ОТ ВЕТСТВЕННОСТЬ -
качество «родом из детства»
Татьяна Сергеевна Борисова,
учёный секретарь Института социальной педагогики РАО, профессор, доктор педагогических наук
Наш великий предшественник, основоположник научной, природосообразной педагогики Ян Амос Коменский утверждал: «Добродетель воспитывается посредством дел, а не посредством болтовни». Одна из стержневых добродетелей человека — ответственность, которая формируется в деле: бездельнику не за что отвечать, нести ответственность. Это блистательно доказал знаменитый советский педагог Антон Семёнович Макаренко, погрузив своих сорванцов в трудное ответственное дело. Можно ли в сегодняшней школе, в которой нет высокоорганизованного производства, занять ребят делом, которое потребует от них ответственности, поможет воспитать это качество, актуальнейшее для нынешних наших сограждан?
• социальные проекты • система ответственных отношений
• занятость делом • поисковая деятельность юных патриотов
Ответственность — понятие интег-ративное, включающее долг, обязанность, способность доводить начатое дело до конца. Человек ответственный — надёжный человек, на него вполне можно положиться. Причём не только близким людям, коллегам, друзьям, но и обществу в целом. Это нашло отражение в таком понятии, как «социально ответственное поведение». Это внутренняя мотивационная сторона человеческой личности, её внутренний императив — совершать ответственные поступки, учитывающие интересы других членов общества, зачастую совершенно незнакомых. Но для этого нужна не только
мотивация, но и готовность. Многие люди внутренне, наверное, хотят быть благородными, добрыми, надёжными. Но не способны проявить эти качества в действии. Это в них не воспитали...
Есть у человека ответственного ещё одно социально важное качество: способность взять вину на себя за негативные последствия недобросовестно выполненного порученного дела, не обвинять в недостатках, просчётах, бедах окружающих, предавать «ради эго все блага мира». Высокая степень нравственности — внутренняя готовность нести ответственность не только за себя, но и за других. Ответственный человек — обязательный человек, отвечающий не только за своё дело,
но и за своё слово. Это человек чести и высокого достоинства. В старину таких людей называли аристократами духа. Дети и молодёжь впитывают эти качества в семье, от родителей, что называется «с молоком матери». Ответственность не насаждается извне, с помощью угроз или наград, она взращивается, прорастает изнутри, подкрепляется ежедневным действием. Эффективнее всего — в деле, в труде.
Воспитание ответственности у детей и молодёжи — одна из важнейших и актуальнейших проблем школы, да и любого образовательного учреждения. Знания, бесспорно, играют здесь свою роль — информирование детей об их правах и обязанностях, ценностях и нормах общества, социально приемлемом поведении — всё это опосредованное воспитание ответственности. Как и передача нравственного опыта предшествующих поколений; обретение собственного опыта ответственного поведения, готовность нести наказание, общественное порицание за поведение безответственное.
Воспитание личностно и социально значимой ценности ответственного поведения — дело очень трудное, кропотливое, требующее тонкой педагогической инструментовки. Только преломляясь через эмоциональные переживания — и радостные, и негативные, ответственность обретает личностный смысл.
На формирование ответственности во многом влияют некоторые врождённые качества личности, как врождённые способности — на учебную успешность школьника. Одно из таких качеств — инициативность. Инициативные дети активно участвуют в собственной жизни: берут ответственность за организацию своего времени, за достижение своих целей. Основной внутренний стимул проявления инициативности — интерес, увлечённость делом, стремление к цели. Вообще ответственность, как и другие нравственные качества личности, — проблема ценностных ориентаций. Система ответственных отношений создаёт комфортную атмосферу в социуме, а сегодня всё общество убедилось в том, что ещё и безопасную атмосферу.
Трудная, повторю, эта проблема — воспитание ответственности, на этом пути и родителей, и учителей подстерегают серьёзные опас-
ности. Так, родители, поощряя полезные увлечения своих детей, нередко слишком активно вмешиваются в их деятельность, злоупотребляют категоричными требованиями, запретами, резко сужая пространство детей для реализации инициативы, удовлетворения своих потребностей, интересов. Чрезмерная регламентация поведения приводит к несамостоятельности, утрате ответственности, способности принимать решение и отвечать за свои действия.
Смелость брать на себя ответственность за происходящее в ближайшем окружении, в собственной жизни — это жизненная позиция успешного ответственного человека. Понимающего, что никто — ни родители, ни друзья, ни родственники и соседи, ни даже государство — не решит все возникающие в его жизни проблемы.
