ными акцентами. Именно в официальной биографии И. Сталина был сфабрикован миф о «непревзойденном полководце всех времен и народов», который являлся «скромным» добавлением в книгу в процессе редакторской «правки». В ней, например, говорилось: «Сталинское военное искусство проявлялось как в обороне, так и в наступлении... С гениальной проницательностью разгадывал товарищ Сталин планы врага и отражал их. В сражениях, в которых товарищ Сталин руководил советскими войсками, воплощены выдающиеся образцы военного оперативного искусства»; «в период войны продолжал огромную теоретическую деятельность, разрабатывал и двигал вперед марксистско-ленинскую науку»1.
Административный контроль над исторической наукой окончательно утвердился в послевоенные годы. Его методы остались неизменными вплоть до второй половины 1980-х годов, несмотря на плодотворный период последующей хрущевской «оттепели». Относительно благополучно продолжали развиваться менее политизированные области науки - древняя и средневековая история Руси-России. История советского общества искажалась, являясь предметом политических, а не научных исследований. Дальнейшее успешное развитие науки зависело от предоставления ей новых возможностей самовыражения, высвобождения творческого потенциала ученых, расширения поля исследовательской деятельности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Барсенков А.Т. Советская историческая наука в послевоенные годы (1945-1955). М., 1988.
2. Иосиф Виссарионович Сталин. Краткая биография. 2-е изд., испр. и доп. М., 1948.
3. Костырченко Г.В. Кампания по борьбе с космополитизмом // Вопросы истории. 1994. № 8. С. 47-60.
4. Костырченко Г.В. Сталин против «космополитов». М., 2010.
5. Кулиш В.М. О некоторых актуальных проблемах историографии Великой Отечественной войны // История и сталинизм. М., 1991. С. 298-350.
6. Очерки истории СССР. Период феодализма к. XV в. - начало XVII в. М.: Изд-во АН СССР, 1955.
7. Очерки истории СССР. Период феодализма. Россия в первой четверти XVIII в. Преобразования Петра I. М.: Изд-во АН СССР, 1954.
8. Простоволосова Л.Н., Станиславский А.Л. «Мы учим советских людей, а не древних греков» (Из истории вузовской исторической науки конца 30-40-х гг.) // История СССР. 1989. № 6. С. 92-104.
9. Сидорова Л.А. Советские историки послевоенного поколения: собирательный образ и индивидуализирующие черты // История и историки / под общ. ред. А.Н. Сахарова. М., 2004.
10. Сталин и космополитизм 1945-1953. Сб. документов. М., 2005.
11. Шаханов А.Н. Борьба с «объективизмом» и «космополитизмом» в советской исторической науке. «Русская историография» Н.А. Рубинштейна // История и историки / под общ. ред. А.Н. Сахарова. М., 2004.
12. Шмидт С.О. Судьба историка Н.Л. Рубинштейна // Археографический ежегодник за 1998 г. М., 1999.
Н.Л. Смолякова
АСПЕКТЫ ПРИЕМСТВЕННОСТИ В РАБОТЕ ШКОЛЬНОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ И ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭТНОГРАФИЧЕСКОГОМУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА
В СТАНИЦЕ РАЗДОРСКОЙ
На острове Поречный, напротив станицы Раздорской, в середине XVI - первой половине XVIII веков располагался Раздорский городок, первый «Общевойсковой центр» - столица донских казаков.
Первоначально городок, как говорили сами казаки, располагался «на раздорской земле». Река Северский Донец, при впадении в Дон, как бы «раздирает» своим руслом землю на многочисленные острова, ерики, протоки. Это и обусловило название городка - Раздорский. Предположительно, городок был в числе первых постоянных казачьих городков, основанных в 1549 году атаманом Сары-Азманом. С Раздорами связаны многие важные события донской истории. Именно
1 Иосиф Виссарионович Сталин. Краткая биография. 2-е изд., испр. и доп. М., 1948. С. 225.
сюда в январе 1570 года царь Иоанн IV (Иван Грозный) прислал грамоту о службе донцов Российскому государству. Этим годом и диктуется основание Войска Донского.
К 1571 г. относится другое сообщение в летописи о Раздорском городке. Оно связано с проездом по Дону в Стамбул русского посланника Ишеина. Из Москвы до Азова его сопровождали Игнатий Кобяков и казачьи атаманы Мамин и Яковлев. При этом в царской грамоте было сказано Мамину, проводив посланника, «взгребсти вверх по Дону о Раздорах Донецких» и там дожидаться государева приказа. Это подчеркивало важность Раздорского городка как главного среди других казачьих городков.
