Научная статья на тему 'Ответственность за обращение контрафактных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий, фальсифицированных биологически активных добавок: проблемы правоприменительной практики в условиях пандемии коронавируса'

Ответственность за обращение контрафактных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий, фальсифицированных биологически активных добавок: проблемы правоприменительной практики в условиях пандемии коронавируса Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
323
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛЕКАРСТВЕННОЕ СРЕДСТВО / МЕДИЦИНСКОЕ ИЗДЕЛИЕ / БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНАЯ ДОБАВКА / КВАЛИФИЦИРУЮЩИЙ ПРИЗНАК / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА / ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА / ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ НОРМ ПРАВА / ПАНДЕМИЯ КОРОНА-ВИРУСА (COVID-19) / DRUG / MEDICAL DEVICE / BIOLOGICALLY ACTIVE FOOD ADDITIVES (BAFD) / QUALIFYING ATTRIBUTE / LEGISLATIVE TECHNIQUE / LAW ENFORCEMENT PRACTICE / IMPLEMENTATION OF THE RULE OF LAW / CORONAVIRUS PANDEMIC (COVID-19)

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Танцюра В. С., Попович М. М.

Предметом исследования в статье стали теоретические и прикладные вопросы реализации ответственности за обращение контрафактных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий, фальсифицированных биологически активных добавок в условиях пандемии коронавируса. Авторы анализируют законотворческую практику Государственной Думы Российской Федерации по внесению изменений и дополнений в правовую норму, регламентирующую данный состав преступления (ст. 2381 УК РФ). Принятие дополнений в УК РФ объясняется объективно назревшей необходимостью устранения существовавшего пробела в законодательстве, а также трудностями правоприменительной практики по борьбе с преступлениями в сфере обращения лекарственных средств, медицинских изделий и БАДов. Имеющиеся статистические сведения в полной мере не отражают реального масштаба распространения фальсифицированных, недоброкачественных, незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий, фальсифицированных БАДов, однако убедительно свидетельствуют о тяжести сложившейся в этой сфере ситуации и актуальности разработки соответствующих уголовно-правовых мер противодействия. В статье указывается, что в результате проведенного правоохранительными органами Российской Федерации мониторинга сети «Интернет» было выявлено более 600 ресурсов по продаже лекарственных средств, медицинских изделий и БАДов, легальность происхождения которых вызывает сомнение. В статье рассматривается юридическое содержание объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 2381 УК РФ. По мнению авторов, в него необходимо внести изменения с тем, чтобы установить уголовную ответственность лица, ранее подвергнутого административной ответственности по ст. 6.33 КоАП РФ, то есть использовать прием административной преюдиции в уголовном законе, а также ввести квалифицирующий признак совершение преступления лицом, ранее судимым за совершение аналогичного преступления. В соответствии с требованиями ст. 7, 13 конвенции Совета Европы «Медикрим», а также под влиянием обстоятельств, связанных с международным распространением COVID-19, в качестве квалифицирующих признаков состава преступления, предусмотренного ст. 2381 УК РФ, предлагается рассматривать совершение преступления лицом с использованием служебного положения, путем обмана или злоупотребления доверием производителя или поставщика, в условиях массового заражения населения, в условиях эпидемии или пандемии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESPONSIBILITY FOR CIRCULATION COUNTERFEIT AND UNREGISTERED MEDICINES, MEDICAL DEVICES, FALSIFIED BIOLOGICALLY ACTIVE FOOD ADDITIVES: PROBLEMS OF LAW ENFORCEMENT IN THE CONTEXT OF THE CORONAVIRUS PANDEMIC

