Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА И ПАССАЖИРОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ. АЛГОРИТМ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ДОРОЖНОГО ПЕРЕВОЗЧИКА'

ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА И ПАССАЖИРОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ. АЛГОРИТМ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ДОРОЖНОГО ПЕРЕВОЗЧИКА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
290
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНОЕ ПРАВО / ПЕРЕВОЗКИ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ / АЛГОРИТМ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПЕРЕВОЗЧИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Левченко Д. С.

Цель исследования заключается в изучении специфики правоотношений, возникающих из перевозок груза и пассажиров автомобильным транспортом. В разработке понятийного аппарата данных правоотношений через определение специфики перевозки груза, пассажиров, багажа и как итог составление общего алгоритма ответственности дорожного перевозчика. Автор приходит к выводу, что перевозка грузов и пассажиров автомобильным транспортом является сложным юридическим процессом, который требует соблюдения определенных правил и законодательства. Ответственность за безопасность и сохранность грузов и пассажиров закреплена за перевозчиками, и они должны соблюдать соответствующие правила и нормы, чтобы предотвратить любой вид ущерба или потери.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF CARGO AND PASSENGER TRANSPORTATION BY ROAD. THE ALGORITHM OF RESPONSIBILITY OF THE ROAD CARRIER

The purpose of the study is to study the specifics of legal relations arising from the transportation of cargo and passengers by road. In the development of the conceptual apparatus of these legal relations through the definition of the specifics of the transportation of cargo, passengers, baggage and, as a result, the compilation of a general algorithm for the responsibility of the road carrier. The author comes to the conclusion that the transportation of goods and passengers by road is a complex legal process that requires compliance with certain rules and legislation. The responsibility for the safety and security of cargo and passengers is assigned to carriers, and they must comply with the relevant rules and regulations to prevent any kind of damage or loss.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА И ПАССАЖИРОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ. АЛГОРИТМ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ДОРОЖНОГО ПЕРЕВОЗЧИКА»

Столыпинский вестник №8/2023

Научная статья Original article УДК 347.463

ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА И ПАССАЖИРОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ. АЛГОРИТМ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ДОРОЖНОГО ПЕРЕВОЗЧИКА

FEATURES OF CARGO AND PASSENGER TRANSPORTATION BY ROAD. THE ALGORITHM OF RESPONSIBILITY OF THE ROAD CARRIER

Левченко Даниил Сергеевич, студент, Дальневосточный филиал Российского государственного университета, г. Хабаровск (Россия, г. Хабаровск , ул. Военное шоссе, д.49), dizay.doza@gmail.com

Levchenko Daniil Sergeevich, student, Far Eastern Branch of the Russian State University, Khabarovsk (49 Military Highway str., Khabarovsk, Russia), dizay.doza@gmail.com

Аннотация. Цель исследования заключается в изучении специфики правоотношений, возникающих из перевозок груза и пассажиров автомобильным транспортом. В разработке понятийного аппарата данных правоотношений через определение специфики перевозки груза, пассажиров, багажа и как итог составление общего алгоритма ответственности дорожного перевозчика. Автор приходит к выводу, что перевозка грузов и пассажиров автомобильным транспортом является сложным юридическим процессом,

Столыпинский вестник

4191

который требует соблюдения определенных правил и законодательства. Ответственность за безопасность и сохранность грузов и пассажиров закреплена за перевозчиками, и они должны соблюдать соответствующие правила и нормы, чтобы предотвратить любой вид ущерба или потери.

Annotation. The purpose of the study is to study the specifics of legal relations arising from the transportation of cargo and passengers by road. In the development of the conceptual apparatus of these legal relations through the definition of the specifics of the transportation of cargo, passengers, baggage and, as a result, the compilation of a general algorithm for the responsibility of the road carrier. The author comes to the conclusion that the transportation of goods and passengers by road is a complex legal process that requires compliance with certain rules and legislation. The responsibility for the safety and security of cargo and passengers is assigned to carriers, and they must comply with the relevant rules and regulations to prevent any kind of damage or loss.

Ключевые слова: транспортное право, перевозки автомобильным транспортом, алгоритм ответственности перевозчика.

Keywords: transport law, transportation by road, the algorithm of responsibility of the carrier.

Автомобильный транспорт - один из основных средств передвижения, который играет важнейшую роль в перевозке грузов и пассажиров. Благодаря своей гибкости, автомобили способны доставлять товары и людей в любое время суток и в любые уголки мира. Они являются надежным и удобным способом транспортировки, обеспечивая мобильность и экономическую эффективность.

Одним из самых распространенных договор перевозки грузов и пассажиров является договор перевозки автомобильным транспортом.

Перевозка грузов и пассажиров представляет собой договорное правоотношение, регламентированное нормами главы 40 ГК РФ. В силу

4192

присущих специфических черт, рассматриваемое договорное обязательство в отличие от других носит общий характер [1].

