Научная статья на тему 'Ответственность: от диагностики к развитию'

Ответственность: от диагностики к развитию Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
231
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Ключевые слова
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СВОБОДА / ЛОКУС КОНТРОЛЯ / ПОДРОСТКИ / МОТИВАЦИЯ / ВОСПРИЯТИЕ / РЕФЛЕКСИЯ / RESPONSIBILITY / FREEDOM / LOCUS OF CONTROL / TEENAGERS / MOTIVATION / PERCEPTION / REFLECTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Резапкина Галина Владимировна, Федосеева Ирина Александровна

В федеральных государственных стандартах представлен обширный список личностных характеристик, которые школа должна воспитывать у учащихся. Наряду с инструментальными качествами, необходимыми для образования и будущей успешной карьеры подрастающего поколения, в него включены универсальные качества: любовь к своей стране, ответственность перед семьёй, обществом и государством, уважение к другим людям и закону. Эти качества трудно диагностировать и ещё труднее воспитать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Responsibility: From Diagnosis To Development

The Federal state standards provide an extensive list of personality characteristics that a school should educate students about. Along with the instrumental qualities necessary for the education and future successful career of the younger generation, it includes universal qualities: love for their country, responsibility to family, society and the state, respect for other people and the law. These qualities are hard to diagnose and even harder to nurture.

Текст научной работы на тему «Ответственность: от диагностики к развитию»

УДК 371

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: ОТ ДИАГНОСТИКИ К РАЗВИТИЮ

Резапкина Галина Владимировна,

старший научный сотрудник Федерального института развития образования РАНХиГС, Москва

Федосеева Ирина Александровна,

педагог-психолог МБОУ СОШ № 30, г. Коломна, Московская область

В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТАХ ПРЕДСТАВЛЕН ОБШИРНЫЙ СПИСОК ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК, КОТОРЫЕ ШКОЛА ДОЛЖНА ВОСПИТЫВАТЬ У УЧАЩИХСЯ. НАРЯДУ С ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫМИ КАЧЕСТВАМИ, НЕОБХОДИМЫМИ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ И БУДУЩЕЙ УСПЕШНОЙ КАРЬЕРЫ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ, В НЕГО ВКЛЮЧЕНЫ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА: ЛЮБОВЬ К СВОЕЙ СТРАНЕ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕД СЕМЬЁЙ, ОБЩЕСТВОМ И ГОСУДАРСТВОМ, УВАЖЕНИЕ К ДРУГИМ ЛЮДЯМ И ЗАКОНУ ЭТИ КАЧЕСТВА ТРУДНО ДИАГНОСТИРОВАТЬ И ЕЩЁ ТРУДНЕЕ ВОСПИТАТЬ.

• ответственность • свобода • локус контроля • подростки • мотивация • восприятие

• рефлексия

1 Опрос г. Коломны

Автор теории социального научения Джулиан Роттер, который два года не дожил до своего столетнего юбилея — 22 октября 2016 г., ввёл термин «локус контроля» (от лат. locus — место, местоположение и фр. contrôle — проверка). Локус контроля — устойчивая личностная характеристика, отражающая склонность человека приписывать ответственность за успехи и неудачи своей жизни внешним обстоятельствам (экстернальный, или внешний, локус контроля) или себе самому (интернальный, или внутренний, локус контроля).

В ряде экспериментальных исследований показано, что люди с внутренним локус-контролем, как правило, обладают реалистичной самооценкой, способностью последовательно и на партнёрских началах решать поставленные задачи.

Впоследствии на основе подходов Роттера в Санкт-Петербургском психоневрологическом НИИ им. В.М. Бехтерева была разработана методика «Определение уровня субъективного контроля», которая также помогает определить степень ответственно_ сти человека

за свою жизнь. Эти методики с пере-

эоводился в школе № 30 Московской области.

менным успехом использовались в целях профдиагностики и профотбора — с переменным, потому что, во-первых, методики, основанные на самооценке, не защищены от неискренних ответов, а, во-вторых, если ответственность не воспитывать с детства, выявлять просто будет нечего.

Мы решили узнать, что учащиеся 6-10-х классов понимают под ответственностью, какое место в их жизни она занимает и как меняется представление о ней по мере взросления1.

