Научная статья на тему 'Содержание социальной ответственности личности в сознании студенческой молодежи'

Содержание социальной ответственности личности в сознании студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
122
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / SOCIAL RESPONSIBILITY / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / ЦЕННОСТИ / VALUES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Красножон Анастасия Геннадьевна

В статье рассматривается специфика проявления социальной ответственности у молодежи. Социальная ответственность анализируется как показатель социальной зрелости и фактор, определяющий поведение личности. Приводятся данные авторского исследования представлений студентов о содержании социальной ответственности и функционирования ценности ответственности в жизни студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The content of the social responsibility of the individual in the minds of student''s youth

The article deals with the specifics of manifestations of social responsibility among young people. Social responsibility is analyzed as an indicator of social maturity and the factor that determines the behavior of the individual. Data of author's research of representations of students about the content of social responsibility and functioning of value of responsibility in life of student's youth are provided in the article.

Текст научной работы на тему «Содержание социальной ответственности личности в сознании студенческой молодежи»

А.Г. Красножон

аспирантка Института социологии и регионоведения Южного федерального университета*

Содержание социальной ответственности личности в сознании студенческой молодежи

Современный этап развития российского общества характеризуется социальными трансформациями, затрагивающими все сферы общественной жизни. В процессе изменений находятся все стороны материальной и духовной жизни, духовно-нравственные ориентиры российского общества, что выдвигает на первый план проблему социальной ответственности личности.

В рамках социологических исследований социальную ответственность рассматривают с точки зрения динамики межличностных отношений в группе. Социальная ответственность выступает показателем социальной зрелости личности и определяет ее поведение на основе осознания социальных норм и ценностей, их принятия, способности оценивать последствия и результат собственных действий. Социальная ответственность является не только фактором, ограничивающим поведение человека, но и образующим компонентом его деятельности во всех сферах взаимодействия внутри социума.

В основе любого общества лежит некая система социальных норм и ценностей, и именно их усвоение и принятие определяет уровень социальной ответственности личности. Наиболее перспективной в этом плане группой является молодежь, поскольку именно в этот период личность осваивает большую часть социальных ролей. Одной из таких ролей является студенчество, в русле которого происходит как профессиональное, так и личностное становление личности. Этот процесс обусловлен включением студенческой молодежи в новые социокультурные и профессиональные общности, интеллектуальным развитием, формированием учебно-профессиональной деятельности1.

Проблемами социальной ответственности личности и ее проявлениями у студенческой молодежи занимались многие авторы. Можно выделить работы Г.Р. Абдракиповой, которая исследовала влияние культурно-образовательного пространства вуза на формирование социальной ответственности студентов, Н.Н. Губачева, выделившего основные содержательные моменты социальной ответственности молодежи, А.Ф. Гулевской и В.П. Максимова,

* Красножон Анастасия Геннадьевна, e-mail: [email protected]

1 Абдракипова Г.Р. Роль культурно-образовательного пространства вуза в формировании социальной ответственности молодежи // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. заоч. науч. конф. СПб., 2012. С. 299-301.

проанализировавших педагогические условия формирования социальной ответственности студентов.

Цель данной статьи - выявить понимание студенческой молодежью содержания социальной ответственности и функционирования ценности ответственности в жизни молодежи.

По мнению Г.Р. Абдракиповой, развитие личности студента идет по нескольким направлениям: система взглядов и убеждений приобретает более устойчивый характер, повышается чувство долга и ответственность за успех образовательно-профессиональной деятельности, растут притязания в отношении будущей профессии, в процессе усвоения социального и профессионального опыта растут общая зрелость и устойчивость, повышается уровень самовоспитания личности студента2.

Исследованиям социальной ответственности личности, а также специфики проявления этого качества у молодежи посвящают свои работы многие авторы. Так, по мнению Н.Н. Губачева, в содержание социальной ответственности молодежи входят следующие элементы:

1) осознание молодежью своей общественной роли и необходимости действовать в соответствии с требованиями общества;

2) контроль за своими действиями с учетом их последствий для себя и окружающих (самоконтроль);

3) социально активная деятельность;

4) признание моральных санкций за возможные негативные последствия своих поступков3.

В.Н. Подшивалов пришел к следующим выводам: рассмотрение основных значений ответственности позволяет утверждать, что данный феномен имеет положительные корреляции со многими социальными качествами личности. К ним можно отнести самостоятельность, честность, справедливость, принципиальность, чувство долга, следование нормам своего социума и многое другое. Ответственность всегда связана с принятием решения, выбором человека, его деятельностью, конкретным поступком или отказом от такового. Выделять ответственность как самостоятельный и независимый фактор не представляется возможным4.