Раздоры представляли собой хорошо укрепленный воинский стан-лагерь. Здесь под открытым небом жило несколько тысяч вооруженных казаков, готовых каждую минуту по выстрелу вестовой пушки, а позднее по удару вестового колокола, выступить в боевой поход и отразить внезапное нападение врага. Городок служил казакам надежным убежищем. Здесь их охраняли непроходимые в то время лесные дебри и водные просторы двух рек.
Именно в Раздорах на заре донского казачества собирались первые шумные войсковые круги, решались вопросы войны и мира, праздновались победы, встречали и провожали царских и иноземных послов, шла бойкая торговля с «заморскими гостями».
Сохранившиеся на острове контуры валов, рвов, перекопных и обводных ериков городка помнят разудалые песни и лихие танцы казаков, их грозный воинский клич, звон казачьих сабель и турецких ятаганов, посвист пуль, ядер и картечи. Здесь на валах покоится прах убиенных защитников донской твердыни, не раз подвергавшейся набегам многочисленных врагов. Отсюда всем войском и отдельными ватагами уходили казаки в дальние походы «за зипунами», доходя до Анатолийского и Крымского побережья Черного моря, до берегов Персии. «Раздоры в XVI веке, -писал донской историк В.Д. Сухоруков, - были главным сборным местом казаков, и тут всегда можно было найти многолюдство» [9].
Легенды и предания, письменные источники говорят о многих славных исторических событиях, связанных с Раздорским городком. Именно здесь московский посол Соловой-Протасьев известил донских казаков об избрании на русский престол царя Михаила Романова. В Раздорах бывали знаменитые атаманы Х'УТ-Х'УП веков Ермак Тимофеевич, Михаил Черкашенин, Смага Чер-шенский, Епифан Радилов, Иван Каторжный, Михаил Татаринов и другие.
Главное Войско (правление) просуществовало в Раздорах более 50 лет, до 1622 года. После сдачи Азова казаки еще раз ненадолго делают своей столицей Раздоры.
В апреле 1644 года при атамане Павле Федорове (Чесночихине) казаки «переносят» свою столицу из Раздорского в Черкасский городок. Причиной переноса Главного войска из Раздор в Черкасский городок явились то обстоятельства, что Раздоры к тому времени уже не подходили для «стольного» города, во-первых, из-за их удаленности от Азова и, во-вторых, по причине, которую называли сами казаки: «Тот остров Раздоры возле р. Дон, а остров обошел Донец. С «крымской» стороны против того острова гора высока: как приходили под их городок турские и крымские люди, и с той горы не только из снаряду, а из мелкого ружья выбили. И коли бывает вода большая, то место поднимает».
Так Раздоры стали рядовым казачьим городком. Но последующая его история была насыщена не менее важными событиями. Одной из ярких страниц истории донского казачества является оборона Раздорского городка 5-9 июня 1643 года. В нем остановились московские послы Илья Милославкий и дьяк Леонтий Лазоревский, направлявшиеся с посольством в столицу Османской империи город Стамбул.
Турецкий паша Реджеб-Ага, узнав об этом, привел из Азова под Раздоры большое войско и хотел взять у казаков послов силой «не в честь, а за саблю», но казаки на кругу порешили «костьми лечь, а послов не выдать». Началась осада городка. Турки и их союзники, обложив городок со всех сторон, «били нещадно» по нему из орудий, ружей, атаковали судами, пешими и конными отрядами. В течение пяти суток у казаков с турками «битвы были большие», немало казаков пало геройской смертью. Убедившись в стойкости казаков, в их «крепком сидении», враги отступили из городка. За сохранение жизни послов, проявленное мужество и героизм царь Михаил Федорович 27 августа 1644 года наградил казаков знаменем, грамотой и жалованьем.
В 1646 году внезапным нападением турок городок был разорен. Позднее он был восстановлен казаками на прежнем месте.
Во время второго Азовского похода Петра I весной 1696 года в гавани городка, где находились казачьи струги, останавливался молодой российский флот. С тех пор гавань так и называется «Петровская».
Во второй половине XVIII века городок был «перенесен» казаками с острова Поречный на правобережье реки Дон, где и расположена ныне одноименная станица. Но еще долго, в память о своей первой столице, казаки станицы Раздорской ежегодно в предпоследний день масленицы совершали панихиду на месте «старого городка», где стоял дубовый крест с иконой Божьей Матери и надписью «Здесь покоятся прахи прародителей древнего городка Раздоры».
Окрестности станицы Раздорской и остров Поречный интересны еще и тем, что здесь оставили свои следы древние народы каменного, бронзового, железного веков и эпохи средневековья. Об этом свидетельствуют многочисленные памятники археологии, открытые и исследуемые на протяжении многих лет.
