Провоторов Роман Анатольевич
Кубанский государственный университет (e-mail: [email protected])
Развитие института ответственности за нарушение избирательных прав:
исторический аспект
В статье рассматривается становление института юридической ответственности в нашей стране с времен Древней Руси, его зависимость от политической и экономической ситуации, развитие законодательного закрепления норм, призванных защитить избирательные правоотношения.
Ключевые слова: выборы, юридическая ответственность, избирательные права, нарушение, история.
R.A. Provotorov, Kuban State University; e-mail: [email protected]
Development of the institution of responsibility for violation of electoral rights: the historical aspect
The article considers the establishment of the institution of legal responsibility in our country since the times of Ancient Rus, its dependence on the political and economic situation, the development of legislative consolidation of norms designed to protect electoral relations.
Key words: election, legal liability, electoral rights, violation, history
Несмотря на интенсивность исследования различных аспектов юридической ответственности как общетеоретической категории и наличие обширного научного материала по данной проблеме, в юридической доктрине она в полной мере еще не оформилась. Наиболее общее определение понятию «юридическая ответственность», по нашему мнению, дано Р.А. Ромашовым, предложившим под термином «юридическая ответственность» понимать форму правового воздействия, связанную с возложением на субъектов права обязанности претерпевать определенные лишения (неблагоприятные последствия), предусмотренные санкциями юридических норм и обеспеченные мерами государственного принуждения [1, с. 210].
Не менее важным является определение понятия юридической ответственности на отраслевом уровне, где также сохраняются проблемы дискуссионности рассматриваемой категории.
В теории избирательного права в зависимости от отраслевого признака принято выделять конституционно-правовую, уголовно-правовую, административно-правовую, гражданско-правовую, дисциплинарную ответственность [2, с. 385]. Эти виды юридической ответственности в рамках избирательного права объединены в межотраслевой институт.
Сегодня в юридической литературе все чаще поднимается вопрос о развитии видового спектра юридической ответственности за изби-
рательные правонарушения путем включения в указанный выше перечень дисциплинарной, гражданско-правовой, процессуальной и международно-правовой ответственности [3, с. 32].
В зависимости от избранной государством правовой политики в разные временные промежутки превалирует один или несколько видов ответственности за нарушение избирательных прав.
Для выработки современной конструкции института юридической ответственности за нарушение избирательных прав необходимо, в первую очередь, обратиться к изучению исто-рико-правовой эволюции юридических норм, которые сегодня образуют рассматриваемый нами правовой институт.
Изучая историю избирательных отношений в России, исследователи приходят к выводу о том, что самой яркой и характерной формой голосования в Древней Руси являлось вечевое собрание, на вече зародились первые выборные традиции, формировались и развивались основы представительной и непредставительной демократии [4]. Первым проявлением ответственности стало право вече о немедленном смещении выборных лиц - посадников, тысяцких, архиепископов и др. - и его наказании в случае грубого нарушения общинных прав и обычаев.
С момента появления «земских соборов» в Древней Руси произошел следующий виток развития избирательного права. «...Сегодня словосочетание "земский собор" ассоциирует-
199
ся с выборностью и представлением интересов местного населения, отчего логически соединяется с образом собрания» [5, с. 198].
Во второй половине XVII в. в России происходит усиление самодержавия, в связи с этим роль института выборов сокращается. Возрождение его происходит с новым витком становления российской государственности в XVIII в., когда российские монархи-реформаторы - Петр I и Екатерина II, осуществляя политику преобразований и усовершенствование правовой системы, неизменно пытались применять элементы выборности при решении различных вопросов государственного управления. Однако определенный вид юридической ответственности не был еще четко сформирован, а за нарушения избирательных процедур наказание налагалось «под страхом государева гнева» [6, с. 160].
