Научная статья на тему 'КОМПЕНСАЦИИ ЖЕРТВАМ АВИАКАТАСТРОФ В РОССИИ: ПОРЯДОК И РАЗМЕР '

КОМПЕНСАЦИИ ЖЕРТВАМ АВИАКАТАСТРОФ В РОССИИ: ПОРЯДОК И РАЗМЕР Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правовое регулирование / ответственность / потерпевшие / перевозчик / пассажир / авиакатастрофа / воздушные перевозки / legal regulation / liability / victims / carrier / passenger / plane crash / air transportation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — М.М. Коваленко, В.В. Сафронов

Рассматривается размеры и порядок предоставления выплат за причинение вреда жизни или здоровью в соответствии с Воздушным Кодексом Российской Федерации. Исследуется специфика правовых актов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPENSATION FOR VICTIMS OF AVIATION ACCIDENTS IN RUSSIA: PROCEDURE AND AMOUNT

This article discusses the size and procedure for providing payments for causing harm to life or health in accordance with the Air Code of the Russian Federation. The specificity of legal acts is studied.

Текст научной работы на тему «КОМПЕНСАЦИИ ЖЕРТВАМ АВИАКАТАСТРОФ В РОССИИ: ПОРЯДОК И РАЗМЕР »

УДК 343.615.8

КОМПЕНСАЦИИ ЖЕРТВАМ АВИАКАТОСТРОФ В РОССИИ:

ПОРЯДОК И РАЗМЕР

М. М. Коваленко Научный руководитель - В. В. Сафронов

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

E-mail: Dedru@bk.ru

Рассматривается размеры и порядок предоставления выплат за причинение вреда жизни или здоровью в соответствии с Воздушным Кодексом Российской Федерации. Исследуется специфика правовых актов.

Ключевые слова: правовое регулирование, ответственность, потерпевшие, перевозчик, пассажир, авиакатастрофа, воздушные перевозки.

COMPENSATION FOR VICTIMS OF AVIATION ACCIDENTS IN RUSSIA: PROCEDURE AND AMOUNT

MM. Kovalenko Scientific supervisor -V.V. Safronov

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

E-mail: dedru@bk.ru

This article discusses the size and procedure for providing payments for causing harm to life or health in accordance with the Air Code of the Russian Federation. The specificity of legal acts is studied.

Keywords: legal regulation, liability, victims, carrier, passenger, plane crash, air transportation.

Обязательное страхование жизни пассажиров авиационного транспорта было введено в России 7 июля 1992 г. указом президента РФ Бориса Ельцина. Документ предусматривает, что страховой взнос включается в стоимость проездного документа, а страховая сумма составляет до 120 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ, что в 2015 г. соответствует 715 800 руб.). Данное положение касается внутренних рейсов.

Согласно положениям Воздушного кодекса РФ, подписанного президентом РФ Борисом Ельциным 19 марта 1997 г., перевозчик обязан застраховать жизнь и здоровье пассажиров, а также багажа в соответствии с нормами российского и иностранного законодательства. Также авиакомпания обязана выплатить родственникам погибшего пассажира 2 млн руб. (в редакции кодекса от 4 декабря 2007 г.), не считая компенсации за багаж и ручную кладь (до 11 тыс. руб., или 600 руб. за кг веса, или в размере объявленной ценности).

Сумма компенсации жертвам авиакатастроф российских авиакомпаний включает в себя:

- 2 млн руб. ответственности авиакомпании;

- не менее 715 тыс. 800 руб. (120 МРОТ) обязательного страхования жизни;

- компенсация за утраченный багаж и ручную кладь;

- дополнительные выплаты от федеральных и местных органов исполнительной власти;

Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»

- выплаты страховых компаний за добровольное страхование жизни, если погибшие заключали соответствующие договоры.

Сумма может быть еще выше, если авиакатастрофа произошла за рубежом - в этом случае размеры страховой компенсации регулируются международными договорами и иностранным законодательством - например, суммами обязательного страхования зарубежного государства, на территории которого произошла катастрофа.

В соответствии с поправками, внесенными 29 ноября 2014 г. в Налоговый кодекс РФ (п. 3 ст. 217), компенсационные и страховые выплаты родственникам погибших в авиакатастрофах или в результате других чрезвычайных ситуаций и терактов освобождены от налогообложения. Инициатором поправок в сентябре 2011 г. был президент РФ Дмитрий Медведев. Он поручил освободить такие компенсации от налогов после авиакатастрофы самолета Як-42Д компании "Як Сервис" под Ярославлем 7 сентября 2011 г., на борту которого находился хоккейный клуб "Локомотив".

При осуществлении воздушной перевозки пассажиров могут возникать авиационные происшествия связанные с причинением вреда жизни или здоровью пассажира. Существует множество причин возникновения таких авиа происшествий. Неисполнение или ненадлежащие исполнение обязательств при перевозки пассажира влечет за собой ответственность, установленную Воздушным кодексом РФ и Гражданским кодексом РФ.

