Научная статья на тему 'ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ ПРАВУ ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПРИ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗОВ'

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ ПРАВУ ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПРИ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
автомобильная перевозка груза / ответственность / конвенция / перевозчик / невыполнение обязательств / возмещение ущерба / road freight / liability / convention / carrier / non-fulfillment of obligations / compensation for damage

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — М В. Зубакина, Л А. Чердакова

В статье рассматривается проблема просрочки поставки груза автомобильным транспортом в современных реалиях, а также ответственность лица за данную просрочку. Целью работы является исследование причин просрочек доставки товара, а также ответственности за такие нарушения, и порядок освобождения от данной ответственности. В статье будут выявлены основные задачи и особенностей применения Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов, а также будет проведен анализ нормативно-правовой базы, регулирующий институт автомобильной перевозки груза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — М В. Зубакина, Л А. Чердакова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIABILITY UNDER INTERNATIONAL LAW FOR NON-FULFILLMENT OF OBLIGATIONS DURING THE CARRIAGE OF GOODS BY ROAD

The article identifies the problem of late delivery of goods by road in modern realities, as well as the responsibility of a person for this delay. The purpose of the article is to study the causes of delays in the delivery of goods, as well as responsibility for such violations, and the procedure for exemption from this responsibility, The article will identify the main tasks and features of the application of the Convention on the Contract for the International Carriage of Goods by Road, as well as an analysis of the regulatory framework governing the institute of automobile cargo transportation.

Текст научной работы на тему «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ ПРАВУ ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПРИ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗОВ»

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ ПРАВУ ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПРИ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗОВ

М.В. Зубакина, магистрант

Научный руководитель: Л.А. Чердакова, канд. юрид. наук, доцент

Восточно-Сибирский филиал Российского государственного университета правосудия

(Россия, г. Иркутск)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-9-2-166-169

Аннотация. В статье рассматривается проблема просрочки поставки груза автомобильным транспортом в современных реалиях, а также ответственность лица за данную просрочку. Целью работы является исследование причин просрочек доставки товара, а также ответственности за такие нарушения, и порядок освобождения от данной ответственности. В статье будут выявлены основные задачи и особенностей применения Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов, а также будет проведен анализ нормативно-правовой базы, регулирующий институт автомобильной перевозки груза.

Ключевые слова: автомобильная перевозка груза, ответственность, конвенция, перевозчик, невыполнение обязательств, возмещение ущерба.

Под международной автомобильной перевозкой грузов (далее по тексту МАШ ) следует понимать процесс организации перевозки грузов, посредством использования автомобилей, который реализуется на основании международного договора, при условии, что пункт отправления находится на территории одного государства, а пункт назначения - на территории другого [1]. При выполнении МАПГ, согласно Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов, перевозчик несет ответственность за полную или частичную потерю груза или за его повреждение, произошедшее в промежуток времени между принятием груза к перевозке и его сдачей, а также за опоздание доставки.

Согласно статье 19 Конвенции, признается, что имела место просрочка, если груз не был доставлен в оговоренный срок или, при отсутствии оговоренного срока, если с учетом обстоятельств, в которых перевозка производилась, а в частности, при частичной погрузке, с учетом времени, необходимого для составления полной партии в нормальных условиях, фактическая продолжительность перевозки превышает время, необходимое при обычных условиях для выполнения перевозки добросовестным перевозчиком.

Если груз не был доставлен в течение 30 дней с момента установленного срока доставки, то он считается потерянным. В случае, если данный срок поставки не был определен условиями соглашения, то в течение 60 дней со дня принятия груза перевозчиком. В случае, если сторонами не был согласован срок доставки является сложным, так как требуется определение возможной доставки груза, в случае если перевозчиком были соблюдены основные условия и порядок осуществления доставки.

При невыполнении обязательств по договору в отдельных случаях устанавливаются основания для освобождения перевозчика от ответственности. На законодательном уровне устанавливаются отдельные особенности, связанные с основанием для освобождения ответственности. Освобождение от ответственности возможно исключительно, при условии, что со стороны перевозчика отсутствует вина в действиях, а также вынужденная задержка или повреждение было связано с дефектом груза или обстоятельствам, которые перевозчик не мог избежать, или предотвратить [2].

Перевозчик не имеет право требовать сложения с себя ответственности, вслед-

ствие дефекта транспортного средства, которое им используется при осуществлении перевозка транспортного средства, а также не может ссылаться на вину лица, у которого было взято транспортное средство в аренду для осуществления перевозки груза.