The subject of the study in the paper was theoretical and applied issues of the responsibility for the circulation of counterfeit and unregistered medicines, medical devices, falsified biologically active food additives in the context of the coronavirus pandemic. The authors analyze the legislative practice of the State Duma of the Russian Federation on amendments and addenda to the legal norm governing this corpus delicti (Art. 2381 of the Criminal Code of the Russian Federation). The adoption of amendments to the Criminal Code of the Russian Federation is explained by the objectively urgent need to fill the existing gap in the legislation, as well as the difficulties of law enforcement practice in combating crimes in the field of circulation of medicines, medical devices and BAFD. The available statistical data do not fully reflect the real scale of the distribution of counterfeit, substandard, unregistered drugs, medical devices, and falsified BAFD, but they convincingly indicate the severity of the situation in this area and the relevance of developing appropriate criminal law countermeasures. The paper indicates that as a result of the monitoring of the Internet by law enforcement agencies of the Russian Federation more than 600 resources for the sale of medicines, medical devices and BAFD were identified, the legality of which is doubtful. The article discusses the legal content of the objective side of the crime under Art. 2381 of the Criminal Code. According to the authors, it is necessary to amend it in order to establish the criminal liability of a person previously subjected to administrative responsibility under Art. 6.33 of the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation, that is, use the method of administrative prejudice in a criminal law, as well as introduce a qualifying attribute the commission of a crime by a person previously convicted of a similar crime. In accordance with the requirements of Art. 7, 13 of the Council of Europe Convention “Medicrim”, as well as under the influence of circumstances related to the international distribution of COVID-19, as qualifying signs of an offense under Art. 2381 of the Criminal Code, it is proposed to consider the commission of a crime by a person using his official position, by deceiving or abusing the confidence of the manufacturer or supplier, in conditions of mass infection of the population, in an epidemic or pandemic.

Текст научной работы на тему «Ответственность за обращение контрафактных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий, фальсифицированных биологически активных добавок: проблемы правоприменительной практики в условиях пандемии коронавируса»

DOI 10.46741/2686-9764-2020-14-2-199-205 УДК 343.347.4

¿w^v^i-ki

Ответственность за обращение контрафактных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий, фальсифицированных биологически активных добавок: проблемы правоприменительной практики в условиях пандемии коронавируса

В. С. ТАНЦЮРА

Нижегородская академия МВД России, г. Нижний Новгород, Российская Федерация

Ярославский государственный университет им. П. Г Демидова, г. Ярославль, Российская Федерация

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0261-4271, e-mail: [email protected] М. М. ПОПОВИЧ

Вологодский институт права и экономики ФСИН России, г. Вологда, Российская Федерация

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2421-1748, e-mail: [email protected]

Реферат. Предметом исследования в статье стали теоретические и прикладные вопросы реализации ответственности за обращение контрафактных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий, фальсифицированных биологически активных добавок в условиях пандемии коронавируса. Авторы анализируют законотворческую практику Государственной Думы Российской Федерации по внесению изменений и дополнений в правовую норму, регламентирующую данный состав преступления (ст. 2381 УК РФ). Принятие дополнений в УК РФ объясняется объективно назревшей необходимостью устранения существовавшего пробела в законодательстве, а также трудностями правоприменительной практики по борьбе с преступлениями в сфере обращения лекарственных средств, медицинских изделий и БАДов. Имеющиеся статистические сведения в полной мере не отражают реального масштаба распространения фальсифицированных, недоброкачественных, незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий, фальсифицированных БАДов, однако убедительно свидетельствуют о тяжести сложившейся в этой сфере ситуации и актуальности разработки соответствующих уголовно-правовых мер противодействия. В статье указывается, что в результате проведенного правоохранительными органами Российской Федерации мониторинга сети «Интернет» было выявлено более 600 ресурсов по продаже лекарственных средств, медицинских изделий и БАДов, легальность происхождения которых вызывает сомнение.

В статье рассматривается юридическое содержание объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 2381 УК РФ. По мнению авторов, в него необходимо внести изменения с тем, чтобы установить уголовную ответственность лица, ранее подвергнутого административной ответственности по ст. 6.33 КоАП РФ, то есть использовать прием административной преюдиции в уголовном законе, а также ввести квалифицирующий признак - совершение преступления лицом, ранее судимым за совершение аналогичного преступления.

В соответствии с требованиями ст. 7, 13 конвенции Совета Европы «Медикрим», а также под влиянием обстоятельств, связанных с международным распространением COVID-19, в качестве квалифицирующих признаков состава преступления, предусмотренного ст. 2381 УК РФ, предлагается рассматривать совершение преступления лицом с использованием служебного положения, путем обмана или злоупотребления доверием производителя или поставщика, в условиях массового заражения населения, в условиях эпидемии или пандемии.

Ключевые слова: лекарственное средство; медицинское изделие; биологически активная добавка; квалифицирующий признак; законодательная техника; правоприменительная практика; имплементация норм права; пандемия коронави-руса (COVID-19).

