Научная статья на тему 'Ответственность за нарушение порядка финансирования избирательной кампании политической партии'

Ответственность за нарушение порядка финансирования избирательной кампании политической партии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
186
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ / ФИНАНСИРОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ВЫБОРЫ / ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шогенов Ислам Радионович

В статье автором рассмотрены вопросы ответственности за нарушение порядка финансирования избирательной кампании политической партии, выделены виды ответственности: конституционно-правовая, уголовно-правовая и административная. Проанализированы основные изменения законодательства в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ответственность за нарушение порядка финансирования избирательной кампании политической партии»

УДК 332

Шогенов Ислам Радионович

магистрант кафедры конституционного и муниципального права, Кубанский государственный университет Milena.555@mail.ru

Ответственность

за нарушение порядка финансирования избирательной кампании политической партии

Аннотация. В статье автором рассмотрены вопросы ответственности за нарушение порядка финансирования избирательной кампании политической партии, выделены виды ответственности: конституционно-правовая, уголовно-правовая и административная. Проанализированы основные изменения законодательства в данной области.

Ключевые слова: политическая партия, финансирование избирательной кампании, ответственность, выборы, избирательное право.

Islam R. Shogenov

graduate student of the Department of constitutional and municipal law, Kuban state University Milena.555@mail.ru

Responsibility for

violation of the procedure for financing the election campaign of a political party

Annotation. In the article the author considers the issues of responsibility for violation of the procedure for financing the election campaign of a political party, the types of liability are defined: constitutional, legal, criminal and administrative. The main changes in the legislation in this area are analyzed.

Keywords: political party, financing the election campaign, responsibility,elections, suffrage.

Организация финансирования избирательной кампании политической партии является краеугольным камнем проведения выборов в

органы государственной власти федерального и

,

партиям отводится роль основного участника

.

сформировать свой избирательный фонд является обязательным требованием любой избира-, -

ем пропорциональной избирательной системы. Соблюдение принципов равных подходов к финансовому обеспечению выборов лежит в основе мер юридической ответственности, установленной за нарушения предусмотренного порядка формирования и расходования средств избирательных фондов политических партий.

Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 185-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» была восстановлена обязанность политических партий ежегодно представлять сводный финансовый отчет, что имеет безусловной целью повышение прозрачности финансирования политических партий и придание положительного импульса борьбе с

электоральной коррупцией.

, -

мую финансовую поддержку партиям по итогам ,

организационно-технических мер, связанных с их проведением [18, с. 30-31]. В этой связи представляется обоснованным установление мер государственного контроля за соблюдением пар-

тиями условий финансирования соответствующей избирательной кампании.

Понятие и виды ответственности за нарушение порядка финансирования избирательных кампаний политических партий являются довольно широко дискутируемыми вопросами.

Ф.А. Жестоковская отмечает, что «ответственность за правонарушения в сфере выборов и референдумов состоит из четырех самостоятельных субинститутов: конституционной (специальной), административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности, каждый вид ответственности отличается собственной спецификой: особенностями состава правонарушения, мерами ответственности (санкциями) и процессуальной формой реализации» [7, с. 128].

Другой точки зрения придерживаются ЮЛ. Дмитриев, В.Б. Исраелян, С.Ю. Чудина, которые выделяют три вида ответственности за нарушение из:

по избирательному праву, административную ответственность и уголовную ответственность, а ответственность по избирательному праву относят к - -

сги [6, с. 512].

С принятием Конституции Российской Федерации тема конституционно-правовой ответственности является предметом систематических исследований в теории конституционного права, однако существующие мнения относительно

[3,

с. 102]. Так, по мнению Н.В. Витрука, «конституционной либо конституционно-уставной ответственностью можно считать ту, которая непосредственно предусмотрена Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации и другими источниками конституционного права» [5, с. 73].

