки членов экипажей морских судов, работающих в полярных водах:

- Предложенные поправки к главе I Конвенции ПДНВ;

- Предложенные поправки к главе V Конвенции ПДНВ. Проект нового правила ^[х]. Обязательные минимальные требования к подготовке и квалификации капитанов и палубных офицеров судов, эксплуатирующихся в полярных водах;

- Предложенные поправки к главе V Кодекса Конвенции ПДНВ. Проект нового раздела А-^[х]. Обязательные минимальные требования к подготовке и квалификации капитанов и палубных офицеров судов, эксплуатирующихся в полярных водах.

Рис. 1. Районы действия Полярного кодекса

В проекте нового раздела А-У/[х] содержатся две новые таблицы спецификаций минимальных стандартов компетентности, имеющие следующие названия:

- Таблица А-У/[х]-1. Спецификация минимального стандарта компетентности в базовой подготовке членов экипажей судов, эксплуатирующихся в полярных водах;

- Таблица А-У/[х]-2. Спецификация минимального стандарта компетентности в расширенной подготовке членов экипажей судов, осуществляющих навигацию в полярных водах.

Следует ожидать, что эти документы в ближайшее время будут одобрены на очередной сессии КДМ без изменений или с незначительными изменениями, после чего они примут обязательный статус. В связи с этим целесообразно рассмотреть более подробно и сами эти документы и последствия, которые возникнут в области подготовки моряков в результате введения их в действие.

Первый из этих документов - Предложенные поправки к главе I Конвенции ПДНВ - предполагает, что в правиле 1/1.1 существующей в последней редакции Конвенции ПДНВ после пункта .36 будет добавлен еще один пункт .37 в следующем виде: «Полярный кодекс означает Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах, как определено правилом [Х1У/1.1] Конвенции СОЛАС». Иными словами, тем самым еще раз юридически подтверждается официальный статус термина «Полярный кодекс» применительно к соответствующему документу.

Вторым документом в главу У Конвенции ПДНВ под названием Требования к специальной подготовке персонала определенных типов судов вводится новое правило У/[х] (если до принятия этого документа в Конвенцию ПДНВ не будут введены иные дополнения, то вместе буквы «х» будет цифра «3»). Проект этого правила, называемого Обязательные минимальные требования к подготовке и квалификации капитанов и палубных офицеров судов, эксплуатирующихся в полярных водах, гласит следующее:

«1. Капитаны, старшие помощники и вахтенные помощники на судах, эксплуатирующихся в полярных водах, как определено Полярным кодексом, должны иметь сертификат базовой подготовки для полярных вод в соответствии с требованиями Полярного кодекса.

2. Каждый кандидат на получение сертификата базовой подготовки для полярных вод должен пройти базовую подготовку в соответствии с положениями раздела У/[х] Кодекса ПДНВ и должен пройти одобренную базовую подготовку для судов, эксплуатирующихся в полярных водах, и отвечать стандарту компетентности, указанному в пункте 1 раздела А-У[х] Кодекса ПДНВ.

3. Капитаны и старшие помощники на судах, эксплуатирующихся в полярных водах, как определено Полярным кодексом, должны иметь сертификат расширенной подготовки для полярных вод в соответствии с требованиями Полярного кодекса.

4. Каждый кандидат на получение сертификата расширенной подготовки для работы на судах, эксплуатирующихся в водах, покрытых льдом, должен

4.1. отвечать требованиям, предъявляемым к получению документа о базовой подготовке для полярных вод;

4.2. иметь, при выполнении обязанностей по несению вахты, не менее 2 месяцев одобренного стажа работы на уровне эксплуатации или управления на судах, эксплуатирующихся в полярных водах (в

водах, покрытых льдом более 10%) и

4.3. пройти одобренную расширенную подготовку для судов, эксплуатирующихся в водах, покрытых льдом и отвечать стандарту компетентности, указанному в пункте 2 раздела А-У[х] Кодекса ПДНВ.

5. Администрации должны обеспечивать выдачу документа специалиста морякам, которые имеют квалификацию согласно 1 или 3 соответственно или надлежащее подтверждение существующего профессионального диплома или документа специалиста.

