Научная статья на тему 'ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕВОЗЧИКА ЗА ВРЕД, ПРИЧИНЕННЫЙ ЖИЗНИ ИЛИ ЗДОРОВЬЮ ПАССАЖИРА'

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕВОЗЧИКА ЗА ВРЕД, ПРИЧИНЕННЫЙ ЖИЗНИ ИЛИ ЗДОРОВЬЮ ПАССАЖИРА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
272
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ / ПАССАЖИР / ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА / КОМПЕНСАЦИЯ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА / ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЮ / ДЕЛИКТНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ТРАНСПОРТНОЕ ПРАВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Павлов Андрей Валерьевич

Статья посвящена рассмотрению вопросов правового регулирования ответственности перевозчика при возмещении морального вреда, причиненного жизни и здоровью пассажиров. Несмотря на большую распространенность в современных условиях договоров перевозок пассажиров, вопросы компенсации морального вреда, причиненного пассажирам, решены не в полной мере. Автором рассматриваются существующие недостатки и пробелы действующего законодательства и правоприменительной практики, предлагаются пути решения спорных вопросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Павлов Андрей Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIABILITY OF THE CARRIER FOR DAMAGE CAUSED TO THE LIFE OR HEALTH OF THE PASSENGER I

The article is devoted to the consideration of the issues of legal regulation of the carrier's liability in compensation for moral damage caused to the life and health of passengers. Despite the high prevalence of passenger transportation contracts in modern conditions, the issues of compensation for moral damage caused to passengers have not been fully resolved. The author examines the existing shortcomings and gaps in the current legislation and law enforcement practice, suggests ways to resolve controversial issues.

Текст научной работы на тему «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕВОЗЧИКА ЗА ВРЕД, ПРИЧИНЕННЫЙ ЖИЗНИ ИЛИ ЗДОРОВЬЮ ПАССАЖИРА»

УДК

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕВОЗЧИКА ЗА ВРЕД, ПРИЧИНЕННЫЙ ЖИЗНИ ИЛИ ЗДОРОВЬЮ ПАССАЖИРА

Павлов Андрей Валерьевич

Аспирант, Ульяновский государственный университет E-mail: tapavlov@mail.ru

Статья посвящена рассмотрению вопросов правового регулирования ответственности перевозчика при возмещении морального вреда, причиненного жизни и здоровью пассажиров. Несмотря на большую распространенность в современных условиях договоров перевозок пассажиров, вопросы компенсации морального вреда, причиненного пассажирам, решены не в полной мере. Автором рассматриваются существующие недостатки и пробелы действующего законодательства и правоприменительной практики, предлагаются пути решения спорных вопросов.

Ключевые слова: договор перевозки, пассажир, причинение вреда, компенсация морального вреда, возмещение вреда жизни и здоровью, деликтная ответственность, транспортное право.

LIABILITY OF THE CARRIER FOR DAMAGE CAUSED TO THE LIFE OR HEALTH OF THE PASSENGER I

Pavlov Andrey Valerievich

Postgraduate student, Ulyanovsk State University

E-mail: tapavlov@mail.ru

The article is devoted to the consideration of the issues of legal regulation of the carrier's liability in compensation for moral damage caused to the life and health of passengers. Despite the high prevalence of passenger transportation contracts in modern conditions, the issues of compensation for moral damage caused to passengers have not been fully resolved. The author examines the existing shortcomings and gaps in the current legislation and law enforcement practice, suggests ways to resolve controversial issues.

Keywords: contract of carriage, passenger, infliction of harm, compensation for moral harm, compensation for harm to life and health, tort liability, transport law.

Актуальность исследования института компенсации морального вреда, причиненного жизни или здоровью пассажиров по договорам перевозки, обусловлена тем, что проблемы в этой области решены на современном этапе развития законодательства и судебной практики не полностью. С каждым годом количество транспортных средств в России неуклонно растет. В условиях увеличения количества перевозок пассажиров увеличивается и число дорожно-транспортных происшествий, в результате которых причиняется вред жизни и здоровью пассажиров. А необходимость защиты нематериальных благ и неимущественных прав является одной из главных обязанностей правового государства. Правоприменителям

сложно ориентироваться в анализируемой сфере из-за обилия нормативно-правовых актов и противоречивых примеров судебной практики, сложности объективной оценки наличия, а также глубины и степени психических страданий, преобладающих в результате нарушения нематериальных прав [15].

