Научная статья на тему '«Беловоротничковая» преступность в сфере обращения лекарственных средств: проблемы уголовно-правовой борьбы'

«Беловоротничковая» преступность в сфере обращения лекарственных средств: проблемы уголовно-правовой борьбы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
360
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
SERVICE CRIME / DRUGS TRAFFICKING / ФАЛЬСИФИЦИРОВАННЫЕ СРЕДСТВА / COUNTERFEIT MONEY / PHARMACEUTICAL SECTOR / СЛУЖЕБНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / OFFICIAL POSITION / ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ / ФАРМСЕКТОР / СЛУЖЕБНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рудая Татьяна Юрьевна

В статье рассматриваются преступления в сфере обращения лекарственных средств, которые обладают рядом специфических особенностей и имеют криминологическое и уголовно-правовое значение среди иных служебных преступлений. Автор указывает на целесообразность дополнения Уголовного кодекса Российской Федерации статьями, устанавливающими ответственность за незаконное предпринимательство в сфере обращения лекарственных средств (ст. 1711) и незаконный оборот фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств (ст. 2381).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«WHITE-COLLAR» CRIME IN THE SPHERE OF THE MEDICINES CIRCULATION: PROBLEMS OF CRIMINAL AND LEGAL FIGHT

The article deals with crimes in the field of medicines, which offer a range of features and have criminological and criminal legal significance of other official crimes. At the same time it is necessary to consider supplementing the Criminal Code provisions determining the responsibility for illegal business in the field of medicines (Article 171 1 of the Criminal Code) and trafficking of counterfeit, substandard and unregistered medicines (Article 238 1 of the Criminal Code)

Текст научной работы на тему ««Беловоротничковая» преступность в сфере обращения лекарственных средств: проблемы уголовно-правовой борьбы»

© 2014 г. Т. Ю. Рудая

«БЕЛОВОРОТНИЧКОВАЯ» ПРЕСТУПНОСТЬ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ: ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ БОРЬБЫ

В статье рассматриваются преступления в сфере обращения лекарственных средств, которые обладают рядом специфических особенностей и имеют криминологическое и уголовно-правовое значение среди иных служебных преступлений. Автор указывает на целесообразность дополнения Уголовного кодекса Российской Федерации статьями, устанавливающими ответственность за незаконное предпринимательство в сфере обращения лекарственных средств (ст. 1711) и незаконный оборот фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств (ст. 2381).

Ключевые слова: служебная преступность, лекарственные средства, незаконный оборот, фальсифицированные средства, фармсектор, служебное положение.

«Беловоротничковая» преступность в фармацевтическом секторе наряду со сходными посягательствами в медицинском, страховом, банковском, строительном, жилищно-коммунальном, пенсионном секторах является одним из «чувствительных» для общества видов служебной преступности, представляющих угрозу не только для охраняемых законом общих правил функционирования коммерческих и иных организаций в этом секторе, но для здоровья населения.

К «беловоротничковой» преступности в сфере обращения лекарственных средств (фармацевтическом секторе) мы относим преступления, совершаемые с использованием служебного положения лицами, наделенными в силу нормативного правового акта или договора управленческими функциями (полномочиями) в организациях, осуществляющих обращение лекарственных средств. В этой связи понятие «бе-ловоротничковая преступность в фармсекторе» («беловоротничковая фармпреступность») используется в узком своем значении, не охватывающем деяния должностных лиц, понятие которых дано в примечаниях к ст. 28 5 УК РФ.

Преступления, совершаемые лицами, выполняющими управленческие функции в сфере обращения лекарственных средств, представляют собой специфический вид служебной («беловоротничковой») преступности в любом современном государстве.

По нашему мнению, «беловоротничковая» преступность в фармсекторе составляет ядро фармпреступности, ставшей сегодня одним из наиболее опасных видов преступности и в мире, и в России. В частности, по данным Минэкономразвития России, в 2012 году оборот поддельных лекарств, составляющий лишь часть фармпреступности, достигал 10 % годовой стоимости отечественного фармрынка, то есть около 2,5 млрд долл. США [1, с. 3-4].