Кроме того, перевозчик освобождается от ответственности, в случае если потери были связаны следствием наличия особого риска, который напрямую связаны с особенностями обстоятельств осуществления перевозки. К данным обстоятельства следует относить:

1) использование открытых или неукрытых транспортных средств. В данном случае приоритетным является то, что отправитель должен быть уведомлен об использовании данного вида транспортного средства;

2) отсутствие или повреждение упаковки грузов, по своей природе подверженных порче и повреждению без упаковки или при неудовлетворительной упаковке их. Отправитель должен обеспечить самостоятельно упаковку груза с учетом его особенностей и обеспечения сохранности продукции. В данном случае исключительно отправитель отвечает за обеспечение упаковки товара в соответствии с правилами безопасности;

3) перемещение, погрузку, размещение или выгрузку груза отправителем или получателем, или лицами, действующими от имени отправителя или грузополучателя. Риски повреждения несет отправитель и иные лица, которые осуществляют соответствующие действия в отношении груза;

4) природу некоторых грузов, подверженных из-за этих свойств, обусловленных их природой, полной или частичной гибели или повреждению, в частности, подверженных поломке, ржавению, внезапному гниению, усушке, утечке, нормальной потере или нападению паразитов и грызунов;

5) недостаточность или неудовлетворительность маркировки, или нумерации грузовых мест. Определение обязательности маркировки для отдельных категорий товаров устанавливается на законодательном уровне. Маркировка позволяет иден-

тифицировать товар с учетом уровня безопасности, ограничений относительно использования и иных связанных с этим требований для обеспечения сохранности и целостности;

6) перевозку животных. Животные относятся к отдельным видам объектам перевозки. Определение особых условий относительно их перевозки и обеспечения сохранности устанавливаются договором.

В данных случаях перевозчик не несет ответственность за недостачу груза, что определяется обстоятельствами связанных с возникновением ущерба. При этом ответственность на перевозчика не назначается исключительно при условии, что им соблюдены условия и требования связанные с организацией перевозки товара на условиях и в порядке, установленном законодательством, а также соглашением.

На перевозчике лежат обязанности по доказыванию, что потеря груза, его повреждение вызваны определенными обстоятельствами. Как, например, в Решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 17 марта 2020 г. по делу № А39-1894/2019 были представлены доказательства относительно проведения экспертизы и создания условий для обеспечения сохранности груза, но вследствие непреодолимых обстоятельств это было невозможно [3].

Перевозчик должен доказать факт, что им были предприняты все необходимые меры, связанные с учетом отдельных обстоятельств и специальных инструкций по осуществлению транспортировки грузов. Учет данных обстоятельств и соблюдение соответствующих ограничений составляет основу для урегулирования процесса обеспечения перевозки грузов. В Решении Арбитражного суда города Москвы от 18 октября 2023 г. по делу № А40-92070/2023 перевозчик представил все необходимые доказательства относительно реализации ограничений относительно перевозки груза, результаты подтверждены экспертизой [4].

Наряду с вышеуказанным, стоит отметить, что отправитель также несет обязанности по договору. Отправитель обязан при передаче перевозчику опасные грузы,

он должен указать особенности его характеристик и опасности груза. Данные сведения должны быть включены в накладную или соглашение. При этом при определении вины перевозчика требуется доказать факт наличия и представления ему сведений относительно особенностей осуществления перевозки груза и необходимости их соблюдения.

Если перевозчик не был уведомлен относительно соблюдения условий по перевозки опасных грузом, им могут быть в любой момент и в любом месте выгружен, а также уничтожен без возмещения убытков, связанных с этим. Кроме того, отправитель может быть привлечен к ответственности за осуществление расходов и убытков, вызванных передачей данного вида груза без соблюдения установленного порядка уведомления относительно его характеристик. Так, в рамках Решения Арбитражного суда города Москвы от 26 октября 2023 г. по делу № А40-106749/2023 суд пришел к выводу, относительно не представления отправителем необходимых документов относительно категории опасности грузов [5].

Если вина перевозчика в невыполнении обязательств по договору доказана, то он обязан возместить ущерб, который связан с полной или частичной утратой груза, размер возмещения определяется на основании стоимости груза в месте и во время его принятия. Стоимость груза также определяется на основе биржевой котировки или при ее отсутствии с учетом рыночной цены, а при отсутствии данных показателей - на основании обычной стоимости товаров аналогичного рода и качества.