В связи с этим, возникают проблемы возмещения такого вреда.

В настоящее время данные вопросы регулируются действующим гражданским законодательством. Так, возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью пассажиров, предусмотрено нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) о деликтной ответственности [1]. Кроме того,

к рассматриваемым правоотношениям применяется Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» [3]. Нормы о компенсации морального вреда содержатся также в Законе РФ «О защите прав потребителей» [4]. Он применяется к рассматриваемым

правоотношениям, поскольку в большинстве случаев деятельность перевозчика носит предпринимательский характер.

По общему правилу, для возникновения обязательства по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью пассажиров, необходима совокупность следующих обстоятельств:

1) факт причинения вреда жизни и здоровью;

2) причинно-следственная связь;

3) противоправность;

4) вина причинителя вреда.

Однако возмещение вреда жизни и

здоровью пассажиров по договору перевозки имеет свою специфику. Это обусловлено тем, что в рассматриваемых правоотношениях вред причиняется источником повышенной опасности [8]. Ст. 1079 ГК РФ предусматривает полную ответственность за ущерб, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих. Следовательно, такая ответственность наступает и при отсутствии нарушений Правил дорожного движения [5]. В этом случае размер возмещения ущерба определяется по правилам ст. 1085 ГК РФ.

Таким образом, основанием для признания вреда, причиненного источником повышенной опасности (транспортным средством), является одновременное наличие нескольких критериев:

1) вред должен быть причинен вследствие использования транспортного средства;

2) наличие причинно-следственной связи между деятельностью с использованием источника повышенной опасности и возникшим вредом.

При этом, наличие вины владельца источника повышенной опасности не имеет значения (п. 1 ст. 1079 ГК РФ, п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О применении судами гражданского

законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" [6]). Как правило, суды удовлетворяют требования о компенсации вреда, в том числе и морального вреда, полученного гражданином в результате дорожно-транспортного происшествия, исходя из доказанности факта увечья или иного причинения вреда здоровью [9].

Ст. 151 ГК РФ предусматривает компенсацию морального вреда в случае

причинение вреда жизни и здоровью пассажира. В гражданском праве под ним понимается физические и нравственные страдания. В научной среде понятие компенсации морального вреда понимается по - разному. Так, В. В. Залесский считает, что пассажир, как потребитель, имеет право на такой вид защиты нарушенного права как компенсация морального вреда [12]. В. В. Витрянский же считает, что ситуации, связанные с возмещением морального вреда пассажиру, являются лишь исключением из общего правила. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в первую очередь, затрагивает имущественные права граждан. Компенсация за моральный ущерб используется в качестве исключительной меры [10].

В правоприменительной практике также имеются сложности, связанные с компенсацией морального вреда. В транспортном праве отсутствуют нормы о возможности компенсации морального вреда, причиненного жизни и здоровья пассажира в рамках договора перевозки. Положения иных законодательных актов, о которых ранее шла речь, применяются в случаях непротиворечия их отраслевому транспортному

законодательству.

При этом не подлежит сомнению тот факт, что любое транспортное средство является источником повышенной опасности. Ст. 1100 ГК РФ содержит положения о компенсации морального вреда независимо от вины причинителя вреда, если такой вред причинен источником повышенной опасности. Из судебной практики также следует, что происшествия внутри салона общественного транспорта (например, падение пассажиров) также квалифицируются по ст. 1079 ГК РФ, так как общественный транспорт относится к источникам повышенной опасности [9].

Следовательно, отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не всегда означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда [7].

Таким образом, норма о компенсации нематериального ущерба применяется независимо от того, закреплена она в отраслевых транспортных кодексах или нет [11].

