49, St, 5128; 2007, # 31, St, 4008; 2007, No. 31, St, 4011; 2008, No. 18, St, 1941; 2008, No. 52, St, 6227; 2008, No. 52, St, 6235; 2008, No. 52, St, 6248; 2011, No. 1, St, 16; 2011, No. 48, St, 6730; 2011, No. 50, St, 7366, The Federal law No. 119-FZ.
3. [Elektronnyiy resurs], URL: http://paraparabellum.ru/zhenshhiny-na-sluzhbe/zhenshhiny-teloxraniteli-dan-mode-ili-poslednij -trend/.
Дата поступления: 17.07.2016 Received: 17.07.2016
УДК [343.353+343.973] (470+430)
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ЗА ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ В РОССИИ И ГЕРМАНИИ (УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ)
СУЛЕЙМАНОВ Тимур Маратович
помощник судьи Верховного Суда Республики Башкортостан, г. Уфа, Россия. E-mail: [email protected]
Злоупотребление служебными полномочиями не только в России, но и во многих странах мира является основным звеном коррупции. Правовое обеспечение противодействия коррупции в Российской Федерации в последние годы совершенствуется. Наша страна ратифицировала ряд международных антикоррупционных конвенций, вступила в Группу государств против коррупции (ГРЕКО), внедрила и активно реализует Национальный план противодействия коррупции. Наиболее действенной мерой в этом комплексе следует признать меры уголовно-правового плана. Состав ст. 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями» является основной уголовно-правовой нормой в борьбе с коррупцией и содержит ряд оценочных признаков, которые являются обязательными для этого состава, что часто вызывает ошибочную квалификацию деяний должностных лиц, злоупотребляющих должностными полномочиями. Исследуемая проблема предполагает изучение мирового опыта, и в первую очередь, опыта ведущих европейских государств, одной из которых является Федеративная Республика Германия. Изучение нормативно-правовых актов Российской Федерации, определяющих ответственность за злоупотребление должностными полномочиями, анализ статистических данных, исследование практики формирования института ответственности за злоупотребление должностными полномочиями и сравнительно-правовой анализ действующего законодательства Федеративной Республики Германия позволили прийти к выводу о необходимости совершенствования норм действующего уголовно-
LIABILITY FOR ABUSE OF POWER IN RUSSIA AND GERMANY (CRIMINAL, LEGAL AND CRIMINOLOGICAL ASPECTS)
SULEIMANOV Timur Maratovich
Deputy Judge of the Supreme Court of the Republic of Bashkortostan, Ufa, Russia. E-mail: [email protected]
Abuse of power, not only in Russia but also in many countries is a major element of corruption. Legal groundwork for anticorruption has been improved recently in the Russian Federation. Our country has ratified a number of international anticorruption conventions, joined the Group of States against Corruption (GRECO), has implemented and is actively carrying out the National AntiCorruption Plan. Measures of criminal law aspect should be recognized as the most effective measure in this policy. The content of Article 285 of the Criminal Code "Abuse of power" is the basic criminal law in the fight against corruption and it includes a number of evaluative features that are required for it, which often causes mistaken classification of the acts of abuse of office. The problem in question involves the study of international experience, and above all, the experience of the leading European countries, one of which is the Federal Republic of Germany. Studying regulatory legal acts of the Russian Federation that define liability for abuse of power, analyzing statistical data, studying the practice of formation of the institute of liability for abuse of power and comparative legal analysis of the current legislation of the Federal Republic of Germany led to the conclusion that it is necessary to improve the norms of the existing criminal legislation of Russia. While analyzing the anticorruption criminal legislation of the Russian Federation related to abuse of power by officials, 149
го законодательства России. Анализируя антикоррупционное уголовное законодательство Российской Федерации, касающееся злоупотребления должностными лицами своими должностными полномочиями, считаем, что опыт Германии будет способствовать укреплению государственно-служебных отношений и тем самым предупреждению коррупции.