Уголовная ответственность впервые на законодательном уровне была введена в 1845 г. с принятием Уложения о наказаниях уголовных и исправительных, специальный раздел которого «О нарушениях правил, установленных для выборов и других собраний дворянских, городских и сельских» содержал ряд составов преступлений, посвященных охране избирательных прав [7, с. 168]. Так, уголовному преследованию подвергались лица, которые при проведении выборов склоняли к поданию голоса в свою пользу или в пользу или против другого лица; уголовная ответственность устанавливалась за подкуп, подарки, обещания или угрозы, незаконное участие в выборах или незаконное лишение участия в выборах.
К концу XIX в. в России не смогли сформироваться верховные представительные органы власти, «способные если не ограничивать права самодержца, то, по крайней мере, вести с ним диалог. Пожалуй, только дворянское самоуправление представляло собой авторитетный и влиятельный инструмент государственного устройства» [8].
Необходимо отметить, что «институт выборов в дореволюционной России проявил себя скорее не как элемент нарождающегося российского парламентаризма и конституционализма, но как своеобразный "индикатор" соответствующих тенденций развития общества» [9, с. 10].
Новый этап в развитии института выборов в России отмечен таким важным историко-пра-вовым документом, как Положение о выборах в Учредительное Собрание [10, с. 538]. Манифест «Об учреждении Государственной думы», а также «Учреждение Государственной думы» и «Положение о выборах в Государствен-
ную думу» сформировали и легитимировали двухпалатную систему отечественного законосовещательного учреждения.
8 марта 1906 г. был издан именной высочайший Указ «О временных правилах об ограждении свободы и правильности предстоящих выборов в Государственный совет и Государственную думу, а также о беспрепятственной деятельности сих установлений», который дополнил указанный в Уложении перечень преступлений положением об уголовной ответственности за действия, нарушающие предусмотренные правила подготовки и проведения выборов [11].
В городах избирателям каждого избирательного участка предоставлялось в течение месяца до срока, назначенного для выборов, право образовывать для совещания о лицах, достойных быть избранными, особые подготовительные собрания. О времени и месте таких собраний избиратели должны были сообщить начальнику местной полиции, который мог назначить для присутствия в собрании одного из подведомственных ему чинов. По требованию представителя полиции собрание должно было быть немедленно закрыто [12].
Как отмечается в юридической литературе, многие идеи, заложенные в статьях Уложения, посвященных охране избирательных прав, были восприняты современным российским законодателем и нашли отражение в нормах Уголовного кодекса 1996 г. [13, с. 30].
Юридической основой регулирования советского института выборов стала Конституция (Основной закон) РСФСР, принятая V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г. Она закрепила такой вариант института выборов, который обеспечивал политическое лидерство большевиков в высшем органе представительной власти страны. «С этой целью конституционно закреплялось политическое неравенство различных социальных групп путем предоставления более высокой нормы представительства рабочему классу» [14, с. 304]. Конституция РСФСР 1918 г. отменила характерные для избирательных систем многих стран того периода имущественный, половой цензы, ценз оседлости, гражданства и др. В этом смысле избирательное право советской России было более прогрессивным по сравнению с законодательством большинства стран, однако оно сохраняло запреты для больших социальных групп не на основании индивидуальной ответственности представителей данных групп (например, совершение преступления), а лишь на основании классовой принадлежности, т.е. принадлежности к политически понимаемой категории «трудящихся».
200
Принципы советской избирательной системы в Конституции 1918 г. не устанавливались, они в соответствии со ст. 66 и 70 Основного Закона вводились избирательными инструкциями, принимаемыми ВЦИК. Глава 15 «О проверке и отмене выборов и об отзыве депутатов» устанавливала, что в случае неправильности выборов в целом вопрос об отмене выборов разрешается высшим по порядку органом советской власти, последней инстанцией по кассации советских выборов является Всероссийский центральный исполнительный комитет Советов, избиратели, пославшие в Совет депутата, имеют право во всякое время отозвать его и произвести новые выборы согласно общему положению. Единственной статьей, устанавливающей уголовную ответственность за нарушение избирательных прав, стала ст. 104 Уголовного кодекса РСФСР, которая предусматривала ответственность за участие в выборах лица, не имеющего на то законного права.