Важнейшие события истории возникновения и становления донского казачества, связанные с Раздорским городком, стали предпосылкой для создания здесь этнографического музея-заповедника. Но ни возраст станицы, ни известный факт существования старинного казачьего городка не являлись сами по себе чем-то исключительным. Главное заключалось в том, что для этой территории уже существовал солидный объем научных исследований: были сделаны важные археологические открытия, интересные палеонтологические находки, проведены изыскания в областях искусствоведения, военной истории, этнографии. Более того, была определена тематика дальнейших исследований в самых разных областях знаний.
Все это стало возможным благодаря учителю Раздорской средней школы Леониду Тимофеевичу Агаркову. В одном человеке удивительно сочетались таланты исследователя, организатора, педагога: он ясно видел проблему, пути ее решения и умел не просто заинтересовать, а зажечь этим своих учеников. Он создал Общество юных исследователей родного края (ОЮИРК), объединяющее ряд экспедиционных отрядов и школьных клубов. Общество поддерживало постоянные связи с научными учреждениями страны, вузами, государственными музеями. Эти связи носили различный характер: отдельные письменные и устные консультации со стороны ученых, выполнение учащимися заданий научных учреждений, многолетняя и постоянная работа учащихся под непосредственным руководством ученых, передача музеям, научным учреждениям материалов из своих открытий и находок. Так, например, Государственному Эрмитажу Общество передало орнаментированную костяную булавку эпохи бронзы, а Новочеркасскому музею истории донского казачества - казачий челн (XIII - XV вв.), выдолбленный из одного ствола огромного дуба. Часть находок были переданы в институт им. Репина Академии художеств СССР, музей А.С. Серафимовича и др.
Сейчас стало особенно очевидным, насколько деятельность Л.Т. Агаркова была обращена в будущее. Это было определено системой по выработке практических умений и навыков поисковой и исследовательской работы школьников:
1. Учитель раскрывал перед учениками суть проблемы;
2. Затем собиралась вся известная информация, изучалась специальная и краеведческая литерату-
ра. При этом учащимся рекомендовалось выписывать не только факты по теме исследования, но и методы, приемы работы;
3. Широко применялась работа с рисунком. Изучив по рисункам древнее искусство, рассмотрев виды керамики, орудия труда, ребята легко ориентировались на практике;
4. Специальные экскурсии в музеи области знакомили школьников с конкретными историческими
документами и музейными предметами. Важное значение для развития умений и навыков работы в экспедиции имели практические исследования земляного вала Азовской крепости, Ко-бякова городища, Нижне-Кундрюченского песчаного массива и т.д.;
5. Следующим этапом была организация самостоятельного обследования Ракушечного и Красного
Яров, подъемного материала. В частности, посетить старожилов станицы и записать их рассказы о пребывании в Раздорах знаменитых людей: выдающегося русского живописца В.И. Сурикова, ра-
ботавшего над картиной «Покорение Сибири Ермаком в 1893 году, писателя А.С. Серафимовича, создававшего в 1911 году на раздорской земле свой роман «Город в степи». Темы и задания были самые разнообразные, но все и всегда по истории Родного края. Именно во время школьных поисковых экспедиций были обнаружены памятники археологии:
- «Раздорское I» (Красный яр); V тысячелетие до н. э. - X век н.э.;
- «Раздорское II» - VII - V тысячелетия до н.э.;
- «Ракушечный яр» - V - III тысячелетие до н.э.
В связи с этим в исторической науке появился термин «Ракушечноярская культура». Ученики Раздорской школы работали в археологических экспедициях вместе с учеными Ленинградского, Московского, Ростовского университетов, Новочеркасского НИИ садоводства и виноградарства. Участвуя в раскопках, они могли проследить процесс заселения и освоения нижнего Дона, в том числе зарождения и становления донского казачества. Место, где располагалась первая столица Войска Донского, в настоящее время находится на территории Усть-Донецкого района, который является центром Ростовской области.
Материалы, собранные ученическими отрядами были настолько объемны и интересны, что составили основу экспозиций школьного краеведческого музея, первые выставки которого открылись в 1953 году, а фондовые предметы были столь высокого уровня, что полностью вошли в собрание Раздорского этнографического музея-заповедника.
В настоящее время ежегодно, на территории музея-заповедника работают археологические экспедиции Ростовского, Волгоградского государственных университетов, Ростовской региональной организации «Донское археологическое общество» и, по-прежнему, в них получают умения и навыки исследовательского характера юные археологи. Для них создан специальный лагерь, где их трудом и отдыхом руководят, с учетом романтической детской устремленности, такие асы в археологической науке, как кандидаты исторических наук, профессора В.Я. Кияшко и А.В. Кияшко, кандидаты исторических наук В.В. Цибрий и А.В. Цибрий и др. Ребята являются участниками поискового процесса, в ходе которого учатся определять время изготовления найденного предмета по форме и материалу, из которого он изготовлен, устанавливать его назначение, учитывать и шифровать находки, проводить первоочередные работы по консервации предметов. Научные сотрудники музея-заповедника разрабатывают обучающие этнографические программы, проводят экскурсии, читают лекции, организуют фольклорные праздники.