Комплексное исследование ответственности как системного качества личности было проведено В.П. Прядеиным5. Выявлены как общие, так и специфические особенности ответственности в четырех возрастных группах (подростки, ранняя юность, юность и зрелый возраст). В подростковом и юношеском возрасте акцент в реализации

2

Абдракипова Г. Р. Указ. соч.

3 Губачев Н. Н. Социальная ответственность молодежи (философско-социологический анализ): автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 1992. 24 с.

4 Подшивалов В. Н. Проблема формирования социально ответственного поведения в современной российской экономике // Вестник Самарского государственного ун-та. 2008. № 5/2 (64). С. 21-30.

Прядеин В. П. Комплексное исследование ответственности как системного качества личности: дис. ... д-ра психол. наук. Екатеринбург, 2001. 299 с.

ответственности делается на достижении общественно значимого результата, в раннем юношеском возрасте превалирует субъектно-личностный результат и только в зрелом возрасте связь между общественно значимым и субъектно-личностным результатами становится определяющей.

Формирование социальной ответственности студенческой молодежи рассматривают А.Ф. Гулевская и В.П. Максимов, которые считают, что данный процесс обусловлен, с одной стороны, биологическими, психологическими, возрастными особенностями студентов как социальной группы, а с другой - определяется той общественной микросферой, в которую каждодневно включена своей жизнедеятельностью молодежь, требованиями той социально-профессиональной группы, в которой им предстоит реализовывать свои потенциалы в будущем6.

В дополнение к имеющимся в социологии прикладным данным в г. Ростове-на-Дону в январе-феврале 2014 г. под руководством д.с.н., проф. ЮФУ Т.А. Марченко было проведено авторское исследование с целью выявления понимания студенческой молодежью содержания социальной ответственности и функционирования ценности ответственности в жизни молодежи.

С целью проведения компаративного анализа были опрошены студенческие группы 1-5-х курсов факультета социологии и политологии ЮФУ и студенты 1-го курса Ростовского автотранспортного колледжа. Возрастная группа - молодые люди от 15 до 25 лет. Это позволило выявить в общем виде динамику отношения студенческой молодежи к социальной ответственности. Выборка составила 150 человек.

Анализ результатов проведенного исследования был начат с рассмотрения ответов на блок вопросов, предназначенных для определения наличия, степени и характера ответственности личности. Больше половины всех опрошенных (61%) считают себя ответственными людьми. 6% всех опрошенных считают себя абсолютно безответственными, 3% затруднились определить наличие или отсутствие собственной ответственности и почти треть респондентов уклончиво ответили, что их ответственность зависит от ситуации и обстоятельств. При этом по мере перехода от младших курсов к старшим степень ответственности возрастает, а к пятому курсу практически все студенты считают себя ответственными людьми. Это говорит о возрастании осознания ответственности, поскольку для определения ее реализации в жизни студентов необходимо полномасштабное исследование по видам деятельности, что позволило бы выявить факты принятия ответственных (безответственных) решений.

6 Гулевская А.Ф., Максимов В.П. Педагогические условия формирования социальной ответственности студентов экономических специальностей. Южно-Сахалинск, 2012. 208 с.

Мера ответственности часто зависит от ситуации (около трети респондентов уклончиво ответили, что их ответственность зависит от ситуации и обстоятельств), и молодые люди не склонны заранее предвидеть последствия своих действий, поступков. 48% опрошенных студентов хотя бы иногда пытались избежать ответственности, а 7% респондентов делают это часто. Исследование показало, что только у 17% опрошенных студентов вузов и колледжей никогда не возникает желание избежать ответственности. Чем старше становятся студенты, тем более они конкретизируют свои ответы, в которых чувствуются уверенность и достаточный уровень осознанности своих поступков, так, 74% пятикурсников ответили, что никогда не пытаются избежать ответственности или делают это только иногда.

В исследовании выявлялось мнение студентов о том, в какой ситуации человек должен проявлять наибольшую степень ответственности. Больше половины опрошенных (54%) чувствуют себя ответственными всегда. 35% ответов приходится на официальную обстановку, которая складывается обычно на работе, во время учебы и т.д. Приблизительно одинаково ответственно (1-4%) молодежь чувствует себя в общественных местах, дома и на улице. Кроме того, 5% респондентов предложили свой вариант ответа («когда от человека зависит судьба других людей», «когда ситуация важна для него и его близких»).