6. Каждая Сторона должна сравнить стандарты компетентности, предъявлявшиеся к капитанам, старшим помощникам и вахтенным помощникам, работавшим на судах, эксплуатирующихся в полярных водах, ранее (дата вступления в силу плюс 2 года) в теми стандартами, которые установлены для сертификата, указанного в разделе У/[х] Кодекса ПДНВ, и должна определить, существует ли необходимость в повышении квалификации таких специалистов».

Как видно, новое правило обязывает капитанов, старших помощников и вахтенных помощников пройти базовую подготовку для работы на судах в полярных водах, а капитанов и старших помощников - ещё и расширенную подготовку. Более подробно это требование представлено в поправках к главе У Кодекса Конвенции ПДНВ, которые сформулированы в виде проекта нового раздела А-У/[х] Обязательные минимальные требования к подготовке и квалификации капитанов и офицеров судов, эксплуатирующихся в полярных водах. Здесь следует отметить, что в представленных Подкомитетом HTW документах вместо слов «палубных офицеров судов», как указано в наименовании нового правила У/[х], в наименовании нового раздела А-У/[х] Кодекса ПДНВ, расшифровывающего это правило, используются слова «офицеров судов» (слово «палубные» опущено).

Новый раздел А-У/[х] Кодекса ПДНВ определяет стандарт компетентности капитанов и офицеров судов, эксплуатирующихся в полярных водах следующим образом:

«1. Каждый кандидат на получение сертификата о базовой подготовке для полярных вод должен

1.1. продемонстрировать компетентность, позволяющую ему принять на себя задачи, обязанности и ответственность, перечисленные в колонке 1 таблицы А-У/[х]-1, и

1.2. предоставить доказательство того, что он:

1.2.1. приобрел минимальные знания, понимание и профессиональные навыки, перечисленные в колонке 2 таблицы А-У/[х]-1, и

1.2.2. достиг требуемого стандарта компетентности в соответствии с методами демонстрации компетентности и критериями для оценки компетентности, приведенными в колонках 3 и 4 таблицы А-У/[х]-1.

2. Каждый кандидат на получение сертификата о расширенной подготовке для полярных вод должен

2.1. продемонстрировать компетентность, позволяющую ему принять на себя задачи, обязанности и ответственность, перечисленные в колонке 1 таблицы А-У/[х]-2, и

2.2. предоставить доказательство того, что он:

2.2.1. приобрел минимальные знания, понимание и профессиональные навыки, перечисленные в колонке 2 таблицы А-У/[х]-2, и

2.2.2. достиг требуемого стандарта компетентности в соответствии с методами демонстрации компетентности и критериями для оценки компетентности, приведенными в колонках 3 и 4 таблицы А-У/[х]-2».

ТКА^РОЯТ БШШЕЗЗ Ш КШ81А | №6 2015 | 175

Таблица 1

№ n/n Компетенции Модули знаний, понимания и профессиональных навыков

1 Способствование безопасной эксплуатации судов в водах, покрытых льдом Начальные знания характеристик льда и районов, в которых можно ожидать наличия различных типов льда во время плавания Начальные знания эксплуатационных характеристик судна в ледовых условиях и в условиях холодного климата Начальные знания и умение управлять судном и маневрировать в ледовых условиях

2 Мониторинг и обеспечение соблюдения требований законодательства Начальные знания регламентирующих документов

3 Применение безопасных методов работы, ликвидация аварий Начальные знания о подготовке экипажа, условиях труда и безопасности

4 Обеспечение соблюдения требований по предотвращению загрязнения и предотвращение экологических угроз Начальные знания факторов и норм по охране окружающей среды

Таблица 2

№ п/п Компетенции Модули знаний, понимания и профессиональных навыков

1 Планирование и осуществление рейса в полярных водах Знания по планированию рейса и отчетности Знание ограничений оборудования и аппаратуры

2 Управление безопасной работой судов в водах, покрытых льдом Знания и умение управлять судном и маневрировать в ледовых условиях

3 Обеспечение безопасности экипажа суда и пассажиров и поддержание в рабочем состоянии спасательных, противопожарных и других систем обеспечения безопасности Знание систем, средств и методов обеспечения безопасности

Далее в этом разделе следуют переходные положения, действующие до момента вступления Полярного кодекса в действие плюс ещё два года.