В этом году мы празднуем 65-летие Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Тема эта никогда не стояла на втором плане для жителей нашей станицы. Вражеские сапоги прошли по землям Донского края туда и обратно и оставили на них неизгладимые следы. В архивах Л.Т. Агаркова собрана объемная информация об обороне, оккупации и освобождении ст. Раздорской, Усть-Донецкого района и Ростовской области. Хранится масса писем от участников этих событий и их родственников. Еще в 60-е годы XX века школьные поисковые отряды, выполняя задания Совета ОЮИРК, собрали следующие материалы:
- о событиях на раздорской переправе в июле 1942 года и подвиге представителя народа Калмыкии, посмертно получившего звание Героя Советского Союза, Эрдни Деликове;
- о женском полке ночных бомбардировщиков под командованием Героя Советского Союза Марины Расковой, и экипаже самолета в составе пилота Пискаревой Екатерины и штурмана Ароно-вой Раисы, уничтоживших немецкую переправу в Раздорах;
- о помощи нашим войскам юных подпольщиков Петра Аброткина, Дмитрия Чекунова и Дмитрия Болдырева, замученных фашистами и сброшенных в шурф шахты им. Красина;
- о наших земляках - казаках 5-го Донского Казачьего Кавалерийского корпуса;
- о воинских частях, о людях, освободивших в феврале 1943 года ст. Раздорскую;
- об участниках Великой Отечественной войны - жителях Усть-Донецкого района и многое другое.
Сегодня проблема успешной передачи накопленного исторического опыта юному поколению решается совместными усилиями музея-заповедника и школы. Взаимодействие музея и школы осуществляется на основе принципов взаимодополнения и углубления историко-культурного содержания, расширения связей, развития навыка ведения школьниками диалога на материале прошлого.
Рассмотрим на конкретном примере содержание совместной деятельности научного сотрудника музея и школьного учителя в подготовке и проведении вечера памяти «Письма - как летопись войны» (мероприятие, посвященное 65-летию Победы в Великой Отечественной войне) (таблица 1).
Таблица1
Научный сотрудник Школьный учитель
Предварительно знакомит учителя с материалами экспозиции «Эпизод Великой войны» (военные события на территории ст. Раздорской) Знакомит научного сотрудника с методикой работы с ученическим коллективом с учетом возрастных особенностей учащихся
Разрабатывают совместную программу изучения событий истории Великой Отечественной войны на основе музейных экспозиций
Разрабатывает конспекты занятий по темам: 1. Начало Великой Отечественной войны: - Мобилизация жителей ст. Раздорской в первые дни воны; - Вчерашние школьники - воины Советской Армии. 2. Оборона станицы. События на переправе: - Подвиг героя Советского Союза Эрдни Деликова; - Женский полк ночных бомбардировщиков. 3. Оккупация станицы: - подпольная деятельность молодежи; - пособники оккупантов. 4. Пятый Донской казачий кавалерийский корпус: - наши станичники - казаки Корпуса; - А.В. Калинин - военный корреспондент. 5. Освобождение станицы: - 300-я стрелковая дивизия; - «И помнит мир спасенный» Готовит учащихся к восприятию нового, краеведческого, материала. Перед каждым занятием в музее дает детям общую информацию о ходе Великой Отечественной войны на территории страны в рассматриваемый промежуток времени. В конце каждого занятия в музее дает ученикам задания, например: 1. Определить фамилии выпускников Раздор-ской средней школы 1941 года; 2. Сделать рисунок, фото современного места нахождения в 1942 году понтонной переправы. 3. Включиться в поиск писем времени Великой Отечественной войны; 4. Разыскать фото казаков 5-го Донского казачьего корпуса; 5. Посетить семьи ветеранов, поздравить с 65-летием Победы, пригласить на вечер памяти «Письма как летопись войны»
Разрабатывают сценарий памятного вечера «Письма как летопись войны», целью которого является - показать посредством текстов военных писем роль конкретных людей (родственников, соседей, жителей ст. Раздорской) в завоевании победы над фашистской Германией
Подбирает в фондах музея письма земляков своим родным. Сортирует их в хронологическом порядке по темам предыдущих занятий. Готовит комментарии с привязкой к военным событиям страны Готовит ведущих и выступления учащихся. С музыкальным руководителем разрабатывает музыкальные сопровождения мероприятия. Вместе с детьми готовит сувениры приглашенным участникам Великой Отечественной войны
Контролируют, корректируют ход мероприятия, выступления и действия учащихся. Подводят итоги мероприятия. После мероприятия анализируют работу проекта в целом, определяют положительные моменты и недостатки. Готовят пакет документов (программа, сценарий, рекомендации) для накопления методического материала в музее и школе
Многолетней дружбой, памятью о войне связаны между собой жители ст. Раздорской и Сарпинского района республики Калмыкия. Ежегодные встречи школьников на фестивале «Калмыцкие тюльпаны, донские ковыли» который раз проводят музей и школа совместно, стали традиционными. 22 июля калмыцкая делегация во главе с Евдокией Очировной Деликовой - племянницей Эрдни Деликова, геройски погибшего летом 1942 года при защите переправы в районе ста-
ницы Раздорской, приезжает на этот фестиваль. В рамках фестиваля проходят конференции, экскурсии по залам музея, посещение памятных мест, с проведением ритуала памяти, традиционного для калмыцкого народа и возложением цветов к памятникам воинам, погибшим в Великой Отечественной войне. Вечером у «Костра дружбы» молодежь устраивает настоящий фейерверк.