Согласно п. 28 ст. 4 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. № 61 «Об обращении лекарственных средств» под обращением лекарственных средств понимаются: разработка, доклинические исследования, клинические исследования, экспертиза, государственная регистрация, стандартизация и контроль качества, производство, изготовление, хранение, перевозка, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации, реклама, отпуск, реализация, передача, применение, уничтожение лекарственных средств [2].

Таким образом, «беловоротничковая» преступность в фармацевтическом секторе охватывает достаточно широкий круг общественно опасных деяний, общим признаком которых является такой специфический предмет, как лекарственное средство.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» к лекарственным средствам относятся вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (кроме веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий.

Законодатель также причисляет к лекарственным средствам фармацевтические субстанции и собственно лекарственные препараты.

Вместе с тем к лекарственным средствам не относятсябиологически активные добавки к пище (БАДы), которые, как правило, содержат

фармацевтические субстанции (фармсуб-станции), то есть вещества биологического, биотехнологического, минерального или химического происхождения, обладающие фармакологической активностью, предназначенные для производства, изготовления лекарственных препаратов и определяющие их эффективность. Таким образом, различия между лекарственными средствами и БАДами носят достаточно условный характер. Поскольку объективно разработчики, производители и продавцы БАДов ориентированы на пересекающиеся группы потребителей, значительная часть биологически активных добавок к пище содержит сопоставимые с лекарственными средствами концентрации фармсубстанций.

Последнее обстоятельство имеет существенное значение для достижения целей борьбы с незаконным оборотом лекарственных средств в связи с тем, что приведенное выше законодательное определение понятия лекарственного средства, как и определение понятия лекарственного препарата не относит к числу обязательных признаков лекарственного средства и лекарственного препарата, наличие у таковых государственной регистрации.

Таким образом, до момента государственной регистрации в качестве лекарственного препарата фармсубстанции, входящие в состав БАДов, которые фактически используются для целей, установленных указанным выше федеральным законом, следует рассматривать как лекарственные средства независимо от их концентрации [3].

Преступления рассматриваемого вида обладают рядом других специфических особенностей, имеющих криминологическое и уголовно-правовое значение и выделяющих его среди иных служебных преступлений:

1) совершение соответствующих деяний лицами, выполняющими управленческие функции, то есть осуществляющими полномочия по управлению персоналом и (или) имуществом субъектов обращения лекарственных средств (согласно п. 29 ст. 4 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств к таким субъектам относятся физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, а также юридические лица, осуществляющие деятельность, относящуюся к обращению лекарственных средств);

2) нарушение указанной категорией лиц установленных для них нормативными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними должностными регламентами специальных требований, относящихся к управлению субъектами обращения лекарственных средств;

3) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка осуществления экономической деятельности в сфере обращения лекарственных средств, ядром которых являются лицензируемые виды деятельности (медицинская -при проведении клиническихиспытаний лекарственных средств), производство лекарственных средств; фармацевтическая деятельность - оптовая торговля лекарственными средствами, их хранение, перевозка,а также розничная торговля лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозка, изготовление лекарственных препаратов аптечными организациями);

4) создание непосредственной или опосредованной угрозы жизни и (или) здоровью неопределенного числа граждан, являющихся потребителями лекарственных средств;

5) создание угрозы причинения имущественного вреда (в том числе имущественного ущерба и упущенной выгоды) неопределенному числу граждан, организаций и (или) государству, являющихся потребителями или участниками обращения лекарственных средств.

Действующий Уголовный кодекс закрепляет значительное количество норм, предусматривающих ответственность за различные виды служебных преступлений, совершаемых в фармсекторе. К их числу, как показывает анализ, относятся следующие 6 групп служебных преступлений, объединяющих 22 вида преступлений, для которых лекарственные средства могут выступать факультативным предметом преступления:

1. Преступления против жизни и здоровья (гл. 16 УК РФ).

1.1. Причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей (в части применения или неприменения лекарственных средств) (ч. 2 ст. 109 УК РФ «Причинение смерти по неосторожности»)*.

