Научная статья на тему 'Отсутствие ограничений для государства как признак неконституционного строя страны'

Отсутствие ограничений для государства как признак неконституционного строя страны Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
641
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отсутствие ограничений для государства как признак неконституционного строя страны»

С.А. Денисов

Денисов Сергей Алексеевич — кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры прав человека

Гуманитарный университет (г. Екатеринбург)

Отсутствие ограничений для государства как признак неконституционного строя страны

Сущностью конституционного строя является, с одной стороны, ограничение власти государства, а с другой стороны — обеспечение социократии и верховенства прав и свобод человека. Устранение ограничений в отношении государства неизбежно ведет к тому, что оно посягает на власть общества и наступает на права и свободы человека и гражданина.

Движение к конституционному строю во всех странах мира связано с усилением гражданского общества, появлением у него инструментов подчинения себе государства. Последнее из хозяина постепенно превращается в слугу общества. Другим направлением развития является превращение маленького человека, подданного в личность, в гражданина, предъявляющего требования к государству.

Во многих странах мира сегодня правящая группа октроирует конституционный акт, в котором декларирует самоограничение своей власти, но эти ограничения не реализуются на практике. Причиной этого является либо мощь государственного аппарата, либо слабость общества. Часто присутствует в разных пропорциях и то, и другое. По наличию правовых ограничений власти государственного аппарата и реализации их в жизнь можно судить о том, как далеко страна прошла по пути построения конституционного строя и насколько она имитирует это продвижение.

Рассмотрим основные правовые ограничения власти государства, отсутствие которых указывает на неконституционный строй в стране или на имитацию конституционного строя.

1. Конституционный строй не может возникнуть там, где население страны не превратилось в народ и не способно поставить под свой контроль государственный аппарат. Конституции почти всех стран мира декларируют суверенитет народа. В России он закреплен в статье 3 Конституции РФ. Туркменбаши также прикрыл свою самодержавную власть декларацией о суверенитете народа (ст. 2 Конституции Туркмении 1992 г.), но фактически население многих стран не превратилось в субъекта властных отношений. Оно продолжает оставаться объектом управления и не способно к самоуправлению, к выработке целей развития, к созданию подчиненного ему аппарата государства, реализующего эти цели.

Как известно, субъект права должен быть способным осознавать свои интересы. Население во многих странах мира легко поддается манипуляциям, которые осуществляет правящая группа с помощью средств массовой пропаганды и находящихся в ее распоряжении учреждений образования и культуры. Правящая группа легко выдает свои групповые интересы за интересы народа. У массы нет своей собственной воли. Идеологическая машина вкладывает в нее то сознание, которое выгодно административному классу.

Население многих стран мира не способно к выделению из своей среды слоя политиков, которые могли бы представлять его в государственных органах. Оно не способно создать конкурентной политической среды, при которой разнообразные политики представляют свои программы развития общества. В результате выбирать не из кого. Правящая бюрократическая группа представляется как незаменимая и монопольно господствует в стране. Естественно, она доказывает, что действует от имени народа и на его благо. Она может допускать «потешную» оппозицию, которая не способна с ней конкурировать за овладение умами людей на политическом поле.

М.Б. Смолин отмечает, что суверенная власть создается не юридически. Она принадлежит тому, в чьих руках находится бюрократический механизм1. Если население не в состоянии сформировать послушный себе парламент, то бюрократическая машина попадает в руки правителя (узкой правящей группы).

Таким образом, в ряде стран, несмотря на конституционные декларации, не может возникнуть суверенитета народа, поскольку население не стало самостоятельным субъектом конституционных отношений. Общество здесь носит «детский» характер и нуждается в опеке со стороны государства. Оно поражено идеями этатизма и вождизма, сакрализует государство и правителя, ищет себе «хозяина», который будет заботиться о нем. Отмечается, что египтяне в 2014 году не просто выбрали своего очередного президента, вышедшего из военной среды. «Они предпочли демократическим преобразованиям ту самую «стабильность», которой были готовы пожертвовать, свергая Хосни Мубарака в 2011 году. В лице

1 Смолин М.Б. Публицистика государственной самобытности / Н.А. Захаров // Система русской государственной власти. М., 2002. С. 22—23.

Ас-Сисси народ хотел бы обрести нового Насера — человека, способного «жесткой рукой» навести порядок, сильного лидера, сосредоточившего в своих руках всю полноту власти»1.