В 1960 году Л.Т. Агарков, привел нас, шестиклассников в х. Пухляковский, в дом стоящий на берегу Дона, утопающий в зелени виноградно-фруктового сада с тенистой сосновой аллеей посередине. Погода стояла очень теплая, и мы расположились в «зеленом кабинете» Анатолия Вениаминовича Калинина, за большим столом под раскидистой тютиной. Мы ожидали, что к нам выйдет седовласый, умудренный опытом старик, а к столу легкой стремительной походкой подошел молодой мужчина с сияющей улыбкой и заговорил с нами живо и понятно. Я не могу передать дословно нашу беседу, но суть была в том, что за суетой и проблемами нашей жизни очень важно сохранить в душе вечные человеческие ценности, делающие нас людьми. Я навсегда запомнила эту способность Анатолия Вениаминовича дать собеседнику, даже такому юному как мы, почувствовать себя знающим и значимым. Мы наперебой стали рассказывать ему о своей школьной жизни, о походах, раскопках, музее, которому отдавали все свое свободное время.
То же тепло я почувствовала при нашей встрече 40 лет спустя, а все последующие встречи убеждали меня в том, что А.В. Калинин является не просто известным писателем, но и исследователем, хранителем и пропагандистом самобытной культуры и обычаев наших предков.
По приглашению Анатолия Вениаминовича я побывала на семейной встрече Шолоховых и Калининых. В непринужденной, дружеской обстановке всплывали все новые и новые воспоминания. В 13 лет прочитал А. Калинин роман «Тихий Дон» и за 150 километров, с оказией, на быках поехал в Вешенскую, чтобы воочию увидеть М.А. Шолохова. И роднит сегодня эти две семьи и притягивает к ним людей, как магнитом, образ писателя-казака горячо любящего свою страну и в ней свою Малую родину.
Обращает внимание то, что обе семьи одинаково трактуют понятие «память о прошлом», рассматривают его как обязанность власти и общества; пожалуй, даже общества в первую очередь. И я сделала для себя вывод, что миссия произведений М.А. Шолохова и А.В. Калинина, да и самих авторов - пробуждение этой исторической памяти в общественном сознании, превращение ее в неотъемлемую часть национального менталитета.
Но память становится памятью только тогда, когда она передана новым поколениям. Никакое хоть сколько-нибудь демократическое государство не построишь без исторического и правового сознания граждан. Но как воспитывать и развивать такое сознание у юношества? Это одна из тем наших с Анатолием Вениаминовичем бесед.
Ежегодное проведение совместных с областными и районными комитетами по молодежной политике мероприятий для подрастающего поколения стало традицией Раздорского этнографического музея-заповедника. И очень часто делегаты наших конференций встречались с А.В. Калининым. Так, в ходе областной молодежной научно-практической конференции «Казаки - боевая слава России», состоялась встреча молодых журналистов с семьей А.В. Калинина.
В том же «зеленом кабинете» шел живой разговор о том, что книги, фильмы, телепередачи, качественное школьное преподавание, музейно-просветительская деятельность - все это, безусловно, формирует молодую личность.
Внимательно и с интересом слушая молодежь, Анатолий Вениаминович аккуратно и очень тактично подвел всех к пониманию того, что формирование исторического и правового сознания происходит только тогда, когда оно не приходит извне, а когда молодой человек сам вступает в прямое соприкосновение с фактами, сам пытается их осмыслить и найти ответы на поставленные им самим вопросы.
И опять я уловила в словах этого великого, но столь родного человека ценный совет: привлечь молодежь к поисковой и исследовательской работе, научить избегать пустого декларирования нравственно-этических постулатов и дать возможность самим, путем проб и ошибок, прийти к собственному осмыслению и пониманию причин и следствий, событий и фактов.
