НОВЫЕ ТУРИСТСКИЕ ЦЕНТРЫ
NEW TOURIST CENTERS
РОЗАНОВА Лада Николаевна3 УДК 338.484.2+338.486
ЗАМАЛУТДИНОВА Резеда Рауфовна6 DOI: i0.244ii/i995-04ii-20i8-i0H3
Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (Казань, Респ. Татарстан, РФ);
акандидат географических наук, доцент; e-mail: [email protected]; бмагистрант; e-mail: [email protected]
ИСТОРИЯ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА: ОПЫТ ЧАСТНОГО МУЗЕЯ
Музеи играют незаменимую роль в поддержании и развитии национального самосознания людей, а также воспитании чувства патриотизма. Новым этапом развития музейного дела стало активное вовлечение их в туристское пространство региона. Статья посвящена единственному частному музею Истории казачества в Анапском районе Краснодарского края Российской Федерации. Как правило, создатели частных музеев - это настоящие сподвижники, увлеченные и бескорыстно преданные идее вовлечения широкого круга людей в знакомство с историей и традициями своей родины. Создатель музея - член Российского военно-исторического общества, потомственный казак и предприниматель Владислав Брусник. За короткий срок музей уже отмечен несколькими грамотами, в нём побывали тысячи посетителей. Экспозиция музея посвящена древней истории региона, казачеству, Великой Отечественной войне, а также истории вооружённых сил России. Почти вся его экспозиция представлена предметами частной коллекции В. Брусника. В планах развития музея -создание во дворе реконструкции передовой линии фронта с окопами, блиндажами, походной кухней. В. Брусник считает, что знакомство с этой интерактивной площадкой будет очень полезным для патриотического воспитания анапских школьников и туристов из других регионов страны. Ключевые слова: частный музей, культурно-исторический туризм, патриотическое воспитание, кубанское казачество, музей истории казачества, станица Благовещенская, поселок Виноградный.
История музейного дела восходит к глубокой древности. Музеи (от греч. - «храм муз») издавна представляли собой учреждения, целью которых является собирание, хранение и экспозиция памятников человеческой деятельности в прошлом и настоящем, а также предметов природы. В древности музеем называли места, посвященные музам, то есть поэзии, искусствам и науке. Сегодня музей - это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов - памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.
Музеи играют незаменимую роль в поддержании и развитии национального самосознания людей, а также воспитании чувства патриотизма. Новым этапом развития музейного дела стало активное вовлечение их в туристское пространство
региона [1, 2, 3, 5, 6, 7]. Сегодня многие музеи не только привлекают туристов своими традиционными экскурсиями, но и сами становятся генераторами туристских событий. Например, организуя празднование Рождества в дворянских семьях, воссоздавая казачью свадьбу и т.п.
В действующем законодательстве Российской Федерации понятие «частный музей» отсутствует. Однако с 1990-х гг. частные музеи действуют во всех регионах страны. Частный музей является исторически первой и наиболее распространённой формой музейных учреждений.
Частными называются музеи, принадлежащие физическим лицам, созданные их усилиями и на их средства. Как правило, частные музеи отражают увлечения и интересы своих создателей, когда собранные коллекции начинают выставляться и становятся доступными для желающих. На-
пример, «Русский музеум» П.П. Свиньина (1816 г., Санкт-Петербург) и Русский музей П.Ф. Карабанова (1840-е гг., Москва) были созданы с целью представить отечественных художников публике и тем самым содействовать развитию русского искусства1.
Зачастую создатели музеев - это настоящие сподвижники, увлеченные и бескорыстно преданные идее вовлечения широкого круга людей в знакомство с историей и традициями своей родины.
В последние годы возникновение и развитие частных музеев приобретает все большее распространение. Одним из таких примеров является частный Музей истории казачества в п. Виноградный -первый в Анапском районе Краснодарского края.
Интерес к истории казачества не случаен. Традиционно казачество рассматривается как особое воинское сословие, имевшее привилегии за несение обязательной службы. Казачество определяли и как отдельный этнос, самостоятельную народность (четвертую ветвь восточного славянства) или даже как особую нацию смешанного тюрко-сла-вянского происхождения.