Ключевые слова: коррупция, должностные преступления, должностные полномочия, законодательства России и Германии, постановление Пленума Верховного Суда РФ, квалификация преступлений.
В качестве основного звена коррупции не только в России, но и во многих странах мира является злоупотребление служебными полномочиями. Оно занимает в системе должностных преступлений одно из первых мест наряду с взяточничеством и превышением должностных полномочий. Неслучайно, в Указе Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» борьба с данным видом преступности является одним из главных направлений государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу [1]. В России коррупция остается одним из наиболее опасных проявлений преступного поведения в федеральных и региональных органах государственной власти и местного самоуправления [2, с. 59].
Злоупотребляя предоставленными государством полномочиями, должностное лицо не только посягает на частные интересы граждан или организаций, но, главное, подрывает авторитет государственной власти, а часто наносит и существенный материальный ущерб государству путем присвоения и растраты, путем должностного мошенничества либо прямого пособничества организованным преступным группировкам и т.д. В данной ситуации представляется целесообразным исследовать состав злоупотребления должностными полномочиями в системе коррупции как ее начальный и обязательный элемент, лежащий в основе практически всех других коррупционных преступлений, таких как взятка, нецелевое расходование государственных бюджетных средств, незаконное участие в предпринимательской деятельности и т.д.
Правовое обеспечение противодействия коррупции в Российской Федерации в последние годы совершенствуется. Наша страна ратифицировала ряд международных антикоррупционных конвенций, вступила в Группу государств против коррупции (ГРЕКО), внедрила и активно реализует Национальный план противодействия коррупции. Среди собственно нормативно-правовых мер следует отметить принятие Федерального закона «О противодействии коррупции» [3] и целого ряда нормативно-правовых актов.
Понятие «злоупотребление должностными полномочиями» на протяжении длительного исторического периода претерпевало определённые изменения, обусловленные целым рядом факторов. Прежде всего, эти факторы связаны с экономическими и политическими изменениями внутри страны [4, с. 15]. Например, изменения в государственном строе России в девяностые годы во многом способствовали росту коррупции в системе государственных органов самого разного уровня. К сожалению, этот негативный процесс в значительной степени продолжается и сегодня в Российской Федерации, несмотря на прилагаемые усилия, в том числе, законодательного уровня по его предупреждению и пресечению комплексом правовых мер.
Наиболее действенной мерой в этом комплексе следует признать меры уголовно-правового плана. Состав ст. 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями» является основной уголовно-правовой нормой в борьбе с коррупцией. В 2003 г. в кодекс были введены специальные статьи 285.1 и 285.2 УК РФ, предусматривающие ответственность за
150
we think that the experience of Germany will contribute to strengthening state service relations and thus to preventing corruption.
Key words: corruption, malfeasance, official powers, legislation of Russia and Germany, the decision of the Supreme Court of the Russian Federation, classification of crimes.
«Нецелевое расходование бюджетных средств» и «Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов». В 2010 г. введена ст. 286.1 УК РФ «Неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа». Эти новые составы фактически предусматривают ответственность за отдельные разновидности злоупотребления должностными лицами своими должностными полномочиями.
Исследования показывают, что за период с 2009 г. по 2015 г., то есть за последние семь лет уровень преступности, связанной со злоупотреблением должностными полномочиями, неуклонно снижается. Так, по данным статистики Генеральной прокуратуры РФ: за 2009 г. таких преступлений было зарегистрировано 6103; за 2010 г. - 4687; за 2011 г. - 4593; за 2012 г. - 4077; за 2013 г. - 3084; за 2014 г. - 2280 преступлений; с января по март 2015 г. по Российской Федерации зарегистрировано 649 преступлений, возбуждённых по ст. 285 УК [5]. В 2014 г. снижение преступлений, предусмотренных ст. 285 УК РФ, по сравнению с 2013 г. составило 804 преступления (-26,10%).