Как правило, итогом таких встреч является душевный подъем и стремление к действию: поиск, изучение проблемы, анализ происходящего, желание поделиться мыслями: стихи, проза,
научные статьи. Вот тут-то и приходят на помощь юным исследователям сотрудники нашего музея. Они помогают сформулировать тему, подобрать материал, руководят научными изысканиями, ориентируют на положительный результат. Старшеклассники представляют свои исследования на ежегодных краеведческих конференциях музея «Агарковские чтения». И не так важно, какую тему выбрал школьник - биография ли это своего знаменитого земляка, история о судьбах казачества или биомониторинг состояния атмосферного воздуха, важно, что в процессе своего труда он сталкивается с десятками сюжетов и проблем, которые ему надлежит понять. Без такого понимания никакая исследовательская работа «не клеится», она превращается в пустую фиксацию фактов, что никак не может устроить пытливый 15-17-летний ум. Тут-то и возникает ощущение себя в Истории - себя в контексте истории своей семьи, своего города, своей страны. Рождению у наших юных сограждан такого чувства истории и хотят всячески содействовать наши научные сотрудники. Мы хотим, чтобы История была им небезразлична. И это небезразличие ощущается почти во всех работах старшеклассников. Лучшие работы мы помещаем в наш научный сборник «Историко-культурные и природные исследования на территории Раздорского этнографического музея-заповедника».
Мы руководствуемся такими критериями отбора работ для сборника, как:
- соответствие содержания заявленной теме;
- ценность исторического материала, новизна источников;
- способность донести содержание до слушателя (читателя);
- умение ориентироваться в материале, давать аргументированные ответы на поставленные вопросы.
Задача музея - хранить память о прошлом. Для этого мы и собираем свои архивы, для этого записываем (увы, сейчас куда меньше, чем 10 лет назад) воспоминания живых свидетелей событий прошлого. И наши юные следопыты делают то же самое! Они собирают и систематизируют документы, воспоминания, фотографии тех людей, которыми заинтересовались и о которых пишут. И теперь, когда они поработали с этими документами, поняли их ценность, можно быть спокойными - они их никогда не дадут выкинуть. Документы будут сохранены, в семейных, государственных или общественных архивах.
Работая над избранной темой, школьники получают знания, которые позволяют им в историческом контексте посмотреть на завоевания и ошибки, трагедии и достижения, определить место своего региона в истории страны, своего народа через историю родных, знакомых, рядом живущих людей.
Выясняя истории судеб дедов и прадедов, родителей, ближних и дальних родственников, молодой человек тем самым способствует укреплению внутрисемейных связей, внутрисемейного уважения.
В процессе исследовательской деятельности происходит социальная адаптация юного автора, так как через личностное отношение к избранной теме выявляется его гражданская позиция, ценностные ориентиры и приоритеты. Такой молодой человек более защищен от жестоких социальных реалий, так как его жизненная позиция активна и действенна.
Возвращаясь к истории создания Раздорского музея-заповедника, нужно сказать, что накопленная научная информация явилась доказательством значимости территории, что и вызвало к жизни идею организации музея-заповедника. Инициативная группа, состоявшая из коренных раз-дорцев, обратилась за поддержкой к писателю Анатолию Калинину. Авторитет А.В. Калинина, научное обоснование, написанное Л.Т. Агарковым, помноженные на энергию общественности сделали свое дело: 25 февраля 1988 года Постановлением Совета министров РСФСР был создан «Раздорский этнографический музей-заповедник».
Согласно учредительным документам, в состав музея-заповедника вошли три старинных казачьих поселения: станица Раздорская, хутора Пухляковский и Каныгин с прилегающими ландшафтами правого и левого берегов Дона, островами Поречный и Гостевой. В предварительно обозначенных границах площадь музея-заповедника составляет более 3000 га.
Сохранившиеся историко-природные ландшафты, памятники истории, археологии, архитектуры, природы придают музею-заповеднику особый колорит и неповторимость уникального заповедного уголка родного края.
Станица Раздорская, унаследовавшая боевые традиции родового гнезда донского казачества - Раздорского городка, представляет собой исконно казачью станицу, где сохранились курени, флигели, дома торговых казаков, административные здания XIX начала XX веков. Наш музей-заповедник носит название «этнографический». Наука этнография рассказывает о народах мира, их прошлом, как далеком, так и недавнем. История освещает факты и события, она рассказывает о том, что происходило, а этнография - о том, как это происходило: какие предметы окружали людей, как они говорили, как веселились и горевали, как женились и хоронили близких. Образно говоря, этнография расцвечивает «сухие» исторические факты яркими красками.
