Научная статья на тему 'ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ ДРУГИХ ГОСУДАРСТВ'

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ ДРУГИХ ГОСУДАРСТВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
160
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
транспортные преступления / безопасность дорожного движения / зарубежные страны / состояние опьянения.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чубарова Дарья Александровна

в статье анализируются положения уголовного законодательства зарубежных стран в части ответственности за нарушения правил дорожного движения. Автор рассматривает уголовные законы таких стран. как ФРГ, США (законы штатов), Швейцария и др. Также автор акцентирует внимание на критерии состояния опьянения как признака состава преступления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Чубарова Дарья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ ДРУГИХ ГОСУДАРСТВ»

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ ДРУГИХ ГОСУДАРСТВ Чубарова Д. А.

Чубарова Дарья Александровна - студент, направление юриспруденция, Российский государственный университет правосудия, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье анализируются положения уголовного законодательства зарубежных стран в части ответственности за нарушения правил дорожного движения. Автор рассматривает уголовные законы таких стран. как ФРГ, США (законы штатов), Швейцария и др. Также автор акцентирует внимание на критерии состояния опьянения как признака состава преступления.

Ключевые слова: транспортные преступления, безопасность дорожного движения, зарубежные страны, состояние опьянения.

Общая методология научных исследований наряду с прочими методами признает необходимость проведения сравнительно-правового исследования. Необходимость такого метода возникает когда исследуемая область общественных отношений является достаточно распространенной, находит свое регулирование в различных национальных правовых системах, каждая из которых обладает не только историческим опытом, но и зачастую своим уникальным подходом к решению тех или наиболее проблемных аспектов общественных отношений.

Такой областью общественных отношений является и безопасность дорожного движения. Из множества актов международного характера можно сделать вывод, что проблема обеспечения безопасности в сфере транспорта является не только уникальной проблемой России. Например, для Европы, традиционно воспринимаемого как благополучного региона, эта проблема является достаточно болезненной. Например, по результатам исследования Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), проведенного в 2004 году по данным европейских стран, было выявлено, что «травматизм на автомобильных дорогах представляет собой серьезную проблему для здравоохранения европейского региона. Ежегодно на автомобильных дорогах погибают около 127 тысяч человек и примерно 2,4 миллиона человек получают ранения. Экономические потери, связанные с травматизмом в результате дорожно-транспортных происшествий, оцениваются в 2% от бюджета каждой отдельной страны» [6].

Стоит отметить, что признавая состояние опьянения одним из главных источников аварийности и травматизма в дорожной сфере, тем не менее, многие иностранные законодатели допускают возможность управления транспортным средством в состоянии опьянения, и разделяют такое состояние на допустимое и недопустимое, что разделяет последствия такого состояния на ненаказуемые и наказуемые (соответственно). Критерием этих состояний обычно выступает степень опьянения, определяемая по количеству алкоголя в крови. При этом, такой подход базируется на основополагающих актах международного характера, в частности, на положениях Венской Международной конвенции о дорожном движении 1968 года[1], которая в принципе допускает наличие алкоголя в крови водителя, но при этом дает права странам участницам самостоятельно определять собственные границы допустимого содержания, с единственным условием, что такая граница не должна превышать 0,8 промилле.

Стоит вспомнить, что и в Российской Федерации дискуссия о допустимом уровне алкоголя велась и ведется по настоящее время, и законодатель то полностью запрещает какое либо содержание алкоголя, то вводит предельный уровень.

Уголовно-правовые подходы зарубежных стран к причинению вреда при нарушении правил дорожного движения можно разделить на три условные группы, при этом в анализе отдельно будет рассмотрен критерий состояния опьянения как квалифицирующий признак.

Первая группа — это государства, в которых причинение вреда в результате ДТП является административным правонарушением, которое наказывается штрафом или лишением права управления транспортным средством, но в качестве самостоятельного состава преступления или квалифицированного обстоятельства, отягчающего ответственность за дорожно-транспортное преступление, не рассматривается уголовным законодательством.

Например, в УК Швейцарии [3] (ст.237), криминализировано только умышленное препятствование деятельности транспорта, при этом состав по конструкции является формальным, какие-либо последствия в состав не включены.

Вторая группа — это государства, в которых наряду с простым составом преступления - причинение вреда при ДТП, состояние опьянения при управлении транспортным средством признается в качестве обязательного признака простого или квалифицированного составов транспортных преступлений,

предусматривающих наступление общественно-опасных последствий в виде причинения вреда жизни и здоровью.

В качестве примера стоит привести прежде всего законодательные акты стран СНГ и Балтии, то есть бывших постсоветстких республик, которые сохранили традиционные нормы о причинение вреда в результате ДТП, а также, вслед за Российской Федерацией криминализировали в качестве квалифицированных составов преступления дорожно-транспортные преступления с материальным составом по признаку совершения их в состоянии опьянения. Само состояние, то есть пороговый уровень опьянения, определяется на основании специальных актов органов исполнительной власти, преимущественно - правил дорожного движения. Так, уголовные кодексы Украины, Киргизии, Азербайджана, а также Грузии, Эстонии, Литвы содержат нормы о ДТП в нетрезвом виде, но с обязательным наступлением общественно опасных последствий, то есть, нормы аналогичные по своему содержанию ч.4 и ч.6 ст.264 УК РФ.

