Бутит ЖАЛСАНОВА
ОПЫТ БОРЬБЫ С ПЬЯНСТВОМ В БУРЯТСКИХ ВЕДОМСТВАХ В XIX - НАЧАЛЕ ХХ в.
Статья посвящена проблемам борьбы органов местного самоуправления бурят с пьянством среди местного населения в XIX - начале ХХ в.
The article is devoted to the problems of the struggle of local self-government of the Buryats against drunkenness amond local population in the 19th and early 20th centuries.
Ключевые слова:
Устав об управлении инородцев Сибири, 1822 г., степная дума, тайша, нормы обычного права, питейные заведения; Charter on Alien Management of 1822, steppe duma, taisha, customary law, public inn.
ЖАЛСАНОВА
Бутит
Цыдътмункуевна — к.и.н., директор Государственного архива Республики Бурятия (ГАРБ) [email protected]
Проблема борьбы с пьянством становится особенно актуаль -ной в российском обществе в связи с увеличивающимся процессом потребления алкоголя населением и распро -странением алкоголизма среди молодежи. Отсюда, как следствие, повышение уровня преступности в обществе, неблагоприятная обстановка в семьях. Кроме нравственно- этических проблем, связанных с распространением пьянства в нашем обществе, речь идет об огромных экономических потерях, когда большое количе ство трудоспособного населения оказывается вне процесса произ водства. На наш взгляд, знание прошлого исторического опыта, в частности активная борьба за трезвость в бурятском обществе в XIX — начале XX в., дает возможность его использования орга -нами местного самоуправления в своей работе.
Пьянство, употребление алкогольных напитков не являлись актуальными для бурятских обществ вплоть до начала XIX в. До этого времени бурятские ведомства существовали достаточно изо лированно, все вопросы внутренней жизни решались нормами обычного права, так называемыми степными законами. До наших дней дошли несколько памятников обычного права бурят, кото рые позволяют нам рассматривать различные стороны их жизни. В их числе «Книга записи судебных законов 1775 г.» Селенгинского ведомства, Устав 1788 г. хоринских бурят, «Положение 11 хорин -ских родов 1808 г. по управлению внутренними делами и судопро -изводству», «Селенгинское уложение 1823 г.», «Уложение 1823 г. 11 хоринских родов», «Хоринское положение 1851 г.»1 и др.
Согласно нормам обычного права всем бурятам моложе 40 лет запрещалось употребление спиртных напитков. Так, в Наказе от 25 июня 1793 г. было строжайше предписано «воспретить пить вино всем людям моложе 40 лет», нарушителей запрета ожидало суровое наказание прутьями2. Употребление спиртных напит -ков разрешалось на празднествах, религиозных обрядах бурятам старше 30 лет и только с разрешения родоначальников и стари ков. В Положении 1808 г. также были регламентированы вопросы употребления спиртных напитков: «Могут пить вино или тарасун только те, которые имеют более 40 лет от роду. Пить можно поне
1 Цибиков Б.Д. Обычное право селенгинских бурят. — Улан-Удэ, 1970; Обычное право хоринских бурят. — Новосибирск, 1992.
2 Наказ главного тайши Шираб Дамба-Дугар Ринцено галзотского отока зайсану Арсалану Мардаину с товарищами по следующему обстоятельству // Обычное право хоринских бурят. — Новосибирск, 1992, с. 19.
многу, выполнив или памятуя о податях или других своих делах. Чрезмерно и часто пить воспрещается»1.
В Хоринском положении 1851 г. целая глава была посвящена мероприятиям по предупреждению пьянства, картежных и прочих азартных игр. В случае «несанк ционированного» употребления спирт ных напитков родоначальники налагали на виновных наказание в виде 15 ударов розгами установленного образца. Если же сами родоначальники допускали наруше ние, то они несли ответственность перед вышестоящим начальством2.
Таким образом, к началу XIX в. в бурят -ском обществе существовали незыблемые традиции трезвости, поддерживаемые нор -мами обычного права. Устав об управле -нии инородцев 1822 г. М.М. Сперанского, подчинив сибирских инородцев, в т.ч. бурят, общероссийским законам по таким важным направлениям их жизнедеятель ности, как сбор и уплата налогов, наказа ния за тяжкие преступления, тем не менее, регулирование внутренней жизни оста вил за степными законами. Устав 1822 г. запретил продавать спиртные напитки инородцам, открывать на их территории питейные заведения. Кроме того, самим инородцам было запрещено заниматься «винокурением», тем самым со стороны Российского государства была предпри -нята попытка удержания инородческих обществ от распространения среди них алкогольных напитков.
Если до принятия Устава 1822 г. приори тет в соблюдении норм обычного права отдавался почетным родовичам — родо -начальникам, то с образованием системы органов местного самоуправления (степ -ная дума, инородная управа и родовое управление) и, соответственно, должност -ных лиц контрольные функции практиче -ски переходят в их ведение.