1.2. Причинение тяжкого вреда здоровью по

* Несмотря на то, что в данной статье и других статьях гл. 16 УК РФ, факультативным предметом которых могут быть лекарственные средства, законодатель прямо не использует понятие «с использованием служебного положения», субъектом преступления исходя из «буквы закона» может быть признано лишь лицо, исполняющее свои профессиональные обязанности, то есть использующее таким образом это служебное положение. Поскольку субъектом рассматриваемой группы преступлений может быть не просто лицо, исполняющее свои профессиональные обязанности, но и еще и наделенное управленческими функциями, речь, как правило, идет о лицах, выполняющих функции главного врача, его заместителя, заведующего отделением, заместителя заведующего отделением в медицинской организации, не являющейся учреждением органа государственной власти или муниципальным учреждением, либо о индивидуальных предпринимателях, непосредственно осуществляющих медицинскую деятельность, связанную с применением лекарственных средств.

неосторожности, совершенное вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей (в части применения или неприменения лекарственных средств) (ч. 2 ст. 118 УК РФ «Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности»).

1.3. Заражение другого лица ВИЧ-инфекцией вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей (при применении лекарственных средств) (ч. 2 ст. 322 УК РФ «Заражение ВИЧ-инфекцией»).

1.4. Неоказание помощи больному (в виде неприменения лекарственных средств) без уважительных причин лицом, обязанным ее оказывать в соответствии с законом или со специальным правилом, если это повлекло по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью больного (ч. 1 ст. 124 УК РФ), смерть больного либо причинение тяжкого вреда его здоровью (ч. 1 ст. 124 УК РФ).

2. Преступления против собственности.

2.1. Мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, связанное с обращением вего собственность или собственность третьего лица лекарственных средств, денежных средств, полученных от реализации лекарственных средств, иного имущества (в том числе предприятия по производству, изготовлению или продаже лекарственных средств) путем обмана или злоупотребления доверием (ч. 3 ст. 159 УК РФ), за исключением случаев, когда мошенничество имеет форму преднамеренного неисполнениядоговорных обязательств, ответственность за которое предусмотрена ст. 1594 «Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности»*.

2.2. Мошенничество с использованием своего служебного положения приполучении компенсаций за лекарственные средства, на приобретение которых установлены льготы или за приобретение которых установлены компенсации из бюджетов всех уровней или фондов обязательного медицинского страхования (ч. 3 ст. 1592 УК РФ «Мошенничество при получении выплат»).

2.3. Мошенничество, сопряженное с преднамеренным неисполнением договорных обяза-

тельств в сфере предпринимательской деятельности, предметом которых являются работы или услуги, связанные с обращением лекарственных средств (ст. 1594 УК РФ «Мошенничество в сфере предпринимательства»).

2.4. Присвоение или растрата принадлежащих другому лицу лекарственных средств, совершенные с использованием служебного положения (ч. 3 ст. 160 УК РФ «Присвоение или растрата»).

3. Преступления в сфере экономической деятельности.

3.1. Осуществление предпринимательской деятельности, сопряженной с обращением лекарственных средств без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, при условии, что это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере (ст. 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство») .

В соответствии с п. 16, 46 и 47 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ [5] к лицензируемым видам деятельности относятся соответственно производство лекарственных средств, медицинская деятельность (в рассматриваемом случае в части, относящейся к проведению клинических испытаний лекарственных средств**) и фармацевтическая деятельность.

Под производствомлекарственных средств в соответствии с п. 31 ст. 4Федерального закона от 12 апреля 2010 года № 61 «Об обращении лекарственных средств» понимается деятельность по производству лекарственных средств организациями - производителями лекарственных средств - на одной стадии, нескольких или всех стадиях технологического процесса, а также деятельность по хранению и реализации произведенных лекарственных средств.

Медицинской деятельностью в соответствии с п.10 ст. 2Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» признается профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских

* В июне 2013 года сотрудниками МВД и ФСБ России была выявлена организованная группа мошенников, занимавшихся производством фальсифицированных лекарственных средств в г. Шахты Ростовской области на основе поставляемых из Украины недоброкачественных препаратов, которые перефасовывались и на упаковках которых перебивались даты выпуска. Первоначально преступники пытались торговать фальсифицированными лекарствами посредством Интернета, но в дальнейшем они вышли на региональный рынок поставок в медицинские организации и смогли реализовать фальсифицированные лекарства для онкологических больных на сумму свыше 0,5 млрд руб.

** За исключением деятельности, осуществляемой медицинскими и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково».

экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпиде-мических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях [6].

