Научная статья на тему 'Ответственность должностных лиц органов местного самоуправления бурят в XIX в'

Ответственность должностных лиц органов местного самоуправления бурят в XIX в Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
185
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жалсанова Бутит Цыдыпмункуевна

Статья посвящена раскрытию проблемы ответственности должностных лиц органов местного самоуправления бурят по гражданским делам в XIX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problem of responsibility of officials local of self-government authorities of Buryats in the 19 th century.

Текст научной работы на тему «Ответственность должностных лиц органов местного самоуправления бурят в XIX в»

Отечественный опыт

Бутит ЖАЛСАНОВА

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ БУРЯТ В XIX в.

Статья посвящена раскрытию проблемы ответственности должностных лиц органов местного самоуправления бурят по гражданским делам в XIX в.

The article is devoted to the problem of responsibility of officials of local self-government authorities of Buryats in the 19th century. Ключевые слова:

этническое самоуправление, (тепная дума, инородная управа, родовое управление, тайша, ответственность должностных лиц, гражданские дела, подряд; ethnic self-government authority, steppe duma, alien board, tribal administration, taisha, responsibility of officials, civil cases, contract for services.

ЖАЛСАНОВА

Бутит

Цыдътмункуевна — к.и.н., заместитель директора Государственного архива Республики Бурятия, г. Улан-Удэ [email protected]

Тема ответственности должностных лиц за принятые ими противоправные решения и ненадлежащее осуществление своих функций приобретает особую актуальность в связи с реализацией Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131—Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Закон определяет ответственность орга -нов и должностных лиц местного самоуправления за осуществле -ние возлагаемых на них функций и полномочий, а также различ -ные виды контроля за их деятельностью. На наш взгляд, знание прошлого исторического опыта имеет практическое значение для работы органов местного самоуправления в наши дни.

Особенность местного самоуправления сибирских народов, учрежденного согласно Уставу об управлении инородцев 1822 г. М.М. Сперанского, заключалась в приспособлении традиционных этнических органов самоуправления и должностных лиц к дей -ствующим законам Российского государства с перспективой посте пенного перехода кочевых народов в сословие оседлых крестьян. Степные конторы были переименованы в степные думы, на основе родов были учреждены родовые управления. Были введены инород -ные управы, по своим функциональным характеристикам наиболее приближенные к крестьянским волостным управлениям, которые были призваны сыграть решающую роль в постепенной унифика -ции инородческого и крестьянского самоуправления. Что же каса -ется должностных лиц, то были сохранены должности тайшей как главных родоначальников, шуленг как родовых старост, при этом введены должности выборных и голов в инородных управах, засе -дателей в степных думах.

Под должностными лицами этнического местного самоуправле -ния мы понимаем лиц, осуществлявших функции представительной власти в инородческом ведомстве, выполнявших организационно распорядительные или административно -хозяйственные функции в органах местного самоуправления. Должностные лица инород -ческого самоуправления несли гражданскую, административную и уголовную ответственность перед подведомственным населением и перед государством. В качестве особого вида можно выделить их материальную ответственность по гражданским делам.

Административной ответственности подлежали должностные лица в случае совершения ими административных правонаруше -ний в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей. Из установленных видов адми -

нистративных наказаний к должностным лицам чаще всего применялся штраф. В основном они подвергались наказаниям за неисполнение распоряжений выше стоящего начальства, и виды наказаний для них были предусмотрены нормами обычного права. Так, в Хоринском уло -жении 1823 г. имеется статья о наказании за послабление в сборе ясака: виновный в этом главный тайша «предается на рас -смотрение начальства», другие должност -ные лица штрафуются на 10 руб., стар -шины родов заключаются «на пять суток под стражу» и т.д.1 Примерами админи -стративных наказаний должностных лиц служит постановление крестьянского начальника от 28 марта 1902 г. о заключе -нии на 7 суток ареста при полицейском управлении за неявку на суглан головы Кудинской инородной управы Алагуева, выборного Етабаева, старост Айдаева и Амагырова. За несвоевременный ремонт дорог выборный Етабаев, старосты четы -рех харанутских родов, двух ашахабатских родов и сельские старосты Курского и Усть Ординского селений были подвер гнуты аресту на 3 суток, голова Кудинского ведомства — штрафу в размере 5 руб.2