Уклад жизни, традиции, народное творчество казаков всегда обладали самобытностью. Возникнув на просторах Великой степи в XIV веке, казачество развивалась в условиях противостояния многочисленным врагам. До сих пор не обнаружены достоверные письменные доказательства о начале истории казачества.
В основе жизненного уклада казачества лежала военная организация, основанная на выборах военных руководителей. Важнейшие вопросы жизнедеятельности казачьего войска решались на общих собраниях казаков, так называемых кругах. Во главе круга стоял атаман, избираемый на один год.
Будучи прекрасными наездниками, казаки снискали славу лучших кавалеристов, что было доказано во всех войнах Российской империи, особенно в русско-турецких войнах, в Отечественной войне 1812 года и др.
1 Российская музейная энциклопедия. URL: http://www.museum.ru/RME/sci_privat.asp (дата обращения: 15.12.2017).
В начале ХХ века в 11 казачьих войсках насчитывалось более 4 млн человек, большинство из которых были православными2. Одним из самых крупных казачьих войск являлось Кубанское казачество, второе по численности после Донского. Территориально оно располагалось на территориях современных Краснодарского и Ставропольского краёв и республик Северного Кавказа.
На сегодняшний день на территории Краснодарского края действуют 60 музеев, которые оказывают услуги по различным направлениям населению, и два этнокультурных центра в Сочи и Тамани. В Краснодарском крае существуют 2 художественных, 53 историко-краеведческих, 3 мемориальных музея, а также 2 Музея-заповедника. Общая экспозиционно-вы-ставочная площадь этих музеев составляет 21065,58 м2, в т.ч. художественные музеи - 3003,3 м2, историко-краеведческие -18044,9 м2, мемориальные - 1748,0 м2, Музеи-заповедники - 6291,3 м2. Кроме того, 2 этнографических музея находятся на территории с общей площадью 71 га [4]. Ежегодно музеи Краснодарского края посещают более 2 млн человек, свыше 62% из них - дети до 18 лет3.
В музейной деятельности Краснодарского края теме казачества уделяется большое внимание. В Историко-ар-хеологическом музее-заповеднике им. Е.Д. Фелицына особое место занимают материалы, рассказывающие о заселении территории Кубани запорожскими казаками и об истории кубанского казачества. В Краснодарском крае также есть специализированные музеи, посвященные теме казачества. Отдельно стоит упомянуть о Краснодарском музее казачества, который находится в Славянском районе г. Краснодар. В музее собраны разные интересные экспонаты - фотографии, книги, докумен-
2 Казачество. URL: http://kazaki-marino.ru/ istoriya-kazachestva/kazachestvo.html (дата обращения: 16.12.2017).
3 О состоянии музейного дела и роли музеев в патриотическом и духовно-нравственном воспитании на территории Краснодарского края в 2016 году: постановление Законодательного собрания Краснодарского края от 12.07.2017 г. № 3287-П. URL: http://docs.cntd.ru/document/537826351 (дата обращения: 14.01.2017).
С
Рис.1 -ЧастныймузейВоинскойславыиистории казачества впос.ВиноградныйАнапскогорайонаКраснодарскогокрая4
Fig. 1 - Private museum of military glory and history of the Cossacks in the village.
GrapeAnapskydistrictoftheKrasnodarTerritoryofRussia
ты, старинные карты, предметы обихода, духовные книги казачества. Представлены материалы,свяхачныхс казаихсхвох, и в Литературном музее Кубана. Чдесв боаь-ше внимание уделяется развитию словес-всхтих КаДани, хаавная с моменха пе|эн-КтзаКОС
ТервыЛ чавтный мввей тзичвкойвла-вы и истории казачества в Анапском районе первоначально находился в станице Ылагттещемсной. Смзтал хгт Влвдисл аа Атткоатднювич Е^хсхсдитн в г. (дис. 1Д. За срок музей уже; отмечен не-
схолтктми срамотамм, е итм тысячи посетителей. Экспозиция музея посвящена древней истории региона, казачеству, Великой Отечественной войне, а также истории вооружённых сил России.
Почти вся экспозиция музея представлена предметами частной коллекции члена Российского военно-исторического общества, местного казака и предпринимателя Владислава Брусника. В.А. Брусник происходит из старинной казачьей семьи Уссурийского казачьего войска. Его прадед Трифон Трухин участвовал в Японской (1904 г.) и Первой мировой войнах, а дед -в Великой Отечественной и Японской (1945 г.) войнах. В 2005 г. В.А. Брусник с семьей переехал из Комсомольска-на-Амуре в станицу Благовещенскую Анапского района Краснодарского края. Увлёкся исто-
4 Все фотографии, содержащиеся в статье, выполнены Л.Н. Розановой.
