ОТЗЫВ
о диссертационном исследовании Сапроновой Н.А., представленном на соискание ученой степени кандидата юридических наук на тему «Преступность несовершеннолетних в сельской местности
и ее предупреждение» по специальности 12.00.08 -уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
Актуальность темы диссертационного исследования сомнений не вызывает. Она обусловлена как общим состоянием преступности несовершеннолетних и системой ее предупреждения в России, так и их спецификой в сельской местности. Несмотря на снижение количества зарегистрированных преступлений, совершенных подростками, уровень преступности несовершеннолетних растет. В сельской местности, по данным соискателя он выше, чем в городе. Наблюдается увеличение удельного веса насильственных и корыстно-насильственных преступлений, преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, а также совершенных лицами, ранее совершившими преступления. Снижается антикриминогенный потенциал основных институтов социализации подрастающего поколения. Уже не одно десятилетие исследователи констатируют крах института семьи, замену ее сожительством, гостевым браком, однополым общением и т.д. Школа все больше переходит от функций воспитания личности к оказанию образовательных услуг, значительная часть которых становится платной. Неформальная подростково-молодежная среда стремительно маргинализируется, а порой приобретает форму организованного воспроизводства социальной базы для преступности общеуголовного, террористического или экстремистского характера. Деструктивную роль играют средства массово-коммуникативного воздействия и виртуальная реальность, криминализирующие сознание детей и подростков. Специфика этих процессов применительно к сельской местности состоит в более латентном их протекании для всего общества и в объективно меньших организационно-материальных возможностях субъектов профилактики преступности, осуществляющих свою деятельность на селе. Одной из причин сложившейся ситуации является недостаточная научная разработка в последние десяти-
летия основных положений предупреждения преступности несовершеннолетних в сельской местности. Диссертационное исследование Н. А. Сапроновой в определенной мере способствует решению возникших проблем.
Логичной представляется структура работы, где в первой главе дается криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних в Алтайском крае. Анализ состояния и тенденций этой преступности за 2003-2009 гг. приводит соискателя к выводу о том, что уровень преступности в регионе выше общероссийского, наблюдается ее прирост, в структуре преобладают преступления против собственности, в основном кражи, увеличивается удельный вес рецидивной преступности. Среди особенностей преступности несовершеннолетних в сельской местности по сравнению с городом отмечаются: больший ее удельный вес в структуре подростковой преступности по региону в целом, больший удельный вес насильственных преступлений и краж, более высокие темпы прироста как преступности в целом, так и ее отдельных видов, прежде всего растет насильственная, корыстная и рецидивная преступность.
Во второй главе соискатель характеризует личность несовершеннолетнего преступника. В работе делается вывод о том, что наибольшую криминальную активность проявляют несовершеннолетние мужского пола, 16-17-летнего возраста, учащиеся общеобразовательных учреждений, не имеющие основного общего образования. Нравственно-психологическая деформация личности несовершеннолетнего преступника связывается соискателем с деформацией их семей, прежде всего с отсутствием в них позитивных эмоциональных отношений.
Третья глава посвящена детерминантам преступности несовершеннолетних. Специфическими причинами подростковой преступности в сельской местности, по мнению
соискателя, являются нарушение принципа доступности образования в связи с сокращением общеобразовательных учреждений, их отдаленность от места постоянного проживания и отсутствие реального функционирования досуговых учреждений для подростков.
В четвертой главе раскрываются проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних. Действенность этого предупреждения соискатель связывает с изменением качества жизни на селе (повышением материального благосостояния населения, занятостью молодежи, развитием современной инфраструктуры села). Центром общесоциального предупреждения подростковой преступности соискатель считает школы, которые должны создавать эффективное образовательное пространство и налаживать взаимодействие с другими субъектами профилактики. При анализе специально-криминологического предупреждения преступности несовершеннолетних особое внимание обращается на слабую координацию деятельности школ с другими субъектами профилактики. Для повышения эффективности такой деятельности предлагается в каждой школе создать советы профилактики. Заслуживает внимания и нуждается в практическом воплощении содержащееся в работе предложение о передаче функций инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних в сельской местности участковым инспекторам милиции с целью приближения субъектов профилактики к месту проживания подростков, а также предложение о превращении комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в организационно-методический центр, объединяющий усилия всех субъектов предупреждения.
