Научная статья на тему 'Ответственность медицинских работников за неоказание помощи больному'

Ответственность медицинских работников за неоказание помощи больному Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2042
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воропаев А. В., Воропаева И. В., Исаев Ю. С.

В статье приводится информация об ответственности медицинских работников за неоказания помощи больному.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The responsibility of health care workers for non rendering assistance to the patient

This article describes the questions of penal responsibility of health care workers for the non rendering assistance to the patient

Текст научной работы на тему «Ответственность медицинских работников за неоказание помощи больному»

ROBERTO ASSAGIOLI: PHILOSOPHIC CONCEPTS ON THE EAST AND WEST

INTERSECTION

O.O. Salagay, A.M. Ushakov (Irkutsk State Medical University)

The tendencies, which outlined the approachement of philosophy and medicine in the Renaissance, did not lose their force nowadays. In the frameworks of many philosophic concepts the body, the soul and the spirit were separated. The separation of the spirit, as the independent structure component ofhuman being does not reside to the fundamental medicine. The first doctor-philosopher, who asked this question to the medicine, was the Italian psychiatrist — Roberto Assagioli. This article describes his concepts of human being and spirit rise.

__ „ 3. Чаттерджи С., Дата Д. Древняя индийская филосо-

ЛИТЕРАТУРА фия. -М., 1950 - 504 с.

1. АссаджиолиР. Нервные заболевания при духовном ро- 4 ЭлиадкМ И™^^ веРы и Религиозных идей - TL -сге - М 2003 - 125 c М., 2002 - 320 с.

2. Царегородцев Г.И. Диалектический материализм и ме- 5. Lanpych°Qsynthese: principes et technique. -

дицина.

/ Ц С П I .! I. , I Htl.lUM UltihUfl VI11 1 ^ L ' H11. 1 H iVl H iVl^- , , • . 11л T . - inA

- М.: МеДицина, 1966. - 451 с. Edition EpI, 2001 - 19° p.

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКОГО ПРАВА И ЭТИКИ

© ВОРОПАЕВ А.В., ВОРОПАЕВА И.В., ИСАЕВ Ю.С. - 2006

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ ЗА НЕОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ БОЛЬНОМУ

А.В. Воропаев, И.В. Воропаева, Ю.С. Исаев

(Иркутский государственный медицинский университет, ректор д.м.н., профессор И.В. Малов; кафедра судебной

медицины, зав. кафедрой, д.м.н., профессор Ю.С. Исаев)

Резюме. В статье приводится информация об ответственности медицинских работников за неоказания помощи больному.

Ключевые слова. Уголовная ответственность, медицинские работники, неоказании помощи больному.

Тема уголовной ответственности медицинских работников за профессиональные преступления не только вызывает интерес у широких кругов медицинской общественности, но и представляет существенную социальную и правовую проблему. Приходится констатировать, что нарушение профессиональных обязанностей медицинскими работниками имеет место, и нельзя сказать, что на практике мы имеем дело с единичными подобными случаями. В настоящее время различными авторами отмечается рост правонарушений, совершаемых медицинскими работниками. По нашим данным, ежегодно в Иркутской области возбуждается около полутора десятков уголовных дел в отношении медицинских работников.

Следственно-судебная и судебно-экспертная практика свидетельствует об объективной сложности таких дел. В определенной степени это связано с проблемами поиска, закрепления и оценки доказательств по уголовным делам о профессиональных преступлениях. В то же время наиболее существенные трудности вызывает оценка состава преступления в действиях медицинского работника. Возможности же судебно-медицинской экспертизы при этом используются далеко не в полной мере.

При неоказании помощи больному медицинский работник является специальным субъектом уголовной

ответственности в силу присущих данной категории граждан специальных обязанностей, связанных с выполнением своей профессиональной деятельности, как в рамках трудовых отношений, так и в повседневной жизни.

Специальные обязанности вытекают из предписаний Основ законодательства об охране здоровья граждан, постановлений Минздравсоцразвития, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, нормативно-правовых актов Управлений здравоохранения субъектов Федерации и Администраций муниципальных образований, должностных инструкций, утвержденных администрацией лечебно-профилактических учреждений и, собственно, положений клятвы, произносимой выпускником медицинского учебного заведения. Следует также кратко остановиться на тех существенных признаках, которые характеризуют медицинского работника именно как специального субъекта рассматриваемого преступления.

Приведем текст 124 статьи УК РФ [3]: «Статья 124. Неоказание помощи больному

1. Неоказание помощи больному без уважительных причин лицом, обязанным ее оказывать в соответствии с законом или со специальным правилом, если это повлекло по неосторожности причинение средней тяже-

сти вреда здоровью больного, - наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок от двух до четырех месяцев.

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

2. То же деяние, если оно повлекло по неосторожности смерть больного либо причинение тяжкого вреда его здоровью, - наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».