В нашем понимании, социальная ответственность предполагает, что человек должен прежде всего отвечать за себя и других людей. Поэтому в исследовании узнавалось мнение студентов о том, за кого же должен отвечать ответственный человек. Более половины респондентов (54%) предпочитают отвечать только за свои поступки и не желают брать на себя ответственность за других людей, 45% опрошенных готовы нести ответственность и за себя, и за окружающих. В этих ответах можно увидеть дополнительный смысл: 54% опрошенных не будут обращать внимание на безответственные действия других людей, а 45% респондентов, возможно, отнесутся небезразлично к безответственным действиям и поступкам.

Анализ динамики отношения студентов к ответственности в зависимости от курса обучения показал, что если подавляющее большинство первокурсников (75%) считают, что ответственный человек должен отвечать лишь за себя, то с каждым курсом становится все больше тех, кто думает, что ответственный человек должен отвечать также и за других людей, и к 5-му курсу тех, кто выбрал 3-й вариант ответа («за себя и других»), становится 58%.

При ответе на вопрос о том, как респонденты предпочитают вести себя при выполнении коллективных заданий, результаты распределились следующим образом: около половины респондентов (48%) предпочитают быть исполнителями, нести ответственность только за себя; 30% опрошенных - быть лидерами группы, ответственными за

общий результат; 7% - переложить ответственность на других. Также 7% респондентов выбрали вариант «другое», указав, что их поведение будет зависеть от группы, что они не участвуют в коллективных заданиях или же считают, что все в группе должны отвечать за результат равнозначно.

Далее выяснялось мнение студентов о том, как они обычно поступают при принятии важных решений. Ответы распределились следующим образом: 65% респондентов анализируют советы других, а потом формируют свою точку зрения; 17% при принятии решений следуют советам родных и друзей, 16% опрошенных полагаются только на свое мнение. Таким образом, большая часть респондентов (82%), по-видимому, стараются разделить ответственность за свои решения с другими, а иногда и полностью полагаются на их мнение.

Также выяснялось мнение студентов по поводу того, что побуждает их проявлять ответственность. Для подавляющего большинства респондентов (73%) - это чувство долга. На втором и третьем местах идут варианты «необходимость оправдываться» (8%) и «осознание себя руководителем» (7%). Остальные варианты отметило незначительное число респондентов: «вероятность наказания» - 5% и «навязанные обязанности» - 4%. 3% опрошенных выбрали вариант «другое», указав в качестве причин, побуждающих их проявлять ответственность, чувство собственного достоинства, привитое чувство ответственности, воспитание, общественное давление.

Второй блок вопросов был направлен на выяснение представлений студентов о социальной ответственности, а также на выяснение места ответственности в системе социально значимых качеств и жизненных ценностей респондентов.

Респондентам задавался открытый вопрос, касающийся того, что они понимают под социальной ответственностью личности. Около трети всех опрошенных (33%) считают, что социальная ответственность - это ответственность перед обществом, связывают ее с исполнением социальных ролей и статусов, с соблюдением социальных норм. Здесь встречались следующие варианты: «личность должна быть ответственна за свои поступки в социальной сфере», «личность должна быть ответственна перед социумом, выполнять социальные роли», «социальная ответственность связана со спецификой социальных отношений и выражает отношение между личностью и обществом по поводу реализации общественно значимых интересов», «каждая личность, обладая тем или иным статусом, является ответственной перед обществом», «ответственность перед обществом путем соблюдения норм и правил общества» и др.

17% респондентов полагают, что социальная ответственность - это ответственность за свои действия и поступки, мысли и решения, не связывая ее с осознанием социальных норм и ценностей. Таким образом, они не разделяют понятия ответственности и социальной

ответственности. 8% опрошенных считают, что под социальной ответственностью следует понимать ответственность не только за себя, но и за других людей. Также некоторые респонденты понимают под социальной ответственностью совокупность определенных качеств, таких как развитое чувство долга, дисциплинированность, умение держать слово, исполнительность, справедливость (6%), а некоторые связывают это понятие с соблюдением законов и участием в выборах (2%). Больше трети опрошенных (35 %) затруднились ответить на данный вопрос.

Далее респондентам предлагалось проранжировать жизненные ценности в порядке их значимости для них. Была получена следующая иерархия ценностей: на первые места студенты чаще всего ставили такие ценности, как счастливая семейная жизнь (56%), дружба, любовь, наличие близких людей (56), здоровье (50), свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) (37), карьера (28), общественное признание (уважение окружающих) (20), материальное благополучие (16), личные убеждения (14), активная жизненная позиция (10%).