Как показывает история, превращение управляемой массы в суверенный народ происходит медленно по мере развития капиталистического общества. В нем возникает класс частных собственников, который способен при поддержке активных групп общества взять в свои руки управление государством. Он формирует представительный орган и подчиняет себе бюрократическую машину. Административное государство2 порождает полностью зависимую от бюрократии клиентистскую буржуазию и служилую интеллигенцию, которые от лица общества поддерживают своих хозяев, обеспечивают сохранение их власти.

Часто превращению населения в народ мешают глубоко укоренившиеся традиции неучастия в общественных делах и распространение в обществе идей монархизма или вождизма. «Самодержавная власть выработана историей»3, — отмечает Н.А. Захаров. Преодолеть эти традиции не так легко.

2. Важнейшим средством ограничения власти государства является демократия, то есть наличие политических прав и свобод, позволяющих членам общества выражать свою волю и доводить ее до государственного аппарата. Большинство конституций мира закрепляет универсальный перечень таких прав и свобод. Конституция РФ декларирует демократию в статье 1, а все необходимые для демократии политические права закреплены в статьях 13, 29—33 Конституции РФ. О преданности демократии заявлено в ст. 1 Конституции Туркмении 1992 года, но эффективно использовать политические права для ограничения государства могут только граждане. Многие сегодня не отличают граждан от подданных. Этому способствует официальная терминология. Все подданные государства могут объявляться ее гражданами. Так, правитель Туркмении С. Ниязов в октроированной им Конституции 1992 года применяет к своим подданным термин «граждане» (ст. 6). Подданный не имеет своего представления о развитии общества. Имея патриархальное или подданническое сознание, он всегда поддерживает правителя (правящую группу). Он либо отказывается от использования имеющихся политических прав и свобод, либо использует их для поддержки своих хозяев. Для подданных естественным являются отсутствие политической свободы и иерархия. Подданного вполне устраивает положение, при котором его судьбу определяет государство. Оно берет на себя заботу о его выживании, образовании, трудоустройстве.

Таким образом, формальная демократия, предоставляемая подданным, не используется ими для ограничения государства. Для немногочисленных сторонников ограничения власти государства сегодня проще переместиться в страны, имеющие конституционный строй, чем бороться за свои права у себя дома.

Ограничить власть бюрократии может плюралистическая политическая система, при которой у населения появляется возможность поддержать ту или иную политическую группу в борьбе за власть. Конституция РФ в статье 13 декларирует политический плюрализм и равенство всех политических объединений. Власть правящей группы должна сдерживать сильная оппозиция, готовая в любой момент возглавить государственный механизм.

Правитель и бюрократия, имитирующие конституционный строй, стремятся устранить политический плюрализм. Государство преследует оппозицию, не давая ей усиливаться, или устраняет ее полностью. Она лишается финансовой поддержки, вытесняется с информационного пространства. Часто государство создает партии-подсадки, которые только обозначают оппозиционную деятельность, но подконтрольны правящей группе. «Загнать население в угол» позволяет объединение бюрократии и ее клиентелы в рамках единого союза, который обычно называют «партией власти». Эта организация, конечно, не является общественным объединением. Она представляет собой теневую структуру государственного аппарата, существующую за счет государственной поддержки. Мощный союз бюрократии и ее клиентелы обладает финансовыми, политическими и информационными привилегиями и вытесняет с политического поля все иные политические объединения. Избиратели не видят ему альтернативы и вынуждены его поддерживать, несмотря ни на что. В условиях преследований на оппозиционную деятельность решаются только авантюристы, которые не могут вызвать доверия массы избирателей. Такая оппозиция неизбежно остается маргинальной.

Доминирование на политическом и информационном поле «партии власти» и партий-подсадок приводит к устранению свободных выборов. В России они закреплены в части 3 статьи 3 Конституции РФ. В Туркмении в статье 29 Конституции 1992 года. Выборы превращаются в управляемый бюрократией процесс, носят договорной характер. В законодательстве предусматриваются меры по лишению пассивного избирательного права кандидатов (партий) не входящих в разрешенную систему. Выборы из средства ограничения прав бюрократии превращаются в средство легитимации ее самодержавной власти. При конституционном строе обычно одна партия находится у власти не более двух избирательных сроков и побеждает на выборах, набирая не больше 60—70% голосов. Если за правителя или его «партию» голосует большее число избирателей, и их победа неизменно повторяется от выборов к выборам, то это является явным показателем отсутствия в стране политического плюрализма и захвата власти в стране одной группой, которая подавляет других.