Потерпевшим от данного преступления является больной, т.е. лицо, страдающее каким-либо заболеванием и нуждающееся в оказании медицинской помощи. Вид заболевания и стадия его течения в плане квалификации значения не имеют. Важно, чтобы болезнь при невмешательстве создавала реальную угрозу причинения вреда здоровью потерпевшего, что наблюдается при неотложных состояниях, возникающих как следствие повреждающих факторов внешней среды (например, дорожно-транспортное происшествие), так и острых заболеваний (дифтерия) или обострение или осложнение хронических заболеваний (развитие инфаркта миокарда при стенокардии).

В объективную сторону входят элементы, характеризующие деяние (неоказание помощи без уважительных причин), последствие (как минимум вред здоровью средней тяжести) и причинную связь между ними. Очень важно отделять причинение смерти или вреда здоровью вследствии неоказания медицинской помощи от состояний, при которых оказание неотложной медицинской помощи в объеме, соответствующем данным обстоятельствам не могло предотвратить неизбежное причинение вреда здоровью или смерти человеку.

В последнем случае заключение судебно-медицинской экспертизы будет свидетельствовать об отсутствии объективной стороны состава преступления.

Неоказание помощи выражается в бездействии. Существует мнение, что оно может воплотиться и в частичном бездействии (непринятии всего комплекса медицинских мер, некачественном лечении и т.п.). Вряд ли это верно. Закон различает понятия неоказания помощи и ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей (ч. 2 ст. 118 УК РФ), с чем нельзя не считаться. Таким образом, если медицинский работник окажет медицинскую помощь ненадлежащего качества, то он не будет являться субъектом данного преступления (например, пострадавший от травмы мальчик госпитализируется в ЦРБ и умирает в палате от внутричерепного кровоизлияния вследствие неэвакуации в областную больницу для оказания специализированного вида медицинской помощи — выполнения нейрохирургической операции).

Спорен также вопрос, о всяком ли виде помощи идет речь в ст. 124, либо только о срочной, первичной, скорой. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан различают первичную, скорую, специализированную и медико-социальную помощь (гражданам, страдающим социально-значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих).

Согласно ч. 1 ст. 41 Конституции, каждый имеет право на медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно. Частные клиники, как известно, оказывают платные услуги за определенные виды специализированной деятельности. В государственных и муниципальных учреждениях часть специализированных услуг в настоящее время осуществляется также на платной основе.

Исходя из сказанного, следует сделать вывод, что неоказанием помощи считается отказ или уклонение от оказания не терпящей отлагательства помощи, что создает реальную угрозу причинения серьезного вреда здоровью потерпевшего.

В конкретном случае неоказание помощи может выразиться в отказе принять вызов врача или выехать на дом, принять поступившего больного или осмотреть его. Виновный может отказаться сделать искусственное дыхание, остановить кровотечение, наложить швы, вызвать надлежащего специалиста по профилю заболевания, дать необходимые лекарства, не принимать мер к доставлению нуждающегося в этом потерпевшего в больницу и т.д.

Уголовная ответственность за бездействие, как известно, предполагает, что лицо должно было и могло действовать.

Обязанность действовать вытекает из предписаний Основ законодательства об охране здоровья граждан (ст. 38 и 39) [1], где сказано, что первичная и скорая медицинская помощь оказывается гражданам в случаях травм, отравлений и других неотложных состояний лечебно-профилактическими учреждениями, независимо от территориальной, ведомственной подчиненности и форм собственности (обязанность оказывать помощь больному подкрепляется клятвой, произносимой выпускником медицинского учебного заведения).

Возможность действовать (субъективный критерий) — обязательное условие ответственности. Не случайно в ст. 124 говорится о неоказании помощи без уважительных причин. К уважительным относятся причины, непреодолимые в момент возникновения конкретной обязанности действовать. Ими можно считать непреодолимую силу, состояние крайней необходимости (например, должен был оказать помощь другому тяжелобольному), болезнь самого медицинского работника, отсутствие необходимого инструмента, лекарств и т.д. Ссылка медицинского работника на нерабочее время, на нахождение его в отпуске не считается уважительной причиной и соответственно не исключает уголовной ответственности, если лечебно-профилактическое учреждение предоставит средства для транспортировки врача в больницу в случае невозможности применения иного медицинского работника (например, в сельской местности, где ограниченное количество врачей). Вопрос о материальной компенсации сверхурочной работы такому медицинскому работнику должен быть предусмотрен администрацией больницы.

Необходимо различать две ситуации неоказания медицинской помощи: неоказание медицинской помощи медицинским работником в лечебно-профилактическом учреждении и неоказание медицинской помощи медицинским работником вне исполнения трудовых обязанностей.

