Научная статья на тему 'Проблемы применения законодательства об ответственности за фальсификацию лекарственных средств'

Проблемы применения законодательства об ответственности за фальсификацию лекарственных средств Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
910
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА / ФАЛЬСИФИЦИРОВАННЫЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА / ОБОРОТ ФАЛЬСИФИЦИРОВАННЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ / ОБРАЩЕНИЕ / ПРОИЗВОДСТВО ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ / MEDICINES / COUNTERFEIT MEDICINES / TURNOVER OF COUNTERFEIT MEDICINES / CIRCULATION / MANUFACTURE OF MEDICINAL PRODUCTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Третьякова Елена Игоревна

Проведен анализ уголовной нормы, предусматривающей ответственность за оборот фальсифицированных лекарственных средств (ст. 238.1 УК РФ «Обращение фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок»). Рассмотрены признаки предмета и объективной стороны состава преступления, закрепленного в данной норме, на основе чего осуществлена попытка разработки рекомендаций по ее их совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Третьякова Елена Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF APPLICATION OF LEGISLATION ON LIABILITYFOR THE FALSIFICATION OF MEDICINES

The analysis of the criminal norm providing for responsibility for the turnover of counterfeit medicines was made (Article 238.1 of the Criminal Code of the Russian Federation "Treatment of falsified, poor quality and unregistered medicines, medical products and turnover of adulterated biologically active additives"). The signs of the object and the objective side of the corpus delicti, fixed in this norm, are considered, on the basis of which an attempt was made to develop recommendations for its improvement.

Текст научной работы на тему «Проблемы применения законодательства об ответственности за фальсификацию лекарственных средств»

SOME ASPECTS OF PERFECTION OF LEGISLATION IN THE SPHERE OF EDUCATION IN

THE PART OF SCHOLARSHIPS

E.S. Temnov, Y.Y.Generalova

The order of appointment and payment of the state social allowance to students who were exposed to radiation due to the Chernobyl disaster was considered. Proposals have been made to improve the legal mechanism for the appointment and payment of state social scholarships to students exposed to radiation as a result of the Chernobyl disaster, which have not been reflected in existing regulatory legal acts.

Key words: scholarships, state social scholarship.

Temnov Eduard Sergeevich, Cand. tech. Sci., Vice-rector for teaching and educational work, etemnov@gmail.com, Russia, Tula, Tula State University;

Generalova Yana Yuryevna, assistant, generalova.yana@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University.

УДК 343.3

ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ФАЛЬСИФИКАЦИЮ ЛЕКАРСТВЕННЫХ

СРЕДСТВ

Е.И. Третьякова

Проведен анализ уголовной нормы, предусматривающей ответственность за оборот фальсифицированных лекарственных средств (ст. 238.1 УК РФ «Обращение фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок»). Рассмотрены признаки предмета и объективной стороны состава преступления, закрепленного в данной норме, на основе чего осуществлена попытка разработки рекомендаций по ее их совершенствованию.

Ключевые слова: лекарственные средства, фальсифицированные лекарственные средства, оборот фальсифицированных лекарственных средств, обращение, производство лекарственных средств.

Приоритетным направлением деятельности любого государства является обеспечение национальной безопасности, заключающееся в противодействии различным угрозам его ценностям, в удовлетворении интересов личности, общества и государства, а также в обеспечении их защищенности и устойчивого развития.

В вопросах обеспечения национальной безопасности, наряду с необходимостью поддержания военной мощи, уделяется внимание

112

регулированию отношений, представляющих невоенные угрозы. Проблемы, связанные с обеспечением здоровья населения, обладают особой значимостью в любом цивилизованном обществе. Российского государство, не является исключением и признает обеспечение здоровья населения одним из приоритетных в системе общественной безопасности. Так, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 «О стратегии национальной безопасности РФ» сфера здравоохранения отнесена к национальным интересам государства, для защиты которых проводится долгосрочная государственная политика.

Стратегическими целями такой политики наряду с увеличением продолжительности жизни, снижением уровня инвалидности и смертности населения, увеличением его численности, повышением доступности и качества медицинской помощи, является совершенствование вертикальной системы контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств.

В своем выступлении 1 марта 2018 г. Президент РФ В.В. Путин еще раз особо подчеркнул, что поддержка фармацевтической отрасли - одна из приоритетных задач для правительства РФ и государства в целом.