Столь стабильное снижение рассматриваемого вида преступности объясняется, на наш взгляд, с одной стороны, активизацией мер, проводимых в соответствии с активной политикой государства по борьбе с коррупционными преступлениями. К таким мерам можно отнести: Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»; постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (в ред. постановлений Правительства РФ от 18.12.2012 № 1334, от 27.03.2013 № 274, от 27.11.2013 № 1075, от 30.01.2015 № 83), утвердившее Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, а также методику проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.
С другой стороны, снижению официальной статистики Российской Федерации в значительной степени способствует латентное состояние исследуемых нами преступлений. Это происходит в результате неполной фиксации (по объективным и субъективным причинам) правоохранительными органами преступлений, совершаемых должностными лицами с использованием своего служебного положения, что препятствует отражению фактической распространённости этого явления.
Состав ст. 285 УК РФ содержит ряд оценочных признаков, которые являются обязательными для этого состава, что часто вызывает ошибочную квалификацию деяний должностных лиц, злоупотребляющих должностными полномочиями. Сложность квалификации во многих случаях позволяет должностным лицам уходить от уголовной ответственности. В связи с этим, состав указанной статьи нуждается, на наш взгляд, в совершенствовании в целях усиления уголовной ответственности за должностное преступление коррупционного плана. Следует согласиться с А.И. Рарогом, что действующий российский Уголовный кодекс, к сожалению, далек от идеала [6, с. 94].
Исследуемая нами проблема предполагает изучение мирового опыта, и в первую очередь, опыта ведущих европейских государств, одной из которых является Федеративная Республика Германия. ФРГ близка России по правовой системе, а также является важнейшим политическим и экономическим партнером. Знание внутренних законов данной страны, особенно касающихся должностных правоотношений, порядка и содержания этих отношений, зафиксированных, в том числе, в уголовном законодательстве Германии, позволит развивать сотрудничество с ведущим европейским государством и, возможно, будет способствовать совершенствованию российского законодательства.
В связи с этим обратимся к главе 30 Особенной части УК ФРГ "Должностные преступления" (Strafgesetzbuch der Bundesrepublik Deutschland // Straftaten im Amt). Данная глава содержит 6 составов (из 23) коррупционного характера (§§ 331-336). Только § 331 можно признать, по нашему мнению, содержащим состав об ответственности за злоупотребление служебными полномочиями. В названии параграфа «Получение выгоды» исследуемое нами
151
должностное преступление четко не обозначено, однако, оно в этом параграфе подразумевается и не дублирует составы параграфов 332-336 «Продажность», содержащих ответственность за взятку. Однако признаки злоупотребления должностными полномочиями по существу содержатся и в других указанных пяти составах, а также в качестве квалифицирующего обстоятельства в таком составе, как § 266 УК ФРГ в системе преступлений, направленных против собственности, и некоторых других, совершаемых с участием должностного лица. В связи с этим, необходимо рассмотреть составы всех отмеченных здесь преступлений при их сравнительном анализе с составом ст. 285 УК РФ.
Несмотря на обилие трудов, посвящённых исследованию должностных преступлений, до настоящего времени в науке нет единого мнения по таким вопросам, как «иная личная заинтересованность» при злоупотреблении служебными полномочиями, «существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства»; по вопросам отграничения данного состава от смежных составов преступлений и др. Обращает внимание тот факт, что большинство исследований проводились достаточно давно, где не были учтены ни изменения в уголовном законодательстве, ни изменившаяся уголовная политика государства в сторону усиления ответственности за должностные преступления.
Изучение нормативно-правовых актов Российской Федерации, определяющих ответственность за злоупотребление должностными полномочиями, анализ статистических данных, исследование практики формирования института ответственности за злоупотребление должностными полномочиями и сравнительно-правовой анализ действующего законодательства Федеративной Республики Германия позволил прийти к выводу о необходимости совершенствования норм действующего уголовного законодательства России.