Поскольку согласно ч. 7 ст. 38 Федерального закона от 12 апреля 2010 года № 61 «Об обращении лекарственных средств» клинические исследования лекарственного препарата для медицинского примененияпроводятся лишь в медицинских организациях, аккредитованных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, то есть в рамках медицинской деятельности.

К фармацевтической деятельности в соответствии с п. 33 ст. 4 указанного выше Федерального закона относится деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.

3.2. Образование (создание, реорганизация) с использованием своего служебного положенияю-ридического лица через подставных лицдля целей обращения лекарственных средств (п. «а» ч. 2 ст. 1731 УК РФ «Незаконное образование (создание, реорганизация юридического лица»).

3.3. Недопущение, ограничение или устранение конкуренции, совершенное с использованием служебного положения путем заключения хозяйствующими субъектами-конкурентами, осуществляющими обращение лекарственных средств, ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), неоднократного злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в установлении и (или) поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены лекарственного средства, необоснованном отказе или уклонении от заключения договора, ограничении доступа на рынок, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекли извлечение дохода в крупном размере (п. «а» ч. 2 ст. 178 УК РФ «Недопущение, ограничение или устранение конкуренции»).

3.4. Уклонениедолжностного лица с использованием своего служебного положенияот уплаты таможенных платежей, взимаемых (при переме-

щении лекарственных средств через таможенную границу Российской Федерации) с организации или физического лица, совершенное в крупном размере (п. «а» ч. 2 ст. 198 УК РФ «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица»)*.

4. Преступления против здоровья населения и общественной нравственности (гл. 25 УК РФ).

4.1. Незаконные производство, сбыт или пересылка лекарственных средств, являющихся наркотическими средствами, психотропными веществами или их аналогами, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, являющиеся лекарственными средствами, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, являющиеся лекарственными средствами, совершенные с использованием своего служебного положения (п. «б» ч. 4 ст. 2281 УК РФ «Незаконные производство, сбытили пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества»).

4.2. Нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, продажи, распределения, перевозки, пересылки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств или психотропных веществ, являющихся лекарственными средствами, находящихся под специальным контролем, повлекшее их утрату, нарушение правил культивирования растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, являющихся лекарственными средствами, а также нарушение правил хранения, учета, реализации, продажи, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывозалибо уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, являющиеся лекарственными средствами, повлекшее утрату таких растений или их частей, если это деяние совершено лицом, в обязанности которого входит соблюдение указанных правил (ст. 2282 УК РФ «Нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ»).

4.3. Хищение либо вымогательство являющихся лекарственными средствами наркотических средств или психотропных веществ, а также рас-

* В связи с тем, что определение понятия должностного лица, которое содержится в п. 1 примечаний к ст. 285 УК РФ, распространяется только на статьи главы 30 УК РФ, необходимо исходить из следующего положения: данным понятием применительно к ст. 198 УК РФ охватываются также лица, выполняющие управленческие функции, в том числе в организациях, осуществляющих обращение лекарственных средств.

тений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, являющиеся лекарственными средствами, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, являющиеся лекарственными средствами, совершенные лицом с использованием служебного положения (п. «в» ч. 2 ст. 229 УК РФ «Хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества»).

4.4. Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках Ев-рАзЭСлибо Государственную границу Российской Федерации государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭСявляющихся лекарственными средствами наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих являющиеся лекарственными средствами наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, являющиеся лекарственными средствами, или их прекурсоры, инструментовили оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, являющихся лекарственными средствами (ст. 2291 УК РФ «Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ».

4.5. Осуществление медицинской деятельности (связанной с обращением лекарственных средств) или фармацевтической деятельности лицом, не имеющим лицензии на данный вид деятельности, при условии, что такая лицензия обязательна, если это повлекло по неосторожности причинение вреда здоровью человека (ч. 1 ст. 235 УК РФ «Незаконное осуществление медицинской деятельности или фармацевтической деятельности») или смерть человека (ч. 2).

4.6. Производство, хранение или перевозка в целях сбыта либо сбыт лекарственных средств,

выполнение работ или оказание услуг, связанных с обращением лекарственных средств, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, а равно неправомерные выдача или использование официального документа, удостоверяющего соответствие указанных лекарственных средств, работ или услуг, связанных с их обращением, требованиям безопасности (ст. 238 УК РФ «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности»).

