Научная статья на тему 'РОЛЬ ИНЖИНИРИНГОВОГО ЦЕНТРА В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

РОЛЬ ИНЖИНИРИНГОВОГО ЦЕНТРА В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖИНИРИНГОВЫЙ ЦЕНТР / ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОЕ ИЗДЕЛИЕ / СОЕДИНИТЕЛЬ / ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ / ОСНАСТКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Копелиович Д.И.

Брянский государственный технический университет сотрудничает с большим количеством предприятий Брянской области и не только. Создание инжинирингового центра - ещё один шаг к сближению вузовской науки и производства. В настоящее время деятельность центра заключается в выполнении НИОКР и инжиниринговых проектов в интересах ОАО «Карачевский завод «Электродеталь».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИНЖИНИРИНГОВОГО ЦЕНТРА В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

РОЛЬ ИНЖИНИРИНГОВОГО ЦЕНТРА В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Копелиович Д.И.1

Брянский государственный технический университет, г. Брянск

Брянский государственный технический университет сотрудничает с большим количеством предприятий Брянской области и не только. Создание инжинирингового центра - ещё один шаг к сближению вузовской науки и производства. В настоящее время деятельность центра заключается в выполнении НИОКР и инжиниринговых проектов в интересах ОАО «Карачевский завод «Электродеталь».

Ключевые слова инжиниринговый центр, электромеханическое изделие, соединитель, технологичность, оснастка.

С 01.04.2015 приказом ректора БГТУ создано структурное подразделение - инжиниринговый центр в области высокотехнологичного машиностроения «High-tech Engineering» (Инжиниринговый центр) в структуре Управления научных исследований и научно-технической информации.

Все работы ведутся в рамках сотрудничества Брянского государственного технического университета и АО «Карачевский завод «Электродеталь». Такое сотрудничество стало возможным благодаря позиции руководства завода, которое понимает необходимость подготовки высококвалифицированных кадров для промышленных предприятий.

Одной из актуальных задач, стоящих перед российским производством в рамках импортозамещения является разработка высокотехнологичных контактов и изоляторов электрических соединителей мирового технико-экономического уровня.

Одной из основных специализаций центра является проектирование электромеханических устройств [1]. Для реализации этого направления решаются следующие задачи:

- Разработка технического задания в области импортозамещения электромеханических устройств.

- Проведение патентных исследований в области электромеханических устройств.

- Разработка 3D-моделей изделий (деталей и изделий в сборе).

- Проведение инженерных расчетов с использованием CAE-систем (прочностные расчеты, расчеты электрических характеристик).

- Оформление конструкторской документации.

- Разработка сопроводительной технической документации.

1 Доцент кафедры «Информатика и программное обеспечение», кандидат технических наук, доцент.

Другим направлением центра является проектирование технологической оснастки. Специалисты центра осуществляют разработку вырубных и комбинированных штампов для холодной листовой штамповки и проектирование пресс-форм для литья пластмасс под давлением. Пресс--формы предназначены для прессования изделий из термопластов и реактопластов.

Сокращение сроков, повышение эффективности, снижение затрат, освобождение специалистов от рутинных операций требует комплексной автоматизации на всех этапах проектирования и производства продукции.

Для эффективной разработки изделий и оснастки используются системы автоматизированного проектирования.

Большинство сотрудников инжинирингового центра - учащиеся. Таким образом, у студентов Брянского государственного технического университета, неравнодушных к науке, есть хорошие перспективы: заниматься любимым делом, получить работу в инжиниринговом центре, а в дальнейшем применить свои знания на практике на современном производстве.

Современные образовательные стандарты для высших учебных заведений формулируют достаточно жесткие требования по объемам аудиторной работы студентов. Сохраняется тенденция к снижению количества аудиторных часов. Так ряд образовательных стандартов требует, чтобы объем аудиторного времени не превышал 40 % от общего времени обучения.

В такой ситуации на обучающихся ложится значительная ответственность за свое обучение. Обучающиеся должны понимать необходимость самостоятельного изучения отдельных тем, дисциплин и глубину их изучения [2].

Студенты, которые совмещают учебу с работой в инжиниринговом центре, гораздо быстрее понимают необходимость приобретения определенных компетенций, востребованных на производстве.

Инженер - это работник, который преимущественно занимается деятельностью, направленной на исследование, нормальную эксплуатацию, повышение эффективности работы и разработку различных технических объектов или организацию производства, основанную на использовании научно-технических знаний и средств умственного труда. На современном производстве инженеру приходится решать комплекс проблем с различной степенью неопределенности и риска, задачи как с недостающими, так и с избыточными данными. Их решение требует развитых навыков творческой деятельности, необходимых для выбора наиболее целесообразного способа решения. Работа современного инженера характеризуется принципиально новыми техническими и технологическими подходами, смещением акцента с трудоемких процессов на наукоемкие. На смену прежней естественнонаучной картине мира и образу техносферы пришла постнеклассическая наука, синтезирующая естественнонаучное и техническое знание со знанием социально-гуманитарного плана. Инженерная деятельность все более превращается в социально-инженерную деятельность, что предъявляет требования к социальной оправданности целевых установок инженерных проектов [3].

Серьезную роль в подготовке начинающих инженеров играют различного рода соревнования и олимпиады.

На АО «Карачевский завод «Электродеталь» создан Центр компетенций эффективного производства. В марте 2016 года центром проводилось исследование по оценке эффективности работы с CAD системой SolidWorks с использованием элементов системы WorldSkills.

В исследовании приняли участие сотрудники Инжинирингового центра БГТУ и студенты. Такие исследования повышают мотивацию студентов к изучению инженерных дисциплин и позволяют им попасть в состав кадрового резерва предприятий.