12.00.08 - Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

Для цитирования: Танцюра В. С., Попович М. М. Ответственность за обращение контрафактных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий, фальсифицированных биологически активных добавок: проблемы правоприменительной практики в условиях пандемии коронавируса. Пенитенциарная наука. 2020; 14 (2):199-205. DOI 10.46741/2686-9764-2020-14-2-199-205.

Responsibility for circulation counterfeit and unregistered medicines, medical devices, falsified biologically active food additives: problems of law enforcement in the context of the coronavirus pandemic

V. S. TANTSYURA

the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nizhny Novgorod, Russian Federation

the P. G. Demidov Yaroslavl State University, Yaroslavl, Russian Federation ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0261-4271, e-mail: [email protected]

M. M. POPOVICH

the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia, Vologda, Russian Federation

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2421-1748, e-mail: [email protected]

Abstract. The subject of the study in the paper was theoretical and applied issues of the responsibility for the circulation of counterfeit and unregistered medicines, medical devices, falsified biologically active food additives in the context of the coronavirus pandemic. The authors analyze the legislative practice of the State Duma of the Russian Federation on amendments and addenda to the legal norm governing this corpus delicti (Art. 2381 of the Criminal Code of the Russian Federation). The adoption of amendments to the Criminal Code of the Russian Federation is explained by the objectively urgent need to fill the existing gap in the legislation, as well as the difficulties of law enforcement practice in combating crimes in the field of circulation of medicines, medical devices and BAFD. The available statistical data do not fully reflect the real scale of the distribution of counterfeit, substandard, unregistered drugs, medical devices, and falsified BAFD, but they convincingly indicate the severity of the situation in this area and the relevance of developing appropriate criminal law countermeasures. The paper indicates that as a result of the monitoring of the Internet by law enforcement agencies of the Russian Federation more than 600 resources for the sale of medicines, medical devices and BAFD were identified, the legality of which is doubtful.

The article discusses the legal content of the objective side of the crime under Art. 2381 of the Criminal Code. According to the authors, it is necessary to amend it in order to establish the criminal liability of a person previously subjected to administrative responsibility under Art. 6.33 of the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation, that is, use the method of administrative prejudice in a criminal law, as well as introduce a qualifying attribute - the commission of a crime by a person previously convicted of a similar crime.

In accordance with the requirements of Art. 7, 13 of the Council of Europe Convention "Medicrim", as well as under the influence of circumstances related to the international distribution of COVID-19, as qualifying signs of an offense under Art. 2381 of the Criminal Code, it is proposed to consider the commission of a crime by a person using his official position, by deceiving or abusing the confidence of the manufacturer or supplier, in conditions of mass infection of the population, in an epidemic or pandemic.

Key words: drug; medical device; biologically active food additives (BAFD); qualifying attribute; legislative technique; law enforcement practice; implementation of the rule of law; coronavirus pandemic (COVID-19).

12.00.08 - Criminal law and criminology; penal law

For ci tat i o n: Tantsyura V. S., Popovich M. M. Responsibility for circulation counterfeit and unregistered medicines, medical devices, falsified biologically active food additives:

problems of law enforcement in the context of the coronavirus pandemic. Penitenciarnaya nauka = Penitentiary Science. 2020; 14 (2):199-205. (In Russ.). DOI 10.46741/2686-97642020-14-2-199-205.

В настоящее время перед мировым сообществом остро стоит проблема борьбы с коронавирусной инфекцией (далее - COVID-19), которая в условиях массового межгосударственного распространения достигла уровня пандемии. COVID-19 - рибонуклеиновая кислота, содержащая вирус, инфекционный агент, возбудитель инфекции, под официальным названием SARS-CoV-2, способный инфицировать людей и некоторых животных, вызывающий у людей ряд заболеваний - от легких форм острой респираторной инфекции до тяжелого острого респираторного синдрома [1].

По состоянию на 12 мая 2020 г. в мире зарегистрировано 4 262 799 случаев заражения COVlD-19, число выздоровевших составляет 1 493 661, зафиксирован 291 981 случай смертельного исхода в результате заболевания COVID-19, ежедневно количество заболевших лиц и смертельных случаев вследствие заболевания COVID-19 непрерывно возрастает. Исходя из вышеприведенных статистических данных, следует признать, что COVID-19 представляет серьезную угрозу для мирового сообщества.