В первую очередь, учитывая, что злоупотребление должностными полномочиями лежит в основе коррупции, считаем необходимым изменить определение коррупции, представленное в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. «О противодействии коррупции», как социальное явление лишь в форме должностных преступлений корыстного (имущественного) характера. На наш взгляд, «иная личная заинтересованность» должностного лица при совершении злоупотребления служебными полномочиями также относится к коррупционным мотивам и должна быть включена в определение этого социального явления.
По примеру УК Германии, где действия должностного лица при незаконном «получении выгоды» (§ 331 УК ФРГ) признаны преступными при отсутствии в качестве обязательного признака вредных последствий, предлагается в целях усиления уголовной ответственности за злоупотребление служебными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности из диспозиции ч. 1 ст. 285 УК РФ выражение «и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства» исключить, признав сами действия должностного лица, совершенные по коррупционным мотивам, при их неоднократности общественно опасными, подрывающими авторитет власти и порядка управления, и ввести этот признак в качестве отягчающего обстоятельства в ч. 2 ст. 285 УК РФ.
В целях предупреждения рецидива преступности считаем нецелесообразным возвращение лиц, осужденных за должностное преступление, на прежнюю должность после отбытия наказания. В связи с этим, предлагается в санкцию ч. 1 ст. 285 УК РФ к основному наказанию, лишению свободы, ввести дополнительное наказание обязательного характера: «с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трех лет». В октябре 2009 года Пленум Верховного суда РФ принял постановление от 16 октября 2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий». Нами предлагается в отношении части 2 ст. 285 УК РФ внести дополнение о предписании судам всегда назначать лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой
152
деятельностью в качестве дополнительного наказания к лишению свободы при наличии неоднократности фактов преступного поведения должностного лица, связанного со злоупотреблением по службе.
В целях усиления уголовной ответственности за действия коррупционного характера в санкции части 2 ст. 285 УК РФ из словосочетания «.. .на срок до трёх лет или без такового» слова «или без такового» исключить. Во многих случаях должностные лица являются, по сути, организаторами и руководителями преступных групп, что несет угрозу не только экономической, но и государственной безопасности в целом [7, с. 25]. Это обстоятельство диктует изменить диспозицию ч. 3 ст. 285 УК РФ путем дополнения квалифицирующим обстоятельством следующего содержания: «либо в совершение преступления должностным лицом были вовлечены другие ему подчиненные лица». Предлагается суду, по примеру законодательства Германии, где денежный штраф за коррупционные преступления четко не установлен и право его определения представлено суду в общих пределах до 360 «полных дневных ставок», что составляет свыше полутора млн. евро (§ 40 УК ФРГ), самому определять размер штрафа. Это решение нам представляется предпочтительным в отличие от размера штрафа, указанного в санкции ч. 1 ст. 285 УК РФ, - лишь «до восьмидесяти тысяч рублей». В санкциях составов других коррупционных преступлений, этот размер, напротив, слишком завышен и является неисполнимым. В связи с этим максимальный предел штрафа применительно ко всем преступлениям коррупционного характера предлагается определить в примечании к ст. 285 УК РФ в конкретном денежном выражении, убрав указание на этот размер из санкций конкретных норм. Это позволит судам более объективно подходить к назначению штрафа, исходя из обстоятельств дела.