В настоящее время отечественная фармацевтическая промышленность является «догоняющей» по отношению к мировой отрасли и имеет ряд основных проблемных аспектов:

- неспособность удовлетворить потребности российского фармацевтического рынка лекарственными средствами по основным фармакотерапевтическим группам;

- высокая зависимость отечественных производителей от импортных субстанций;

- присутствие в портфеле отечественных производителей большого числа устаревших, а также низкорентабельных воспроизведённых лекарственных средств;

- недостаток инвестиций в научно-исследовательские программы и малое количество разработок новых инновационных лекарственных средств;

- изношенность производственных ресурсов и трудности перехода отечественных производителей на стандарты Надлежащей производственной практики ^ооёМап^асШп^Ргасйсе — ОМР);

- дефицит высококвалифицированных кадров в отечественной фармацевтической отрасли [1, с. 211].

Все эти проблемы неизбежно приводят к лекарственному дефициту, повышению их стоимости и появлению на фармацевтическом рынке фальсифицированных и недоброкачественных лекарственных средств. Недоброкачественные и фальсифицированные лекарственные средства, несомненно, представляют серьезную угрозу здоровью населения.

По данным Росздравнадзора в 2017 году из обращения изъято 915 серий лекарственных средств, из них 213 торговых наименований (далее т/н); 434 серий недоброкачественных лекарственных средств, 150 т/н; 372 серий лекарственных средств отозваны производителями (импортерами), 6 т/н; 6 серий фальсифицированных лекарственных средств, 2 т/н; 25 серий

113

фальсифицированных фармацевтических субстанций, 4 т/н; 61 серия лекарственных средств, изготовленных из фальсифицированных фармацевтических субстанций, 9 т/н; 17 серий контрафактных лекарственных средств [2]. Приведенные данные далеко не отражают реальную действительность, поскольку выявить лекарственные средства достаточно сложно. Сложившаяся ситуация вызывает серьезную обеспокоенность. Поскольку фальсифицированные лекарственные средства являются опасными, прежде всего, потому, что принимаемые потребителем как жизненно необходимые средства, они не дают терапевтического эффекта и могут привести к безуспешному лечению, создать угрозу для здоровья или даже жизни.

В этой связи, проблема оборота фальсифицированных лекарственных средств неоднократно становилась предметом обсуждения на конференциях различного уровня. Так в марте 2016 г. в Иркутской области состоялась конференция фармакологов, на которой в одном из докладов прозвучали результаты исследования аскорбиновой кислоты на качество, проведенного независимой лабораторией «Юнилаб». В результате данного исследования было установлено отсутствие в составе исследуемого препарата необходимых активных веществ аскорбиновой кислоты. Прием аскорбиновой кислоты, конечно, не влияет на течение и лечение болезни, поскольку принимается в качестве витаминного средства, но, несомненно, факт вызывает обеспокоенность.

Сложившаяся на фармацевтическом рынке обстановка требует активизации противодействия данным преступлениям. Между тем существующий механизм уголовно-правовой охраны здоровья населения в части пользования лекарственными средствами нельзя признать совершенным ни с позиции его доктринальной проработки, ни с позиции правоприменительной практики. Норма, предусматривающая уголовную ответственность непосредственно за обращение фальсифицированных лекарственных средств, была включена в УК РФ федеральным законом от 31.12.2014 № 532-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия обороту фальсифицированных лекарственных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок». Данные законотворческие решения об установлении уголовной ответственности за оборот фальсифицированных лекарственных средств были вполне ожидаемы. На протяжении длительного периода проблема оборота фальсифицированных лекарственных средств и ответственность за его совершение не раз становилась предметом дискуссий и научных исследований [3; 4; 5; 6; 7; 8] и все они сводились к одному решению: введению специальной нормы в уголовное законодательство. Однако и с ее введением дискуссии не утихли. Сегодня уже сама норма становится предметом обсуждений, подвергается критике со стороны ученых и правоприменителей. И это весьма оправдано. За период действия ст. 238.1 УК РФ количество возбужденных уголовных составило всего

114

около двух десятков по Российской Федерации в целом. Связано это с тем, что указанная норма не лишена недостатков, осложняющих процесс ее применения.

Анализ ст. 238.1 УК РФ следует начать с ее названия. Следует обратить внимание, что законодатель использует одновременно два понятия: «обращение» и «оборот». В диспозиции указанной нормы они раскрываются как производство/незаконное производство, сбыт или ввоз и, на первый взгляд, являются тождественными понятия. Однако это не совсем так.