С принятием Уголовного кодекса РСФСР 1926 г. кардинально ситуация не изменилась, единственным дополнением стало введение ст. 91.1, которая предусматривала ответственность за воспрепятствование со стороны нанимателя в сельских местностях осуществлению лицами наемного труда принадлежащих им избирательных прав.
Одним из основных новшеств Конституции СССР 1936 г. стало введение всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а также ликвидация института лишения избирательных прав на основе социального статуса граждан. Специфика законодательства того времени заключается в том, что уголовная ответственность регламентировалась не только Уголовным кодексом, но и принятым в 1937 г. Положением о выборах в Верховный Совет СССР. Этим положением была введена уголовная ответственность за воспрепятствование гражданину СССР в свободном осуществлении его права избирать и быть избранным в Верховный Совет СССР, а также уголовная ответственность за подделку избирательных документов или заведомо неправильный подсчет голосов.
Существенные преобразования произошли с принятием в 1960 г. Уголовного кодекса РСФСР, в котором гл. IV была посвящена преступлениям против политических и трудовых прав граждан и содержала две статьи, посвященные охране избирательных правоотношений. Статьи 132 и 133 гласили, что «воспрепятствование путем насилия, обмана, угроз или подкупа осуществлению гражданином СССР
избирательного права наказывается лишением свободы на срок до двух лет или исправительными работами на срок до одного года; подлог избирательных документов или заведомо неправильный подсчет голосов, а равно нарушение тайны голосования, совершенные членом избирательной комиссии или другим должностным лицом, наказываются лишением свободы на срок до трех лет или исправительными работами на срок до одного года».
Принятие Конституции 1977 г. не было обусловлено какими-либо принципиальными переменами в государственном и политическом устройстве Советского Союза, поэтому избирательная система не претерпела существенных изменений.
Наиболее значимые изменения стали происходить в момент нестабильной политической обстановки, возникшей на рубеже 1990-х гг. в России. Начались они с принятием Положения о выборах депутатов Государственной Думы и Положения о выборах депутатов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в сентябре и октябре 1993 г. соответственно, а также принятием Закона от 16 октября 1990 г. «О референдуме РСФСР» и Закона «О выборе Президента РСФСР». В соответствии с Законом РСФСР от 16 октября 1990 г. «О внесении дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс об административных правонарушениях РСФСР» уголовное законодательство дополнялось статьей об уголовной ответственности за нарушения законодательства о референдуме.
Проведенный нами анализ не претендует на всесторонний и исчерпывающий характер, но вместе с тем убедительно показывает, что развитие отечественного законодательства, посвященного защите избирательных правоотношений, носило эволюционный характер, связанный с выделением общей нормы (воспрепятствование осуществлению избирательных прав) и специальных норм, посвященных отдельным особо распространенным деяниям, посягающим на установленный порядок подготовки и проведения выборов [15, с. 568].
Юридическая ответственность за правонарушения избирательных прав получила дальнейшее развитие с момента принятия Конституции РФ в 1993 г., а также в период с 1994 г. по 1995 г. с принятием законодательных актов «Об основных гарантиях избирательных прав граждан», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и др., которые предусматривали наличие бланкетных норм в отраслях административного и уголовного права.
201
1. Ромашов Р. А. Теория государства и права. СПб., 2009.
2. Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. М., 2001.
3. Избирательное право: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030501 «Юриспруденция» / под ред. К. К. Гасанова, А. С. Прудникова, В.А. Виноградова. М., 2010.
4. Турищева Н.Ю. Преступления против избирательных прав и права на участие в референдуме. СПб., 2010.
5. Чупилкина А.Ф. Земские соборы - предыстория российского парламентаризма? // Рос. юрид. журн. 2017. № 1.
6. Люблинский П. И. Преступления против избирательного права. СПб., 1906.