Однако необходимо обратить внимание на один из аспектов данной проблемы. Так, п. 2 ст. 6 Федерального закона N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», прямо устанавливает, что к страховому риску по обязательному страхованию не относится наступление гражданской ответственности вследствие причинения морального вреда. Таким

образом, не признается сама возможность страхования ответственности перевозчика в отношении причинения морального вреда. В случае причинения такого вреда, правовое регулирование осуществляется на основании гражданско-правовых норм о деликатной ответственности. Вместе с тем, закрепление на законодательном уровне возможности страхования гражданской ответственности перевозчика в части компенсации пассажиру морального вреда, по нашему мнению, существенно облегчит урегулирование таких споров и будет отвечать интересам как пассажиров, так и перевозчиков.

О.В. Карпеев и Е.Ч. Сторожкова [13] отмечают, что не смотря на общепризнанный рисковый характер деятельности

авиаперевозчиков, нормативные документы, регулирующие такую деятельность, не содержат отдельных положений,

регулирующих компенсацию морального ущерба потребителям их услуг. Авторами предлагается дополнить Воздушный кодекс Российской Федерации [2] ст. 117.1 "Компенсация морального вреда пассажиру воздушного судна и иным лицам" положением об обязанности компенсации пассажиру причиненного морального вреда.

На недостаточное урегулирование общественных отношений, связанных с привлечением к ответственности перевозчика, осуществляющего пригородные

железнодорожные перевозки пассажиров, обращает внимание Д.В. Нагорная [14].

Одной из проблем действующего законодательства является то, что законом не установлен размер компенсации за причинение морального вреда. В каждом случае этот вопрос полностью остается на усмотрение суда, с учетом требований разумности и справедливости. По мнению А.М. Эрделевского [16] из-за того, что категории разумности и справедливости имеют широкое толкование, сложно применить на практике положения ст. 1101 ГК РФ. Анализ судебной практики позволяет прийти к выводу, что у судов отсутствует единообразный подход в определении размера такой компенсации.

Отсутствие единого подхода определения размера компенсации морального вреда в денежной форме нельзя считать приемлемым. Возникает

необходимость законодательного

урегулирования данного вопроса.

Как справедливо отмечалось в литературе, нельзя оставить без внимания и проблему неопределенности круга лиц, имеющих право на получение компенсации морального вреда [7].

В настоящее время, при определении круга таких лиц, необходимо установить, кто из родственников умершего или других лиц состоял у него на иждивении. Следует отметить, что не существует единого

универсального документа,

подтверждающего, что получатель был на иждивении умершего. Предполагается и не требует доказательств только иждивенческие несовершеннолетние дети умершего. В результате родственники умершего вынуждены предоставлять множество дополнительных документов,

подтверждающих нахождение на иждивении умершего. Это создает существеннее сложности выгодоприобретателям.

Исходя из вышеизложенного, представляется целесообразным на законодательном уровне установить единый круг лиц для выплаты компенсации в случае гибели пассажира. В качестве таких лиц должны выступать родители, супруг, дети умершего пассажира.

В заключение можно констатировать, что ГК РФ предусматривает ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира. Такая ответственность определяется по правилам главы 59 ГК РФ о деликтной ответственности. При этом законом или договором перевозки может быть предусмотрена повышенная ответственность перевозчика (ст. 800 ГК РФ).

На сегодняшний день назрела необходимость внесения некоторых изменений в сферу правого регулирования рассматриваемых вопросов. Так, в настоящее время представляется необходимым регулирование порядка исчисления морального вреда на законодательном уровне [11].

Таким образом, закон отдает приоритет интересам здоровья и жизни пассажиров над интересами транспортных организаций. Однако законодательство в данной сфере нуждается в совершенствовании с целью единообразия правоприменительной практики.

По нашему мнению, необходимо внести следующие изменения в действующее законодательство:

1) Дополнить параграф 4 части 2 ГК РФ «Компенсация морального вреда» статьей 1102, предусматривающей порядок определения морального вреда. При рассмотрении дел о возмещении вреда жизни и здоровью пассажира при перевозках на автомобильном транспорте, руководствоваться указным порядком. При этом ч. 2 ст. 1101 ГК РФ изложить в следующей редакции: «Размер компенсации морального вреда определяется судом с учетом требований ст. 1102 настоящего Кодекса. При этом суд учитывает характер причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При этом суд должен руководствоваться требованиями разумности и справедливости».