Младший подростковый возраст характеризуется, с одной стороны, ростом потребности в общении со сверстниками, а с другой — стремлением к независимости и автономии. Для учащихся 6-х классов ответственность — это синоним послушания, необходимости чётко выполнять свои обязанности. В качестве примера дети приводят свои обязанности по уходу за домашними животными, посещение тренировки, соблюдение порядка в комнате. Главные аргументы в защиту ответственности: «<Иначе мама расстроится», «С ответственностью жить сложнее. Но зато ты главный. Кто главный, тот и ответственный», «<Чтобы другие люди верили в тебя». Шестиклассники

Пошипи тодш, ппоеиты

склонны опираться на других людей как в принятии решений, так и в ответственности за них. («Я отвечаю перед теми людьми, которые мне что-то поручили, доверили что-то».)

Ученики 7-х классов связывают понятие ответственности с доверием других людей, серьёзным отношением к делу («Это обязанность», «Главное — не подвести», «Ответственность это груз, и большинство людей склонны его избегать», «Если ты не справился, тебя могут наказать».) Уголовная ответственность, которая наступает с 14 лет, упоминается ребятами в ряду других в 7-м классе. Именно в этом возрасте и формируется «чувство взрослости», а внешняя мотивация при благоприятных условиях переходит во внутреннюю. Благоприятные условия — это специально организованные формы психологической работы (тренинги, ролевые игры, дискуссии), примеры авторитетных людей, целенаправленное и непротиворечивое осмысление темы ответственности на уроках и во внеурочной деятельности.

Наиболее очевидна тема ответственности в двух произведениях школьной программы по литературе: «Честное слово» Алексея Пантелеева и «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. Поведение героя рассказа Пантелеева, забытого на посту товарищами по детской игре, кажется нелепым: игра закончилась, все разбежались, а он не может покинуть свой пост, потому что дал слово. Как и его литературный собрат — фонарщик из «Маленького принца», который каждую минуту зажигает и гасит фонарь на своей крохотной планете, где кроме него никого нет — потому что такой уговор...

Метафоричные образы героев Пантелеева и Сент-Экзюпери с их верностью своему слову являются литературной иллюстрацией евангельского «в малом ты был верен, над многим тебя поставлю».

Но как трудно понять современным детям красоту и глубину этих образов, казалось бы, не вписывающихся в современный контекст! В этом сложном деле на помощь нам приходит сама жизнь, и тогда, казалось бы, далёкие от реальности истории обретают новый смысл.

В сентябре 2010 г. у Ту-154, который летел в Москву из Якутска, отказали все бортовые приборы. Пилотам удалось благополучно посадить самолёт в глухом районе республики Коми благодаря тому, что смотритель аэродрома Сергей Сотников много лет в идеальном состоянии содержал фактически бездействующую взлётно-посадочную полосу. Эта история органично вписалась в сюжет фильма «Ёлки-2», фрагмент которого может эффектно дополнить занятие.

В ответах восьмиклассников впервые упоминается ответственность не только перед другими, но и перед собой. Это отражает процесс формирования «Я-концепции», когда ребёнок, сравнивая себя с другими, постепенно переходит от взгляда «извне» на взгляд «изнутри»: «Ответственность — это управление собой, это серьёзное отношение к действию, делу»; «Отвечаешь за себя и других перед собой»; «Сдерживать обещания»; «Я несу ответственность за всё, что происходит в моей жизни: семья, учёба, поведение, моя безопасность». Умение владеть собой, своим поведением ценится подростком, а отсутствие необходимых качеств вызывает беспокойство.

Психолог московского лицея № 1581 Н.Г. Ременцова на занятии, посвящённом теме ответственности, использует историю покорения Южного полюса Руалем Амундсеном и Робертом Скоттом, которая закончилась трагически из-за безответственного поведения организаторов экспедиции. Ребята анализируют обе стратегии, используя метод «Шести шляп мышления» Э. де Боно.

Чередование тщательно подобранной негативной и позитивной информации по контрасту делает посыл убедительным, побуждает ребят анализировать факты и делать самостоятельные выводы. Только положительные примеры рождают сомнения, так ли всё замечательно в этом мире, как нам рассказывают; только отрицательные примеры вызывают чувство безысходности или вседозволенности.