Погружаясь в Транспортное законодательство Российской Федерации, можно заметить, что есть энное количество норм, которые хаотично раскиданы по различному уровню иерархии источников права. В связи с этим считается целесообразным дать характеристику договору перевозки автомобильным транспортом и установить соответствующий алгоритм ответственности дорожного перевозчика.

Если сравнить договор перевозки автомобильным транспортом с другими видами транспорта, то можно заметить, что он нисколько не уступает соответствующей обеспеченностью нормативной базы. Основными нормативными актами следует считать: Федеральный закон №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» [2]; Гражданский кодекс Российской Федерации [3]; Федеральный закон №196 -ФЗ «О безопасности дорожного движения» [4]; Постановление Правительства Российской Федерации № 504 «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортным средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн» [5] и многие другие.

Согласно данному договору, осуществляются перевозки грузов и пассажиров в рамках соглашения лиц по конкретному вопросу с целью установления, изменения, прекращения правоотношений.

Фундаментом в данном виде перевозок следует считать главу 40 Гражданского кодекса Российской Федерации, где четко установлены общие правила для всех видов перевозок, а именно: а) перевозки автомобильным транспортом б) перевозки морским транспортом в) перевозки воздушным транспортом и многие другие виды, которые имеют соответствующую для себя специфику. Как уже отмечалось выше, особого внимания в рамках автомобильных перевозок заслуживает Устав автомобильного транспорта и

4193

городского наземного электрического транспорта, который регулирует транспортные правоотношения определяя и беря в учет специфику данного вида транспорта.

Согласно пункту 1 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации «По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату».

Сторонами выступают перевозчик и отправитель груза.

Для договора перевозки груза установлена строгая письменная форма, которая находит свою реализацию, в таком же строго определенном бланке.

Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта в статье 8 устанавливает, что заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, которую оформляют стороны. Грузоотправитель оформляет транспортную накладную для каждого получателя груза персонально. Это связано с тем, что в накладной содержится важная информация о получателе, именуемая реквизитами. Также, целью составления накладной является корректный расчет за проделанные работы автомобильным транспортом и как следствие списание груза при прибытии в точку назначения.

Также, не стоит оставлять в стороне тот факт, что договор перевозки груза возмездный и несет синаллагматический характер так как устанавливает взаимные права и взаимные обязанности сторон. Данный договор имеет срочный характер, то есть в нем отмечается срок исполнения обязанностей перевозчика по доставке груза исходя из специфика используемого для перевозки транспортного средства, куда входит его грузоподъемность, средняя скорость движения по указанному маршруту и другие. В данном случае, стороны основываются на статью 792 Гражданского кодекса Российской Федерации: «Перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами,

4194

кодексами и иными законами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок». Данная статья отсылает к пункту 1 статьи 14 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, которая гласит: «Перевозчики обязаны осуществлять доставку грузов в сроки, установленные договором перевозки груза, а в случае, если указанные сроки в договоре перевозки груза не установлены, в сроки, установленные правилами перевозок грузов». Она же по цепочке отсылает к пункту V Постановления Правительства РФ от 21.12.2020 N 2200 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации» [6]. Бывают ситуации, когда стороны по каким-либо причинам не устанавливают срок исполнения, и, тогда действует общее правило о разумном сроке.

Но, в рамках договора перевозки автотранспортом может выступать не только груз, но и пассажиры с багажом.

Статья 786 Гражданского кодекса Российской Федерации трактует: «По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа».

Перевозчик обязуется осуществить перевозку пассажира в установленный пункт назначения. В случаях, когда происходят обстоятельства непреодолимой силы, чрезвычайные происшествия или какие-либо другие обстоятельства, которые не дают произвести доставку пассажиров и багажа до точки назначения, то перевозчик обязуется предоставить другой транспорт и совершить те действия, которые бы поспособствовали исполнению его обязанностей в рамках данного договора.

Багаж или ручная кладь, сданная пассажиром, также должная быть доставлена и выдана ему, либо другому, управомоченному на получение лицу.

4195

В свою же очередь, пассажир обязан оплатить свой проезд, а при наличии багажа- его перевозку.

Существует договор осуществления перевозки, а также обеспечения перевозки.

Договор между пассажиром и перевозчиком оформляется в виде билета, а если пассажир сдает багаж, то наличие квитанции является подтверждением этого факта.

В билете должны быть указаны основные условия перевозки, которые являются существенными для договора. Однако, сам билет не является формой договора.

Договор между пассажиром и перевозчиком является консенсуальным, возмездным, двусторонним и относится к договорам присоединения. Он также обладает признаками публичности и заключается в рамках использования транспорта общего пользования.

Перевозчик обязан соблюдать законодательство в области транспортировки грузов и безопасности дорожного движения.