1 Исаев Л.М., Коротаев А.В., Гринин Л.Е. Египет после революций: два года президентства Ас-Сиси // Азия и Африка сегодня. 2016. № 12. С. 25.

2 Денисов С.А. Общая теория административного государства. Екатеринбург, 2010.

3 Захаров Н.А. Система русской государственной власти. М., 2002. С. 167.

Важнейшим инструментом, ограничивающим произвол государства, являются независимые от него средства массовой информации. Журналисты проникают во все тайны государственной жизни и придают гласности все, что чиновники хотят спрятать от общества. Они обеспечивают прозрачность деятельности государства, выявляют факты коррупции или неэффективного государственного управления. В России свобода слова и свобода массовой информации закрепляется в статье 29 Конституции РФ. При имитации конституционного строя государство декларирует свободы, но затем нейтрализует их с помощью ряда приемов. Большинство средств массовой информации подчиняется государству или клиентеле бюрократии и превращается в средства массовой пропаганды, с помощью которых правящая группа манипулирует сознанием населения. Средства пропаганды используются для создания позитивного имиджа правящей группы и критики оппозиции. Государство может допускать несколько оппозиционных СМИ, но тщательно дозирует их деятельность, не позволяя им приобрести слишком широкую аудиторию и популярность. Обвинение чиновников в коррупции рассматривается государством как клевета. Привлекают к ответственности не коррупционеров, а тех, кто их обвиняет в коррупции. «Любая страна, граждане которой вынуждены получать информацию только из правительственных источников, быстро окажется в безраздельной власти этого правительства», — пишут исследователи*.

При конституционном строе граждане могут выйти на улицу и открыто заявить о своих претензиях к государству, потребовать от него каких-либо действий. Такое право дает статья 31 Конституции РФ. Неконституционное государство нейтрализует это право граждан. Оно позволяет им собираться мирно только с разрешения чиновников. Примером является Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании»2. Если такого разрешения нет, то собравшихся на улице граждан избивают и лишают свободы. В населенных пунктах Казахстана принимаются решения о выделении специальной территории в поселении для проведения публичных мероприятий. Например, в г. Алматы — это площадь Сыраарка, расположенная в семи километрах от центра, величиной с футбольное поле. Оттуда митингующих никто не услышит, и такое мероприятие навряд ли служит цели ограничить бюрократию3.

3. Одним из способов ограничения власти государства является республиканская форма правления. Она закрепляется в статье 1 Конституции РФ. Сегодня все диктаторы мира прикрывают свою власть республиканскими одеждами.

Республика предполагает, что суверенный народ делегирует часть своих полномочий своим представительным органам и с их помощью ставит бюрократическую машину государства себе на службу. При отсутствии суверенного народа правитель (правящая группа) формирует представляющую его ассамблею, которая только формально носит название парламента.

В условиях отсутствия серьезной конкуренции на политическом поле правитель объявляет себя единственным представителем народа и присваивает себе монопольное право на власть. Возникает мо-нократическая форма правления, прикрытая республиканскими одеждами. «Фактически, в рамках сегодняшней Конституции и той политической системы, которая сложилась в России, президент обладает ничем не ограниченной самодержавной властью», — говорил Ю.С. Пивоваров о современной России4. «Россия — это Путин», — заявлял заместитель главы Администрации Президента РФ В. Володин в 2014 году5.

Население с патриархальным или подданническим сознанием не желает ограничивать самодержавие правителя. Наоборот, оно предоставляет ему неограниченную власть над собой и помогает устранить его противников.

Самодержавие порождает редистрибутивная экономика. Правитель (правящая группа) присваивает себе общественные блага, производимые в обществе, а затем распределяет их между населением. Все население зависимо от него и воспринимает его как кормильца. Н.М. Коркунов отмечает, что на Западе королевская власть постоянно встречала сопротивление со стороны различных групп общества (землевладельцев, горожан), индивидуальных притязаний на свободу6. В административном обществе с ре-дистрибутивной экономикой элиты общества «кормятся из рук правителя» и, попадая в представительный орган, послушно выполняют его указания. Представительный орган из законодательного превращается в совещательный и законорегистрационный при правителе.

«Самодержавная власть есть власть надправная»7, — пишет М.Б. Смолин. Опираясь на массу населения и «карманный» парламент, правитель принимает удобные ему конституционный акт и легко

1 Скидмор М. Дж., Трип М.К. Американская система государственного управления. М., 1993. С. 54.

2 Собрание законодательства РФ. 2004. № 25, ст. 2485.