Тонкость в воспитании ответственности ещё и в том, что даже активного школьника надо научить соизмерять свои возможности со стремлениями: брать на себя больше, чем сможешь сделать, безответственно.
Не буду говорить о таких общеизвестных вещах, как значение поощрения и порицания в воспитании ответственности, что приводит либо к её развитию, обострению, либо к угасанию. И надо ли специально доказывать, какое влияние оказывает на подростков личный пример воспитателя?
Военный историк полковник Г.В. Кре-тинин, в прошлом выпускник Победин-ской средней школы Краснознамённого района Калининградской области, — автор более сотни научных публикаций. Занимаясь поиском материалов, связанных с биографией Николая Гумилёва, он обнаружил, что поэт во время Первой мировой войны вместе со своим полком останавливался в посёлке Побе-дино. За участие в кавалерийской атаке близ посёлка награждён Георгиевским
крестом. Поделился своим открытием с учителями и ребятами бывшей родной школы. Это вызвало большой интерес у старшеклассников, и с тех пор исследовательская работа учащихся и учителей сконцентрирована на изысканиях о Первой мировой войне, о выдающемся явлении русской культуры — Серебряном веке, на изучении творческого пути интереснейшей и трагичной личности поэта Николая Степановича Гумилёва. Ребята проводят конкурс чтецов поэзии Н.С. Гумилёва; поэтические турниры его имени, на которые приезжают приглашённые гости из Калининградской области, соседних стран — Польши и Литвы. На научной конференции представляются лучшие исследовательские работы ребят о современниках Гумилёва. У здания школы установлен мемориальный камень в память о Н.С. Гумилёве, открыт музей, посвящённый поэту. В музее представлены уникальные экспонаты — документы и фотографии, присланные из музея Анны Ахматовой на Фонтанке в Санкт-Петербурге, музея Серебряного века в Москве, Государственного исторического архива, а также макет окрестностей села Победино, сделанный по итогам изысканий под руководством Г.В. Кретинина. Школьники установили контакты с культурными центрами России, отдельными культурными организациями Польши и Литвы.
Ребята проявляют в этой деятельности удивляющую даже учителей активность и ответственность: готовят по своей инициативе рефераты для участия в конкурсах, с энтузиазмом обсуждают экспозицию школьного музея. Общественную значимость этой деятельности подтверждают односельчане: в традиционном событии — литературных чтениях «Гумилёвская осень» принимает участие не только коллектив Побединской школы, но и жители всего посёлка. Этот пример убеждает: важнейший психолого-педагогический механизм формирования ответственности — нравственно-формирующее влияние взрослого и ответная эмоциональная реакция, вызывающая проявление инициативы и деловой активности.
Деятельность — необходимое условие формирования ответственности. Только в процессе деятельности ответственность становится личностно и социально значимой ценностью. Личность не может развиваться в рамках созерцания, усвоения, потребления. Её развитию необходима созидательная деятельность. Особая роль принадлежит деятельности социальной. В школьные годы её нужно соответствующим образом организовывать. В ней формируются мотивы, привычные способы поведения. Важно при этом, чтобы школьники понимали, что нужно сделать, как это нужно сделать. Иногда учитель обвиняет ученика в том, что он ленив, безответствен. Но на самом же деле это следствие непонимания поставленной задачи. В деятельности, в межличностном взаимодействии дети приобретают собственный опыт ответственного отношения к делу, к себе, к другим людям. В разнообразии деятельности, в её возрастающей трудности дети взрослеют, достигают успешности вхождения в социум в качестве ответственных людей.
В последние годы в школьную практику вновь вошёл метод проектов, в том числе — социальных. Он включает детей в решение социально значимых проблем реальной жизни, формирует опыт самоорганизации, ответственного отношения к достижению результатов. В процессе социально значимой деятельности укрепляются сущностные силы личности, реализуется её творческий потенциал. Этот метод успешно использует педагогический коллектив Галюгаевской средней школы Курского района Ставропольского края. Учителя целенаправленно формируют у детей социальную ответственность. Директор школы Лидия Васильевна Луценко много сил отдала установлению контактов с социальными партнёрами — родителями, работниками учреждений культуры, правоохранительных органов, с общественностью и с администрацией района. Они и помогают школе вовлекать подростков в практические социально значимые дела и проекты.
Начинают учителя с малого — с воспитания ответственности за определённый уголок школьного двора, за его уборку, дизайн, благоустройство. Постепенно сфера детского влияния расширяется, переходит в окружающий социум. Широко используют учителя возможности летнего пришкольного лагеря и трудовой четверти на полях школьной производственной бригады. Трудовые десанты, праздники, работа в поле — это прежде всего общение, причём уже деловое, в процессе которого ребята обсуждают дневное задание, итоги работы.