С учётом того, что ст. 238.1 УК РФ является бланкетной уголовно-правовой нормой, следует обратиться к Федеральному закону от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», в котором «обращение» определено как «разработка, доклинические исследования, клинические исследования, экспертиза, государственная регистрация, стандартизация и контроль качества, производство, изготовление, хранение, перевозка, ввоз в РФ, вывоз из РФ, реклама, отпуск, реализация, передача, применение, уничтожение лекарственных средств». То есть, включена допроизводственная стадия. Оборот представляет собой взаимосвязанные действия по обеспечению населения лекарственными средствами, то есть их производство, включающее в себя хранение и реализацию произведенных лекарственных средств. Таким образом, следует заменить термин «обращение» на «оборот».

Далее, одной из основных проблем применения указанной нормы является наличие конструктивного признака - крупного размера, под которым в соответствии с п. 2 приложения к ст. 238.1 УК РФ понимается стоимость лекарственных средств, превышающая сто тысяч рублей. Скорее всего, основная мысль законодателя о его установлении сводится к необходимости разграничения уголовной и административной ответственности за деяния в сфере оборота фальсифицированных лекарственных средств. То есть обращение фальсифицированных, недоброкачественных и

незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок, совершенные на сумму менее ста тысяч рублей, влекут административную ответственность по ст.6.33 КоАП РФ, введенной в КоАП РФ тем же Федеральным законом.

В свою очередь, основной состав ст. 235.1 УК РФ, предусматривающий ответственность за производство лекарственных средств и медицинских изделий без специального разрешения, если такое разрешение обязательно, не содержит в себе указание на размер полученного дохода от производства или стоимости незаконного произведенных лекарственных средств, а предусматривает его только в качестве квалифицирующего признака. В чем принципиальная разница этой позиции? Почему незаконное производство лекарственных средств обладает большей общественной опасностью, чем производство, сбыт или ввоз фальсифицированных лекарственных средств - не понятно. К тому же, квалифицирующие признаки рассматриваемого состава преступления предусматривают ответственность, в случае если указанные деяния, т.е. производство, сбыт или ввоз повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека (п. б ч. 2 ст. 238.1 УК РФ), а также смерть двух и более лиц (ч. 3 ст. 238.1 УК РФ). То есть те же деяния (производство сбыт

115

или ввоз фальсифицированных лекарственных средств) влекут за собой по неосторожности смерть человека. Указанные действия, как правило, совершаются разными лицами, и сам по себе ввоз фальсификатов не может даже по неосторожности повлечь смерть человека. Поэтому квалифицирующий признак не имеет отношения ко всем деяниям основного состава, то он не может быть признан таковым.

Кроме того, при буквальном толковании указанной нормы следует, что ответственность наступает, в случае если производство, сбыт или ввоз фальсифицированных лекарственных средств повлекли наступление последствий в виде причинения тяжкого вреда здоровью либо смерти, если стоимость лекарств или медицинских изделий превышает сто тысяч рублей. Скорее всего, законодатель, используя формулировку в уголовном законодательстве как «те же деяния», относит к ней только сами действиям образующие объективную сторону преступления. Но это не совсем правильно, поскольку в данном случае «крупный размер» относится к предмету преступления и должен учитываться при наступлении последствий, указанных в квалифицированных составах.

Во-вторых, не понятно, что в указанной норме понимается под производством лекарственных средств, следует ли включать в него деятельность по хранению и реализации произведенных лекарственных средств, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», производство - это деятельность по производству лекарственных средств организациями - производителями лекарственных средств на одной стадии, нескольких или всех стадиях технологического процесса, а также по хранению и реализации произведенных лекарственных средств. И считаются ли равнозначными понятия реализации и сбыта? Скорее всего, законодатель исходил из традиционного понимания «производства» как изготовления чего-либо. Таким образом, для исключения заблуждений в трактовке понятий в примечании рассматриваемой нормы следовало бы разъяснить, что понимается под производством лекарственных средств. А реализация представляет собой продажу лекарственных средств, сопровождаемая получением выручки. Сбыт же -это более широкое понятие, которое содержит в себе и безвозмездные формы передачи чего-либо. Поэтому вполне оправдано использованием именно этого термина в конструкции рассматриваемого состава.

Кроме того, в диспозиции нормы содержится понятие «незаконного производства» в отношении незарегистрированных лекарственных средств или медицинских изделий, фальсифицированных биологически активных добавок. Следует ли считать «производство» и «незаконное производство» равнозначными понятиями?

Незаконное производство лекарственных средств в соответствии со ст.235.1 УК РФ - это производство лекарственных средств без специального разрешения (лицензии). Вряд ли подобное толкование применимо для «не законного производства незарегистрированных лекарственных средств или медицинских изделий». Думается, само по себе производство незарегистрированных лекарственных средств или медицинских изделий, если

116

оно не осуществляется в доклинической стадии, является незаконным, поэтому следует отказаться от использования указанной формулировки.