Согласно Уставу 1822 г. органы местного самоуправления должны были наблю дать за тем, «чтобы законы, обычаи и обряды утвержденные... исполнялись непременно»3. Степные думы, инород -
1 Положение 11 хоринских родов 1808 г. по управлению внутренними делами и судопроизводству // Обычное право хоринских бурят. — Новосибирск, 1992, с. 40.
2 Обычное право хоринских бурят. — Новосибирск, 1992, с. 101.
3 Полное собрание законов (ПСЗ -1). — СПб.,
1830, т. 38, ст. 29126, с. 406.
ные управы и родовые управления как органы местного самоуправления сле дили за нравственным состоянием своих сородичей, принимая меры морального воздействия для пресечения таких анти общественных явлений, как употребление спиртных напитков, а в случае необходи мости — и карательные меры в отношении нарушителей.
Надо отметить, что в бурятском обще стве культивировалось негативное отно шение как к употреблению алкогольных напитков, так и к сородичам, злоупотре блявшим алкоголем. Действенной мерой морального воздействия было осуждение провинившихся бурят на общих собра ниях, на заседаниях степной думы, в результате чего они давали письменные подписки о том, что в дальнейшем они будут избегать данных проступков.
Нормы обычного права особенно жестко подходили к должностным лицам местного самоуправления, при наличии нарушений отстраняя их от должности. Например, 15 марта 1867 г. Аларская степ -ная дума предписывает Шалотскому родо -вому управлению удалить от должностей Улахона Башкуева и Хорхона Шолонова, «доказывающих совершенное нерадение к своим обязанностям и часть временно предаются пьянству, через что не могут далее быть терпимы на службе»4.
С середины XIX в., несмотря на свою изолированность, бурятские ведомства как часть российского общества втяги ваются в общероссийский рынок, начи нают появляться торгово промышленные заведения в виде мелочных и мануфак турных лавок, постоялых дворов, а также питейных заведений и винных складов. Открытие питейных заведений поблизости бурятских ведомств негативно сказалось на бурятских обществах; многие буряты начали употреблять спиртные напитки, а некоторые — и вовсе злоупотреблять ими. Обеспокоенные распространением питейных заведений бурятские общества обращаются к вышестоящему начальству с просьбой о закрытии таких заведений. Так, 15 января 1849 г. хоринские буряты своим общественным приговором при степной думе просят запретить продажу вина в селениях Курбинском, Поперечинском, Булаганском и Укырской слободе, рас положенных в непосредственной близо
4 ГАРБ, ф. 46, оп. 1, д. 18, л. 44-45.
сти от мест их кочевий. Как отмечается в приговоре, бурятам, приезжающим в эти селения по хозяйственной надобности, продают вино, и они «через покупку и упо требление оного не только забывают при обретение по хозяйственной части, даже некоторые встречают большие убытки»1.
Распространение пьянства вынуждало местную администрацию принимать меры по его пресечению. Так, в 1848 г. Нерчинский земский суд направил в Агинскую степную думу Правила по лицейские и исправительные, законом постановленные, против пьянства, кото рые необходимо было «народу читать на всех мирских сходах и общественных собраниях еженедельно». Сами правила состояли из 10 пунктов; в первом пункте, например, говорилось: «.запрещается всем и каждому пьянство. Кто найден будет на улице или в общенародном месте от пьянства в беспамятстве, тот подвер гается суточному содержанию на хлебе и воде». За систематическое пьянство пола -галось наказание в виде содержания в смирительном доме до исправления2.
В связи с распространением пьянства среди жителей бурятских ведомств степ ные думы были вынуждены предписывать своим подведомственным учреждениям принимать решительные меры по его пре сечению. Главные родоначальники также не оставались в стороне от деятельности по искоренению пьянства. Уникальным по своему содержанию является программа тайши Баргузинской степной думы Сахара Хамнаева по улучшению нравственности бурят, составленная в 1855 г., важным пун -ктом которой была борьба с пьянством. Он пишет: «Молодые без изъятия богатых и бедные занимаются пьянством во время лета, <...> собираются партиями в непразд -ничные дни, пируют, переезжая из юрты в юрты, задумав себе песни, и переска кивают на лошадях, в этой гулянке часто случаются разные бесчинства, драки, даже неуважение к своим родоначальникам и старикам». С. Хамнаев считает, что необ ходимо «пьянство запрещать законом» и степная дума, родовые управления и родо начальники обязаны неустанно надзирать за нарушителями3.
1 ГАРБ, ф. 8, оп. 1, д. 162, л. 61.
2 ГАРБ, ф. 129, оп. 1, д. 416, л. 142; д. 3701, л. 4-8.
3 ГАРБ, ф. 7, оп. 1, д. 432, л. 1-9.