Кстати, исследования, проведённые специалистами Санкт-Петербургского психоневрологического НИИ им. В.М. Бехтерева, помогли установить оптимальную для восприятия

пропорцию: на три единицы позитивной информации должна приходиться единица негативной информации.

Активное развитие целенаправленности восприятия и рефлексии стимулирует самосознание девятиклассников. В этом возрасте проявляется возможность сопоставлять разные ценности, делать выбор между различными моральными нормами, происходит перенос оценки отдельного поступка на личность в целом. Л.И. Божович отмечает, что подростки не умеют предвидеть последствия поступка, которые зависят не от объективных обстоятельств, а от собственного психологического или даже физиологического состояния. В девятом классе число респондентов, отмечающих, что они готовы брать на себя ответственность, резко снижается по сравнению с другими возрастами.

Ответы на вопрос о том, что такое ответственность, расплывчаты: «Ответственность — это чувство долга»; «<Право выбора»; «<Контроль себя и своих действий»; «Последствия принятых решений для тебя»; «<Анализ задач, которые надо решить»; «<Относишься к своим делам и словам с повышенным вниманием». В этом возрасте высоки эмоциональная значимость цели и потребность в социальном самоутверждении, которая проявляется во многих ситуациях. Подростковый возраст — это переход от иждивенческого существования к самостоятельной жизни. Опека уступает место ответственности за свои действия, которая может проявляться как стремление к независимости. Любое ограничение становится настолько непереносимым, что подросток не в состоянии осознать его необходимость. Свобода воспринимается не как ответственность, а лишь как освобождение от пут и запретов. Разговор с подростками об ответственности должен быть эмоциональным и честным. Здесь уместны метафоры, притчи, аллегории, грамотно организованные дискуссии. Так, большой интерес вызвала у девятиклассников дискуссия на тему: «Нужна ли совесть на необитаемом острове?».

Ученики 10-го класса воспринимают ответственность как личностное качество чело-

века, отмечая, что для них ответственность — это «свобода выбора вкупе с чувством долга»; она «появляется, когда взрослеешь»; «оквивалент серьёзности»; «соблюдение договорённости, понимание своих прав и обязанностей»; «<умение держать ситуацию под контролем» и даже «<чувство вины». В ответах многих старшеклассников прослеживается готовность к личностному и жизненному самоопределению.

Опрос школьников на тему «Что такое ответственность?» помогает им задуматься над этим понятием, осознать значимость этого качества в своей жизни. Это — только первый этап сложной и кропотливой работы. Педагог, который видит смысл своей работы не только и не столько в подготовке ученика к сдаче экзаменов и поступлению в вуз, на каждом уроке найдёт возможность говорить с детьми о самом главном: для чего мы учимся, работаем; в конечном счёте для чего пришли в этот мир. При этом очень важно найти верную интонацию, избегая нотаций и морализаторства. Ценности и смыслы передаются не напрямую, а опосредовано, поэтому необходимо использовать эмоционально окрашенные литературные произведения, фильмы, примеры ярких событий и благородных поступков, обращаясь к персональному в душе каждого школьника.

Свобода и ответственность — фундаментальные понятия человеческого существования. Честный и заинтересованный разговор с детьми об ответственности может вывести нас на тему долга, совести, справедливости, милосердия, возвращая в нашу жизнь не только эти слова, но и поступки.

Неожиданно закончилось занятие на тему ответственности в 10-м классе в лицее г. Балашихи. Ребята должны были сравнить два высказывания: «Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнётся под нас» и «Не мы такие — жизнь такая» — и выбрать то, которое им ближе. Один ученик предложил свой вариант: «Стань лучше, и мир вокруг тебя изменится к лучшему», фактически повторив слова Серафима Саровского. Возможно, мы недооцениваем наших детей.

Нонет тодш, ппоеиты

Приложение

Сценарий занятия по теме «Свобода и ответственность»

Цели: знакомство с понятиями «свобода» и «ответственность»; развитие представлений о профессионально важных качествах.

Материалы: заготовки для упражнения «Ладошка», опросник для задания «Кто виноват?».

Замечательный русский поэт середины XX в. Леонид Мартынов написал такие строки:

Я уяснил, что значит быть свободным. Я разобрался в этом чувстве трудном, Одном из самых личных чувств на свете. И знаете, что значит быть свободным? Ведь это значит быть за всё в ответе!