5. Экологические преступления (гл. 26 УК РФ).

5.1. Незаконнаядобыча (вылов) водных биологических ресурсов (с целью извлечения содержащихся в них лекарственных средств), если это деяние совершено: с причинением крупного ущерба; или с применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления указанных водных животных и растений; или в местах нереста или на миграционных путях к ним; или на особо охраняемых природных территориях либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, совершенные лицом с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 256 УК РФ «Незаконнаядобыча (вылов) водных биологических ресурсов»).

5.2. Незаконная охота, если это деяние совершено с причинением крупного ущерба; или с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей; илив отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена; или на особо охраняемой природной территории либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, с использованием служебного положения (ч. 2 ст. 258 УК РФ «Незаконная охота»).

5.3. Незаконные добыча, содержание, приобретение, хранение, перевозка, пересылка и продажа особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Феде-рациии (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их частей и производных (с целью извлечения содержащихся в нихлекарственных средств), совершенные должностным лицом* с использованием сво-

* В связи с тем, что определение понятия должностного лица, которое содержится в п. 1 примечаний к ст. 285 УК РФ, распространяется только на статьи главы 30 УК РФ, необходимо исходить из следующего положения: данным понятием применительно к ч. 2 ст. 2581 УК РФ охватываются также лица, выполняющие управленческие функции, в том числе в организациях, осуществляющих обращение лекарственных средств.

его служебного положения (ч.2 ст. 2581 УК РФ «Незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации»)*.

6. Преступления против правосудия.

6.1. Растрата, отчуждение, сокрытие или незаконная передача лекарственных средств, подвергнутых описи или аресту, совершенные лицом, которому это имущество вверено (ст. 312 УК РФ «Незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации»)**.

Сопоставление системы преступлений в фарм-секторе в том виде, в котором они нашли отражение в действующем уголовном законодательстве Российской Федерации, и криминологических реалий «беловоротничковой» фармпреступности позволило выявить следующие проблемы, требующие, на наш взгляд, решения на законодательном и правоприменительном уровнях.

1. Лекарственные средства не являются обязательным предметом ни для одного из приведенных 22 видов служебных преступлений, которые могут совершаться в сфере обращения лекарственных средств. Из этого, как было показано, не следует, что незаконное обращение лекарственных средств не подлежит уголовному преследованию общим соответствующим нормам, охватывающим широкий круг предметов преступлений.

Вместе с тем оценить действительные масштабы этого криминального явления, которые позволили бы определить размеры и структуру мер государственного реагирования на него, планировать необходимые силы и средства сегодня не представляется возможным. Одна из главных причин сложившейся ситуации - отсутствие целенаправленного статистического наблюдения фармпреступности в целом и служебной («бело-

воротничковой») фармпреступности, преступлений, связанных с незаконным оборотом фальсифицированных, недоброкачественных, контрафактных и незарегистрированных лекарственных средств в частности.

Эффективное решение данной проблемы, на наш взгляд, требует не только налаживания специализированной отчетности в органах, осуществляющих расследование по уголовным делам о преступлениях соответствующей категории (в настоящее время это в основном органы внутренних дел), но и создания специализированного подразделения Следственного департамента МВД России (по крайней мере, на уровне центрального аппарата) по расследованию служебных преступлений в фармацевтическом секторе или фармпре-ступлений в целом.

Одновременно считаем полезным рассмотреть вопросы о дополнении Уголовного кодекса Российской Федерации статьями, устанавливающими ответственность за незаконное предпринимательство в сфере обращения лекарственных средств (ст. 1711 УК РФ) и незаконный оборот фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств (ст. 2381 УК РФ)***.

2. Использование служебного статуса (полномочий) не является сегодня квалифицирующим признаком таких преступлений, как: нарушение изобретательских и патентных прав (ст. 147 УК РФ), причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 165 УК РФ), незаконное использование товарного знака (ст. 180 УК РФ), коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ), незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (ст. 228 УК РФ), склонение к потребле-

* Указанная статья введена Федеральным законом от 2 июля 2013 года № 150-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

** Несмотря на то, что в данной статье законодатель прямо не использует понятие «с использованием служебного положения», субъектом соответствующего преступления исходя из «буквы закона» может быть признано лишь лицо, которому вверено имущество и которое таким образом использует свое служебное положение хранителя вверенного ему имущества.