Волонтёрское движение стало основой внешкольной деятельности детского объединения «Алые паруса» и молодёжной организации РИТМ. Все нежилые помещения станицы Галюгаевской ребята взяли на учёт. Разновозрастные группы приводят в порядок прилегающую к ним территорию, выкашивают сорняки, обрезают деревья и кустарники, убирают мусор. В станице ребята заложили питомник многолетних декоративных растений, которыми озеленяют центр станицы и её улицы. В микрорайонах члены «Алого паруса» организуют шефскую помощь инвалидам и пожилым жителям: убирают придворовую территорию, оказывают помощь в огородных делах, по хозяйству — обрезают виноградники, доставляют школьным транспортом зерно с колхозного тока, ведут заготовку лесных ягод. К праздникам школьники изготовляют открытки, выращивают комнатные растения для жителей своего микрорайона.
Школа взяла под свою опеку места боевой славы на территории станицы и в её окрестностях; ребята поддерживают чистоту, ухаживают за памятниками, обновляют зелёные насаждения. В праздничные дни школьники стоят в почётном карауле у центрального мемориала и у памятника своему земляку, пионеру-герою Феде Шерстобитову.
Свято хранят жители станицы и память о жертвах Чеченской войны, о сотрудниках милиции, погибших при исполнении долга. Десять лет назад выпускник школы Владимир Амиров организовал соревнования по футболу на кубок памяти своего школьного друга А.М. Черемных, сержанта милиции, который погиб, защищая жизнь односельчан. С тех пор
традиция сохраняется: соревнования проходят уже в двух возрастных категориях — взрослых и детей. Молодёжь проводит митинг памяти перед началом соревнований, рассказывает об отважном земляке, чьё имя стало символом любви к своей земле. Всё это находит живой отклик у всех жителей станицы.
Эта деятельность воспитывает в детях милосердие, потребность заботиться о других, интерес к неповторимости каждого, живущего рядом. А в итоге формирует ответственность, которая теперь будет сильнейшим образом влиять на их отношение ко многим сторонам окружающей жизни.
В школе есть музей местного казачества, который сохраняет его традиции и обычаи. Его бессменным руководителем является учитель географии В.П. Прудков. Изучение и сохранение культурного наследия предков стали долгосрочным проектом краеведческого музея, созданного на базе школы. Поисковая группа тесно сотрудничает с казачьим хором станицы. Ребят увлекает его фольклорный репертуар. Школьный фольклорный ансамбль записал и разучил несколько старых казачьих песен, исполняемых только в их станице. Ансамбль дважды был дипломантом краевых молодёжных фестивалей казачьей культуры и благодаря спонсорской помощи администрации и сельскохозяйственного объединения побывал на Всероссийском историко-этнографическом фестивале «Сполох», где отмечен атаманской грамотой Центрального казачьего войска. В работу краеведческого музея вписана просветительская деятельность по таким темам: Традиции и обычаи Терского казачества», «Терские казаки на службе Отечеству». Участница конкурса «Святые заступники Руси», проведённого Московской патриархией, В. Митряхи-на отмечена грамотой; вместе с грамотой ей вручили икону святого Саввы Сторожевого.
Чем старше становятся школьники, тем глубже осознают свою связь с жизнью своей станицы, своих односельчан. Они поняли, что могут вносить и свой вклад в улучшение окружающей жизни. Вместе с этим приходит к детям уважение к законности и правопорядку, внутренняя свобода и чувство собственного достоинства; гордость за свою станицу и ответственность за её судьбу.
Бесценна роль уроков литературы в освоении регионального историко-культурного наследия, в сохранении исторической преемственности поколений. Так, например, на уроках литературного краеведения старшеклассники галюгаевской школы изучают роман Андрея Губина «Молоко волчицы», знакомятся со своеобразным укладом жизни терского казачества, его духом и ратной удалью, беспредельной любовью к земле-кормилице. Воинская доблесть, мужество, верность долгу, православным традициям, чувство товарищества, почитание старших веками формировали казачий характер. Родина и долг — высшие святыни для казака, а величественная природа Кавказа — всё это «малая» родина, любовь к которой переходит к детям «по наследству» от старших поколений.