Человек наделён волей и свободой выбора, но не всегда умеет пользоваться этими дарами и даже не всегда понимает, что это такое. Запишите, что такое свобода в вашем понимании.

Примечание. Если это задание окажется сложным, предложите учащимся выбрать вариант, который им ближе всего, и обосновать свою точку зрения:

• Свобода — это отсутствие каких-либо ограничений;

• Свобода — это возможность выбора из нескольких вариантов;

• Свобода — это возможность реализации своих планов.

Понятия «свобода» и «ответственность» стоят в стихотворении рядом неслучайно: эти понятия соотносятся друг с другом так же, как права и обязанности.

Мальчик очень хотел иметь собаку. Мама обещала купить щенка, но только в том случае, если сын в течение месяца будет вставать рано утром и выносить на улицу игрушечную собачку. «Любителю животных» хватило пары дней, чтобы отказаться от своей мечты.

«Ладошка»

На одной стороне вырезанной из бумаги ладошки напишите слова «Свобода выбора». На каждом пальце напишите продолжение этой фразы, например «профессии», «друзей», «музыки», «хобби», «одежды».

Легко ли вам было выполнить это задание? Расскажите, какие обязательства накладывает на вас ваш выбор. К чему приводит свобода, не ограниченная ни законом, ни совестью? Приведите примеры.

«Слепой и поводырь»

В упражнении участвуют двое. «Поводырь» должен в течение 2-3 минут провести по классу ученика с завязанными глазами. Затем участники меняются ролями. После того как в упражнении примут участие 2-3 пары, целесообразно задать участникам вопросы:

Что вы чувствовали, когда вас водили по классу, когда вы сами вели другого? Что было интереснее: вести или быть ведомым? Что сложнее?

Чем выше степень ответственности «ведущего», тем больше доверия со стороны «ведомого». Ответственность — способность принимать решения, прогнозировать их последствия и отвечать за них. Это качество, необходимое в любой работе. Слово «ответственность» имеет несколько значений:

1) отвечающий за что-то (ответственный за физическую подготовку);

2) наделённый особыми полномочиями (ответственный работник);

3) неукоснительно выполняющий свои обязанности (ответственный человек);

4) очень важный, значимый (ответственное выступление).

Придумайте словосочетания со словом «ответственный» и «безответственный». Встречались ли вам безответственные люди? Какую опасность представляет для себя и окружающих безответственный врач, авиадиспетчер, водитель, машинист, технолог пищевого производства, воспитатель в детском саду, автомеханик, военный, дипломат? Приведите примеры безответственного поведения и его последствий.

Авиационная компания провела эксперимент: при имитации полёта пилота попросили сыграть неспособность справиться с ситуацией, совершая ошибки, которые в реальности приводят к катастрофе. Ни один помощник не оспорил его действия!

Как вы думаете, какие качества помощников в реальной ситуации способны предотвратить катастрофу? (Компетентность, самостоятельность, способность брать на себя ответственность за принимаемые решения.)

«Кто виноват?»

Прочитайте пары высказываний и отметьте те, с которыми вы согласны:

1 а. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от везения 1б. Неудачное стечение обстоятельств часто мешает добиться успеха

2а. Мои отметки зависят от моего отношения к предмету, способностей и знаний 2б. Мои отметки больше зависят от настроения учителя, чем от моих усилий

3а. Если я захочу, то смогу расположить к себе любого 3б. Бесполезно стараться завоевать симпатию других людей

4а. То, что люди считают удачей или везением, на самом деле — результат упорного труда 4б. Успешная карьера больше зависит от случая, чем от способностей и усилий человека

5а. Большинство неудач в моей жизни происходит от моего неумения, незнания или лени 5б. В моих неудачах чаще всего были виноваты другие

Если вы чаще выбирали вариант «а», значит, вы уже способны брать на себя ответственность за всё, что происходит в вашей жизни, объясняя это своим характером и поступками, а не внешними обстоятельствами. Ответственность — это качество успешного профессионала и просто порядочного человека.

«Кто прав?»

Сравните два высказывания.

1. «Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнётся под нас».

2. «Не мы такие — жизнь такая».

Кому они принадлежат? (Первое — строка из песни А. Макаревича, второе — цитата из фильма «Бумер».) Какое из них вам ближе? Возможны ли другие варианты? □

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.