3 Тлекович Г.М. Конституционно-правовое и законодательное регулирование митингов и демонстраций в Казахстане: практика реализации и политические риски // Демократические ценности в международном и национальном конституционном измерении. Самара, 2016. С. 47.

4 Русская власть и бюрократическое государство: материалы Российско-Украинской конференции. Стенограмма конференции // Политическая концептология. 2012. № 3. С. 57.

5 Хамраев В. Валдайский клуб убедили в безальтернативности Владимира Путина // Коммерсантъ. 2014. 23 октября. С. 2.

6 Коркунов Н.М. Русское государственное право: пособие к лекциям. СПб., 1914. С. 217—218.

7 Смолин М.Б. Публицистика государственной самобытности / Н.А. Захаров // Система русской государственной власти. М., 2002. С. 14, 19.

изменяет его, если он становится ему тесен. В 2006 году. Сенат Нигерии принял билль о поправке в конституцию страны, позволившей О. Обасанджо пойти на третий срок пребывания на должности Президента страны1. В 2012 году для изменения Конституции РФ (продление срока пребывания на должности Президента РФ с 4 до 6 лет), которая считалась жесткой, понадобилось всего несколько месяцев. Чаще всего правитель может не обращать внимания на ограничения, введенные в конституции. Послушный верховный (конституционный) суд всегда может истолковать нормы конституции так, чтобы оправдать действия правителя. Верховный Суд Пакистана признал конституционность военного переворота, произведенного генералом Зия-уль-Хаком, прибегнув к помощи «теории необходимости»2. В 2005 году Конституционный Суд РФ, отказавшись от своей прежней правовой позиции, признал конституционным право Президента РФ фактически назначать своего наместника в качестве главы региона3.

Верховный правитель никому не подчиняется. Его сдерживают только объективные законы развития общества и имеющиеся у него нормы морали. «Путин остался наедине со своими желаниями и фантазиями. Если он хочет что-то сделать, ему никто не может сказать "не надо"»4, — пишет политолог Г. Павловский.

Верховная власть правителя выражается в том, что он, а не общество и не его представители в парламенте, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Это положение закреплено в часть 3 статьи 80 Конституции РФ. Фактически, Президент РФ в своих посланиях Федеральному Собранию указывает, какова должна быть его политика, а палаты Федерального Собрания превращаются в проводников высшей воли Правителя.

Самодержавие не тождественно деспотизму. Правитель может придерживаться политики просвещенного абсолютизма и делать для страны много полезного. «Самодержавная власть вынуждена самоограничивать себя массой религиозных и национальных традиций»5, — отмечает М.Б. Смолин. Самодержавный правитель часто ограничен в своей деятельности властью бюрократии. Она может тихо саботировать его приказы.

Правитель, опирающийся на своих подданных и бюрократию, легко передает власть в стране своему преемнику. Такую операцию произвел правитель Танзании Дж. Ньерера в 1985 году, правитель Сенегала Л. Сенгор6. Некоторые правители, имитируя республиканскую форму правления, вводят передачу власти в стране по наследству. Так, Г. Алиев передал должность президента Азербайджана своему сыну И. Алиеву. Должность президента Сирии после смерти Х. Асада перешла к его сыну Б. Асаду. В Северной Корее правит уже третье поколение Кимов. Правитель может даже покинуть должность главы государства и уйти в тень, управляя страной через своих назначенцев. Так сделал в конце своей жизни Дэн Сяопин. Правитель может стоять вне официального государственного механизма, как это делал Муам-мар Каддафи.

На то, что республика только прикрывает монократическую форму правления, указывает отсутствие ограничений пребывания одного человека на посту главы государства (Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Туркмения), длительность нахождения во главе государства одного человека. В Египте незаменимый Х. Мубарак правил страной с 1981 по 2011 годы. (30 лет) до его свержения в ходе революции7. Х. Асад в Сирии правил до своей смерти 30 лет (с 1970 по 2000 г.)8. Некоторые страны, имитирующие республику, в конституционных актах закрепляют право правителя пожизненно занимать пост президента страны. Это право получил правитель Туниса Х. Бургиба. Он правил страной свыше 30 лет (с 1956 по 1987 г.)9. Бессменным президентом объявила Н.А. Назарбаева Конституция Казахстана.