Огромный урон нравственному состоя нию бурятских обществ наносили питей ные заведения, которые стали открываться в конце XIX в. в инородческих ведомствах Иркутской губернии. Питейные заведе -ния должны были принадлежать обще -ству и приносить ему прибыль, которая могла расходоваться только по пригово рам обществ и только на мирские повин ности, общественные нужды. Еще в 1875 г. А.П. Щапов писал об экономической пользе общественных питейных заведений для крестьян оседло инородческих общин Верхоленского края. Он приводит данные официальных отчетов, из которых следует, что прибыль заведений направляется на оплату податей за неимущих, жалованья учителям, содержание учеников, приоб -ретение пожарных инструментов и т.д.4
В 1894 г. было открыто одно из пер -вых питейных заведений в селении Ользоновском по общественному при говору Ользоновской инородной управы с разрешения земского заседателя и губернатора. По итогам 9 мес. 1894 г. при быль от питейного заведения составила 320 руб. 30 коп. В последующие годы были открыты питейные заведения в селениях Усть Ординском, Курском, в Муринском улусе и др., которые, судя по отчетам, были достаточно рентабельными.
Многие бурятские общества выступали против открытия питейных заведений на их территориях или вблизи них. Так, в 1880 г. в Ленскую инородную управу поступило письмо от старшины 5 го чер норудского рода Ихинырова о том, что «родовое управление имеет честь пред ставить при сем общественный приговор жителей Дурутуйского селения о воспре щении выдавать кому либо дозволитель ного приговора на открытие питейных заведений в селении Дурутуй»5.
Открытие общественных питейных заведений приносило денежный доход обществу, но оказывало разлагающее дей ствие на бурятское население: увеличи лось число правонарушений и преступле ний, значительный материальный урон наносился семьям и т.д.
Распространение пьянства среди бурят
4 Щапов А.П. Сельская оседло-инородческая и русско-крестьянская община в Кудинском крае. // Собрание сочинений. — Иркутск, 1937, доп. том, с. 285-291.
5 Дырхеев П.С. Очерки истории верхоленских бурят. - Улан-Удэ, 2005, с. 82-83.
вызывало протест у представителей бурят ской общественности. Так, Ц. Жамцарано связывает это с упразднением родо вых основ бурят в связи с проведением волостной реформы и развитием питей ных заведений: «. с упразднением дум и тайшей появились кабаки. Благодаря им развилось поголовное пьянство. В тече ние последних десяти лет <...> все буряты Иркутской губернии до того испились, что теперь не найдете непьющего»1. 18 октя -бря 1903 г. он пишет: «Я все время думаю, как искоренять пьянство среди иркутских бурят, но никак не могу найти действи -тельного и быстрого средства, кроме при нятия ими буддизма и помощи хороших лам; и для успеха дела отрезвления бурят — нужна правительственная помощь или поддержка»2.
В 1908 г. В. Холодов, бывший голова Кудинской инородной управы, выступает с проектом улучшения жизни бурят путем ограничения пьянства на свадьбах, отмены некоторых свадебных обычаев и религиозных обрядов шаманства, которые вредно отражаются на экономическом положении бурят. Например, установить норму приобретения водки в пределах 5 ведер для жениха и 3 ведер для невесты, «не вынуждать молодежь и непьющих вино употреблять» и т.д.3
Со стороны правительства принима лись меры назидательного характера, а
1 Жамцарано Ц. Путевые дневники 1903— 1907 гг. - Улан-Удэ, 2001, с. 25.
2 ГАРБ, ф. 357, оп. 1, д. 1, л. 90-92.
3 Богданов М.Н. Среди бурят // Сибирские
вопросы, 1910, № 45-46, с. 75-80.
органы местного самоуправления были вынуждены вести борьбу с пьянством. Так, в 1906 г. общественный приговор Койморской управы запретил доверен -ному винной монопольной лавки в селе нии Тунка отпускать более 1 литра водки каждому. Для покупки в больших объемах требовалось разрешение управы4. В ноч ное время продавали водку в частных домах, и управа была вынуждена учредить ночной обход в составе полицейского сот -ского или десятского и двух благонадежных хозяев по очереди. Пьяных ловили и закрывали в каталажку Таким образом, борьба с пьянством становится одной из актуальных задач органов местного самоуправления бурят в XIX - начале XX в. С принятием Устава 1822 г. бурятские общества, до этого вре -мени существовавшие достаточно изо -лированно, постепенно включаются в общероссийское пространство. Начинают ломаться незыблемые родовые традиции нравственных устоев, основанные на нор мах обычного права, особенно традиции трезвости бурятского общества. Как пока зывает опыт, органам местного самоуправ -ления, основываясь на нормах обычного права, все таки удавалось вести борьбу с пьянством. На наш взгляд, опыт регламен -тации продажи и употребления спиртных напитков, с одной стороны, и создание в обществе нравственных норм, включаю щих трезвость, - с другой, вполне можно использовать в наши дни.
4 ГАРБ, ф. 345, оп. 1, д. 98, л. 1-2.