Большую роль в развитии направлений подготовки кадров в настоящее время играет движение WorldSkills. Методика проведения соревнований позволяет эффективно оценивать достижения участников и выявлять узкие места и пробелы в подготовке.

WorldSkills - это международное некоммерческое движение, целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов во всем мире посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства, как в каждой отдельной стране, так и во всем мире в целом.

С 29 марта по 2 апреля в стенах Московского политехнического университета (ранее - МАМИ) прошел всероссийский межвузовский отборочный чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia). На чемпионат приехали студенты со всей России для участия в инженерных компетенциях: «Инженерный дизайн CAD (САПР)», «Мобильная робототехника», «Промышленный дизайн», «Реверсивный инжиниринг», «Фрезерные работы на станках с ЧПУ» и другие.

Один из сотрудников Инжинирингового центра БГТУ участвовал в компетенции «Инженерный дизайн CAD (САПР)». Соревнования проходили в три дня, каждый день использовался новый модуль, что позволяло проявить свои навыки в разных направлениях проектирования. Задания были аналогичными заданиям чемпионата мира WorldSkills2015 прошедшего в Бразилии. В первый день соревнований необходимо было создать недостающие детали, подсборки элементов мотора и выполнить сборку оппозитного двигателя, создать анимацию сборки, презентацию и сборочные чертежи. Второй день был направлен на работу с листовыми телами и модулем генерации рам. Также было необходимо сделать недостающие детали, подсборки, итоговую сборку упаковочной линии и необходимые чертежи. Третий день позволял участникам проявить все свои инженерные способности. В этом модуле требовалось разработать альтернативную конструкцию корпуса миксера, пересчитать зубчатую передачу, создать анимацию, демонстрирующую правильность работы миксера и многое другое. Компания Auto-

desk является одним из партнеров движения WorldSkills, на чемпионате мира в качестве САПР используется продукт именно этой компании - Autodesk Inventor. На отборочном чемпионате была возможность использовать другие САПР: «Компас 3D», «SolidWorks», «NX».

В инжиниринговом центре БГТУ проводится конкурс профессионального мастерства ««Инженерное проектирование и САПР». Цели и задачи конкурса:

- повышение уровня профессиональной подготовки и развитие творческой активности обучающихся;

- развитие интересов к изучаемой профессии и формирование стимулов у обучающихся;

- стремление к углублению знаний по спецдисциплинам и применение передовых методов труда, современных технологий;

- выявление и поощрение наиболее одарённых, талантливых обучающихся;

- формирование кадрового резерва Инжинирингового Центра БГТУ

Сотрудники инжинирингового центра принимают участие в различных

научных мероприятиях, проводимых ВУЗом и другими организациями, посещают профильные выставки. Определенное время будущие специалисты проводят непосредственно на заводе, где получают консультации по различным вопросам, изучают оборудование и технологию производства. Кроме того, аспиранты занимаются научной работой, связанной с технологичностью конструкций изоляторов [4] и электроэрозионной обработкой [5]. Это позволяет студентам и аспирантам подготовиться к дальнейшей трудовой деятельности.

Стратегия развития инжинирингового центра предусматривает следующие направления.

- Реализация комплексной долгосрочной программы по повышению компетенций персонала организации. В программе предусматривается активное участие ключевых партнеров организации.

- Создание научно-исследовательского, экспериментального и внедренческого центра (технопарка) по разработке и внедрению новых наукоемких технологий. Внедрение новых технологий и устройств, улучшающих характеристики производства постоянных партнеров и клиентов.

- Реализация комплексной программы стратегического маркетинга по поиску новых заказчиков для реализации проектов по профилю организации.

- Расширение структуры организации (создание бюро проектирования технологических линий) для освоения новых рынков, новой продукции и технологий с целью более полного удовлетворения заказчиков в рамках реализации комплексных проектов.

Таким образом, совмещение работы в инжиниринговом центре и учебы помогает повысить качество инженерного образования, выделить компетенции, необходимые молодым специалистам и лучше подготовить работников для нужд промышленности.

Список литературы:

1. Сафонов А. Прямоугольные электрические соединители. Основные принципы организации эффективного сборочного производства электрических соединителей / А. Сафонов, Л. Сафонов // Технологии в электронной промышленности. - 2013. - № 1 (61). - С. 33-38.

2. Азарченков А.А. Прогнозирование уровня подготовленности студентов на основе анализа результатов самостоятельной подготовки / М.А. Ковалева, А.А. Азарченков, С.Н. Зимин // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2016. - № 38. - С. 45-48.

3. Кирсанов А. Инженерное образование, инженерная педагогика, инженерная деятельность / А. Кирсанов, В. Иванов, В. Кондратьев, Л. Гурье // Высшее образование в России. - 2008. - № 6. - С. 37-40.

4. Вилюха А.В. Обеспечение технологичности конструкции изоляторов радиоэлектронных соединителей на этапе конструирования / А.В. Вилюха // Вектор развития современной науки сборник материалов X Международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 241-243.

5. Копелиович Д.И. Способы автоматизации производства при электроэрозионной обработке / Д.И. Копелиович, А.М. Папикян // Перспективы развития информационных технологий. - 2016. - № 28. - С. 38-42.

ОВЛАДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ - ПУТЬ К ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА МОРСКОГО ТРАНСПОРТА

© Щербакова Е.Л.1

Институт водного транспорта имени Г.Я. Седова - филиал Государственного морского университета им. Ф.Ф. Ушакова, г. Ростов-на-Дону

В статье рассматриваются и уточняются понятия «компетенция» и «компетентность», приводятся классификации компетенций в европейской и российской системах образования, выделяются ключевые компетенции.

1 Преподаватель профессиональных дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.