Наконец, в этом же новом разделе A-V/[x] Кодекса ПДНВ приведены две таблицы спецификаций минимальных стандартов компетентности для базовой и расширенной подготовки. Здесь также следует обратить внимание, что в названии таблицы для базовой подготовки используются слова «для судов, эксплуатирующихся в полярных водах» (for ships operating in polar waters), тогда как в названии таблицы для расширенной подготовки вместо этого словосочетания используется выражение «для судов, осуществляющих навигацию в полярных водах» (for ships navigating in polar waters). Объяснения такого различия в названиях таблиц нет, однако можно предположить, что это объясняется тем, что во второй таблице все три компетенции носят чисто судоводительский характер.

Для специалистов, обеспечивающих подготовку моряков, наибольший интерес представляет содержание указанных выше таблиц. Таблица A-V/[x]-1 Спецификация минимального стандарта компетентности в базовой подготовке членов экипажей судов, эксплуатирующихся в полярных водах включает в себя четыре компетенции и соответствующие модули знаний, понимания и профессиональных навыков, представленные в таблице 1.

Соответственно, в таблице 2 представлены три компетенции и соответствующие модули знаний, понимания и профессиональных навыков, определяющих содержание расширенной подготовки для работы в полярных водах.

Таким образом, после внесения указанных выше поправок в Конвенцию ПДНВ все Администрации должны будут разработать и одобрить программы базовой и расширенной подготовки для работы в полярных водах и организовать такую подготовку. При этом придётся решать традиционные проблемы организационно-нормативного, кадрового, учебно-методического и материально-технического обеспечения такой подготовки.

Для обеспечения помощи в этой работе в настоящее время под эгидой ИМО разрабатываются два модельных курса на основе проекта таблиц спецификаций A-V/[x]-1 и A-V/[x]-2, которые можно будет использовать для разработки и реализации программ подготовки.

Еще раз подчеркнем, что если исходить из содержания представ-

ленных в настоящее время документов ИМО, то такие программы подготовки будут обязательными только для капитанов, старших помощников и помощников, несущих навигационную вахту. Тем не менее, введение в действие Полярного кодекса окажет влияние и на другие области морского образования и подготовки. Предстоит искать ответы на многие вопросы, например, вводить ли в учебные планы судоводительской специальности базовую подготовку для работы в полярных водах, и если вводить, то для всех ли курсантов? Каким образом реагировать на введение Полярного кодекса при подготовке по другим морским специальностям (судомеханики, электромеханики и т. д.)? Целесообразно ли увеличивать в программах специальных дисциплин составляющую, связанную с эксплуатацией судов в ледовых условиях? Нужны ли соответствующие программы подготовки на уровне дополнительного профессионального образования и если нужны, то какие? Представляется, что при поиске ответов на такие вопросы главным фактором будет не введение Полярного кодекса, а задачи, которые ставит государство перед отечественной экономикой и, в частности, перед морским флотом в связи с возрастающим во всем мире интересом к освоению арктический районов.

Литература:

1. Resolution A.1024(26). Guidelines for ships operating in polar waters. London: IMO, 2009. - 11 р.

2. www.morvesti.ru (Морские Вести России)

3. Резолюция MSC.386(94) Комитета ИМО по безопасности на море (принята 21 ноября 2014 г.), «Поправки к Международной конвенции 1974 г. с поправками по охране человеческой жизни на море». Лондон: ИМО, 2014. - 29 с.

4. Резолюция MSC.385(94) Комитета ИМО по безопасности на море (принята 21 ноября 2014 г.) «Международный кодекс для судов, эксплуатируемых в полярных водах (Полярный кодекс)». Лондон: ИМО, 2014. - 26 с.

5. Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года с поправками (ПДМНВ-78). Лондон: ИМО, 2011. - 424 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.