К числу принципиально новых положений, полученных лично соискателем, позволяющих определить исследование как научно-квалификационную работу, содержащую решение задач, имеющих существенное значение для теории и практики, следует отнести:
- критическое обобщение научных исследований, посвященных проблемам преступности несовершеннолетних и ее предупреждению;
- результаты регионального исследова-
ния преступности несовершеннолетних, позволившие соискателю сделать вывод о том, что именно сельская преступность в настоящее время определяет «лицо» преступности несовершеннолетних в регионе;
- выявление специфических детерминант подростковой преступности в сельской местности, состоящих прежде всего в нарушении принципа доступности образования в связи с сокращением общеобразовательных учреждений, их отдаленности от места постоянного проживания и отсутствии реального функционирования досуговых учреждений для подростков;
- предложения по совершенствованию общесоциального предупреждения преступности несовершеннолетних в сельской местности, основу которого должно составить изменение качества жизни на селе (повышение материального благосостояния населения, занятость молодежи, развитие современной инфраструктуры села), превращение школы в центр общесоциального предупреждения подростковой преступности;
- предложения по совершенствованию специально-криминологического предупреждения преступности несовершеннолетних в сельской местности, основу которого должно составить: создание в каждой школе советов профилактики; приближение субъектов профилактики к месту проживания подростков, в частности, передача функций инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних в сельской местности участковым инспекторам милиции; а также превращение комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в организационно-методический центр, объединяющий усилия всех субъектов предупреждения.
Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о завершенном и самостоятельном научном исследовании. Вместе с тем в тексте диссертации содержатся положения, по поводу которых необходимо сделать следующие замечания.
1. Полемичным представляется мнение соискателя о том, что именно изменение качества жизни на селе является приоритетным направлением общесоциального предупреждения сельской подростковой преступности (с. 124 - 131). Само качество жизни связывается с повышением материального уровня жизни
населения: повышением его материального благосостояния, занятостью молодежи, развитием современной инфраструктуры села. Реализация такой социальной политики, надо полагать, кардинально не изменит ситуацию с подростковой преступностью. Советский опыт наглядно показал, что повышение материального благосостояния народа имеет профилактический предел. Он вытекает из того, что удовлетворение одних потребностей рождает другие, которые сложнее удовлетворить. В условиях рыночной экономики потребности активно культивируются, а законные способы их удовлетворения у значительной части населения отсутствуют. Такое противоречие лежит в основе преступного поведения. Об этом свидетельствуют работы одного из классиков социологии Роберта Мертона, подготовленные им еще в 30-х годах прошлого столетия. Кроме того, преступная среда способна приспосабливать позитивную социальную среду к своим потребностям, изменять ее конструктивное назначение. Наглядно об этом свидетельствует деятельность криминогенных подростково-молодежных группировок, действовавших в крупных городах страны в 80-х годах прошлого столетия. Эти группировки превратили спортивные секции в школы для физической подготовки боевиков, а объединения правопорядковой направленности, в которые вошли участники группировок, использовали для прикрытия своей незаконной деятельности. В этой связи отметим, что реализация программ, повышающих качество жизни на селе, конечно, объективно создает предпосылки для сокращения подростковой преступности. Однако основой успешного противодействия преступности является конструктивная доктрина развития общества, базирующаяся на идеях консерватизма, уходящего в глубь исторических традиций народа, опирающегося на его историческую память, играющего охранительную функцию, сохраняющего идеалы нации, а вместе с ними основанное на них общество и государство. Приверженность российского общества идеям консерватизма позволит главным механизмом его развития сделать человекостроение, его духовное возрождение, ориентацию на основную форму биологического и социального воспроизводства человека - традиционную
семью. Эти приоритеты уже сами по себе будут способствовать отказу от поощрения тех форм жизни, которые разрушают духовное, физическое и социальное здоровье подрастающего поколения, являются детерминантами преступности несовершеннолетних.