На наличие самодержавия в стране указывает отсутствие ответственности правителя за свою политику. Правитель, у которого нет серьезных конкурентов, становится политически безответственным. Он легко продлевает свои полномочия через плебисциты доверия, называемые выборами президента. Население вынуждено голосовать в его поддержку, потому что выбирать не из кого. Смена правителя осуществляется только после его смерти или в результате революции (государственного переворота). На выборах в 1995 году за Саддама Хусейна проголосовало 99,96% избирателей. В 2002 году — 100 %.

1 Deniel N. Posner, Deniel J. Young The institutionalization of political power in Africa // Journal of Democracy. 2007. V. 18, Iss.3. Р. 126.

2 Медушевский А.Н. Теория конституционных циклов. М., 2005. С. 327.

3 По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального Закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с жалобами ряда граждан: постановление Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2005 г. № 13-П // Собрание законодательства РФ. 2006. № 3, ст. 336.

4 Павловский Г. Больше нет человека, который сказал бы ему: «Не надо, Владимир Владимирович» URL: http://newtimes.ru/articles/detail/56884/ (дата обращения: 25.11.2013).

5 Смолин М.Б. Публицистика государственной самобытности // Система русской государственной власти / Н.А. Захаров. М., 2002. С. 25.

6 Косухин Н.Д. Африка: поиски обновления. Динамика политических изменений в конце ХХ — начале XXI вв. М., 2007. С. 66.

7 Сапронова М.А. Арабский Восток: власть и конституции. М., 2001. С. 133.

8 Там же.

9 Косухин Н.Д. Африка: поиски обновления. Динамика политических изменений в конце XX — начале XXI вв. М., 2007. С. 65.

Во время выборов 200 жителей багдадского района Азамия своей кровью написали лозунги в поддержку Хусейна1.

Большое значение имеет подданническая культура населения, которое не желает смены своего правителя. Например, в 2004 году население Беларуси на референдуме поддержало переход к пожизненному правлению А. Лукашенко2.

Сегодня в странах, имитирующих республиканскую форму правления, создается видимость возможности отрешения правителя от должности. Эта возможность заложена в статье 93 Конституции РФ, но осуществить эту процедуру невозможно. Органы, ее осуществляющие, находятся в полном подчинении от того, кого они должны отрешить от должности. «...Институт отрешения от должности, как он сформулирован в Конституции РФ, является изначально неисполнимым, он выполняет роль декорации для полной безответственности Президента»3, — пишет Н.А. Боброва.

4. Важнейшей частью механизма ограничения власти государства является введение разделения властей. Концентрация власти порождает бесконтрольность в деятельности государственных органов4 их безответственность перед обществом. Формально принцип «разделения властей» провозглашается в конституциях многих стран. В Конституции РФ этот принцип закреплен в статье 10. В Конституции Казахстана в статье 3. На деле правитель (правящая группа) вводит разделение труда между подчиненными ему органами власти. Он концентрирует в своих руках верховную власть и превращает органы, которые должны ограничивать его самодержавие, в своих послушных «марионеток». Именно такая власть, по мнению ряда политологов, принадлежит Президенту РФ5.

Наличие верховной власти часто прикрывается фразами конституции о координирующей деятельности главы государства. Так, в части 2 статьи 80 Конституции РФ говорится о том, что Президент РФ «обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти».

Через управляемые выборы правитель формирует ассамблею, которую называют парламентом. Как уже отмечалось, эта ассамблея имитирует законотворчество, а на деле лишь фиксирует волю правителя в виде законов. «Карманная» ассамблея только обозначает осуществление контроля за исполнительной ветвью власти. При имитации конституционного строя ассамблея делает вид, что утверждает решения правителя по формированию правительства и назначению на отдельные должности в государственном аппарате. Согласно Конституции Туркмении 1992 года Президент Туркмении назначает и освобождает от должности председателя Верховного казыета, Генерального прокурора, министра внутренних дел, министра юстиции (п. 7 ст. 55). Президент Туркмении не вправе наложить вето на поправки к Конституции, которые принимает Халк Маслахаты, однако все эти ограничения власти правителя не работают, поскольку ассамблея формируется под контролем правителя и всегда с ним согласна. Конституция РФ налагает еще больше ограничений на Президента РФ (п. «а», «г», «д», «е» ст. 83), но эти ограничения не работают так же, как и в Туркмении. Палаты Федерального Собрания РФ имеют право преодолеть вето Президента РФ на принятый закон, но конфликтов между послушным Федеральным Собранием и Президентом не возникает и к праву «вето» не прибегают. Федеральное Собрание РФ имеет право на парламентское расследование деятельности должностных лиц6, но у него не возникает желание его проводить. Государственная Дума имеет право выразить недоверие Правительству РФ, но оно не прибегает к реализации своего права, тем более, что использование этого права равносильно суициду.

