Научная статья на тему 'ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕВОЗЧИКА ЗА ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА ЖИЗНИ ИЛИ ЗДОРОВЬЮ ПАССАЖИРА ВОЗДУШНОГО СУДНА '

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕВОЗЧИКА ЗА ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА ЖИЗНИ ИЛИ ЗДОРОВЬЮ ПАССАЖИРА ВОЗДУШНОГО СУДНА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
22
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правовое регулирование / ответственность / здоровье / вред / перевозчик / пассажир / legal regulation / liability / health / harm / carrier / passenger

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — М.Д. Мельникова, В.В. Сафронов

Рассматривается ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью в соответствии с Воздушным Кодексом Российской Федерации. Исследуется специфика правовых актов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIABILITY OF THE CARRIER FOR CAUSING HARM TO THE LIFE OR HEALTH OF AN AIRCRAFT PASSENGER

This article discusses the liability of the carrier for causing harm to life or health under the Air Code of the Russian Federation. The specificity of legal acts is studied.

Текст научной работы на тему «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕВОЗЧИКА ЗА ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА ЖИЗНИ ИЛИ ЗДОРОВЬЮ ПАССАЖИРА ВОЗДУШНОГО СУДНА »

УДК 343.615.8

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕВОЗЧИКА ЗА ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА ЖИЗНИ ИЛИ ЗДОРОВЬЮ ПАССАЖИРА ВОЗДУШНОГО СУДНА

М. Д. Мельникова Научный руководитель - В. В. Сафронов

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

E-mail: marusyamel.2000@mail.com

Рассматривается ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью в соответствии с Воздушным Кодексом Российской Федерации. Исследуется специфика правовых актов.

Ключевые слова: правовое регулирование, ответственность, здоровье, вред, перевозчик, пассажир.

LIABILITY OF THE CARRIER FOR CAUSING HARM TO THE LIFE OR HEALTH OF AN AIRCRAFT PASSENGER

M. M. Melnikova Scientific supervisor - V. V. Safronov

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: marusyamel.2000@mail.com

This article discusses the liability of the carrier for causing harm to life or health under the Air Code of the Russian Federation. The specificity of legal acts is studied.

Keywords: legal regulation, liability, health, harm, carrier, passenger.

При осуществлении воздушной перевозки пассажиров могут возникать авиационные происшествия связанные с причинением вреда жизни или здоровью пассажира. Существует множество причин возникновения таких авиа происшествий. Неисполнение или ненадлежащие исполнение обязательств при перевозки пассажира влечет за собой ответственность, установленную Воздушным кодексом РФ и Гражданским кодексом РФ.

Потребность в регулировании деятельности авиакомпаний связана с тем, что перевозчики наносят ущерб клиентам, связанный с причинение вреда жизни или здоровью пассажира.

Согласно пп.2 п.1 ст. 117 ВК РФ перевозчик обязан обеспечить выплату компенсации в счет компенсации вреда, причиненного при воздушной перевозке здоровью пассажира воздушного судна, в сумме, определяемой исходя из характера и степени тяжести повреждения здоровья в соответствии с нормативами, установленными Правительством Российской Федерации. Pa3Mep yKa3aHHoft компенсации не может npeBbirnaTb двух миллионов рублей [1].

Перевозчик обязан возместить ущерб, определенные в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом (§1,2 ГК РФ)[2].

Динамика изменений перевозки пассажиров отчетного года с предшествующим изображена на рисунке [3].

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2020. Том 3

Самолеты авиакомпании «Арофлот» в 2019 году перевезли 60,7 млн пассажиров, что на 9% превышает результат 2018 года [4].

На данный момент, в связи с пандемией короновируса пассажиропоток уменьшился.

Закрылись границы многих стран и введен режим самоизоляции.

Ответственность перевозчика за вред, причиненный при воздушной перевозке пассажира его жизни или здоровью, определяется международными договорами РФ либо, если настоящим Кодексом или договором воздушной перевозки пассажира не предусмотрен более высокий размер возмещения указанного вреда, в соответствии с гражданским законодательством [1].

Перевозчик обязуется перед пассажирами обеспечить выплату компенсации в счет возмещения ущерба, в случае причиненного вреда при воздушной перевозке жизни пассажира воздушного судна, гражданам, имеющим право на возмещение вреда в случае смерти кормильца в соответствии с гражданским законодательством, при отсутствии таких граждан - родителям, супругу, детям умершего пассажира воздушного судна, а в случае смерти пассажира воздушного судна, не имевшего самостоятельного дохода, - гражданам, у которых он находился на иждивении, в сумме два миллиона рублей. Указанная компенсация распределяется между гражданами, имеющими право на ее получение, пропорционально количеству таких граждан.