2. Вряд ли можно согласиться с позицией соискателя о том, что школа должна стать центром общесоциального предупреждения подростковой преступности (с. 134 - 137). Дело не только в том, что в силу различных причин снижается антикриминогенный потенциал школы. Такая позиция не соответствует реальному статусу современной школы в обществе. Школа уже не может взять на себя основную ответственность за состояние нравственного здоровья общества, во-первых, в связи с неуклонным возрастанием роли средств массово-коммуникативного воздействия и в связи с погружением большей части детей и подростков в виртуальную реальность. Эти явления современности в большей мере, чем все остальные, формируют подрастающее поколение и свидетельствуют о возможности влияния глобальных социальных процессов непосредственно на каждую личность без их трансформации через образ жизни больших и малых социальных групп. Во-вторых, как уже отмечалось, школа все больше переходит от функций воспитания личности к оказанию образовательных услуг, значительная часть которых становится платной. Это означает, что школьное обучение в меньшей степени, чем раньше, ориентировано на задачи воспитания личности, раскрытие ее таланта, творческих способностей. Следовательно, дети и подростки, за которых родители платить не в состоянии, не имеют возможности себя творчески реализовать в позитивной сфере; те же, за кого платят, нацелены преимущественно не на раскрытие своих способностей, а на овладение знаниями для последующего их использования на рынке труда.
3. Объектом критики является суждение соискателя о том, что школы относятся к субъектам специально-криминологического предупреждения преступности несовершеннолетних (с.141 - 147). Возражения основываются на том, что деятельность субъектов специально криминологического предупреждения связана с обеспечением правопорядка в обществе (например, органов внут-
ренних дел), эта деятельность предполагает правовое принуждение (например, ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетних в соответствии с ч. 4 ст. 91 УК РФ), объектом этой деятельности являются лица, совершившие преступления, а целью - нейтрализация их общественной опасности, несовершение ими преступлений в будущем. Школа этим свойствам субъекта специально-криминологического предупреждения не отвечает. Школа выполняет общесоциальную задачу в обществе, связанную с образованием и позитивным формированием личности. В тех случаях, когда в школе обучаются подростки, состоящие на учете в органах внутренних дел в связи с совершением ими преступлений, иных правонарушений или в связи с социально отклоняющимся поведением, деятельность школы можно рассматривать как объективную общесоциальную основу для эффективной деятельности субъектов общекриминологического или специально-криминологического предупреждения преступности несовершеннолетних. Иной подход приведет к неверному выводу о том, что вся общесоциальная деятельность по своей сути является криминологическим предупреждением преступности несовершеннолетних.
Вместе с тем высказанные замечания не снижают значимости проделанной диссертантом работы. Диссертация Сапроновой
Натальи Алексеевны, внесшая определенный вклад в решение поставленной проблемы, представляет собой актуальное самостоятельное научное исследование, которое имеет завершенный вид, основано на достаточной эмпирической базе, содержащиеся в нем выводы и предложения обладают научной новизной и практической значимостью, содержание автореферата соответствует содержанию текста диссертации, основные научные результаты отражены соискателем в девяти научных статьях, из которых одна помещена в таком ведущем рецензируемом научном журнале как «Бизнес в законе». Диссертация и автореферат соответствуют требованиям Положения «О порядке присуждения ученых степеней». На основании изложенного полагаю, что автор диссертации «Преступность несовершеннолетних в сельской местности и ее предупреждение» -Сапронова Наталья Алексеевна - заслуживает присуждения ей искомой ученой степени кандидата юридических наук по специальности 12.00.08 (уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право).
А.В. Шеслер,
начальник кафедры уголовного права Тюменского юридического института
МВД России,
доктор юридических наук, профессор, полковник милиции