Фактически правитель возглавляет исполнительную ветвь власти и формирует послушный ему бюрократический аппарат. Конституция Туркмении 1992 года прямо называет Президента Туркмении главой исполнительной ветви власти (ст. 52). Правительство подчинено не конституции и законам, а воле правителя. Конечно, он берет на себя только важнейшие вопросы управления общественными делами. Даже при конституционной монархии правитель не может осуществлять управление страной лично. Он должен действовать только через министров, принимающих на себя ответственность за известные действия. «Издание приказов без контрассигнований, — пишет А.Д. Градовский, — превращает правление из конституционного в личное»7. Президент РФ постоянно действует самостоятельно, через голову министров и Председателя Правительства. При этом он не отвечает за свои действия. В учебной литературе признается, что Президент РФ фактически присвоил себе полномочия главы исполнительной власти8. Это указывает на неограниченность его власти.

1 Сабов А. Бес Саддама // Российская газета. 2003. 22 марта. С. 2.

2 Нуссберген А. Ограничения президентской власти в посткоммунистических странах // Сравнительное конституционное обозрение. 2008. № 5. С. 59.

3 Боброва Н.А. 20 лет и 20 недостатков Конституции России // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 3. С. 34.

4 Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 1997. С. 135.

5 Корченкова Н. У Владимира Путина вырос телерейтинг // Коммерсантъ. 2013. 14 декабря. С. 2.

6 О парламентском расследовании Федерального Собрания РФ: федеральный закон от 27 декабря № 196-ФЗ // Российская газета. 2005. 29 декабря. С. 41.

7 Гоадовский А.Д. Государственное право важнейших европейских держав. Лекции, читанные в 1885 г. СПб., 1895. С. 113.

8 Конституционное право России: учебник. Екатеринбург, 2001. С. 401; Конституция РФ: Проблемный комментарий. М., 1997. С. 353.

Формирование судейского корпуса бессменным правителем приводит к тому, что судьи руководствуются в своей деятельности не конституцией и законами, а волей правителя, вне зависимости от того, где она выражена. Правитель наполняет суды не лицами, готовыми осуществлять правосудие, а послушными ему чиновниками. При этом правитель берет на себя функцию верховного судьи по делам особой важности. Такой суд не сдерживает другие ветви власти, он не может обеспечить безопасность граждан. Наоборот, являясь продолжением репрессивной машины, он придает ее деятельности вид правосудных решений. Такой суд помогает бюрократии бороться с оппозицией, осуществлять самодержавное правление бюрократии. Он используется для уголовного и административного преследования членов оппозиции, для ликвидации общественных объединений, партий и средств массовой информации, для запрета проведения массовых мероприятий оппозиции.

Устранение разделения властей обеспечивает консолидацию всего бюрократического аппарата страны и поддержание господства административного класса.

Неограниченная власть правителя не имеет властных конкурентов в государстве. Даже оппозиция в стране конфликтует между собой, но не выступает против Его Величества. Она является оппозицией Его Величества, а не оппозицией Его Величеству.

5. При конституционном строе власть государственных органов ограничена конституцией и законами, исходящими от народа. Это обеспечивается правовым характером государства. В конституциях многих стран правовое государство декларируется, но не реализуется на деле. В Конституции РФ правовое государство продекларировано в статье 1 части 2 статьи 15, оно обязывает государственные органы и должностных лиц подчиняться конституции и законам. Туркменбаши Великий также объявил свое государство правовым (ст. 1 Конституции Туркмении 1992 г.).

При имитации конституционного строя правитель сам октроирует удобный ему конституционный акт. Подконтрольная ему ассамблея издает законы, отражающие его волю. Принцип конституционности и законности служит в этом случае не ограничению власти государства, а ограничению прав подданных. «Карманная» ассамблея принимает огромное число запретительных законов, лишающих под благовидными предлогами подданных государства конституционных прав. Неопределенность норм права позволяет бюрократии править страной по собственному усмотрению. Неопределенность составов уголовных преступлений позволяет нарушение норм гражданского права выдавать за уголовные преступления, привлекать к уголовной ответственности лиц, использующих свободу слова (экстремизм, посягательства на чувства верующих, призывы к нарушению целостности государства и т. д.).