Важно было сопоставить социально значимые качества, которые, по мнению студентов, должны присутствовать у ответственного человека в идеале и какие из этих качеств, как считают студенты, присутствуют у них самих. Респондентам было необходимо выделить 7 качеств, наиболее характерных для ответственного человека, в порядке убывания их значимости. Был получен следующий список качеств ответственного человека: ответственность (64%), рационализм (43), исполнительность (35), справедливость (31), твердая воля (25), честность (18), высокие запросы (13%).

Большинство респондентов на первое место поставили именно ответственность. Но на это могла оказать влияние сама тематика анкеты, посвященной социальной ответственности.

Выделяя наиболее социально значимые качества, которые присутствуют лично у них, большинство респондентов также на первое место поставили именно ответственность. При этом сравнивая себя и идеально ответственного человека в их понимании, многие все же признали, что не обладают достаточным уровнем ответственности.

Кроме того, была проведена дискуссия, касающаяся того, как студенты понимают социальную ответственность. Обсуждался вопрос, какова природа ответственности, врожденное это или приобретенное качество. Практически все участвующие в дискуссии согласились, что социальная ответственность - это приобретенное качество, которое формируется в процессе социализации. «Чувство ответственности можно воспитать, дети рождаются без ответственности». Ответственность, по мнению участников дискуссии, изначально формируется в семье, также на формирование ответственности влияет

школа (необходимость выполнять домашние задания, оцениваются знания, применяются санкции).

При обсуждении вопроса о связи между свободой и ответственностью были получены следующие ответы: «ответственность ограничивается свободой», «чем больше свободы, тем больше ответственности», некоторые же считают, что необходимость проявлять ответственность ограничивает свободу.

Также в процессе дискуссии выяснялось мнение студентов относительно того, является ли социальная ответственность важным качеством в современном мире и насколько она нужна человеку в повседневной жизни. Большинство согласилось, что это необходимое качество и безответственный человек ничего не добьется: «Без ответственности очень трудно. Когда ею не обладают окружающие тебя люди, то тебе самому приходится быть втрое ответственнее, это усложняет жизнь. А если ты не обладаешь ответственностью - другие не доверяют тебе, относятся с подозрением», «если хочешь чего-то добиться в жизни, то это качество необходимо». Но все же некоторые считают, что без ответственности вполне можно прожить, без нее даже легче и спокойнее.

Под социальной ответственностью студенты понимают прежде всего соблюдение норм, принятых в обществе, и считают качествами, свидетельствующими о социальной ответственности человека, чувство долга, силу воли, высокие требования к себе и другим, самокритичность, уверенность в себе, умение различать добро и зло и быть справедливым.

Таким образом, в результате дискуссии был получен широкий спектр представлений, связанных с понятием социальной ответственности у обследуемых групп. Можно сделать вывод, что в принципе молодежь неплохо ориентируется в вопросах социальной ответственности, которые вызывают искренний интерес.

Полученные результаты исследований позволяют прийти к следующим выводам. Социальная ответственность присуща студенческой молодежи (61% респондентов признали себя ответственными людьми), но она носит неустойчивый характер и часто зависит от ситуации. Студенты ставят ответственность на первое место в системе социально значимых качеств, хотя нельзя не учитывать влияние самой тематики анкеты, посвященной социальной ответственности. Основным мотивом, побуждающим студентов проявлять ответственность, является чувство долга. Вероятность же наказания связывают с социальной ответственностью лишь 5% респондентов, и все они - студенты младших курсов.

Учитывая перспективы, ожидающие студентов колледжей и вузов, а особенно выпускников высших учебных заведений, которые определяют место их будущей профессиональной деятельности в среднем и высшем уровнях системы управления, необходимо прививать студентам

максимальную заинтересованность в высоком уровне личной и социальной ответственности. Ответственность студентов перед собой и перед обществом должна стать профессиональным качеством каждого выпускника, и характер ее должен быть преимущественно социальным.

Красножон А.Г. Содержание социальной ответственности личности в сознании студенческой молодежи. В статье рассматривается специфика проявления социальной ответственности у молодежи. Социальная ответственность анализируется как показатель социальной зрелости и фактор, определяющий поведение личности. Приводятся данные авторского исследования представлений студентов о содержании социальной ответственности и функционирования ценности ответственности в жизни студенческой молодежи.

Ключевые слова: социальная ответственность, молодежь, ценности.

Krasnozhon A.G. The content of the social responsibility of the individual in the minds of student's youth. The article deals with the specifics of manifestations of social responsibility among young people. Social responsibility is analyzed as an indicator of social maturity and the factor that determines the behavior of the individual. Data of author's research of representations of students about the content of social responsibility and functioning of value of responsibility in life of student's youth are provided in the article.

Keywords: social responsibility, youth, values.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.