Научная статья на тему 'Общесоциальные меры предупреждения корыстно-насильственных преступлений'

Общесоциальные меры предупреждения корыстно-насильственных преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3174
322
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общесоциальные меры предупреждения корыстно-насильственных преступлений»

Черкашин Вячеслав Алексеевич

соискатель кафедры уголовного права и криминологии Краснодарской академии МВД России

Общесоциальные меры предупреждения

корыстно-насильствнных преступлений

Результативность деятельности по борьбе с преступностью зависит от характера и содержания мероприятий, направленных на противодействие ей. В криминологии предупреждение преступности рассматривается как многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности . В разработку теории предупреждения преступности, а также ее отдельных видов и категорий преступлений, значительный вклад внесли Г. А. Аванесов, А. И. Алексеев, Ю. М. Антонян, М. М. Бабаев, Л. Д. Гаухман, А. А. Герцензон,

A. И. Гуров, А. И. Долгова, А. Э. Жалинский, В. К. Звирбуль, П. Е. Игошев, И. И. Карпец, В. Н. Кудрявцев, Н. Ф. Кузнецова, Г. М. Миньковский, А. Б. Сахаров и др. В работах указанных ученых выявлены и отражены закономерности, которые необходимо в обязательном порядке учитывать при планировании и непосредственной реализации мер предупреждения преступлений . Общесоциальное предупреждение преступлений является составной частью деятельности государства по общесоциальному развитию. А. И. Алексеев подчеркивает, что общесоциальное предупреждение преступности реализует антикриминогенный потенциал общества в целом, всех его институтов .

B.Н. Кудрявцев определил социальную профилактику как совокупность мер, направленных на оздоровление общественных отношений, ликвидацию социальных пороков, повышение благосостояние общества . Можно сказать, что функция общесоциального предупреждения преступности, в том числе корыстно-насильственных преступлений, последовательно осуществляется прогрессивным развитием общества. Общесоциальное предупреждение преступности заключается в осуществлении масштабных, долговременных мероприятий экономического, политического, идеологического, правового характера, не ставящих перед собой специальных задач по борьбе с преступностью. Эти мероприятия имеют более масштабные цели, нежели борьба с преступностью и предупреждение преступлений и правонарушений. Они являются основой специальнокриминологического предупреждения преступлений, поскольку их направленность на решение задач социального развития создает предпосылки ограничения преступлений и правонарушений, противодействуя криминогенным факторам . На наш взгляд, на современном этапе необходимо принятие следующих мер общесоциального предупреждения преступлений. Меры экономического

54

характера. Экономическая деятельность, занимая главенствующее место в структуре государственной политики, служит основой осуществления необходимых преобразований во всех сферах жизни общества, неразрывно связана с причинным комплексом преступности. Воздействие на экономические факторы, детерминирующие антиобщественные явления, является задачей, имеющей важное государственное значение. Если ранее в криминологии была принята точка зрения, что экономические факторы не играют той существенной роли в формировании и сохранении антиобщественных явлений, как это было на первых этапах развития социалистического общества , то в настоящее время положение кардинально изменилось. В силу целого ряда объективных и субъективных причин экономические преобразования на рубеже тысячелетий имели значительный отрицательный эффект. Немыслимое имущественное расслоение населения, отсутствие для подавляющего большинства населения перспективы достойного существования компрометирует государство в глазах граждан. В настоящее время необходимо осуществить следующий комплекс мероприятий по регулированию общественных отношений в сфере экономики: • усиление финансового контроля со стороны государства, добиваясь при этом транспорентности, т. е. «прозрачности» финансовых операций; • разработать более эффективный механизм защиты прав добросовестных собственников и предпринимателей, а также вкладчиков денежных средств; • совершенствование системы государственной помощи для воспитания детей как родителям, так и социальными учреждениями; • увеличение ассигнований на образование и науку, поскольку уровень образованности и развития науки свидетельствуют о степени благополучия в обществе. В обществе, в котором существуют проблемы в получении образования, экономят на науке, коммерциализируют ее, нельзя добиться от населения правопослушного поведения; • увеличить денежное содержание, пересмотреть систему социального обеспечения сотрудников правоохранительных органов, рассмотреть вопрос о возрождении для них реальной системы социальных льгот. Практика показывает, что социально необеспеченные сотрудники правоохранительных органов не могут эффективно осуществлять свою деятельность, прибегая довольно часто к использованию служебных полномочий для решения своих жизненно важных проблем. Меры политического характера. К мерам политического характера следует отнести необходимость усиления контроля за миграционными процессами. В этих целях надо улучшить систему учета и регистрации пребывания в стране иностранных граждан и лиц без гражданства. Необходимо создание на всех без исключения пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации пунктов иммиграционного контроля. На указанных пунктах осуществляется первичная регистрация всех иностранных граждан и лиц без