Уголовная ответственность должност -ных лиц наступала за уголовно нака -зуемые деяния. Статья 13 Закона о судо -производстве по делам о преступлениях и проступках 1857 г. квалифицировала должностные преступления (несвоевременный сбор налогов, недоимки или излишне собранные налоги и т.д.) как уго -ловные дела в преступлении должностей, или так называемые дела следственные. Последние подлежали разбирательству в ведомстве второй степени суда — Палате уголовного суда3, при невозможности разрешения — в высшей степени суда — Правительствующем сенате. В середине XIX в. большой резонанс получили след -ственные дела по должностным престу -плениям в бурятских органах местного са моуправления: Н. Дымбилова — главного тайши Хоринской думы, С. Хамнаева — главного тайши Баргузинской думы, И. Муравьева — главного тайши Ольхонской думы и др.

1 Обычное право хоринских бурят. — Новосибирск, 1992, с. 65.

2 Государственный архив Республики Бурятия (ГАРБ), ф. 15, оп. 1, д. 295, л. 1-1(об), л. 2-3.

3 Свод законов Российской империи, изд. 1857 г.,

т. 15, с. 5.

В данной работе речь идет о материаль -ной ответственности должностных лиц бурятского самоуправления по граждан -ским делам, в частности по нарушениям условий подрядов на поставку материа лов, припасов и вещей, в результате кото -рых был причинен материальный ущерб государственной казне. Все вопросы по подрядам и поставкам регулировались на основании высочайше утвержденного Положения об обязательствах, заключае -мых с торгов между казной и частными людьми по подрядам, поставкам, по содержанию оброчных статей и прода -жам казенных движимых имуществ от 17 октября 1830 г.4 и Положения о подрядах и поставках Свода гражданских законов 1832 г.

Согласно Положениям о подрядах пред -метом подряда могли быть «всякого рода предприятия, непротивные законам, как-то: 1) постройка, починка, переделка и ломка зданий, и вообще производство всяких работ; 2) поставка материалов, при -пасов и вещей; 3) перевозка людей и тяже -стей, сухим путем и водой». Совершение и исполнение подряда проводились по договорам, написанным по определенной форме на установленной гербовой бумаге. Договора подряда должны были содержать дату заключения, все данные договари -вающихся сторон, предмет, сроки, цену и другие условия подряда, личные подписи. Обязательным условием была регистра -ция договоров подряда в присутственных местах.

Важным пунктом Положения о подря -дах было условие поручительства догово -ров подряда, вводимое с целью повыше -ния ответственности договаривающихся сторон. В случае невозможности испол -нения условий подряда все обязанности по их выполнению переходили к залого дателям и поручителям5. В случае заклю -чения договоров подряда с обществами, в т.ч. инородческими, поручителями стано -вились все члены общества по принципу: «один за всех и все за одного».

Приведем пример. Тайша Галсан Баторов как доверенный от инород -цев Аларского бурятского ведомства Балаганского округа Иркутской губернии

4 ПСЗ- 2. Ст. 4007. - СПб., 1831, т. 5., отд. 2, с. 149-168.

5 Свод законов Российской империи, изд. 1832 г. Законы гражданские и межевые. Ст. 1102-1326. — СПб., 1835, с. 275, 312.