Перевозчик обязан обеспечить выплату компенсации в счет возмещения вреда, причиненного при воздушной перевозке здоровью пассажира воздушного судна, в сумме, определяемой исходя из характера и степени тяжести повреждения здоровья в соответствии с нормативами, установленными Правительством Российской Федерации. Размер указанной компенсации не может превышать двух миллионов рублей.

В случае, еслиопределенныйв соответствии с гражданским законодательством размер возмещения вреда, причиненного при воздушной перевозке жизни или здоровью пассажира воздушного судна, превышает размер компенсации в счет возмещения вреда, выплата указанной компенсации не освобождает перевозчика от возмещения такого вреда в части, превышающей сумму произведенной компенсации.

В целях настоящей статьи воздушная перевозка пассажира включает в себя период нахождения пассажира на борту воздушного судна, период посадки пассажира на борт воздушного судна и период высадки пассажира с борта воздушного судна. Порядок исчисления продолжительности периода посадки пассажира на борт воздушного судна и периода высадки пассажира с борта воздушного судна устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации [1].

Перевозки пассажиров и пассажирооборот за январь-февраль 2019-2020 гг. (международные и внутренние перевозки)

N

а/к

Код

Перевезено пассажиров, чел.

Авиапредприятие

Пассажирооборот, тыс.пасс.км.

Процент занятости

пассажирских кресел, %

о/ /о о/ /0 +/- 2020 Янв-Фев

2019 2020 Янв-Фев 2019 2020 Янв-Фев 2019 Янв- 2020

Янв- Янв- 2020 2020 Янв- Фев к Янв-

Фев Фев к Янв- Янв-Фев Янв-Фев к Янв- Фев

Фев 2019 Фев 2019 Фев 2019

1 СУ публичное акционерное общество "Аэрофлот - российские авиалинии"

5 417 5 151 606 327

95,1 375,10

14 894 14 390 732,60

96,6

74,2 70,4

- 3.8

2 С7 Акционерное общество "Авиакомпания "Сибирь"

1 561 2 613 167,4 070 248

3105 5558 102,32 856,88

179,0

81,6 80,2

- 1.4

Общество с ограниченной ответственностью 1 312 1 744 1329

968 804 132,9„ 071,78

3 ДР "Авиакомпания" Победа"

2 401

3 177 741,88

132,3

92,1 94,4

+ 2.3

1 118 1 115,9 2 746 3 143 4 У6 ОАО Авиакомпания "Уральские Авиалинии" 295 114,5 74,7 74,9 + 0.2

091 619 396,89 700,38

Перевозки пассажиров

Существует классификация вреда, причиненного здоровью человека, определяется в зависимости от степени его тяжести (тяжкий вред, средней тяжести вред и легкий вред) на основании квалифицирующих признаков, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил, и в соответствии с медицинскими критериями определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утверждаемыми Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. При осуществлении международных перевозках перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире, в соответствии с международными договорами Российской Федерации [5].

Расчеты показывают, что перевозка пассажиров самолетом вдвое безопаснее, чем автомобилем или автобусом. Принимая во внимание это, авиакомпании не врут о том, что авиация - самый безопасный вид транспорта. В среднем, чтобы погибнуть, человеку нужно преодолеть на самолетах вдвое больше, чем на машинах.

Хоть летать самолетом и безопасно, но риск попасть в смертельную аварию у него гораздо выше.

В заключение хотелось бы отметить, что такой важнейший отрасли, как коммерческой гражданской авиации требуется качественное правовое регулирование, иначе неминуемое нарушение прав и законных интересов как пассажиров, так и перевозчиков.

Библиографические ссылки

1. Российская Федерация. Законы. Воздушный кодекс Российской Федерации -Текст : электронный // КонсультантПлюс : сайт. - 2020. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 26.03.2020).

2. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации -Текст

: электронный // КонсультантПлюс : сайт. - 2020. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 26.03.2020).

3. Федеральное агентство воздушного транспорта. - Текст : электронный // Росавиация : сайт. - 2020. - URL: https://favt.ru/ (дата обращения: 26.03.2020).

4. Авиация России: официальный сайт. - 2020. - URL: https://aviation21.ru/v-2019- godu-gruppa-aeroflot-perevezla-bolee-60-mln-passazhirov/ (дата обращения: 26.03.2020).

5. Постановление Правительства РФ от 17 августа 2007 г. N 522 "Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека".

© Мельникова М. Д., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.