Научная статья на тему 'Ответ на статью В. Гаевского и П. Гершензона'

Ответ на статью В. Гаевского и П. Гершензона Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
74
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ответ на статью В. Гаевского и П. Гершензона»

ОТВЕТ НА СТАТЬЮ В. ГАЕВСКОГО И П. ГЕРШЕНЗОНА

В «Вестнике Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой» № I (17) за 2007 г. напечатана статья В. Гаевского и П. Гершензона «Мариинский балет: «чужое» и ««свое», представляющая собой фрагмент их книги диалогов «Вадим Гаевский - Павел Гершензон. Разговоры о балете: 1996-2006. Комментарии к новейшей истории».

Поводом появления статьи явился успех программы балетов Форсайта во время гастролей Мариинского театра в Москве в 2005 г. В. Гаевский видел программу дважды: первый раз на премьере в Санкт-Петербурге, когда его поразили солисты, второй раз в Москве, где солисты не выделялись. У него возник вопрос: «Что за этим? Охладели солисты или появилось новое поколение?.. Так ли это?»

Господин П. Гершензон в ответ сказал: «Объяснить этот феномен трудно». Он не понял, что произошло при исполнении балетов Форсайта. А дело в том, что там, где требуется только танец, только техника его исполнения, может стираться грань между солистами и кордебалетом, как в случае с постановкой балетов Форсайта. Хорошо работала вся труппа, ибо не требовался «души исполненный полет» - нужно было работать «ногами». Вся труппа смогла это выполнить, благодаря школе.

С Вашей точки зрения, господин П. Гершензон, театр становится театром Форсайта, но вся система подготовки артистов не рассчитана на исполнение балетов Форсайта. Почему Вы в этом так уверены? Почему Вы не считаетесь с иным мнением? У людей разные вкусы: одним нравится классика, другие отдают предпочтение модерну, но те и другие одинаково требовательны к качеству исполнения. Как и в любой отрасли человеческой деятельности, танцовщики и танцовщицы должны быть профессионалами в своем деле, профессионализм дает только школа, основная задача которой - научить танцевать.

Классика существует 350 лет, об этом говорите и Вы. Что интересно, до сих пор публика любит классический танец, и гости нашего города, стремясь посетить театры, часто выбирают именно классический балет.

А модерн - стиль танца, принадлежащий короткому периоду времени: сегодня публике нравится один модерн, вчера он был иным, завтра будет другим. Что-то обязательно останется и будет использоваться в будущем, дополнит классику, потому что классика - это то, что переживает свое время и нравится разным поколениям. Но если в основе модерна не будет классической школы, это направление не сможет развиваться полноценно.

Агриппина Яковлевна Ваганова считала, что классический танец служит базой для сценического исполнения любого танца. Она писала: «...Умение управлять ногами, своим телом, руками, головой дает возможность двигаться свободно во всех направлениях. Выучившись только характерным танцам, вы никогда не сможете исполнять классику, и наоборот, зная классический танец, можно легко воспринять характерный, салонный и другие танцы». На опыте многих лет это доказано.

Балет - не просто танец, а танец плюс «душой исполненный полет», который у Вас, господин Гершензон, вызывает сарказм. Даже если предположить, что вся труппа может исполнить танец на одном уровне, то соединение блестящего танца с душой подвластно лишь немногим. В этом причина деления на солистов и кордебалет.

Ответы П. Гершензона на вопросы В. Гаевского поражают -откуда столько злопыхательства и языковой гадости? Почему автор, являющийся помощником заведующего балетной труппы Мариинского театра, использует непозволительный стиль и оскорбительный тон по отношению к большим мастерам-исполнителям и хореографам страны, к педагогам Академии Русского балета?

При знакомстве с труппой Мариинского театра Форсайт сказал: «Я ученик Баланчина, а потому положение croise - так, а efface - так». Это вызвало восхищение П. Гершензона: Форсайт уделяет внимание ориентации тела в пространстве, а не высоте подъема ноги или способу исполнения пируэта со смещенной осью.

П. Гершензон не знает, что в Академии Русского балета понятие "epaulement" дается детям с 1-го класса, когда они еще не владеют высоким шагом и не имеют понятия о вращении, тем более о вращении со смещенной осью. Возможно, Форсайт забыл, что это понятие его учитель Джордж Баланчин получил именно у нас, в нашей школе, и тяга к танц-симфониям у него тоже от петербуржца - Ф.В. Лопухова.