В первом случае, медицинский работник должен иметь допуск к осуществлению профессиональной медицинской деятельности, т.е. право на занятие такой деятельностью. Данный признак следует рассматривать как наиболее существенный, поскольку его отсутствие (применительно к врачам и среднему медицинскому персоналу) само по себе с очевидностью исключает уголовную ответственность лица. В соответствии со ст. 54 Основ законодательства об охране здоровья граждан право на занятие профессиональной медицинской деятельностью по общему правилу предусматривает наличие у лица профессионального медицинского образования, а также сертификата специалиста (для наемных работников) либо сертификата специалиста и лицензии на избранный вид медицинской деятельности (для лиц, занимающихся частной медицинской практикой).

Также, на медицинского работника должна быть возложена обязанность по оказанию соответствующего вида медицинской помощи. Такая обязанность может вытекать либо из факта наличия трудовых отношений между медицинским работником и медицинским учреждением (организацией) государственной, муниципальной или частной системы здравоохранения, либо из факта занятия медицинским работником частной медицинской практикой как гражданином, осуществляющим в установленном законом порядке предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Из смысла ст. 426 ГК РФ [2] следует, что медицинский работник, занимающийся частной медицинской практикой, обязан заключить публичный договор с каждым, кто к нему обратится, разумеется, в пределах разрешенных для него видов медицинской деятельности.

Условиями, вызывающими обязанность действовать, в первом случае, являются обращение больного, его родственников, иных лиц, а во втором случае, когда само обязанное лицо наблюдает ситуацию, вызывающую необходимость действовать (например, оно является свидетелем дорожно-транспортного происшествия с наличием пострадавших).

Если медицинский работник не наблюдает такой ситуации (например, когда в теплое время года он видит человека, который, по его мнению, мирно дремлет на траве под деревом — в данном случае у врача отсутствует обязанность интересоваться состоянием здоровья всех окружающих лиц), но, тем не менее, человек в ней нуждается (в приведенном примере человек находится в коме), то факт отсутствия явной нуждаемости человека в оказании ему неотложной помощи указывает на отсутствие состава преступления.

Как правило, на медицинское вмешательство требуется согласие больного. В соответствии со ст. 32 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан «необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является информированное добровольное согласие гражданина». Следовательно, при обычных обстоятельствах отсутствие такого согласия исключает наказуемость, даже если в последующем из-за неоказания помощи наступил вред здоровью.

Вместе с тем оказание помощи без согласия больного (его родственников, законных представителей и т.д.) возможно, если по каким-либо причинам согла-

сие не может быть получено (например, ввиду неясного сознания потерпевшего), а медицинское вмешательство безотлагательно необходимо.

Состав преступления сконструирован по типу материального, поэтому преступление полагается оконченным при наступлении вреда здоровью средней тяжести. В этом вопросе произошло изменение законодательной позиции: согласно ст. 128 УК 1960 г. сам факт неоказания помощи больному без уважительных причин признавался преступным. Это серьезно расширяло основание ответственности, приводило к смешению преступления и дисциплинарного или аморального проступка.

Причинение вреда здоровью средней тяжести — минимальный размер вреда, при наличии которого возможна уголовная ответственность. Отсюда, если неоказание помощи вызвало лишь легкий вред здоровью, уголовное преследование исключается. Необходимым признаком состава преступления является причинно-следственная связь. Вред здоровью должен быть обусловлен бездействием виновного, неоказанием им помощи потерпевшему. Если такой связи нет, содеянное не может быть квалифицировано по ст. 124, даже если и деяние в виде неоказания помощи, и вредные последствия имели место (например, после отказа фельдшера оказать необходимую помощь больной решил самостоятельно добираться до районной больницы, в пути поскользнулся, упал и получил средней тяжести повреждения здоровью).

Субъектами преступления являются медицинские работники, а также лица, обязанные ее оказывать в виде первой помощи по закону или по специальному правилу (ст. 38 и 39 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан). Под медицинскими работниками следует понимать лиц, профессионально выполняющих свои функции (врач, фельдшер, медицинская сестра, акушерка, провизор и т.п.). Подсобный медицинский персонал (санитары, сиделки, лаборанты, регистраторы и т.д.) субъектом данного преступления не являются и при соответствующих условиях могут нести ответственность по ст. 125. На основании п. 2 ст. 10 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» (ВВС РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503) работники милиции обязаны оказывать помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящихся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни.

Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины: лицо, отказывая или уклоняясь от оказания помощи:

а) предвидит возможность причинения вреда здоровью больного, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на предотвращение такого вреда (например, надеется, что помощь окажет другой живущий невдалеке медицинский работник);

б) не предвидит возможности причинения вреда здоровью в результате неоказания помощи больному, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть наступление вреда.

Например, врач отказался обследовать больного, заявив, что, судя по словам родственников, ничего

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.