Родственники жертв авиакатастроф могут также требовать возмещения морального ущерба и оспаривать размер компенсаций в суде. Впервые подобный иск был удовлетворен 16 ноября 2001 г. Тогда суд постановил выплатить родственникам некоторых из погибших в катастрофе Ту-154 3 июля 2001 г. компании "Владивосток-Авиа" под Иркутском более 500 тыс. руб. компенсации. При этом основная часть семей заключили мирное соглашение с авиаперевозчиком и получили только 100-300 тыс. руб. Впоследствии подобные судебные тяжбы происходили регулярно. Так, в июне 2010 г. семья Героя России Геннадия Трошева, погибшего в катастрофе самолета Boeing 737 "Аэрофлот-Норд" 14 сентября 2008 г., отсудила у авиаперевозчика 16,3 млн руб. Родственники доказали, что Трошев следовал пересадочным рейсом из-за рубежа и его семья могла претендовать на больший размер компенсации, чем у остальных пассажиров.

Также сумма компенсаций может быть выше, если вина за катастрофу лежит на иностранном государстве. Так, 4 октября 2001 г. войска украинской ПВО сбили над Черным морем самолет Ту-154 авиакомпании "Сибирь", следовавший рейсом из Тель-Авива в Новосибирск. В 2003 г. по итогам межправительственных переговоров Украина согласилась заплатить $200 тыс. каждой семье погибших граждан России и Израиля.

Потребность в регулировании деятельности авиакомпаний связана с тем, что перевозчики наносят ущерб клиентам, связанный с причинение вреда жизни или здоровью пассажира.

Согласно пп.2 п.1 ст. 117 ВК РФ перевозчик обязан обеспечить выплату компенсации в счет компенсации вреда, причиненного при воздушной перевозке здоровью пассажира воздушного судна, в сумме, определяемой исходя из характера и степени тяжести повреждения здоровья в соответствии с нормативами, установленными Правительством Российской Федерации. Размер указанной компенсации не может превышать двух миллионов рублей [1].

Ответственность перевозчика за вред, причиненный при воздушной перевозке пассажира его жизни или здоровью, определяется международными договорами РФ либо, если настоящим Кодексом или договором воздушной перевозки пассажира не предусмотрен более высокий размер возмещения указанного вреда, в соответствии с гражданским законодательством [3].

Перевозчик обязан обеспечить выплату компенсации в счет возмещения вреда, причиненного при воздушной перевозке здоровью пассажира воздушного судна, в сумме, определяемой исходя из характера и степени тяжести повреждения здоровья в соответствии

с нормативами, установленными Правительством Российской Федерации. Размер указанной компенсации не может превышать двух миллионов рублей.

В случае, если определенный в соответствии с гражданским законодательством размер возмещения вреда, причиненного при воздушной перевозке жизни или здоровью пассажира воздушного судна, превышает размер компенсации в счет возмещения вреда, выплата указанной компенсации не освобождает перевозчика от возмещения такого вреда в части, превышающей сумму произведенной компенсации

Воздушная перевозка пассажира включает в себя период нахождения пассажира на борту воздушного судна, период посадки пассажира на борт воздушного судна и период высадки пассажира с борта воздушного судна. Порядок исчисления продолжительности периода посадки пассажира на борт воздушного судна и периода высадки пассажира с борта воздушного судна устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации [2].

Расчеты показывают, что перевозка пассажиров самолетом вдвое безопаснее, чем автомобилем или автобусом. Принимая во внимание это, авиакомпании не врут о том, что авиация - самый безопасный вид транспорта. В среднем, чтобы погибнуть, человеку нужно преодолеть на самолетах вдвое больше, чем на машинах.

Хоть летать самолетом и безопасно, но риск попасть в смертельную аварию у него гораздо выше.

В заключение хотелось бы отметить, что безопасность воздушного движения -важнейший аспект всей авиации, которому пристально уделяют внимание. Ежегодно разрабатываются всё более новые методики управления воздушным транспортом, модернизируются автоматические системы управления полётов. Начиная от пилотов и диспетчеров до руководителей воздушного движения, все прилагают усилия, чтобы пассажир чувствовал себя комфортно и в безопасности, а в технологиях самолётостроения внедряются решения, способствующие повышения выживаемости пассажиров при авариях. Также требуется качественное правовое регулирование данной отрасли, иначе неминуемо нарушение прав и законных интересов как пассажиров, так и перевозчиков.

Библиографические ссылки

1. Российская Федерация. Законы. Воздушный кодекс Российской Федерации -Текст : электронный // КонсультантПлюс : сайт. - 2020. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 26.03.2020).

2. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации -Текст

: электронный // КонсультантПлюс : сайт. - 2020. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 26.03.2020).

3. Федеральное агентство воздушного транспорта. - Текст : электронный // Росавиация : сайт. - 2020. - URL: https://favt.ru/ (дата обращения: 26.03.2020).

4. Авиация России: официальный сайт. - 2020. - URL: https://aviation21.ru/v-2019- godu-gruppa-aeroflot-perevezla-bolee-60-mln-passazhirov/ (дата обращения: 26.03.2020).

5. Постановление Правительства РФ от 17 августа 2007 г. N 522 "Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека".

© Коваленко М. М., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.