В мае 2008 г. Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой, старейшей школе г. Санкт-Петербурга, исполняется 270 лет. На протяжении почти 300 лет она известна как одна из лучших школ классического танца в мире. Как мы уже сказали, интерес к классическому танцу не иссякает, и зрители разных стран и континентов продолжают рукоплескать нашему балету. Артисты и педагоги русской балетной школы востребованы во всем мире. Они работают сейчас во многих странах и городах. В Академию на семинар ежегодно приезжают педагоги из Америки, Канады, Англии, Японии, Кореи, Китая, Прибалтики, педагоги из разных городов России. Они приезжают, чтобы поучиться и взять метод и систему обучения, принятую в школе Вагановой.

Великая мудрость несравненного учителя А.Я. Вагановой в том, что она ничего не разрушала, а созидала. Она взяла все лучшее из французской и итальянской школ, взяла все лучшее от педагогов разных школ. Агриппина Яковлевна обладала удивительным качеством - постоянно находить новые приемы для преодоления трудностей движений классического танца, она приучала всех к железной дисциплине, ибо без дисциплины и огромного труда наша профессия невозможна. Она была умным, ищущим и деятельным педагогом с безупречным вкусом.

Агриппина Яковлевна идеально выстроила экзерсис, в котором очень логично постепенно включались в работу все связки и мышцы. Она учила танцевать не только ногами, но и корпусом, и головой, и руками. Ее метод требует правильной постановки корпуса и спины, координации всех движений в танце. Главная заслуга Агриппины Яковлевны - руки. Именно она

изменила вялую форму рук с провисшими локтями французской школы и сухую жесткую манеру итальянской школы и дала русской танцовщице совершенно новую прекрасную форму рук, которые стали и выразительными, и помогающими в прыжках и во вращении.

Простите, господин П. Гершензон, но Вы просто профессионально безграмотны. Именно этим объясняется Ваш безобразный тон и употребление неприемлемых слов («три мужика и одна баба», «по барабану», «колбасило», «шкурные соображения», «черт-в-ступе» и т. п.). Какое Вы имеете право ранжировать мастеров: «Петипа - вздорный старикашка», «Анна Павлова - дурочка», «Мариинская сцена - отхожее место», «дряблая школа и мыльные пузыри отечественной хореографии» и т. д., не обошли Вы своим безобразным вниманием и ленинградских реставраторов, досталось от Вас всем.

Современные проблемы Мариинского театра хорошо отражают наше сложное время. Если Вам не нравятся какие-то балеты, попробуйте понять причину происходящего и предложите выход из создавшегося положения. Неуважение, разрушение, уничтожение традиций никогда не приводит ни к чему хорошему, но разрушать, конечно, легче, чем созидать.

Вообще-то непонятно, господин П. Гершензон, почему Вы остаетесь работать в театре, который Вы так не любите.

Подписи профессорско-преподавательского состава Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой:

Л.Н. Сафронова, заслуженная артистка РСФСР, профессор, ученица А.Я. Вагановой (выпуск 1947 г.)

В.Е. Сергеев, доцент

Б.Я. Брегвадзе, народный артист России, профессор

И.А. Ситникова, доцент

Н.М. Аподиакос, доцент

Г.П. Башловкина, старший преподаватель

М.А. Васильева, заслуженный деятель искусств РФ, профессор

Л.И. Комолова, доцент,

A.Ш. Шамыралиев, преподаватель Ю.М. Найдич, доцент

Т.В. Черкашина, преподаватель О.В. Казанникова, преподаватель Н.Н. Хаванова, преподаватель

B.C. Десницкий, профессор

М.А. Грибанова, доцент, декан ФПК

И.Г. Генслер, заслуженная артистка России, профессор, ученица А.Я. Вагановой

A.Ю. Гривнина, преподаватель И.И. Бадаева, преподаватель М.Ш. Еникеев, доцент

О.Д. Балтачеева, доцент

B.И. Афанасков, доцент

М.Е. Прокофьев, преподаватель М.К. Осипова, преподаватель Т.А. Удаленкова, профессор И.В. Новосельцев, преподаватель

C.B. Горбатов, преподаватель Т.К. Улитина, преподаватель

Е.Г. Забалканская, старший преподаватель Е.Г. Алканова, старший преподаватель В.Б. Иванова, преподаватель Н.В. Щеглов, преподаватель Т.В. Соломянко, преподаватель А.А. Ермоленков, преподаватель

И.А. Трофимова, заслуженный деятель искусств Башкирской АССР, профессор, ученица А.Я. Вагановой

К.В. Мясников, старший преподаватель Н.Н. Зозулина, кандидат искусствоведения, доцент Э.В. Кокорина (Лобанова), заслуженный деятель искусств Башкирской АССР, профессор, ученица А.Я. Вагановой

А.С. Хамзин, заслуженный артист РСФСР, профессор Н.С. Янанис, заслуженная артистка РФ, профессор М.Н. Алфимова, доцент

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.