55

гражданства, пресекающих границу, и вносится информация в единую базу данных. Кроме того, следует предусмотреть систематическое рассмотрение на Координационных Совещаниях руководителей правоохранительных органов вопроса о состоянии борьбы с незаконной миграцией . Следует усилить работу по улучшению положения несовершеннолетних в стране, обратив при этом особое внимание на посещение несовершеннолетними учебных заведений, дающих обязательное среднее образование. С этой целью необходимо разработать систему адресной помощи для организации получения образования. Меры идеологического характера. Недостатки в идеологической политике государства: широкое рекламирование и призывы заниматься личным обогащением, прекращение контроля за печатной, аудио- и видеопродукцией и т.п. способствовали тому, что в современном обществе забыты общепринятые нормы и ценности. О них вспоминают лишь в процессе каких-либо избирательных и иных пиар компаний. Имеется множество программ и изданий, пропагандирующих культ насилия и жестокости, сексуальной вседозволенности, прославляющих все зарубежное, при этом не всегда положительное. В среде молодежи преобладает желание пользоваться материальными благами, не затрачивая для этого каких-либо позитивных усилий: «жизненные цели склоняются к скорейшему удовлетворению материальных потребностей, основное внимание концентрируется на поиске денег и мест, где их можно заработать неквалифицированным трудом» . В.Н. Кудрявцев удачно отметил, что сейчас складывается парадоксальная ситуация: на фоне почти сплошной грамотности -падение нравственной культуры. Борьба с этим явлением - долг каждого российского человека, тем более наделенного властью . В этой связи представляется необходимым: • усиление контроля за

содержанием произведений литературы, теле- и видеофильмов, направленного на недопущение пропаганды культа насилия, жестокости, половой распущенности, «романтики воровской жизни» и т. п. При обнаружении таких признаков данные произведения к массовому изданию и распространению запрещать : • упорядочить издание специальной литературы, содержащей сведения об оружии, методах деятельности специальных служб, что позволяет преступникам использовать их в противоправных целях; • возродить систему патриотического воспитания школьников и молодежи. В стране уже имеется положительный опыт в данной области, в частности, в Краснодарском крае. Начиная с 1996 г., на базе Краснодарской академии МВД России функционируют оборонно-спортивные сборы «Надежда». Весь летний период офицеры академии занимаются воспитательной работой с подростками, состоящими на учете в органах внутренних дел Краснодарского края как нарушители закона. Весь период пребывания в учебно-полевом центре действуют кружки художественной самодеятельности, проводятся занятия по огневой