В правовом государстве к деятельности государственных органов и должностных лиц применяется разрешительный тип регулирования, а к гражданам и их объединениям — общедозволительный тип регулирования. В доконституционном обществе все наоборот. Конституция РФ ввела законченный перечень полномочий Президента РФ (ст. 83—90), однако Конституционный Суд РФ, применив теорию «скрытых полномочий», устранил эти ограничения полномочий Президента1. Это позволило ему присваивать себе все новые и новые полномочия. Его власть больше не имеет ясных границ.

Безответственный правитель может открыто нарушать конституционные нормы. После смерти С. Ниязова должность исполняющего обязанности Президента Туркмении по Конституции должна была перейти Председателю Халк Маслахаты, но она перешла тому, кто имел больший аппаратный вес — Г. Бердымухаммедову. А законного наследника на всякий случай отправили в тюрьму, не обращая внимание на его неприкосновенность2.

За правовое государство может выдаваться государство законности, в котором правитель старается не нарушать октроированной им конституции и законов. Статья 47 Основных законов Российской империи гласила: «Империя Российская управляется на твердых основаниях положительных законов, учреждения и уставов, от Самодержавной власти исходящих», но, как уже отмечалось, правитель без труда может изменять содержание конституционного акта и законов. Кроме того, в странах с традициями монократии, законом считается воля правителя и не важно, в какой форме она выражена, поэтому статья 21 Конституции Туркмении 1992 года, которая говорит о том, что «гражданин не может быть ограничен в правах или лишен принадлежащих ему прав, осужден или подвергнут наказанию, иначе как в точном соответствии с законом», не защищает человека от произвола великих правителей этой страны.

За правовое государство может выдаваться полицейское государство, которое подробно регулирует всю жизнь общества, подчиняя ее власти бюрократии. Вводимый в обществе порядок ограничивает не государство, а права подданных. Чем выше должность занимает человек, тем шире его полномочия и тем больше беззакония. На правителя и его фаворитов законы, как правило, вообще не распространяются.

Сегодня некоторые государства записывают в свои конституции признание верховенства общепризнанных норм международного права. Такая норма содержится в статье 6 Конституции Туркмении 1992 года, в статье 15 Конституции РФ. Это не мешает им по-своему толковать эти международные

1 Постановление Конституционного Суда РФ от 31 июля 1995 г. № 10-П // Собрание законодательства РФ. 1995. № 33, ст. 3424.

2 Беседа с экспертами о событиях в Туркмении. URL: // http://www.svoboda.org/a7368851.html (дата обращения: 05.04.2017).

нормы и развязывать войны против соседей, нарушая неприкосновенность границ. Население в имперском угаре поддерживает захватническую политику своего правителя и готово жертвовать собой ради расширения жизненного пространства. Ярким примером этого являлась гитлеровская Германия.

Конституции некоторых стран сегодня прямо запрещают государству использовать войну как средство внешней политики. Об этом говорит ст. 26 Основного закона ФРГ, статья 9 Конституции Японии, статья 11 Конституции Италии. К сожалению, Конституция РФ предоставляет полную свободу Президенту РФ в проведении внешней политики (ч. 3 ст. 80).

6. На ограничение власти государства направлена его децентрализация. Граждане на местах должны сами решать свои проблемы в рамках субъектов Федерации или через организацию местного самоуправления. Децентрализация позволяет расколоть государственный аппарат, мешает ему консолидироваться для осуществления господства над обществом. В России Конституция 1993 года декларирует федерализм (ст. 1) и наличие местного самоуправления (ст. 12). Часть 2 статьи 2 Конституции Туркмении 1992 года также декларирует наличие в стране местного самоуправления — Генгеши.

Для доконституционного государства обычно характерна централизация власти. Правитель управляет провинциями через своих наместников. При имитации федерализма они могут проходить плебисциты доверия на местах. Устранение плюралистической политической системы приводит к тому, что населению не из кого выбирать. Наместник правителя сам назначает себе конкурентов на выборах и легко их побеждает1. Для того, чтобы в России у наместников Правителя не было конкурентов, законодательство вводит запреты выборов мэров крупных городов2. При имитации федерализма создается видимость принятия региональными органами власти своих конституций и законов, но они просто дублируют законодательство центра. Региональные чиновники формируют послушный им аппарат управления на местах, заменяя местное самоуправление бюрократическим управлением. Пассивное население, не являющееся субъектом конституционного права, само отказывается от участия в решении местных проблем и отдает решение местных вопросов на откуп централизованной бюрократии.