7. Российское законодательство Х-ХХ веков: в 9 т. Т. 6: Законодательство первой половины XIX века. М., 1998.
8. Красильников С. В. Формирование органов местного самоуправления и система выборов в Российской империи в XVIII веке // История государства и права. 2008. № 8.
9. Воробьева В.Ю. Институт выборов представительных органов власти в России XX - начала XXI в.: историко-правовой аспект: дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2004.
10. Положение о выборах в Государственную думу от 6 авг. 1905 г. // Институт выборов в истории России. Источники, свидетельства современников. Взгляды исследователейXIX-начала XX вв. М., 2001.
11. Именной Высочайший указ, данный Сенату «О временных правилах об ограждении свободы и правильности предстоящих выборов в Государственный совет и Государственную Думу, а также беспрепятственной деятельности сих установлений» от 8 марта 1906 г.
12. Евстратов А.М., Ивкова А. В. Предвыборная агитация на выборах в Государственную Думу Российской империи // История государства и права. 2007. № 11.
13. Турищева Н.Ю. Развитие ответственности за преступления против избирательных прав по дореволюционному уголовному законодательству России // История государства и права. 2008. № 7. С. 28-30.
14. Линейцева К. С. Развитие избирательного законодательства как основа изменения уровня правовой культуры электората России // Теория и практика общественного развития. 2013. № 2.
15. Турищева Н.Ю. Ответственность за нарушения избирательных прав по советскому уголовному законодательству // Научные труды / Российская Академия юридических наук. Вып. 7: в 2 т. М., 2007. Т. 2. С. 563-569.
1. Romashov R.A. Theory of state and law. St. Petersburg, 2009.
2. Kutafin O.E. The subject of constitutional law. Moscow, 2001.
3. The Suffrage: study aid for university students studying in specialty 030501 «Jurisprudence» /ed. by K.K. Gasanov, A.S. Prudnikov, V.A. Vinogradov. Moscow, 2010.
4. Turischeva N.Yu. Crimes against electoral rights and the right to participate in a referendum. St. Petersburg, 2010.
5. Chupilkina A.F. Zemsky Sobors - the background of Russian parliamentarism? // Russian law journal. 2017. №. 1.
6. Lublinsky P.I. Crimes against the suffrage. St. Petersburg, 1906.
7. Russian legislation of the X-XX centuries: in 9 vol. Vol. 6: Legislation of the first half of the XIX century. Moscow, 1998.
8. Krasilnikov S. V. Formation of local self-government bodies and the system of elections in the Russian Empire in the XVIII century // History of state and law. 2008. №. 8.
9. Vorobyeva V.Yu. Institute of elections of representative authorities in Russia of the XX- early XXI century: historical and legal aspect: diss. ... Candidate of Law. St. Petersburg, 2004.
10. Regulations on elections to the State Duma d.d. Aug. 6, 1905 // Institute of elections in the history of Russia. Sources, evidence of contemporaries. The views of researchers XIX -early XX centuries. Moscow, 2001.
11. Nominal Highest Decree given to the Senate «On provisional rules on the protection of freedom and the correctness of forthcoming elections to the State Council and the State Duma, and the unhindered operation of these institutions» d.d. March 8, 1906.
12. Evstratov A.M., Ivkova A.V. Pre-election campaigning in the elections to the State Duma of the Russian Empire // History of state and law. 2007. №. 11.
13. Turischeva N.Yu. Development of responsibility for crimes against electoral rights under the prerevolutionary criminal legislation of Russia // History of state and law. 2008. №. 7. P. 28-30.
14. Lineytseva K.S. Development of electoral legislation as the basis for changing the level of the legal culture of the Russian electorate // Theory and practice of social development. 2013. №. 2.
15. Turischeva N.Yu. Responsibility for violations of electoral rights under Soviet criminal law // Scientific works / Russian Academy of Juridical Sciences. Iss. 7: in 2 vol. Moscow, 2007. Vol. 2. P. 563-569.
202