На территории Российской Федерации по состоянию на 12 мая 2020 г. зарегистрировано 232 243 случая заражения COVID-19, 2116 смертельных исходов в результате поражения COVID-19, количество выздоровевших лиц составляет 43 512. Очевидна необходимость проведения в оперативном режиме срочных мероприятий по преодолению условий, способствующих нейтрализации вредных последствий распространения COVlD-19 в России и в мире. В сложившихся условиях пандемии коронавируса объективно возрастает спрос прежде всего на лекарственные средства, медицинские изделия, которые представляют собой фармацевтические средства лечения сопутствующих симптомов COVID-19. Также необходимо принимать во внимание все возрастающий интерес со стороны широких слоев населения в отношении биологически активных добавок, которые могут выступать как средство профилактики заболевания COVlD-19. Данные объективные тенденции создают благоприятную почву для негативных проявлений в условиях суровой российской действительности, вызванной пандемией, что находит выражение в многочисленных

фактах реализации лекарственных средств, медицинских изделий, биологически активных добавок сомнительного происхождения, представляющих опасность для жизни и здоровья человека.

Юридическая ответственность за производство, сбыт или ввоз на территорию Российской Федерации фальсифицированных лекарственных средств или медицинских изделий, либо сбыт или ввоз на территорию Российской Федерации недоброкачественных лекарственных средств или медицинских изделий, либо незаконные производство, сбыт или ввоз на территорию Российской Федерации в целях сбыта незарегистрированных лекарственных средств или медицинских изделий, либо производство, сбыт или ввоз на территорию Российской Федерации фальсифицированных биологически активных добавок, содержащих не заявленные при государственной регистрации фармацевтические субстанции, была введена в содержание Особенной части УК РФ федеральным законом от 31.12.2014 № 532-ФЗ. Впервые в истории отечественного уголовного права законодатель в качестве основного условия наступления уголовной ответственности за незаконное обращение фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок установил обязательный признак - совершение данного деяния в крупном размере, то есть в размере, превышающем 100 тыс. руб. (примечание к ст. 2381 УК Рф). В качестве квалифицирующих признаков состава данного преступления в ч. 2 ст. 2381 УК РФ были закреплены признаки: в п. «а» - совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 2381 УК РФ, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в п. «б» - совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 2381 УК РФ, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека. В ч. 3 ст. 2381 УК РФ приводится такой квалифицирующий признак, как совершение преступлений, предусмотренного ч. 1 или ч. 2 ст. 2381 УК РФ, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц.

Предметом преступных деяний рассматриваемой категории являются незарегистрированные, фальсифицированные, недоброкачественные лекарственные средства, медицинские изделия и фальсифицированные биологически активные добавки. Лекарственными средствами признаются вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам также относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты. Согласно Федеральному закону от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» недоброкачественным признается лекарственное средство, не соответствующее требованиям фармакопейной статьи либо в случае ее отсутствия требованиям нормативной документации или нормативного документа, под фальсифицированным лекарственным средством понимается лекарственное средство, сопровождаемое ложной информацией о его составе и (или) производителе.

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011

№ 323-ф3 (в ред. от 29.05.2019) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» фальсифицированным медицинским изделием является медицинское изделие, сопровождаемое ложной информацией о его характеристиках и (или) производителе (изготовителе), недоброкачественным медицинским изделием признается медицинское изделие, не соответствующее требованиям, технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) либо в случае ее отсутствия требованиям иной нормативной документации.

Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ (в ред. от 23.04.2018) «О качестве и безопасности пищевых продуктов» к биологически активным добавкам относит природные (идентичные природным) биологически активные вещества, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов. Под фальсифицированными пищевыми продуктами (в том числе биологически активными добавками) понимаются материалы и изделия - пищевые продукты (в том числе биологически активные добавки), материалы и изделия, умышленно измененные (поддельные) и (или) имеющие скрытые свойства и качество, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной. Незарегистрированными лекарственными средствами и медицинскими изделиями являются препараты, изделия, материалы, инструменты, прошедшие клинические испытания и применяемые за рубежом, но не зарегистрированные на территории Российской Федерации в установленном порядке.

Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется совершением одного из перечисленных в диспозиции ст. 2381 УК РФ действий. Обязательным условием наступления уголовной ответственности за ввоз на территорию Российской Федерации незарегистрированных лекарственных средств или медицинских изделий является наличие у правонарушителя цели сбыть ввезенные препараты.

Специфичность данной категории преступлений заключается в том, что лицо, осуществляющее производство, сбыт или ввоз на территорию Российской Федерации с целью сбыта фальсифицированных, недоброкачественных, незарегистрированных лекарственных средств и медицинских изделий, фальсифицированных биологически активных добавок, действует умышленно,

из корыстных побуждений, осознает общественно опасный характер своего деяния и относится безразлично к последствиям для жизни и здоровья неограниченного круга лиц, выступающих в качестве потребителей фальсифицированных, недоброкачественных, незарегистрированных лекарственных средств и медицинских изделий, фальсифицированных биологически активных добавок. В 2019 г. за совершение деяний, предусмотренных ст. 2381 УК РФ, в судах Российской Федерации было рассмотрено по существу 37 уголовных дел, обвиняемые лица были осуждены и приговорены к различным видам уголовных наказаний (в 2018 г. - 39 уголовных дел, 38 лиц осуждено, 1 лицо оправдано; в 2017 г. - 13 уголовных дел, 13 лиц осуждено; в 2016 г. - 2 уголовных дела, 2 лица осуждено). Учитывая социальные реалии, данные количественные показатели не соответствуют объективному состоянию дел в сфере оборота фальсифицированных, недоброкачественных, незарегистрированных лекарственных средств и медицинских изделий, фальсифицированных биологически активных добавок.

О сложившейся в российском социуме ситуации свидетельствуют сведения о проведенных Росздравнадзором мероприятий в форме государственного контроля за обращением лекарственных препаратов. В частности, в 2019 г. всего было изъято из обращения 738 серий лекарственных средств, качество которых не отвечает установленным требованиям, из общего количества изъятых серии 287 - недоброкачественные лекарственные средства, 399 - лекарственные средства, которые отозваны производителями (импортерами), 12 - фальсифицированные препараты, 10 - фальсифицированные фармацевтические субстанции и препараты, изготовленные из них, 29 - контрафактные лекарственные средства, 1 - незарегистрированный препарат. Для сравнения: в 2018 г. было изъято из обращения 752 серии лекарственных средств, 2017 г. - 915, в 2016 г. - 1938, в 2015 г. - 1713. В течение 2019 г. в результате проведенных мероприятий Росздравнадзором совместно с правоохранительными органами было выявлено 1156 наименований медицинских изделий, находящихся в обращении с нарушением действующего законодательства, в том числе 258 незарегистрированных медицинских изделий (2018 г. - 249), 442 недоброкачественных медицинских изделия (2018 г. - 435), отозвано производителями 420 наименований медицинских изделий

(2018 г. - 409), изъяты из обращения 23 наименования медицинских изделий (2018 г. -37), 13 фальсифицированных медицинских изделий (2018 г. - 20).

Приведенные статистические данные свидетельствуют о тенденции к стабилизации уровня находящихся в обращении лекарственных средств и медицинских изделий, качество которых не соответствует установленным требованиям, однако количественные показатели уровня находящихся в обороте недоброкачественных лекарственных средств и медицинских изделий свидетельствуют о сложной ситуации, сложившейся в России в сфере обращения фальсифицированных, недоброкачественных, незарегистрированных лекарственных средств и медицинских изделий, фальсифицированных биологически активных добавок, и об актуальности усиления государственно-правовых мер по ее разрешению.

В процессе правоприменительной деятельности остро встает вопрос о пресечении фактов реализации фальсифицированных, недоброкачественных, незарегистрированных лекарственных средств и медицинских изделий, фальсифицированных биологически активных добавок через всемирную сеть «Интернет». И действительно, в результате проведенного правоохранительными органами Российской Федерации мониторинга сети «Интернет», включая социальные сети, бесплатные ресурсы о купле-продаже, было выявлено более 700 интернет-ресурсов по продаже лекарственных средств, отпускаемых по рецептам, медицинских изделий и биологически активных добавок, легальность происхождения которых вызывает сомнение. В силу вышеизложенных обстоятельств очевидна необходимость внесения в существующую редакцию ст. 2381 УК РФ изменений с целью введения оснований для привлечения к уголовной ответственности за реализацию лекарственных средств, медицинских изделий и биологически активных добавок сомнительного происхождения и качества с использованием сети «Интернет». О важности соответствующих корректив свидетельствуют требования ст. 7, 13 Конвенции Совета Европы о борьбе с фальсификацией медицинской продукции и сходными преступлениями, угрожающими здоровью населения, ратифицированной Российской Федерацией 20 марта 2018 г. и 1 июля 2018 г., вступившей в силу на территории Российской Федерации. Конвенция «Медикрим» указывает на необходимость включения в национальные системы уго-