На основе вышеизложенного возможно сконструировать корректный алгоритм ответственности дорожного перевозчика: 1) Заключение договора перевозки. Дорожный перевозчик и грузоотправитель должны заключить письменный договор перевозки, в котором определены условия перевозки, включая маршрут, сроки, стоимость, условия обязательств и ответственности сторон. 2) Загрузка груза. Дорожный перевозчик должен принять груз для перевозки и осуществить его загрузку в соответствии с договором перевозки и применимыми правилами и нормативами. 3) Осуществление перевозки. Дорожный перевозчик должен осуществить перевозку груза с соблюдением условий, определенных в договоре перевозки. Это может включать выбор безопасного маршрута, соблюдение правил дорожного движения, предоставление достаточных средств для защиты и сохранности груза и т.д. 4) Доставка груза. Дорожный перевозчик должен доставить груз в пункт

4196

назначения в соответствии с условиями, определенными в договоре перевозки. Доставка должна быть осуществлена в установленные сроки и с сохранностью груза. 5) Разгрузка груза. Дорожный перевозчик должен осуществить разгрузку груза в пункте назначения и передать его грузополучателю или уполномоченному лицу. 6) Ответственность за убытки или повреждения груза. Если груз был утрачен, поврежден или задержан во время перевозки по вине дорожного перевозчика, он должен нести ответственность за возмещение убытков. Это может включать компенсацию за утрату или повреждение груза, понесенные затраты, штрафы или потерю прибыли. 7) Разрешение споров. В случае возникновения споров между дорожным перевозчиком и грузоотправителем или грузополучателем, стороны должны стремиться к разрешению спора путем переговоров или других установленных процедур. Если спор не может быть разрешен путем добровольного соглашения, стороны могут обратиться к судебным или арбитражным органам для разрешения спора.

Этот алгоритм представляет общий обзор процесса ответственности дорожного перевозчика, но следует отметить, что конкретные требования и процедуры могут варьироваться в зависимости от юрисдикции и договорных условий, установленных между сторонами

Таким образом, перевозка грузов и пассажиров автомобильным транспортом является сложным юридическим процессом, который требует соблюдения определенных правил и законодательства. Ответственность за безопасность и сохранность грузов и пассажиров закреплена за перевозчиками, и они должны соблюдать соответствующие правила и нормы, чтобы предотвратить любой вид ущерба или потери. Важно отметить, что автомобильная перевозка подпадает под международные и национальные нормативные акты, и перевозчики должны строго соблюдать эти нормы и получить все необходимые разрешения и лицензии для осуществления перевозок. Они также должны иметь страхование ответственности перевозчика для защиты себя и своих клиентов от возможных финансовых убытков. Кроме

4197

того, должно быть ясное и взаимное понимание между перевозчиками и клиентами относительно уровня услуг, стоимости, страхования и ответственности. Договор перевозки, составленный в письменной форме, должен содержать все необходимые положения, чтобы избежать недоразумений и споров в будущем.

Литература

1. Умарова А. А. Особенности ответственности по договорам перевозки грузов и пассажиров // Colloquium-journal, №. 27 (51), 2019, С. 201-202.

2. Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой КонсультантПлюс

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой КонсультантПлюс

4. Федеральный закон №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» [Электронный ресурс]. Доступ из справ. -правовой КонсультантПлюс

5. Постановление Правительства Российской Федерации № 504 «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортным средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн» [Электронный ресурс]. Доступ из справ. -правовой КонсультантПлюс

6. Постановление Правительства РФ от 21.12.2020 N 2200 (ред. от 30.12.2022) «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации»[Электронный ресурс]. Доступ из справ. -правовой КонсультантПлюс

References

1. Umarova A. A. Features of liability under contracts for the carriage of goods and passengers // Colloquium-journal, №. 27 (51), 2019, Pp. 201-202.

4198

2. Federal Law No. 259-FZ of 08.11.2007 (as amended on 29.12.2022) "Charter of motor transport and urban ground electric transport". [electronic resource]. Access from help.-legal ConsultantPlus

3. The Civil Code of the Russian Federation (part two) [Electronic resource]. Access from help.-legal ConsultantPlus

4. Federal Law No. 196-FZ "On Road Safety" [Electronic resource]. Access from help.-legal ConsultantPlus

5. Decree of the Government of the Russian Federation No. 504 "On the Collection of Fees for Compensation of Damage Caused to Public Highways of Federal Significance by Vehicles having a permitted maximum mass of over 12 tons" [Electronic resource]. Access from help.-legal ConsultantPlus

6. Decree of the Government of the Russian Federation of 12/21/2020 N 2200 (ed. of 12/30/2022) "On approval of the Rules for the carriage of goods by road and on Amendments to paragraph 2.1.1 of the Rules of the Road of the Russian Federation"[Electronic resource]. Access from help.-legal ConsultantPlus

© Левченко Д. С., 2023 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №8/2023.

Для цитирования: Левченко. Д.С. К ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА И ПАССАЖИРОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ. АЛГОРИТМ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ДОРОЖНОГО ПЕРЕВОЗЧИКА // Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №8/2023.

4199

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.