Также подлежат возмещению:

1) затраты на осуществление перевозки;

2) затраты непосредственно на выплату таможенных пошлин и обязательных сборов;

3) иные расходы, которые связаны с осуществлением перевозки груза, полностью или частная утрата которого определила утрату также денежных средств;

4) иной убыток, в соответствии с положениями законодательства не подлежит возмещению.

Следует учитывать, что в соответствии с положениями законодательства определяются ограничения относительно максимального размера возмещения. Так, с учетом установленных требований непосредственно определяется, что максимальный размер возмещения не может превышать:

1) сумму возмещения, которая была бы в случае потери груза, при условии его повреждения и обесценивания;

2) сумму, которая причиталась бы при потере определенной части груза, которая оказалась обесцененной.

Согласно договору, может быть определена необходимость уплаты процентов на сумму, которая подлежит возмещению. Сумма процентов исчисляется с учетом пяти процентов годовых со дня передачи письменной рекламации, в случае если возмещение не последовало со дня подачи искового заявления. Возмещение ущерба определяется с учетом валюты государства, по текущему курсу с момента осуществления возмещения ущерба.

Рассмотренные аспекты позволили установить, что международным правом определяются отдельные особенности, связанные с возмещением вреда, нанесенного грузоотправителю, в случае нанесения вреда грузу или его потери. Данные положения гарантируют обеспечения надзорных мероприятий относительно сохранения целостности груза, соблюдения ограничений относительно порядка осуществления перевозки. Процесс перевозки должен осуществляться в рамках соблюдения соответствующих ограничений и требований, отклонение от которых является основанием для привлечения перевозчика к ответственности. Освобождение перевозчика от ответственности возможно исключительно при наличии определенных оснований, установленных законодательством [6].

Таким образом, на основании вышеизложенного, следует прийти к выводу, что перевозчик несет ответственность за утрату или повреждения груза в период перевозки. Меры ответственности и порядок их возмещения определяется международным правом. В данном случае приоритетным является необходимость соблюдения об-

щих условий и ограничений порядка возмещения ущерба, оснований для освобождения от нее. При этом отдельные особен-

перевозки, реализации требований, предъявляемых к возмещению ущерба, устанавливаются международным правом.

ности и условия урегулирования договора

Библиографический список

1. Нафикова А.Ф. Проблемные аспекты международных перевозок грузов и пассажиров // Интерактивная наука. - 2021. - № 5(60). - С. 120.

2. Абарышев В.А., Кожевникова А.И. Правовое регулирование договора международной перевозки автомобильным транспортом // Вестник науки. - 2022. - №6 (51). - С. 69.

3. Решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 17 марта 2020 г. по делу № А39-1894/2019// Государственная автоматизированная система Российской Федерации Правосудие: интернет-портал. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sudact.ru/arbitral/doc/jnO3ujuauQop/ (дата обращения: 01.03.2024).

4. Решение Арбитражного суда города Москвы от 18 октября 2023 г. по делу № А40-92070/2023 // Государственная автоматизированная система Российской Федерации Правосудие: интернет-портал. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sudact.ru/arbitral/doc/GwZFLMRPMyx1/ (дата обращения: 01.03.2024).

5. Решение Арбитражного суда города Москвы от 26 октября 2023 г. по делу № А40-106749/2023 // Государственная автоматизированная система Российской Федерации Правосудие: интернет-портал. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sudact.ru/arbitral/doc/ikCx1ACJ5wNt/ (дата обращения: 01.03.2024).

6. Тимофеев, С.А. Некоторые аспекты гражданского права по вопросу международных перевозок опасных грузов // Национальный вестник Республики Крым. - 2022. - № 3. -С. 165.

LIABILITY UNDER INTERNATIONAL LAW FOR NON-FULFILLMENT OF OBLIGATIONS DURING THE CARRIAGE OF GOODS BY ROAD

M.V. Zubakina, Graduate Student

Supervisor: L.A. Cherdakova, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor East Siberian Branch of the Russian State University of Justice (Russia, Irkutsk)

Abstract. The article identifies the problem of late delivery of goods by road in modern realities, as well as the responsibility of a person for this delay. The purpose of the article is to study the causes of delays in the delivery of goods, as well as responsibility for such violations, and the procedure for exemption from this responsibility, The article will identify the main tasks andfea-tures of the application of the Convention on the Contract for the International Carriage of Goods by Road, as well as an analysis of the regulatory framework governing the institute of automobile cargo transportation.

Keywords: road freight, liability, convention, carrier, non-fulfillment of obligations, compensation for damage.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.