На основе уголовно-правового и криминологического исследования проблемы борьбы со злоупотреблением должностными полномочиями, как одного из основных преступлений в системе коррупции, а также учитывая опыт Германии, предлагаются следующие меры его предупреждения:
1) признать грубым нарушением, связанным со злоупотреблением служебных полномочий, назначение на руководящие должности лиц с нарушением требований, предъявляемых к кандидату на должность (не соблюдение требования замещения должности только на основании конкурса, назначение без учета характеристики, назначение только на основании протекции другого должностного лица, назначение по причинам семейных либо дружеских отношений, без учета соответствующей компетенции и т.д.);
2) для обеспечения объективного подхода следственных органов и судей к возбуждению уголовных дел и назначению наказания за преступления, связанные с коррупцией, предлагается обратить внимание законодателя и Пленума Верховного Суда РФ на тот факт, что уголовные дела часто не возбуждаются при наличии всех обязательных признаков состава должностного преступления, не учитывается характер и тяжесть причиненного вреда в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций, законных интересов общества или государства, что является одной из причин искусственной латентно-сти должностных преступлений и нарушает конституционный принцип равенства всех граждан перед законом;
3) в целях укрепления государственно-служебных отношений и тем самым предупреждения коррупции предлагается учесть опыт Германии по формированию состава работников для государственной службы. В данной стране это осуществляется на основе принципа равенства и постоянных изменений в должности по мере роста профессионализма, с применением конкурсного замещения должностей с учетом компетентности кандидата и его профессионального опыта;
4) по примеру Германии, где структурные преобразования в системе государственных органов с созданием строгого контроля в этой системе привели к успешному экономическому росту страны, необходимо создать механизм государственного контроля за объективностью назначения лиц на ответственные должности и контроля за деятельностью этих лиц путем
153
обеспечения тесного взаимодействия правоохранительных органов с общественными организациями и парламентскими комиссиями;
5) в целях обеспечения объективности расследования уголовных дел и назначения наказания необходимо обеспечить более стабильную и надежную охрану судей и других участников судопроизводства, в том числе свидетелей и потерпевших, имеющих непосредственное отношение к объективности возбуждения и рассмотрения уголовных дел в сфере борьбы с коррупционными преступлениями, обеспечив тем самым неотвратимость наказания за злоупотребление должностными полномочиями во всех его проявлениях;
6) целесообразно, на наш взгляд, исключить часть третью из ст. 104.1 УК РФ, так как она препятствует борьбе с корыстными преступлениями имущественного характера, особенно в сфере должностных преступлений, не позволяя конфисковать имущество, добытое преступным путем, если оно уже находится в третьих руках. Этот закон не способствует ни принципу справедливости, ни принципу гуманизма;
7) в целях установления согласованности закона о применении штрафа целесообразно, на наш взгляд, внести в п. «а» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ после слов «ст. 285» оговорку «если это преступление совершено из корыстных побуждений», учитывая, что такая оговорка в отношении некоторых других составов в этом законе существует.
Анализируя антикоррупционное уголовное законодательство Российской Федерации, касающееся злоупотребления должностными лицами своими должностными полномочиями, и учитывая опыт в этом отношении Германии, где структурные преобразования в системе государственной службы создали условия для экономического роста страны, следует сделать, прежде всего, вывод о необходимости создания в Российской Федерации дееспособного и эффективного аппарата исполнительной власти, о чем неоднократно говорил Президент Российской Федерации В.В. Путин. Зарубежный опыт вполне мог бы пригодиться для нашей страны, способствуя укреплению государственно-служебных отношений и тем самым предупреждению коррупции.
Библиографические ссылки
1. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 20. Ст. 2444.
2. Андриянов В.Н. Некоторые современные проблемы противодействия коррупции в органах государственной власти // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2013. № 4.
3. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» // Российская газета. № 4823. 2008. 30 декабря
4. Стренин А.С. Квалификация злоупотребления должностными полномочиями: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003.
5. Портал правовой статистики Генеральной Прокуратуры Российской Федерации. URL: http://crimestat.ru/offenses_map (дата обращения: 01.09.2016).
6. Рарог А.И. Актуальные проблемы уголовного права // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2014. № 2.
7. Борков В.Н. Развитие уголовно-правовых мер разрешения обостряющегося противоречия между государством и коррупцией // Актуальные проблемы экономики и права. 2011. №4.