ловного законодательства ряда квалифицирующих признаков составов преступлений, в частности речь идет о совершении преступлений в сфере оборота лекарственных средств, биологически активных добавок путем изготовления поддельных или фальсифицированных документов, а также с использованием средств широкого распространения, таких как информационные системы, включая Интернет [4, с. 8].

В ситуации, когда нормы права, в данном случае уголовного, должны обеспечивать оптимальное правовое воздействие на изменяющиеся общественные отношения, ключевая роль в процессе правотворчества отводится законодательной технике. По мнению А. В. Иванчина, законодательная техника представляет собой систему средств, приемов и правил, используемых для наиболее точного и последовательного выражения воли правотворца в нормативных актах [2, с. 28]. Л. Л. Кругликов рассматривает законодательную технику как совокупность средств и приемов, используемых для придания содержанию норм соответствующей формы [3, с. 259].

В практической плоскости эффективность применения нормы права зависит от степени проработанности законодательной техникой ее содержания и формы на предмет соответствия нормы права объективно существующим в социуме отношениям. И действительно, правотворческое предназначение законодательной техники - создание совершенных, действенных, живых правовых предписаний, способных эффективно осуществлять правовое воздействие на объективно существующие реалии в сферах жизнедеятельности личности, общества и государства. В рассматриваемом контексте необходимо обратить внимание на внесенный в октябре 2018 г. инициативной группой депутатов Государственной Думы Российской Федерации законопроект № 565354 «О внесении изменения в ст. 2381 УК РФ», который усиливает уголовную ответственность за оборот фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок в сети «Интернет». Цель рассматриваемого законопроекта - повысить уровень защищенности граждан Российской Федерации от оборота фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, ме-

дицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок, реализуемых посредством сети «Интернет», а также восполнить пробел действующего законодательства Российской Федерации в части реализации требований конвенции «Ме-дикрим». Результатом данной законотворческой деятельности стало принятие федерального закона от 01.04.2020 № 95-Фз, посредством чего были внесены поправки в ст. 2381 УК РФ, устанавливающие уголовную ответственность за обращение фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок, совершенные с использованием средств массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет».

В действительности, несмотря на внесенные инновационные изменения в структуру объективных признаков стороны состава преступления, предусмотренного ст. 2381 УК РФ, актуальным остается вопрос о дальнейшем конструировании рассматриваемого состава преступления с учетом требований ст. 7, 13 конвенции Совета Европы «Медикрим» и социальных факторов, обусловленных распространением в Российской Федерации коронавирусной инфекции (COVID-19). В рассматриваемом контексте возникает необходимость использования средств, приемов, правил законодательной техники с целью оптимального и рационального конструирования объективных признаков состава преступления, предусмотренного ст. 2381 УК РФ, на предмет внесения следующих квалифицирующих признаков данного состава: совершение с использованием служебного положения, в том числе путем обмана или злоупотребления доверием производителя или поставщика, совершение лицом, ранее судимым за совершение правонарушений аналогичного характера, совершение преступления в условиях массового заражения, эпидемии или пандемии. Это позволит в полной мере говорить о соответствии рассматриваемой нормы уголовного закона общественным реалиям, даст возможность более эффективно применять ее субъектам правоохранительной деятельности. В конечном итоге можно будет сделать вывод о полной им-плементации норм конвенции Совета Европы «Медикрим» в российское уголовное законодательство.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Временные методические рекомендации «Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19)». Версия 5 (08.04.2020). - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?rnd=C046C65EFD7C8E 553A45270CA2ACD0C0&req=doc&base=] (дата обращения: 03.05.2020).