. . , ответственность можно рассматривать в узком и в широком смысле слова. В узком смысле это отдельный вид ретроспективной юридической ответственности, такой же, как уголовная, административная и т.д.; в широком смысле - вообще любая ретроспективная юридическая ответственность, те., по его мнению, возможен двух-аспектный вариант определения конституционной ответственности [14, с. 14].

Глубокому анализу конституционно-правовая

ответственность подвергнута в статье Г.А. Тро-« -

ответственности как отраслевого вида юридиче-».

она приходит к выводу, что конституционно правовая ответственность - это «самостоятельный вид юридической ответственности, наступает за виновное нарушение норм конституционного права обладающими индивидуальным самовыражением и волеизъявлением субъектами кон-

причинения ими вреда как имущественного, так и неимущественного характера, материального или нематериального типа и влечет применение

со стороны государства или населения (его ) -

го управления в законно установленном процессуальном порядке мер ответственности в целях защиты конституционно охраняемых объектов» [16, с. 3-8].

Относительно конституционной ответственности за

правонарушения, связанные с проведением выбо-

,

науке, до сих пор ведется спор на страницах научной печати о существовании таковой. В данном случае мы будем придерживаться точки зрения, . . -ных, которые предлагает определить ответственность в избирательном праве как: «конституционно-правовую ответственность участников выборов, являющуюся разновидностью конституционно-правовой ответственности» [13, с. 27].

Проанализировав ряд источников, мы приходим к выводу о том, что конституционно-правовая ответственность за нарушение порядка финансирования избирательной кампании применяется согласно нормам Конституции Российской Федерации, нормам федерального и регионального законодательства к субъектам права, со- .

Под ответственностью за деликтную деятельность в отношении норм электоральных законов можно понимать обязанность правонарушителя претерпевать неблагоприятные для него последствия в виде наказания, выражающегося в определенном спектре мер правоограничитель-

( ), -

альными юрисдикциями [15, с. 58-59].

Законодательство о выборах предусматривает за совершение финансовых нарушений в ходе

проведения избирательной кампании несколько

:

( ), -( ), -

тов выборов недействительными. А.Е. Помазан-ский указывает, что «огобенностями данных мер ответственности выступает то, что они распространяются только на кандидатов и избирательные объединения и заключаются в наступлении для них неблагоприятных последствий (гак обладателей пассивного избирательного права)» [12, . 40].

С расширением пропорциональной основы проведения выборов всех уровней и предоставлением более широких прав по финансовому обеспечению

предвыборной кампании структурным подразделе, -

, -

ственности партии за те нарушения, которые могут быть допущены ее региональными отделениями в процессе их собственной деятельности.

За наиболее общественно опасные деяния в сфере финансового обеспечения избирательных кампаний политических партий установлена уголовно-правовая ответственность. Отдельная статья за нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата была введена в Уголовный кодекс Российской Федерации

2003 , 10

Конституции Российской Федерации. Уголовный кодекс Российской Федерации определяет преступление как виновно совершенное общественно , -

дательством под угрозой наказания. Преступле-- - , -

ет в себя как действие, так и бездействие.

Как отмечает Н.Ю. Турищева, предусмотренная

Конституцией РФ социальная солидарность и от,

основа, которая позволяет формулировать кон- -

низации и проведения выборов. Наряду с другими важными составляющими организации выборов под охрану уголовного закона законодателем поставлены, в том числе, нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата,

, -

пы по проведению референдума [17, с. 114].

Обоснованным представляется вывод Е.Л. Логинова, который, анализируя материалы судебно-, -

ления в данной сфере разделить на следующие

:

1) , -

ченных преступным путем, для финансирования

;

2) -но благоприятных возможностей, позволяющих

им заработать или высвободить часть средств на процесс финансирования выборов;

3) ,

выборные мероприятия через систему незаконных финансовых операций;

4) -сировании или иной поддержке выборов, осуществляемое вышестоящими чиновниками или иными представителями власти [11, с. 13].

