Бутит ЖАЛСАНОВА
ПОЛИТИКА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В ОТНОШЕНИИ БУРЯТ ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ В 1870-х-1880-х гг.
Статья посвящена политике Российского государства в отношении бурят Забайкальской области в 1870-х-1880-х гг., направленной на ликвидацию органов местного самоуправления бурят и унификацию их системы управления с системой крестьянской.
The article is devoted to the policy of the Russian state towards the Buryats of Zabaikalian area in 1870s-1880s, directed to liquidation of self-governing of the Buryat authorities system and unification the Buryat control system with the peasant one.
Ключевые слова:
степная дума, инородная управа, родовое управление, тайша, обычное право; steppe duma, alien board, tribal administration, taisha, usual law.
ЖАЛСАНОВА
Бутит
Цыдыпмункуевна — к.и.н., заместитель директора Национального ирхива Республики Бурятия, г. Улап-Удэ [email protected]
Современная политика Российской Федерации, направленная на укрепление государственности, может многое почерпнуть из своего недавнего прошлого, когда империя стремилась унифицировать систему управления.
Политика Российского государства в отношении сибирских наро -дов в ходе расширения своих окраинных территорий различалась в разные периоды истории. В ХУИ-ХУШ вв. присоединение тер -риторий Сибири сопровождалось обложением их народов ясаком в пользу государства. Затем постепенно начали распространяться другие виды налогов с полным сохранением уклада жизни. С при -нятием Устава об управлении инородцев 1822 г. начинается новый этап в политике Российского государства, характеризующийся законодательным включением инородческих органов управления в общероссийскую систему.
Анализ законодательной политики Российского государства в отношении сибирских инородцев в XIX в. позволяет выделить два периода:
— с принятия Устава об управлении инородцев 1822 г. с последую -щими изменениями и дополнениями до принятия Положения об инородцах 1892 г., основным содержанием которого стала политика регионализма, учета особенностей жизни сибирских народов;
— с утверждения Главных оснований поземельного устройства крестьян и инородцев, водворившихся на казенных землях в губер ниях Тобольской, Томской, Енисейской и Иркутской, от 23 мая 1896 г. вплоть до 1917 г., содержанием которого был отход от прин -ципов политики регионализма М.М. Сперанского и политика уни -фикации управления сибирских народов.
Устав об управлении инородцев 1822 г. ввел в российское законо -дательство новый существенный элемент — «разделение инородцев по их образу жизни и степени развития» и предоставил инородцам такое обширное самоуправление, «каким, до последнего времени, не пользовалось ни одно сословие в государстве». Устав освобождал инородцев от посторонних и вредных для них влияний, способ -ствовал свободному их развитию, ввел в сибирскую жизнь много нового, вызванного объективными требованиями1.
Однако, как пишет Н.М. Ядринцев, положения Устава 1822 г.,
1 Вагин В. Исторические сведения о деятельности графа М.М. Сперанского в Сибири с 1819 по 1822 год. - СПб., 1872, т. 2, с. 335, 338.
просуществовав около 50 лет, «не оправ -дали своего назначения: они не нашли никакой самостоятельности и не были ни гарантией от злоупотреблений, ни ограни чивали власть отдельных начальников»1.
Трехступенчатая система органов мест ного самоуправления сибирских инород цев, созданная по Уставу об управлении инородцев 1822 г., позволила царской администрации лишь упорядочить налого обложение в бурятских ведомствах, сохра нив старый уклад жизни, основанный на нормах обычного права. Узаконение степных законов и обычаев, регулиро -вавших все стороны жизни бурятских обществ (административная, хозяйствен -ная, судебная деятельность, деятельность по социальному призрению и благотво рительности на основе самофинансиро вания, законодательное освобождение от несения воинской повинности), привело не только к многочисленным нарушениям при сборе податей и отбывании повинно стей, при разборе судебных следственных дел, выборе должностных лиц и т.д., но и к изоляции бурятских ведомств.
В середине XIX в. в местной админи -страции пришли к пониманию того, что необходимо изменить систему местного самоуправления бурят, унифицировав ее в соответствии с общероссийскими зако нами по крестьянскому управлению.
В 1872 г. на Совете Главного управления Восточной Сибири уже обсуждается во прос о сравнении налогового обложения инородческого населения Восточной Сибири с налогообложением русского крестьянского населения. По сведениям, поданным членами Совета Главного управ -ления Большаковым и Полонским, раз -мер ясака и всех прочих сборов с инород цев по Иркутской губернии составлял от 2 руб. 35 коп. до 3 руб. 56 коп., в Енисейской губернии - от 1 руб. 21 коп. до 1 руб.
59 коп., в Забайкальской области — от 1 руб. 65 коп. до 3 руб. 46 коп. с каждой души. В то же время крестьяне платили сборы от 4 руб. 87 коп. до 6 руб. 30 коп. в год с каждой души, т.е. почти вдвое больше против инородцев2.
Между тем, по мнению Большакова и Полонского, «инородцы в значительной массе занимаются хлебопашеством так же,
1 Ядринцев Н.М. Сибирь как колония. — СПб.,1892, с. 520.
2 Государственный архив Республики Бурятия (ГАРБ), ф. 129, оп. 1, д. 3671, л. 2—2(об).
как и крестьяне, имеют в большей части более земли и скотоводства и в равной сте -пени могут пользоваться всеми местными промыслами. Вообще состояние сказан ных инородцев никак не ниже состояния крестьян. Поэтому, а равно принимая во внимание, что инородцы не относят самой тяжелой повинности рекрутской, что при таком привилегированном положении их, которое в настоящее время ничем не может быть оправдано, они неохотно приходят к оседлой жизни и избегают обращения в христианскую веру, было бы полезно и справедливо сравнить их к платежу пода тей и повинностей с крестьянами». По последней ревизии насчитывалось до 130 тыс. ревизских душ, из них платят ясак до
60 тыс. 900 рабочих душ. В случае обложе -ния их ясаком сравнительно с крестья нами сумма должна была бы увеличиться до 300 тыс. руб. ежегодно3.