заключил контракты в Иркутской поле вой провиантской комиссии в мае 1860 г. и июне 1861 г. на поставку свежего мяса, солонины и говяжьего сала для портов Восточного океана на 1861—1862 гг., при этом он авансом получил всю сумму под -рядных денег. Однако эти обязательства на сумму 22 141 руб. 79 коп. Г. Баторов не смог выполнить, как он впоследствии объ -яснял, по причине сильного разлива реки Амур, во время которого погиб сплавляв -шийся им рогатый скот и прочие товары. Хотя в ходе следствия остальные подряд -чики подтвердили показания Г. Баторова, тем не менее он не смог представить никаких «установленных законами дока зательств», к тому же к 1863 г. надобность в подрядах отпала. В связи с этим в дека бре 1863 г. генерал губернатор Восточной Сибири предписал взыскать с Галсана Баторова и его доверителей всю сумму не выставленных припасов и материалов. Баторов сразу был освобожден от зани маемой им должности главного родона чальника аларских бурят, которую полу чил по наследству от своего отца Павла Ивановича Толстого (Баторова)1. Было описано имущество Г. Баторова на общую сумму 698 руб. 60 коп. Следующим шагом по взысканию суммы долга с Баторова стал общественный приговор доверенных лиц от 1 491 инородцев Аларского ведом -ства от 27 июня 1865 г. о решении разло -жить взыскиваемую сумму на все обще ство по принципу поручительства: «один за всех и все за одного». В этом приговоре, засвидетельствованном установленным порядком, доверители Баторова, опасаясь неизбежного разорения от взыскания с них столь значительной суммы и имуще ства, заключающегося преимущественно в предметах их хозяйств, просили отме -нить эту меру и уплату денег рассрочить на 3 года с уплатой в каждый год по 7 380 руб. 59 коп. в год или хлебом2.

Важно отметить, что М.С. Корсаков, генерал губернатор Восточной Сибири, подробно изучив общественный приго вор аларских бурят, пришел к выводу о наличии веских причин нарушения обяза тельств подрядчиком Баторовым и дове рителями, подтверждающихся справками,

и посчитал возможным освободить их от взыскания. Кроме того, он отметил, что взыскание более 22 тыс. руб. с полутора тысяч человек кочующего народа «по средством описи и распродажи их имения при тех особых положениях, которые на этот предмет существуют для инородче ских обществ, было бы средство не совсем надежное и продлилось бы не менее трех годов». М.С. Корсаков выразил опасе -ние, что «мера такового взыскания отно сительно людей не совсем еще знакомых с законами государства, под покрови -тельство которого они столь недавно отдались», может в результате охладить стремление «бурятских обществ к жизни хозяйственной и оседлой, с которой они начинают свыкаться».

Исходя из таких соображений, М.С. Корсаков представил на рассмотре -ние управляющего Морским министер ством свои предложения о разрешении аларским бурятам выплачивать полагаю -щиеся Морскому ведомству 22 141 руб. 79 коп. с рассрочкой на 3 года и предоставить им возможность вносить взыскиваемые суммы наличными деньгами по 7 380 руб. 59 коп. или же принимать от них хлеб на соответствующую сумму ежегодно к ноя брю месяцу (к окончанию торгов на хлеб в Иркутском губернском совете). В резуль тате разрешение Морского министер ства было получено. Впоследствии вся взыскиваемая с бывшего тайши Галсана Баторова сумма была разложена на всех жителей Аларского ведомства и в течение 1866-1868 гг. была уплачена в Иркутское губернское казначейство3.

Таким образом, должностные лица мест ного самоуправления бурят в XIX в. несли ответственность по административным, гражданским и уголовным делам. Особым видом являлась материальная ответствен ность должностных лиц по гражданским делам, в частности по договорам подряда с казной. Должностные лица не только освобождались от своей должности, но и обязаны были возместить весь ущерб, причиненный казне, а при невозможно сти личного возмещения сумма расклады валась на все общество и взыскивалась в обязательном порядке.

1 ГАРБ, ф. 6, оп. 1, д. 405, л. 108.

2 Там же, д. 401, л. 1.

3 ГАРБ, ф. 6, оп. 1, д. 401, л. 1-3, л. 81—81(об).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.