рией новой малой родины, начал коллек-зиятипввсть превмект! ыяхачьихг Зыта и оружие )ЫЯ].
Лытница Бл игтвтщенская втодал в состав города Анапа и имеет богатую, на-сыщтдн^сзбытиамн ихторию. Этс ста-ницх с ыла охндихна в1Э36 е. Основттели ее - танаки илВвплрджья. Ин тзпрхвило сюда Правительство России для несения службы на границе Российского государ-тхыт. Лихв нaименoEiяирл етот н^ас^^х^)^!^-лый тмнкт еяесриег в чесгд пирятнлоарoгс ечездннка Блaоoвeщрыре. Изначальнк здесх ряетpoели несколько домов из самана, а в качестве крыши использовали камыш и солому. Постепенно новый населенный пункт расширялся, появлялись новые дома и улицы. Запорожские казаки прожили в станице 19 лет, вплоть до 1855 г. В 1855 г., в связи с началом Крымской войны, казаки отошли к правому берегу реки Кубань. Вернулись они в станицу через семь лет вместе с донскими казаками в 1862 г. После этого станица вновь стала расти и развиваться - строились новые хаты из камыша и глины, более богатые станичники делали свои дома из дерева, была построена церковь и школа. Также поселенцы распахивали поля для осуществления земледельческой деятельности - они сеяли разные виды зерна, овощи и другие сельскохозяйственные культуры. Казаки разводили домашний скот, который обеспечивал их молоком и мясом.
Также казаки занимались рыболовством в Черном море - в те времена море было богато разнообразными видамиры бы. Казак о п-инимази артивз ое участневн ваех воссийских тзеоных дойвнвиях, уытстоова-ли и Русвкн-турнцкой во нну, р ПервоУ мт-ровс^а^, отатаитали свуп и(нзирии ро возмз-1аг1 Ррауедансаой войны.
Расположилась станица Благовещенская на песчаной косе между Витязевским и дитилттшским ынмантми (рер. та у на-сынрщее время (^l^:з^^онтшuи^í инман зоу-ностои отделен но моря ынтчнной косой. Дао дбравсзано несирноиининты-
ми отножезиими, песком и органичнркн-ми внщезырамз. арязь лиманиы спниаетиз высокоминерализованной и используется многими санаториями Краснодарского
края. Пляж станицы Благовещенской обязан своим происхождением реке Кубани, тдярь ^оее распынаганоув не уктье. Мощиая полоса плтжмй мваррярыго песит овизвтся тдноР ру оамра протяжуыныр и чиотых на Oeдбдмоpcкож по0уынжкн Вимс-рядарсизуо кинт (рис. б- Жжргоднн зека несла мрлнионы аоон уытка. Поржи кинаки развернули русло реки в сторону Азовского моря. Таким образом образовался Ки-зилтaдупир лиман н мноеuкиоомотруатя ^гтрстая юра.
Mуовииaчaнзбo зыз чанрного жзуся HЖДTHЫCTpaЦИоH сизуыры енЗBУHeЩИИ-сроИ было иызереру помещынен ы одном и т рнвжем енныы ндеояИ- В нрато ящуе нре-мя экспозиция занимает более 700 кв. метров в собственном доме В. Брусника в
Рис. 2 - Лебеди на КизилташскомлиманевстаницеБлаговещенская
Fig. 2 - Swans on the Kiziltashsky estuary in the village of Blagoveshchenskaya
пос. Виноградный в 16 км от станицы Благовещенской.
Начинается знакомство с экспозицией музея с истории Кубани античных веков. Черноморское побережье Краснодарского края было местом расположения греческих колоний с VI в. до н.э. Это и Горгиппия (ныне Анапа), и Фанагория. Представлено множество археологических находок создателя музея: это и античные амфоры, поднятые со дна Черного моря у берегов станицы Благовещенской, древние орудия труда, женские украшения и т.п.