Возьмем такой пример. Донское казачество может стать предметом изучения и собственно истории и этнографии. Основной религией казачества было православие, при этом, казаки были очень религиозны и свято чтили традиции предков. Это исторический факт. С точки зрения этнографа этой констатации совершенно недостаточно. Ему нужно знать, каким образом был «обставлен» каждый конкретный обычай в этой конкретной этнической группе.
Какова же роль этнографического музея-заповедника в воспитании молодого поколения? Роль эта определяется основной функцией музея, заключающейся в документировании объективных процессов в жизни общества на основе вещественных памятников. Став элементами музейной экспозиции, обычные вещи (например, чугунок, самовар) приобретают значение символа конкретной эпохи или явления традиционно-бытовой культуры. Отсюда проистекает основная цель детских музейно-педагогических программ - помочь ребенку увидеть то, что стоит за вещью, понять ее символический язык.
Интерес к теме возникает у подростка лишь тогда, когда будет затронута его эмоционально -чувственная сфера. Это достигается благодаря включению в программу занятий игр, элементов театрализации, фольклора и практической части, во время которой дети имеют возможность сделать что-то своими руками.
Просветительная работа с детской аудиторией в нашем музее основана на подходе к этнографии как к дисциплине исторической, гуманитарной и прикладной. Рассмотрим эти положения на следующих примерах примерах.
1. Этнография - историческая дисциплина. Знакомя детей с зимне-весенними праздниками народного календаря - Рождеством, Святками, Крещением, Масленицей, Пасхой - мы помогаем детям увидеть истоки различных обычаев, обрядов, верований. Эти праздники сохранились до сегодняшнего дня, поэтому мы можем сравнивать действа прошлого и настоящего. Давая детям возможность предположить будущее, мы помогаем им ощутить себя в потоке времени, найти там свое место. А это способствует формированию у них исторического сознания.
2. Этнография - гуманитарная дисциплина. Здесь мы раскрываем суть самого Праздника, даем необходимый минимум знаний общегуманитарного и культурологического характера, освещаем различные стороны жизни народа, показываем как обычаи, обряды, верования отражаются в этических, эстетических, моральных нормах.
В старину люди верили, что смены времен года не произойдет, если не провести в свой срок нужный обряд. Зиму надо было «проводить», а весну «встретить», иначе Весна-красна мимо проедет «в своем расписном возочку на вороном конечку». Ритуал проводов зимы и встречи весны предусматривал специальные аксессуары в одежде, различные шумовые инструменты (шумелки, сопилки, трещетки), традиционные угощения (блины, «жаворонки» и «лесенки» из теста). Все это вносило вклад в развитие как духовной так иматериальной культуры народа.
Говоря о праздниках вообще, мы показываем детям, как разумно в народном календаре распределено время для труда и отдыха. Весной, летом и в начале осени, пока урожай с поля не убран, время дорого и праздничных дней на этот период выпадает немного.
Погружаясь в мир близких, знакомых, родных обычаев и традиций, ребенок становится наследником и носителем определенной культуры.
3. Этнография - дисциплина, имеющая прикладное значение.
Интерес детей, вызванный объемом теоретических знаний, закрепляется практическими умениями. Так в традиционном праздновании Рождества и Святок деятельности детей отводилась роль «оберега» домашних животных. Разучив песенки-колядки, ребята ходят от дома к дому с ро-
ждественской звездой и славят Христа, его пришествие в мир. За исполнение колядок хозяева выносят детям печенье в виде коровок, лошадок, барашков и т.д. Если дети съедят такое печенье, то домашние животные этих хозяев будут живы и здоровы. Поэтому ребята с большим желанием учат песенки-колядки, а девочки учатся выпекать фигурное печенье. В этнографическую программу « Сороки» (встреча весны) мы включили лепку из готового теста «жаворонков» и их выпечку. Праздник « Троица в Раздорах» сопровождается плетением венков из полевых цветов.
Своеобразие русской культуры, ее древность, ее гармония и красота отражены в языке. Родная речь - это важнейший путь передачи духовного наследия из поколения в поколение. Поэтому на занятиях с детьми этнография и фольклор, взаимно дополняя друг друга, выступают как единое целое. Этнография в значении знания народных обычаев дает возможность лучше понять смысл фольклорных текстов. В свою очередь фольклор, затрагивая эмоционально-чувственную сферу ребенка, позволяет сделать изучаемую тему более яркой образной, интересной.
Язык является признаком этнической группы. Он, с одной стороны, позволяет членам группы общаться между собой, а с другой - отграничивает их от других групп. Как происходит это разграничение можно понять при сравнении даже не языков, а диалектов. Донские казаки говорили на диалекте русского языка. А насколько он отличался от языка центральных областей России, вы можете понять в процессе игры.