У школы немало возможностей вовлечь школьников в деятельность, в которой приходит понимание её значимости для других людей. Так, например, усилиями учителя-энтузиаста Юрия Николаевича Изотикова из 2-й средней школы города Темникова Республики Мордовия создана общественная организация — республиканский «Исследовательский и научно-технический центр «Перспектива». Среди важнейших задач, которые решает эта детская организация, — воспитание ответственности детей средствами социальных инициатив. Ребята разрабатывают проекты по результатам исследований потребностей жителей и на основе анализа эффективности социальной политики в регионе, состояния экологической безопасности республики. Один из таких проектов, успешно реализованный школьниками, — «Сохраним «Мушкадом». Это расположен-
ная на правом берегу реки Мокши в Темниковском районе дубово-липовая роща, принадлежащая Темниковскому территориальному лесничеству г. Темни-кова.
Ребята провели исследование в лесном массиве, знакомились с базами данных государственных учреждений, с документами в архивах, со специальной и истори-ко-краеведческой литературой в библиотеках и в Интернете, проводили социологические опросы, беседовали с населением. В результате получили данные о составе лесного массива, его площади, породах деревьев, об их состоянии, о животных и птицах, обитающих в роще, установили, что уникальный Мушкадом не входит в число особо охраняемых природных территорий. И тогда школьники составили реестр дубов и лип, имеющих возраст в несколько сотен лет, и обосновали необходимость придать этому лесному массиву статус охраняемой государством территории.
Реализуя этот проект, ребята искали и нашли путь решения этой социально значимой проблемы, почувствовали свою реальную ответственность за судьбу окрестностей родного города.
Военно-патриотическое воспитание стало составной частью образовательного процесса школ. Оно активизировалось в связи с подготовкой к 65-летию Великой Победы в Великой Отечественной войне. В ставропольском крае действуют более 400 военно-спортивных и военно-патриотических клубов, в которых занято около 15 тысяч подростков. Они посещают погранзаставы, дружат с пограничниками, вручают военным подарки, знакомятся с их службой и жизнью. Юные патриоты Ставрополья ведут поисковую работу в районе Санчарских перевалов, где в 1942 году во время Великой Отечественной войны сражались воины-пограничники 25-го погранотряда. Ребята отремонтировали памятники воинам, участвовали в совместных митингах с пограничниками.
Отряды милосердия и «группы экстренного реагирования» оказывают посильную помощь ветеранам Великой Отечественной войны, вдовам, труженикам тыла, поздравляют их с праздником. Они постоянно проводят благотворительные акции «Чистый обелиск» по благоустройству памятников, мемориалов и мест захоронений участников боевых действий, «Забота», «Ветеран живёт рядом», трудовые десанты «Помоги ветерану», «Творим добро своими руками». Поисковый отряд проводит рейды, реализуя проект «Никто не забыт, ничто не забыто». Ребята проводят поисковую исследовательскую работу, направленную на пополнение фондов школьных музеев, комнат и уголков боевой славы, участвуют в концертных программах для ветеранов войны. Проект «Казачье поле» детских объединений «Дети Нефтекумья» (председатель Координационного совета Неонила Викторовна Ульянич) Нефте-кумского района посвящён сохранению памяти о воинах Великой Отечественной войны. Школьники озеленяют их, ухаживают за могилами воинов, реставрируют памятники.
Школьники села Родники Ипатовского района Ставропольского края создали казачий военно-патриотический клуб «Сапсан». Основатель и руководитель его —директор 21-й Родниковской школы Григорий Афанасьевич
Касмынин. В клубе занимаются школьники из соседних сёл Родники, Золотарёвка, Софиевка. Программа работы с детьми включает изучение истории, традиций казачества Ставрополья. Члены клуба разработали проект «Вернуть из небытия.». Новизна проекта в том, что в отличие от прежних он посвящён поиску, установлению имён без вести пропавших воинов 343-й Ставропольской стрелковой дивизии и их захоронению. Это сложнейшая деятельность, сопряжённая с проблемой законности и правопорядка, с внутренним чувством собственной отвественно-сти. Всё это составляет сущность гражданственности личности, её гражданского поведения. И ответственность как важнейший социальный навык становится регулятором поведения школьников в самых обыкновенных школьных и житейских ситуациях.
Прав, прав Ян Амос Коменский: только «посредством дел» воспитывается добродетель и её стержень — ответственность человека.
Это качество — родом из детства. НО
В ЭЛЕКТРОННОЙ ВЕРСИИ ЖУРНАЛА
Тендерные штудии русской педагогики XIX века: проект «вполне гуманного женского образования» П.Ф. Каптерева (1898 г.)
А.В. Штылёва, доцент, Мурманский государственный педагогический университет
Концептуализации «вопроса пола» в русской педагогике XIX века. Методологические и теоретические аспекты проекта «вполне гуманного женского образования» П.Ф. Каптерева. Актуальность проектов с точки зрения потребностей современной российской школы.