Особое внимание в музее уделено традициям кубанского казачества. Нужно отметить, что многие предметы быта, посуду, каменные жернова, постельное белье и ковры приносили В. Бруснику местные жители, понимающие важность его деятельности.
Каждой эпохе в музее отведено собственное пространство. Так, мы попадаем в казачью спальню, кухню, столовую (рис. 4) и т.п. Здесь есть и традиционная железная кровать, а также детская люлька. В казачьих семокх такие люльки кресслисл
на прочных веревках к потолку, могли свободно раскачиваться в разных направлениях. Это считалось хорошей подготовкой к верховой езде в будущем. Уникальные предметы быта и орудия труда.
Большое внимание уделено периоду Великой Отечественной войны, страшной силой прошедшей по анапской земле. Образцы советского и фашистского оружия и обмундирования, походная кровать немецкого солдата и даже переносная опора для заграждений из колючей проволоки, нехитрый арсенал полевых врачей - подлинность этих вещей производит сильное впечатление на посетителей музея. По территории района проходила так называемая «Голубая линия» - полоса укреплений, созданная в 1941 г., весной 1943 г. в районе проходили тяжелые бои; сражение в воздухе превзошло знаменитую «Битву за Британию» и вошло в анналы мировой военной истории.
Далее в музее представлен поствоенный период - воссоздана типичная комната в ивсртирк жителсИ СССС с тридиционной стенсхХ, коисом на стене, кхквттью и ши-
Рис. 4 - Реконструкции и и музее: ни) каза чьей кухн и; Ь) казачьей сп альни
Од. ) - еесоп)сис^оо ¡п СОе еписеит: сс) Со55аск сиоп/пе) Ь) СсБепск ЬеОгоот
Ь)
Рис. 5 - Казачий городок в станице Благовещенскоо
Fig. 5 - Cossack town in the village of Blagoveshchenskaya
фоньером. Портреты Высоцкого, грампластинки и даже женское платье той эпохи.
Создатель музея очень увлекательно проводит экскурсии по своим сокровищницам. Он задает загадки и дает выстрелить из настоящего браунинга. Музей стал увлечением всей семьи Владислава - мамы, жены и детей, которые помогают ему во всем. В планах Владислава - создать военно-исторический центр, где анапские школьники и гости региона могли бы прикоснуться к боевой славе, познакомиться с окопной жизнью солдат, реконструкцией боев, побывать в настоящей землянке, посоревноваться в меткости в тире.
Большинство туристов, приезжающих в Анапу, не хотели бы ограничивать-
ся только купально-пляжным отдыхом. На сегодняшний день в станице Благовещенской работает Казачий городок (рис. 5), организованный семьёй жителя станицы Михаила Никулицы. Здесь в казачьем стиле оформлен учебный класс, где проводят мастер-классы по лепке из глины свистулек, оборудована смотровая башня, разнообразные качели, есть небольшой живой уголок, а также предлагают попробовать блюда казачьей кухни, приготовленные на живом огне.
Музей истории казачества В. Брусника органично вписался в туристскую схему района и восполнил огромный пробел в этом отношении.
Список источников:
1. Афанасьев О.Е. Частные, корпоративные и народные музеи в туристском пространстве России и мира // Современные проблемы сервиса и туризма. 201б. I.10. №2. С. 5-б.
2. Афанасьев О.Е., Афанасьева А.В. Музеи легенд в современном туристском пространстве // Современные проблемы сервиса и туризма. 201б. I.10. №2. С. 38-4б.
3. Именнова Л.С. «!ворческие индустрии» в музее и туризме: культура, экономика, бизнес. В сб.: Культурное наследие музеев, библиотек и архивов и проблемы востребованности в туристской индустрии: сб. мат. VII Междунар. музейных чтений «Современные проблемы музеологии». Орёл: Орловский государственный институт искусств и культуры, 2015. С. б5-72.
4. Кириличева С.В., Филобок А.А., Миненкова В.В. Сравнительная характеристика туристского потенциала музеев Краснодарского края // Юг России: экология, развитие. 2017. I.12. №3. С. 87-97.
5. Валиев В., Брусник В. В краю лиманов (История северо-западного региона города-курорта Анапа). Анапа, 2015. 208 с.
6. Allan A.D. The Museum and its Function // The Organization of Museum: Practical Advice. Paris: UNESCO, 1959. Pp. 13-24.