References
1. Ukaz Prezidenta RF ot 12 maja 2009 g. No 537 «O strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii do 2020 goda» (The decree of the President of RF of 12 May 2009 "On the Russian national security strategy until 2020"), Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii, 2009, No 20, St, 2444.
2. Andrijanov V.N. Nekotorye sovremennye problemy protivodejstvija korrupcii v organah gosudarstvennoj vlasti (Some current problems of combating corruption in state government bodies), Kriminologicheskij zhurnal Bajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta jekonomiki i prava, 2013, No 4.
3. Federal'nyj zakon ot 25 dekabrja 2008 g. No 273-FZ «O protivodejstvii korrupcii» ( Federal Law of 25 December 2008 "On Combating Corruption"), Rossijskaja gazeta, No 4823. 2008. 30 dekabrja.
4. Strenin A.S. Kvalifikacija zloupotreblenija dolzhnostnymi polnomochijami (Classification of abuse of power): dis. ... kand. jurid. nauk. M., 2003.
5. Portal pravovoj statistiki General'noj Prokuratury Rossijskoj Federacii (Portal of legal statistics of the General Procuracy of the Russian Federation), URL: http://crimestat.ru/offenses_map. (Accessed date: 01.09.2016).
6. Rarog A.I. Aktual'nye problemy ugolovnogo prava (Actual problems of criminal law), Kriminologicheskij zhurnal Bajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta jekonomiki i prava, 2014, No 2.
7. Borkov V.N. Razvitie ugolovno-pravovyh mer razreshenija obostrjajushhegosja protivorechija mezhdu gosudarstvom i korrupciej (Development of criminal law measures to solve aggravated contradictions between the state and corruption), Aktual'nye problemy jekonomiki i prava, 2011, No 4.
Дата поступления: 17.06.2016 Received: 17.06.2016
КРИМИНАЛИСТИКА. СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УДК 343.985
НАУЧНАЯ ШКОЛА ПРОФЕССОРА С.И. ЗАХАРЦЕВА - ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
САЛЬНИКОВ Виктор Петрович
доктор юридических наук, профессор, главный редактор журнала «Юридическая наука: история и современность», г. Санкт-Петербург, Россия. E-mail: fonduniver_dl@mail. ru
СТЕПАШИН Сергей Вадимович
доктор юридических наук, профессор, председатель наблюдательного совета государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, г. Москва, Россия. E-mail: [email protected]
КОНДРАТ Иван Николаевич
доктор юридических наук, профессор кафедры правовых основ управления МГИМО (У) МИД России, г. Москва, Россия. E-mail: [email protected]
SCIENTIFIC SCHOOL OF PROFESSOR S.I. ZAKHARTSEV - LOOKING INTO THE FUTURE OF OPERATIVE SEARCH
ACTIVITY
SALNIKOV Viktor Petrovich
Doctor of Sciences (Law), Professor, Editor-inChief of the "Legal Science: History and the Present" Journal, St Petersburg, Russia. E-mail: [email protected]
STEPASHIN Sergei Vadimovich
Doctor of Sciences (Law), Professor, Chairman of the Supervisory Board of State Corporation - Fund of Assistance to Reforming Housing and Communal
Services, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
KONDRAT Ivan Nikolaevich
Doctor of Sciences (Law), Professor of the Chair of Legal Bases of Management of MGIMO Universiy,
Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
Трудно найти ученого-ордэшника, не знакомого с It is hard to find any scientist who deals with opera-
трудами С.И. Захарцева, его подходами и учени- tional investigations and who is not familiar with
ями. Их используют как базу для исследований и the works of S.I. Zakhartsev, his approaches and
опираются на них в научном познании. Фунда- teachings. They are used as a base for research and
ментальность взглядов С.И. Захарцева и наличие scientists rely on them in scientific cognition. Fun-
широкого круга его последователей позволили damental character of Zakhartsev's views and a
говорить о том, что в науке ОРД сформировалась wide range of his followers allowed to state that