Однако на сегодняшний день законодателю не удалось построить логичную, четко сформулиро-

. 141.1 -

ловного кодекса Российской Федерации. По справедливому замечанию Г.Н. Шевченко, дис-141.1

самых объемных и перегруженных в действую-

[20, . 27].

В результате проведенного исследования можно сделать вывод о том, что отсутствие в нормах уголовного закона основных признаков преступления является причиной существующей соревновательности положений административного и уголовного законодательства в сфере обеспечения избирательных прав граждан. Как обоснованно отмечается в юридической литературе, система квалифицирующих признаков преступлений против избирательных прав требует даль,

четкой фиксации в диспозиции норм криминооб-разующих признаков [10, с. 120].

Как следует из теории административного права, наличие состава административного правонарушения в том или ином деянии является единственным основанием наступления административной ответственности за его совершение [1, с. 499].

По мнению ИИ. Виста, «исходя из существую, -

Литература:

1. Бахрах Д.Н. Административное право : учебник для вузов / ЯН. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. М. : Норма, 2004.

2. . . -дательства и практики привлечения к уголовной ответственности за нарушение порядка финан-

//

Самарского государственного университета. 2013. № 8/1.

3. . . - -ветственность: системное исследование : Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005.

4. . .

некоторых видов юридической ответственности за

нарушение норм избирательного права / Круглый «

нарушение норм избирательного права в совре-

» //

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Омского университета. Серия «Право». 2015. № 1.

ния по поводу применения законодателем наиболее мягкого наказания в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей для физических лиц (5. 20) и слишком строгого наказания в размере от трехсот тысяч до одного миллиона рублей для юридических лиц (5.18)» [4, с. 249].

В соответствии с Федеральным законом «О политических партиях», если пожертвование поступило

, ,

без указания необходимых реквизитов при его перечислении, а также если перечисление пожертвования повлечет за собой превышение максималь-

,

и юридические лица могут его осуществлять, то в этом случае по закону политическая партия или ее региональное отделение в течение месяца со дня получения такого пожертвования (либо со дня получения информации о его неправомерности) обязано вернуть такое пожертвование жертвователю либо, если это невозможно, перечислить его в доход федерального бюджета. Если политическая партия нарушит данный срок, то в этом случае также имеет место состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 5.67 КоАП РФ, штраф за который варьируется от 100 000 до 300 000 руб.

Обращает на себя внимание отсутствие единого законодательного акта о порядке финансирования выборов и референдума, хотя за его принятие неоднократно ратовали многие теоретики . -нансировании, разбросанные по многим законам, не создают целостной характеристики важнейшего института избирательного права. Проблема финансового обеспечения избирательных кампаний политических партий, а также ответственности за финансовые нарушения, допускаемые при проведении выборов, в условиях очередного реформирования избирательного законодательства в Российской Федерации требует своего дальнейшего разрешения.

Literature:

1. Bakhrakh D.N. Administrative law : a textbook for universities / D.N. Bakhrakh, B.V. Rossinsky, Yu.N. Starilov. Moscow : Norma, 2004.

2. Bobrova N.A. On the improvement of legislation and practice of bringing to criminal responsibility for violation of the procedure for financing the election campaign // Bulletin of the Samara State University. 2013. № 8/1.

3. Vinogradov V.A. Konstitutsionno-legal responsibility: system research : dis .... kand. Dr. jurid. sciences. M., 2005.

4. Whist I.I. Problem aspects of the implementation of some types of legal responsibility for violating the norms of the electoral right / Round table «Problems of criminal responsibility for violating the norms of the electoral right in the modern political period of development» // Bulletin of Omsk University. The series «Right». 2015. № 1.

5. Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности. М. : Норма, 2009.

6. Дмитриев ЮЛ. Избирательное право и процесс в Российской Федерации / Ю.А. Дмитриев,

B.Б. Исраелян, С.Ю. Чудина. Иркутск, 2001.