*** Подготовленный в октябре 2013 года Минздравом России проекта федерального закона для целей ратификации конвенции «Медикрим», направленной на усиление мер борьбы с оборотом фальсифицированных лекарств и медицинских изделий (http://regulation.gov.ru ГО проекта: 00/04-7246/09-13/9-9-4), к сожалению, в значительной степени игнорирует проблему «беловоротничковой» преступности в фармсекторе и не предусматривает уголовно-правовых мер борьбы с незаконным оборотом недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств.

нию наркотических средств или психотропных веществ (ст. 230 УК РФ), незаконное культивирование запрещенных

к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества (ст. 231 УК РФ), незаконный оборотсильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта (ст. 234 УК РФ); нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248 УК РФ), подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков (ст. 327 УК РФ), которые на практике нередко совершаются лицами, использующими свое служебное положение.

В этой связи все перечисленные составы преступлений следует дополнить институтивным или квалифицирующим признаком «с использованием своего служебного положения».

Литература

1. Максимов С. В. Противодействие обращению фальсифицированных лекарств: вопросы за-

конодательного обеспечения и правоприменительной практики. М., 2012.

2. Федеральный закон от 12 апреля 2010 года № 61 «Об обращении лекарственных средств» (в ред. федеральных законов от 27.07.2010 № 192-ФЗ, от

11.10.2010 № 271-ФЗ, от 29.11.2010 № 313-ФЗ, от

06.12.2011 № 409-ФЗ, от 25.06.2012 № 93-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 19.04.2010. № 16. Ст. 1815.

3. Ерохина А. В. Уголовно-правовые и криминологические меры противодействия производству и обороту фальсифицированных лекарственных средств в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013.

4. Погонцева Е. Организатор преступной группы, занимавшейся подделкой лекарств, осужден сразу по 3 статьям УК РФ // Фармацевтический вестник. 2014. 3 марта.

5. Собрание законодательства Российской Федерации. 09.05.2011. № 19. Ст. 2716.

6. Собрание законодательства Российской Федерации. 28.11.2011. № 48. Ст. 6724.

7. Собрание законодательства Российской Федерации. 08.07.2013. № 27. Ст. 3442.

© 2014 г. С. С. Витвицкая

ПРОБЛЕМЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ ШТРАФНЫХ САНКЦИЙ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье исследуются проблемы обоснованности и целесообразности назначения наказания в виде штрафа за преступления в сфере экономической деятельности. Автором проанализированы санкции норм главы 22 УК РФ, предусматривающие штраф, дается их критическая оценка с точки зрения соблюдения требований пенализации, рассмотрены проблемы назначения и исполнения этого наказания, сформулированы рекомендации по совершенствованию уголовного закона и практики его применения.

Ключевые слова: пенализация, наказание, санкции, обязательные работы, штраф, преступления в сфере экономической деятельности.

Приоритетным направлением современной уголовно-правовой политики является ее гуманизация за счет сокращения сферы применения лишения свободы, перехода к альтернативным видам наказания. Альтернативой лишению свободы в качестве механизма воздействия на осужденного становится либо труд, либо исполнение им определенных условий, либо материальное возмещение ущерба.

Среди наказаний, не связанных с лишением свободы, за преступления в сфере экономиче-

ской деятельности особое место занимает штраф. В санкциях главы 22 Уголовного кодекса Российской Федерации штраф упоминается 111 раз*. При этом в 64 санкциях штраф выступает как основное наказание, в 47 санкциях - как дополнительное (из них в 40 санкциях штраф -это дополнительное обязательное наказание, в 7 санкциях штраф - дополнительное факультативное наказание). Это составляет соответственно 57,6 % и 42,3 % от общего количества санкций в главе 22 УК РФ.

* В главе 22 УК РФ на 12 мая 2013 года содержится 43 статьи, включающих в себя 92 санкции. Нередко в альтернативных санкциях штраф предусмотрен и как основное, и как дополнительное наказание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.