Действие происходит в обстановке казачьего куреня, где присутствуют предметы мебели, посуды, одежды и другой утвари. Учеников делят на 2 группы, которые называют «хуторами». С помощью считалочки называют каждый «хутор» именами играющих - «Александровский», «Ольгинский» и т.п. Всем участникам трижды зачитывают диалог на казачьем диалекте. «Хуторянам» предлагается перевести его на русский. Затем от каждого хутора 2 человека разыгрывают этот диалог на русском языке с использованием окружающих предметов. На подготовку дается 15 минут. Жюри определяет более точный к казачьему диалекту перевод. Сотрудники музея-заповедника разыгрывают диалог на казачьем диалекте и на русском языке.
На диалекте:
(Казачка Акулина входит уставшая, просто одетая и в изнеможении садится на стул.
За ней вбегает разодетая Меланья с подведенными бровями, накрашенными губами и щеками).
Меланья: Что-то дюжа пораисси!
Акулина: Да ж мосты побанила, да на базу худобу убирала! Зараз управилась!
Меланья: А на кутке уж карагод!
Акулина: Иш, мурая! Дай причепуриться. А то, как рохля... Подай у стряпной карпетки в са-петке, а в скрыне баску! Да буряк на блюдке, а сапуха на чугине. Аксинья бежит из комнаты и возвращается с вещами.
Меланья: Ну не обмишулилась?
П е р е в о д.
Меланья: Долго собираешься!
Акулина: Я помыла пол, да на скотном дворе за коровой убирала. Только что закончила!
Меланья: А в переулке уже идет гулянье!
Акулина: Ты хитрая! Я должна привести себя в порядок, так как я плохо выгляжу. Принеси из кухни носки в корзинке, в сундуке кофточка. На тарелочке свёкла. А на чугунке - сажа.
Меланья: Я все правильно сделала?
Пары из «хуторов» выходят нарядные и накрашенные. В результате участники усваивают не только названия, но и назначение предметов. Через детский фольклорный коллектив «Казачата» сотрудники музея пытаются выполнить задачу сохранения и возрождения казачьих песенных традиций ст. Раздорской они показывают молодому поколению, что в казачьем песенном творчестве отображается практически вся история Донского края. Казачьи песни удивительно оптимистичны и выразительны. По их текстам мы можем проследить исторические события, героические образы, случаи из жизни, воспетые самими казаками. Было время, когда каждый казак знал не одну сотню песен, исполняя их и в горе и в радости. В старину песенный фольклор передавался из уст в уста.
Музей-заповедник организует детские этнографические экспедиции. Под руководством специалистов «Казачата» ведут работу по «оживлению» собранного материала, четко понимая, что нужно передать не только подлинные тексты и обряды, но и особую манеру разговора, поведения и исполнения песен.
Так, в ходе поиска в донском фольклоре был обнаружен особый жанр духовных песнопений - «псальмы». Эти песни на сюжеты духовного писания пели в церквях и во время поста, когда обычные песни петь запрещалось. Они создавались в монастырях и оттуда распространялись среди паствы. Эти песнопения становились народными, так как авторство их не указывалось, а в процессе бытования неизбежно возникали изменения в текстах и мелодии.
Теперь все церковные праздники сопровождаются исполнением «псальмов» «Добрый тебе вечер.», «Дева Богородица.», «Взгляни сюда.».
Таким образом, показана деятельность школьного краеведческого музея и Государственного музея-заповедника в станице Раздорской.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Агарков Л.Т. Сердце донское: сб. статей. Ростов-н/Д.: ЗАО «Ростиздат», 2008.
2. Агарков Л.Т. Исследования в краеведческой работе - метод активного познания жизненных явлений: докл. на научно-прак. конф. рук. секций туризма и краеведения школ РСФСР. М., 1962.
3. Балуев П.С. Исторические и статистические описания станиц и городов, посещаемых военным министром при объезде его превосходительством Области Войска Донского в 1900 году. Новочеркасск, 1900.
4. Богословский М.М. Петр Первый (материалы для биографии). М., 1940.
5. Витков З.А. Отчет об археологической разведке Раздорского казачьего городка Ростовской области. М.: Институт археологии АН РФ, 1950.
6. Королев В.Н. Городок стыдное время: историко-культурные и природные исследования на территории Раздорского этнографического музея-заповедника. Ростов-н/Д., 2003. Вып. 1.
7. Мининков Н.А. Донское казачество на заре своей истории. Ростов-н/Д., 1992.
8. Сулин И.М. Краткое описание станиц области Войска Донского // Донские Епархиальные ведомости. 1890. № 19.
9. Сухоруков В.Д. Историческое описание Земли Войска Донского. Ростов-н/Д., 2001.
10. Донские дела. СПб.,1906. Кн. 2.
11. Донские областные ведомости. Новочеркасск, 1877. № 16.
12. История русского флота. Период Азовский. Приложения. СПб., 1864. Ч. 1.