Проведенный анализ свидетельствует о множествах проблем уголовно-правовой оценки деяний в сфере оборота фальсифицированных лекарственных средств, которые не являются исчерпывающими. Внесенные изменения в уголовное законодательство в данной части так и не привели к разрешению проблем квалификации рассматриваемых деяний. Предложенные нами изменения уголовного закона в данной части - это лишь попытка устранения проблем, препятствующих эффективному применению данной нормы в целях реализации уголовной ответственности и неотвратимости наказания за совершение оборота фальсифицированных лекарственных средств.

Список литературы

1. Хосева Е.Н. Оптимизация системы контроля эффективности и безопасности воспроизведенных лекарственных средств отечественного производства: дис. ... д-ра мед. наук. М., 2014. 372 с.

2. Справка о выявлении фальсифицированных, недоброкачественных лекарственных средств [Электронный ресурс] URL :https://gmpnews.ru (дата обращения 15.06.2018)

3. Максимов С.В. Ответственность за фальсификацию лекарственных средств: необходима статья в УК РФ // Новая аптека. Эффективное управление. 2008. № 6. С. 55-59.

4. Коваленко К.Ю. Противодействие преступлениям, совершаемым на объектах фармацевтического рынка: уголовно-правовые и криминологические меры: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Нижний Новгород: НВШМ, 2007. 24 с.

5. Юркина Т.П. Проблемы квалификации обращения фальсифицированных лекарственных средств // Медицинское право. 2013. № 1. С. 21 - 25.

6. Файзрахманов Н.Ф. Расследование оборота фальсифицированных и недоброкачественных лекарственных средств, биологически активных добавок: дис. канд. юрид. наук. М., 2013. 276 с.

7. Варданян Г.А. Производство и оборот фальсифицированных лекарственных препаратов как глобальная проблема современного общества// Философия права. 2012. № 4 (53). С. 120-123.

8. Третьякова Е.И. Правовые проблемы регулирования оборота лекарственных средств // Уголовная политика и проблемы правоприменения: сб. ст. по матер. междунар. науч.-практ. конф. / сост. Е.Н. Рахманова. СПб.: ИД «Петрополис», 2013. С.149-152.

Третьякова Елена Игоревна, канд. юрид. наук, доц. кафедры, elena-angamail.ru, Россия, Иркутск, Восточно-Сибирский институт МВД России

PROBLEMS OF APPLICATION OF LEGISLATION ON LIABILITYFOR THE FALSIFICATION

OF MEDICINES

E. I. Tretiakova

The analysis of the criminal norm providing for responsibility for the turnover of counterfeit medicines was made (Article 238.1 of the Criminal Code of the Russian Federation "Treatment of falsified, poor quality and unregistered medicines, medical products and turnover of adulterated biologically active additives"). The signs of the object and the objective side of the corpus delicti, fixed in this norm, are considered, on the basis of which an attempt was made to develop recommendations for its improvement.

Key words: medicines, counterfeit medicines, turnover of counterfeit medicines, circulation, manufacture of medicinal products

Tretiakova Elena Igorevna, Cand. jurid. Sciences, Assoc. Chair, elena-ang@mail.ru, Russia, Irkutsk, Eastern Siberia Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation

УДК 343.98

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СЛЕДОВАТЕЛЯ К ДОПРОСУ

«ПОТЕРПЕВШЕЙ» ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ ИНСЦЕНИРОВКИ

ИЗНАСИЛОВАНИЯ

О.В. Трубкина

На основе анализа научной литературы, материалов правоприменительной практики и статистических данных дается характеристика тактических особенностей допроса подозреваемой при выявлении инсценировки изнасилования, рассматриваются особенности диагностирования заведомо ложного доноса и преодоления ложных показаний. Указывается, что подготовка к допросу «потерпевшей» при выявлении инсценировки ею изнасилования направлена на выбор правильной тактики его проведения, устранение конфликтной ситуации, что является основной задачей следователя, стремящегося доказать причастность допрашиваемой к совершению преступления - совершению ложного доноса.

Ключевые слова: допрос, тактика, криминалистика, инсценировка, изнасилование, подготовка, преступник, конфликтная ситуация, диагностирование, преодоление ложных показаний.

Согласно данным официальной статистики МВД России в условиях достаточно стабильного снижения преступности, регистрируемой за последние годы в стране, неизменно высоким остается число преступлений, совершаемых против личности. Так, в 2017 году в 58 субъектах Российской Федерации произошло снижение общего количества выявленных преступлений. В указанный период зарегистрировано 2058,5 тысяч преступлений, что на 4,7 % меньше, чем за 2016 год, удельный вес

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.