Третья группа — это государства, в уголовном законодательстве которых наряду с нормами о причинении вреда здоровью в результате нарушения правил дорожного движения, содержатся отдельные нормы, состав которых образует деяние в виде управления транспортным средством в состоянии опьянения без каких-либо последствий, т. е. формальные составы.

Данную группу можно подразделить на две подгруппы. Первая подгруппа — это государства, в которых уголовно-наказуемым признается уже первый установленный факт управления транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения,

К первой подгруппе отнесем такие государства как ФРГ, так как согласно § 316 Основных положений Уголовного кодекса Германии «Кто управляет транспортным средством находясь в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием других одурманивающих средств, не в состоянии безопасно вести транспортное средство, наказывается лишением свободы на срок до одного года или штрафом» [4]. Причем, как видно из самой нормы, состав в данном случае является формальным и не предусматривает каких-либо материальных последствий.

Ко второй подгруппе можно отнести уголовное законодательство США. Однако, стоит сделать оговорку о том, что уголовное законодательство США отличается в зависимости от штата. В целом, к проблеме безопасности дорожного движения в США относятся более строго, чем в странах Европы. Одной из причин такого отношения законодателя можно назвать огромную популярность и распространённость личных автомобилей: по состоянию на 2014 год на 1000 человек в США приходилось 797 автомобилей.

Если обратиться к кодексам отдельных штатов, то в них наказание варьируется в зависимости от того, в который раз лицо привлекается к ответственности и в зависимости от степени опьянения.

Так, например, в штате Флорида за такое повторное нарушение может быть применено лишение свободы на срок не более чем 9 месяцев. Если это вторе обвинение в течение 5 лет - 10 дней в тюрьме, но не менее 48 часов. Если это третье нарушение - лишение свободы до 12 месяцев. Если третье обвинение в течение 10 лет - 30 дней в тюрьме, но не менее 48 часов [5].

В штате Калифорния - минимальное наказание по первой судимости - около $1800.00 в виде штрафа, лишение свободы на 48 часов в тюрьме, лишение водительской лицензии на 90 дней, и участие в 3-месячной обязательной программе лечения алкогольной зависимости стоимостью 500.00 $. Также может быть назначено наказание в виде лишения свободы от 3 до 5 лет условно.

Минимальное наказание за второе преступление (если обвиняемый арестован за вождение в нетрезвом виде в течение 10 лет после первого нарушения) - 10 дней в тюрьме; $1,800.00 штрафа; программа лечения алкогольной зависимости стоимостью $1,800.00. Минимальное наказание за третье преступление, совершенное в течение тех-же 10 лет с момента первого ареста, -120 дней в тюрьме; от $1,800.00 штрафа (может доходить до $18,000.00); лишение водительских прав на 3 года [2].

Таким образом, нами установлено, что причинение вреда в результате ДТП в различных странах расценивается по разному. В большинстве стран причинение вреда здоровью в результате ДТП является самостоятельным составом преступления, хотя в отдельных случаях такое деяние относится не к категории транспортных преступлений, а к категории более общих составов о причинении вреда здоровью, без привязки к источнику повышенной опасности. При этом, управление транспортным средством в состоянии опьянения в целом ряде современных государств признается достаточно общественно-опасным, а потому - влекущим дополнительное уголовное наказание, которое сопровождается дополнительными штрафными санкциями и последующими мероприятиями, направленными на избавление от алкогольной зависимости. В других странах, где подобное правонарушение не признается преступлением, применяются административные штрафы, размер которых достигает несколько тысяч евро, что вполне сопоставимо со штрафами, предусмотренными российским уголовным законодательством. В связи с этим можно утверждать о наличии положительного зарубежного опыта по борьбе с преступлениями на транспорте путем установления уголовной

ответственности за сам факт управления транспортным средством в состоянии опьянения, и без

наступления каких либо иных тяжких последствий.

Список литературы

1. Конвенция о дорожном движении, прин. в Вене 08.11.1968 // Режим доступа. [Электронный ресурс]: http://www.unece.org/fileadmin/DAM/trans/conventn/Conv_road_traffic_RU.pdf (дата обращения: 02.10.2022);

2. ДУИ, штат Калифорния // Режим доступа. [Электронный ресурс]: https://en.wikipedia.org/wiki/DUI_California (дата обращения: 30.09.2022);

3. Уголовный кодекс Швейцарии : [Пер. с нем.] / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. Юрид. фак. Каф. уголов. права и криминологии. - М. : Зерцало-М, 2001.- 135 с.;

4. Уголовный кодекс Федеративной Республики Германии = The Criminal Code of The Federal Republic of Germany : В ред. от 13 нояб. 1998 г. по состоянию на 15 мая 2003 г. / Науч. редактирование и вступ. ст. Д. А. Шестакова; Предисл. Г.-Г. Йешека; Пер. с нем. Н. С. Рачковой. - СПб. : Юрид. центр Пресс, 2003 (Акад. тип. Наука РАН). С.522.

5. Штрафы за нарушение ПДД в США // Режим доступа. [Электронный ресурс]: http://www.r-books.net/pdd04.htm (дата обращения: 02.10.2022)

6. Рачиоппи Франческа, Эриксон Ларс и др. Предупреждение дорожно-транспортного травматизма: перспективы здравоохранения в Европе // Режим доступа. [Электронный ресурс]: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0005/87566/E82659R.pdf (дата обращения: 02.10.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.