2) Из п. 2 ст. 6 ФЗ от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» исключить пп. «б» о том, что к страховому риску по обязательному страхованию относится наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства, не относятся случаи возникновения ответственности вследствие причинения морального вреда.

3) П. 1 ст. 6 ФЗ от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской

ответственности владельцев транспортных средств» изложить в следующей редакции: «Объектом обязательного страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской

ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших, а также причинения морального вреда. при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации».

ЛИТЕРАТУРА

1) Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021N 456-ФЗ) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // Собрание законодательства РФ. - 29.01.1996. - N 5. - Ст. 410; Собрание законодательства РФ. - 28.12.2020. - N 52 (Часть I). - Ст. 8602.

2) Воздушный кодекс Российской Федерации" от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 19.12.2022 N 547-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 24.03.1997. - N 12. - Ст. 1383; Собрание законодательства РФ. -26.12.2022. - N 52. - Ст. 9377.

3) Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 28.12.2022 N 569-ФЗ) "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" // Собрание законодательства РФ. -06.05.2002. - N 18. - Ст. 1720; Собрание законодательства РФ. -02.01.2023. - N 1 (часть I). - Ст. 16.

4) Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 05.12.2022 N 478-ФЗ) "О защите прав потребителей" // Собрание законодательства РФ. - 15.01.1996. - N 3. - Ст. 140; Собрание законодательства РФ. - 12.12.2022. - N 50 (Часть III). - Ст. 8772.

5) Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 31.12.2020 N 247-ФЗ) "О Правилах дорожного движения" (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения") // Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 22.11.1993. - N 47. - Ст. 4531; Собрание законодательства РФ. - 03.08.2020. - N 31 (часть I). - Ст. 5006.

6) Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" // Российская газета. - 2010. - N 24.

7) Баглариду М.Ф. Распределение бремени ответственности за компенсацию морального вреда, причиненного при воздушной перевозке, между перевозчиком и страховщиком /М.Ф. Баглариду // Вестник гражданского процесса. - 2018. - N 3. - С. 164-168.

8) Бажина М.А. Понятие "транспортное средство" в транспортном праве /М.А. Бажина // Транспортное право. - 2017. - N 1. - С. 11.

9) Бажина М.А., Голдаев В.В. Ответственность владельцев транспортных средств за вред, причиненный третьим лицам // М.А. Бажина, В.В. Голдаев / Транспортное право. - 2020. - N 3.

- С. 6.

10) Витрянский В.В. Реформа российского гражданского законодательства: промежуточные итоги. 2-е изд., испр. и доп. /В.В. Витрянский. - М.: Статут, 2018. - С. 167.

11) Дмитриева К. В. Возмещение морального вреда при перевозке пассажиров и багажа // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.) / К.А. Дмитриева. - Казань: Бук, 2016. С. 55-59.URL [Электронный ресурс]: https://moluch.ru/conf/law/archive/223/10877/ (дата обращения: 10.02.2023).

12) Залесский В. В. О защите прав пассажира в отношениях с транспортной организацией

- перевозчиком / В.В. Залесский // Право и экономика. - 2000. - № 9. - С. 51.

13) Карпеев О.В., Сторожкова Е.Ч. Компенсация морального вреда потребителям услуг воздушной перевозки (по материалам судебной практики) / О.В. Карпеев, Е.Ч. Сторожкова // Транспортное право. -2021. - N 4. - С. 20.

14) Нагорная Д.В. Пригородные электропоезда: об ответственности перевозчика /Д.В. Нагорная // Транспортное право. - 2021. - N 3. - С. 29.

15) Островская М.А. Компенсация морального вреда, причиненного жизни или здоровью источником повышенной опасности /М.А. Островская // Транспортное право. - 2019. - N 4. - С. 11.

16) Эрделевский А.М. Моральный вред и компенсация за страдания. Научно-практическое пособие. - М., 1998. - С. 26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.