7. Georges N. Les sites de la memoire russe. Tome 1, Géographie de la mémoire russe. Paris: Fayard, 2007. 849 p.
Lada N. ROZANOVAa, Rezeda R. ZAMALUTDINOVAb
a-bVolga State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism (Kazan, Rep. of Tatarstan, Russia);
aPhD in Geography, Associate Professor; e-mail: [email protected]; bMaster's Degree student; e-mail: [email protected]
HISTORY OF THE KUBAN COSSACKS: THE EXPERIENCE OF A PRIVATE MUSEUM
Museums play an indispensable role in maintaining and developing the national consciousness of people, as well as fostering a sense of patriotism. A new stage of Museum development was their active involvement in the tourism space in the region. The article is devoted to the only private Museum of the History of the Cossacks in Anapa district of Krasnodar region of the Russian Federation. As a rule, the founders of private museums are real companions, passionate and unselfishly committed to the idea of involving a wide range of people in acquaintance with the history and traditions of homeland. The founder of the Museum - member of the Russian military-historical society, a hereditary Cossack and entrepreneur Vladislav Brusnik. In a short time, the Museum has been honored with several certificates, it was visited by thousands of visitors. The Museum exposition dedicated to the ancient history of the region, the Cossacks, the great Patriotic war, and the history of the Russian armed forces. Almost all of its exposition presents items in the private collection of V. Brusnik. In the development plans of the Museum - creation in the courtyard of the reconstruction the front lines with trenches, bunkers, camp kitchen. V. Brusnik believes that familiarity with this interactive platform will be very useful for Patriotic education of Anapa students and tourists from other regions of the country.
Keywords: private museum, cultural-historical tourism, patriotic education, the Kuban Cossacks, stanitsa Blagow-eschenskaja, village Winogradnyj.
References
1. Afanasiev, O. E. (2016). Chastnye, korporativnye i narodnye muzei v turistskom prostranstve Rossii i mira [Private, corporate and folk museums in the tourist space of Russia and the world]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 10(2), 5-6.
2. Afanasiev, O. E., & Afanasieva, A. V. (2016). Muzei legend v sovremennom turistskom prostranstve [Museums of myths and legends in the global tourism space]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 10(2), 38-46. doi: 10.12737/19502. (In Russ.).
3. Imennova, L. S. (2015). "Tvorcheskie industrii" v muzee i turizme: kul'tura, ekonomika, biznes ["Creative industries" in Museum and Tourism: Culture, Economics, Business]. In coll.: Kul'turnoe nasledie muzeev, bibliotek i arhi-vov i problemy vostrebovannosti v turistskoj industrii [Cultural heritage of museums, libraries, archives and the relevance for tourism industry]: Collection of materials of the VII International Museum Readings "Modern Problems of Museology". Orel: Orel State Institute of Culture, 65-72. (In Russ.).
4. Kirilicheva, S. V., Filobok, A. A., & Minenkova, V. V. (2017). Sravnitel'naja harakteristika turistskogo potenciala muzeev Krasnodarskogo kraja [Comparative characteristic of tourist potential of museums of Krasnodar region]. Yug Rossii: ekologija, razvitie [South of Russia: Ecology, Development], 12(3), 87-97. (In Russ.).
5. Valiev, V., & Brusnik, V. (2015). V kraju limanov (Istorija severo-zapadnogo regiona goroda-kurorta Anapa) [In the edge of the estuaries (History of the North-Western region of the resort city of Anapa)]. Anapa. (In Russ.).
6. Allan, A. D. (1959). The Museum and its Function. The Organizatio n of Museum: Practical Advice. Paris: UNESCO, 13-24.
7. Georges, N. (2007). Les sites de la memoire russe. Tome 1, Géographie de la mémoire russe. Paris: Fayard.
Розанова Л.Н., Замалутдинова Р.Р. История кубанского казачества: опыт частного музея // Современные проблемы сервиса и туризма. 2018. Т.12. №1. С. 134-140. DOI: 10.24411/19950411-2018-10113.
Дата поступления статьи: 10 декабря 2017 г.
Rozanova, L. N., & Zamalutdinova, R. R. (2018). History of the Kuban cossacks: The experience of a private museum. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 12(1), 134-140. doi: 10.24411/1995-04112018-10113. (In Russ.). Received December 10, 2017