Другим направлением в политике уни -фикации бурятского управления с кре -стьянским были попытки привлечения бурят к воинской службе. Так, в 1872 г. на заседании Комиссии о личной воен -ной повинности при Главном управлении Восточной Сибири обсуждался вопрос об обложении кочевых инородцев милици -онной военной службой. В ответ на тре бование о предоставлении сведений о воз можности несения милиционной службы бурятами Агинская степная дума отпи сывается, что «по неопытности, необра зованности и незнанию русского языка, а также по образу кочевой жизни инород цев, составить со своей стороны предпо -ложения не может»4.
В 1880 - х гг. была предпринята очеред -ная попытка ликвидировать систему орга нов местного самоуправления бурят в Забайкальской области. Опубликованное в газете «Восточное обозрение» от 2 сен тября 1879 г. сообщение со ссылкой на «Новое время» о предстоящем рассмотре нии в Комитете министров проекта о под чинении инородцев Восточной Сибири, за исключением бродячих, общим дей ствующим по империи законам, вызвало большой резонанс в бурятских ведомствах. Проект предусматривал уравнивание как оседлых, так и кочевых инородцев с госу дарственными крестьянами во всех правах и обязанностях. Важной стороной проекта
3 Там же, л. 2(об)—3, 13—13(об).
4 Там же, д. 1934, л. 6(об), 8.
2012’02
ВлАСТь
167
было упразднение степных дум и инород ных управ с переименованием их в волост -ные правления и сельские общественные управления. Родовые управления с подчи нением общим законам империи должны были сами собой ликвидироваться1.
В связи с этим агинские буряты при няли общественный приговор от 8 дека -бря 1879 г., в котором, ссылаясь на коче -вой характер уклада, более близкий к бродячим инородцам, незнание русского языка и практическое отсутствие земледе -лия, писали, что подчинение их общерос сийским законам было бы преждевремен -ным, принесло бы им вред в нравственном и материальном состоянии, и государству не было бы никакой пользы.
Обсуждение вопроса продолжалось и в 1880 -х гг. В 1885 г. военный губернатор Забайкальской области Я.Ф. Барабаш написал докладную записку приамур скому генерал - губернатору А.Н. Корфу
— «Доклад об устройстве быта кочевых инородцев Забайкальской области», в которой подробно остановился на про блемах инородческого управления и мерах по его реорганизации. Было отмечено, что «удержание инородцев в той форме быта, которая противоречит экономическим интересам» российского государства, — «явление ненормальное». Такие приви легии, данные Уставом 1822 г., как осво -бождение инородцев от воинской повин ности, сравнительно слабое обложение прямыми налогами, пользование сравни тельно большим количеством земель (на 1 кочевую ревизскую душу в Забайкальской области приходилось по 90 десятин земли, а у крестьян — по 18 десятин), по мнению военного губернатора, привели к кризису инородческого управления.
Прежде всего, пишет он, недостатки системы инородческого управления при вели к появлению массы деспотических родовых начальников и других влиятель ных лиц, которые прямо заинтересованы в сохранении существующих порядков. Они присвоили себе право полного господ-ства над инородцами своих ведомств, в их руках сосредоточилась и административ ная, и распорядительная, и полицейская, и хозяйственная, и судебная власть.
Главной же причиной существующих
1 ГАРБ, ф. 129, оп. 1, д. 3671, л. 43(об).
беспорядков, как считает военный губер -натор Забайкальской области, является кочевой образ жизни. Выходом из такой ситуации стало бы побуждение кочевни ков к оседлой жизни, ограничение поль зования землей, реорганизация инородче ского управления в сторону приближения к крестьянскому управлению путем упразд -нения степных дум и должности главного тайши. По мнению Я.Ф. Барабаша, «пока будут присутствовать думы, до тех пор за главными тайшами останется значение первых людей в своем ведомстве, с соот ветственным ему влиянием, пользуясь которым они, как это можно опасаться, будут поддерживать между бурятским населением племенную и религиозную обособленность и, таким образом, тор мозить дело объединения инородцев с коренным русским населением, которое неизбежно должно получиться в резуль -тате проектируемых мер»2.
Такими мерами являлись:
1) сохранение инородных управ, кото рые по кругу их деятельности близко под ходят к русским волостным правлениям и могут вступать в непосредственные сно шения с земской полицией, а степные думы подлежат упразднению «не только без вреда, но и с пользой для дела»;
2) изъятие из употребления степных законов и подчинение всех инородцев юрисдикции русских судов;
3) привлечение всех инородцев к воин ской повинности на общих основаниях.
Предполагалось сохранить за инород цами такие привилегии, как меньшее налогообложение и выделение большего земельного надела по сравнению с рус скими крестьянами.
Однако в этот период администрации Забайкальской области не удалось претво рить в жизнь данный проект ликвидации степных дум и должности главных тайшей, хотя он был успешно проведен в бурятских ведомствах Иркутской губернии. Прежде всего, это было обусловлено нерешенно -стью основного вопроса — о земле, отсут ствием законодательства в области суда и т.д. Степные думы, инородные управы и родовые управления Забайкальской области были упразднены в ходе волостной реформы лишь в начале XX в.
2 Государственный архив Забайкальского края (ГАЗК), ф .1, оп. 1, д. 2172, л. 11(об).