7. Жестовская ФА. Конституционно-правовая

ответственность в сфере выборов и референду-// , . 2011. № 1.

8. Колосова Н.М. Конституционная ответственность в РФ : Монография. М., 2000.

9. . . - -ветственность в российском конституционном

// -ва. 2016. № 6.

10. Кузнецов Н.Ф. Проблемы квалификации пре-

. ., 2007.

11. . . -сирования выборов // Закон и право. 2004. № 4.

12. Помазанекий А.Е. Ответственность за нарушение порядка финансирования избирательной

// -

нал российского права. 2007. № 2.

13. Рымарев ДС. Необходимость учета вины лица при применении отказа в регистрации или отмены регистрации кандидата (списка кандидатов) с учетом правовых позиций Конституционно//

юридический журнал. 2014. № 4 (58).

14. Скифский Ф.С. Ответственность за конституционные правонарушения: научное издание. Тюмень, 1998.

15. Табиханов АД. Проблемы ответственности за

//

. 2000. 1.

16. Трофимова ГА. Понятие конституционно-правовой ответственности как отраслевого вида

// -ное и муниципальное право. 2016. № 7.

17. Турищева НЮ. Конституционный принцип равенства как основа уголовно-правовой охраны избирательных прав и права на участие в референдуме // Государство и право. 2013. № 1.

C. 113-119.

18. Турищева НЮ. Правовое регулирование

// -

во. 2016. № 8. С. 29-39.

19. Турищева НЮ. Пропорционализация рос-

: -

// -во. 2012. № 4. С. 46-50.

20. . . -избирательных прав граждан : Автореф. дис. ...

. . . - - , 2006.

5. Vitruk N. V. General theory of legal responsibility. Moscow : Norma, 2009.

6. Dmitriev Yu.A. The election law and process in the Russian Federation / Yu.A. Dmitriev, V.B. Is-raelyan, S.Yu. Chudina. Irkutsk, 2001.

7. Zhestova F.A. Constitutional legal responsibility in the sphere of elections and referendums // Bulletin of Economics, Law and Sociology. 2011. № 1.

8. Kolosova N.M. Constitutional responsibility in the Russian Federation : Monograph. M., 2000.

9. Kondrashev A.A. Selective-legal responsibility in the Russian constitutional law // Actual problems of the Russian law. 2016. № 6.

10. Kuznetsov N.F. Problems of qualification of crimes. M., 2007.

11. Loginov E.L. Criminal problems of election financing // Law and Law. 2004. № 4.

12. Pomazansky A.E. Responsibility for violation of the procedure for financing the election campaign in the legislation on elections // Journal of Russian Law. 2007. 2.

13. Rymarev D.S. The need to take into account the guilt of a person when applying for refusal to register or cancel the registration of a candidate (list of candidates), taking into account the legal positions of the Constitutional Court of the Russian Federation // Academic Law Journal. 2014. № 4 (58).

14. Scythian F.S. Responsibility for constitutional offenses: a scientific publication. Tyumen, 1998.

15. Tabikhanov A.D. Problems of responsibility for violation of electoral legislation // Academic Law Journal. 2000. 1.

16. Trofimova G.A. The concept of constitutional and legal responsibility as an industry type of legal responsibility // Constitutional and municipal law. 2016. 7.

17. Turischeva N.Yu. The constitutional principle of equality as a basis for criminal and legal protection of electoral rights and the right to participate in a r eferendum // State and Law. 2013. № 1. P. 113-119.

18. Turischeva N.Yu. Legal regulation of party participation in elections // State and Law. 2016. № 8. P. 29-39.

19. Turischeva N.Yu. Proportionalization of Russian elections: general directions and features // Constitutional and municipal law. 2012. № 4. P. 46-50.

20. Shevchenko G.N. Criminal legal protection of citizens' electoral rights : Author's abstract. dis. ... cand. jurid. sciences. Rostov-on-Don, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.