2. Иванчин, А. В. Уголовно-правовые конструкции и их роль в построении уголовного законодательства : диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Иванчин Артем Владимирович. - Ярославль, 2003. - 201 с.

3. Кругликов, Л. Л. О понятии законодательной техники / Л. Л. Кругликов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия : Гуманитарные науки. - 2005. - № 1. - С. 259-269.

4. Файзрахманов, Н. Ф. Оборот фальсифицированных и недоброкачественных лекарственных средств, биологически активных добавок: вопросы расследования и уголовной ответственности / Н. Ф. Файзрахманов // Российский следователь. - 2012. - № 15. - С. 8-10.

REFERENCES

1. Vremennye metodicheskie rekomendacii «Profilaktika, diagnostika i lechenie novoj koronavirusnoj infekcii (COVID-19)». Versiya 5 (08.04.2020) [Temporary guidelines «Prevention, diagnosis and treatment of new coronavirus infection (COVID-19)». Version 5 (08.04.2020)]. Available at: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?rnd=C046C65EFD7C8 E553A45270CA2ACD0C0&req=doc&base=] (accessed 03.05.2020). (In Russ.).

2. Ivanchin A. V. Ugolovno-pravovye konstrukcii i ih rol' vpostroenii ugolovnogo zakonodatel'stva. Diss. kand. yurid. nauk [Criminal law structures and their role in the construction of criminal law. Diss. PhD. in Law]. Yaroslavl, 2003. 201 p. (In Russ.).

3. Kruglikov L. L. O ponyatii zakonodatel'noj tekhniki [About the concept of legislative technology]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya "Gumanitarnye nauki" - Bulletin of Voronezh State University. Series "Humanities", 2005, no. 1, pp. 259-269. (In Russ.).

4. Fajzrahmanov N. F. Oborot fal'sificirovannyh i nedobrokachestvennyh lekarstvennyh sredstv, biologicheski aktivnyh dobavok: voprosy rassledovaniya i ugolovnoj otvetstvennosti [Turnover of counterfeit and substandard medicines, dietary supplements: investigation and criminal liability]. Rossijskij sledovatel' - Russian investigator, 2012, no. 15, pp. 8-10. (In Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTORS

ВИКТОР СЕРГЕЕВИЧ ТАНЦЮРА - преподаватель ка- VIKTOR S. TANCYURA - Teacher of the Department of

федры профессиональной деятельности сотрудников Professional Activity of Employees of Economic Security

подразделений экономической безопасности Нижего- of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal

родской академии МВД России, г. Нижний Новгород, Affairs of Russia, Nizhny Novgorod, Russian Federation,

Российская Федерация, аспирант кафедры уголовного Postgraduate Student, Department of Criminal Law

права и криминологии Ярославского государственного and Criminology of the P. G. Demidov Yaroslavl State

университета им. П. Г. Демидова, г. Ярославль, Россий- University, Yaroslavl, Russian Federation. ORCID: https://

ская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002- orcid.org/0000-0002-0261-4271, e-mail: victor130381@

0261-4271, e-mail: [email protected] rambler.ru

МАРИНА МИХАЙЛОВНА ПОПОВИЧ - доцент ка- MARINA M. POPOVICH - Associate Professor of the

федры гражданско-правовых дисциплин юридиче- Department of Civil Law Disciplines of the Law Faculty of

ского факультета Вологодского института права и the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal

экономики ФСИН России, г. Вологда, Российская Penal Service of Russia, Vologda, Russian Federation,

Федерация, кандидат юридических наук, доцент. PhD. in Law, Associate Professor. ORCID: https://orcid.

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2421-1748, e-mail: org/0000-0002-2421-1748, e-mail: [email protected] [email protected]

DOI 10.46741/2686-9764-2020-14-2-205-211 УДК 343.851

Предупреждение побегов осужденных и лиц, содержащихся под стражей

О. И. НЕСТЕРОВА

Санкт-Петербургский университет ФСИН России, г. Пушкин, Российская Федерация

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1872-5280, e-mail: [email protected]

Реферат. Статья посвящена криминологической характеристике побегов (из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи). Раскрывается общественная опасность побегов, приводятся официальные статистические данные по пенитенциарным преступлениям в целом и побегам в частности. На основании доктринальных источников и нормативных актов автор формулирует определение побега, указывает момент, когда преступление является совершенным, перечис-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.