56

подготовке, соревнования по различным видам спорта, конкурсы и викторины. В культурной программе встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, известными деятелями искусств и культуры Адыгеи, Кубани, Беларуси, священнослужителями. Организуются выступления самодеятельных коллективов, выезд в Краснодар с посещением художественного и исторического музеев, музея авиатехники Краснодарского военного авиационного института, поездка в город-герой Новоросийск с посещением мемориала «Малая земля». С завершением летнего периода деятельность коллектива Краснодарской академии МВД России не прекращается. В течение всего года отряд волонтеров-старшекурсников проводит работу с подростками краснодарских школ . Кроме того, в Краснодарском крае ветеранский актив, первичные организации органов внутренних дел совместно с подразделениями по делам несовершеннолетних принимают активное участие в организации работы по ранней профессиональной ориентации школьников 10-11 классов, их патриотическом воспитании и правовой подготовке ; • преподавание несовершеннолетним и молодежи основ правовых знаний должно предполагать не только разъяснение положений законодательства, но и их правовое воспитание, прививая уважение к закону и стремление к его соблюдению; • в произведениях художественной литературы, кино- и телефильмах, публикациях в периодической печати показывать положительные примеры из деятельности органов внутренних дел, добиваясь, чтобы в глазах населения человек в форме сотрудника милиции ассоциировался с образом их защитника, стал символом добра, чести, справедливости; • усиление контроля за содержанием и качеством передач и программ на юридическую тематику, так как, журналисты зачастую необъективны в отражении юридических проблем, а в ряде случаев их представление о законе искажено; • более активно при проведении воспитательной работы с несовершеннолетними и молодежью использовать помощь и возможности духовенства Меры правового характера. А. И. Алексеев следующим образом охарактеризовал общесоциальные меры правового характера: «Это, например, совершенствование законодательства, прямо не нацеленного на предупреждение преступности, а имеющего предметом правовое регулирование разнообразных общественных отношений иного характера (трудовых, семейных и т. д.), которые, будучи нормативно неупорядоченными, могут играть криминогенную роль» . На рубеже веков было принято значительное количество сомнительных, социально вредных и коррупциогенных законов, которые привели к дискредитации не только их, но и непреходящих ценностей: свободы, демократии, справедливости, рыночной экономики, правового государства . Это очень опасно для общества, поскольку именно от законодательства напрямую зависит уровень социально-правового контроля над преступностью. В литературе подчеркивается, что «социально-правовой контроль предполагает организацию жизни и

57

деятельности людей на основе законов, принятых демократических путем, исполнение которых является прозрачным и доступным для отслеживания гражданам, общественным организациям, политическим партиям и другим образованиям гражданского общества, средствам массовой информации, парламенту, правоохранительным и иным исполнительным органам и судам, а за нарушение законов (без всяких изъятий и неправомерных иммунитетов в соответствии с принципом «все равны перед законом и судом») следует гражданско-правовая, дисциплинарная, служебная, административная и уголовная ответственность» . В политико-правовой сфере большую роль, как отметил В.Н. Кудрявцев, должно сыграть изменение ряда норм законодательства, на первый взгляд, непосредственно не относящихся к уголовному, процессуальному или исполнительному праву. Общепревентивные меры предполагают создание в государстве такого порядка, при котором совершать преступления было бы невозможно или невыгодно . Необходимым условием эффективности действия законодательства является проведение криминологической экспертизы при разработке и принятии новых правовых актов. Криминологическая экспертиза, по определению А. И. Долговой, это исследование специалистами криминологами проектов законов, иных нормативны правовых актов с позиции их возможного воздействия на преступность, а также на процессы ее детерминации и на состояние борьбы с ней . Изменения в законодательстве должны быть криминологически обоснованы на основе имеющихся и прогнозируемых тенденций преступности: необходимо четкое понимание, какие изменения

(позитивные или негативные) в преступности (состоянии, структуре, динамике) возможны при этом. Поэтому следует проводить криминологическую экспертизу каждому принимаемому нормативному акту, в том числе и на региональном уровне. Региональное законодательство является одним из главных средств осуществления компетенции субъектов Российской Федерации. законодательство субъектов Российской Федерации затрагивает достаточно широкий спектр общественных отношений: государственное строительство,

государственная служба, местное самоуправление, экономика, социальная сфера, налоговые отношения и др. Перечисленные сферы являются целями воздействия криминалитета, что обусловливает особое внимание содержанию регионального законодательства для оказания противодействия ему. В этой связи криминологическая экспертиза регионального законодательства обязательна. Для проведения криминологической экспертизы законопроектов можно привлекать специалистов в области криминологии из юридических вузов и правоохранительных органов, которые в случае необходимости будут консультироваться со специалистами в других областях знаний. Предлагаемый комплекс взаимообусловленных общесоциальных мер предупреждения корыстно-насильственных преступлений будет

58

способствовать устранению криминогенных факторов, их обусловливающих, и создавать условия для осуществления мер специально-криминологического предупреждения преступлений. Несмотря на то, что в России общесоциальное предупреждение проводится эпизодически, следует отметить, что по мере укрепления правового государства за ним большое будущее.

59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.