7. Ликвидирует экономическое господство бюрократии в стране частная собственность, право на предпринимательство и рыночные отношения. В России они закрепляются в статьях 8, 9, 34—36 Конституции РФ. Статья 9 Конституции Туркмении 1992 года объявляет собственность неприкосновенной.

Бюрократия старается ограничить рыночные отношения и ввести редистрибуцию. Распределяя общественные блага от имени государства среди населения, она приобретает власть над ним. Кроме того, это позволяет ей обогащаться самой и обеспечивать быстрое накопление капитала своей клиентеле.

Для ограничения государства необходимо лишить его роли доминирующего собственника и субъекта экономических отношений, необходимо устранить типичную для стран Востока власть-собственность. В конституционных государствах национализируются только те отрасли экономики, которые не приносят прибыли и не развиваются частными собственниками. При доконституционном строе наоборот, государство присваивает себе наиболее высокодоходные отрасли экономики (нефте- и газобобыча, транспортировка их по стране), получая в свои руки финансовые ресурсы для управления населением, обогащения чиновников и их клиентелы.

Бюрократия устраняет неприкосновенность частной собственности и права на предпринимательство. Она вводит массу ограничений на использование предпринимателями своих прав, которые использует по собственному усмотрению. В результате не частные собственники ограничивают господство бюрократии в стране, а последняя ставит под свой контроль всех предпринимателей. Зависимые от бюрократии, они вынуждены финансировать ее политические объединения и обеспечивать их победу на выборах. При конституционном строе государственные органы создаются для помощи предпринимателям. При доконституционном строе они душат их с помощью выдачи разного рода разрешений, лицензирования, квотирования, выдачи сертификатов, регулирования цен и т. д.

Парламент при конституционном строе выражает интересы собственников и защищает их от государственных интервенций. Важнейшей целью создания парламента было лишение правителя права произвольно взыскивать налоги с населения — нет налога без представительства. Конституция России указывает, что человек платит только установленные законом налоги (ст. 57), а законы может издавать только Федеральное Собрание (ст. 84), но «карманный» характер ассамблеи позволяет превратить взыскание налогов в наложение дани на население для реализации целей, которые намечает никем не связанный правитель.

8. Ограничением государственного произвола является декларация естественных прав и свобод человека, которые должны признаваться государством. Последнее может ограничивать эти права и свободы только в исключительных случаях. Естественность и неприкосновенность прав и свобод закреплены в статьях 2, 17 и 18 Конституции РФ. Часть 1 статьи 3 Конституции Туркмении декларирует: «Государство ответственно перед каждым гражданином и обеспечивает создание условий для свободного

1 Губернаторы отдадут депутатов конкурентам // Коммерсантъ. 2015. 3 июля. С. 2.

2 Комаров Д. «Нужно показать, на какие грабли вы уже наступили» // Коммерсантъ-Урал. 2015. 30 июня. С. 7; Его же. Челябинской облсуд прекратил рассмотрение закона, отменяющего местные выборы // Коммерсантъ-Урал. 2015. 19 июня. С. 12.

развития личности, защищает жизнь, честь, достоинство и свободу, личную неприкосновенность, естественные и неотчуждаемые права гражданина», однако хитрое государство всегда найдет повод для лишения человека прав, продекларированных в конституции. Послушная правителю ассамблея издает законы, ограничивающие права человека, ссылаясь на необходимость защиты прав иных людей, морали, интересов общества и государства. Это создает возможности для органов репрессий, не ограниченных судом, лишать людей свободы. При отсутствии общественного контроля посягательства на достоинство человека в армии, местах лишения свободы в психиатрических учреждениях и детских домах становится систематическим. Часть 2 статьи 21 Конституции Туркмении 1992 года запрещает применять пытки, жестокое, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение или наказание к человеку, но подвергаются ли заключенные пыткам в тюрьмах Туркмении, расположенных в пустыне, — никто не знает. Спецслужбы в странах с доконституционным строем осуществляют слежку за людьми, беспрепятственно проникая в их личную жизнь. Туркмению, Узбекистан называют странами «больших ушей». «Смертная казнь в Туркменистане полностью отменена и навечно запрещена первым Президентом Туркменистана Великим Сапарму-ратом Туркменбаши» — гласит часть 2 статьи 20 Конституции Туркмении 1992 года, но представители оппозиции или конкуренты правителя в Туркмении исчезают без следа1.

Согласно конституции государство не может предоставлять привилегии отдельным группам людей или лицам. Равенство всех перед законом и судом установлено в статье 19 Конституции РФ. О равенстве прав перед законом говорит статья 17 Конституции Туркмении 1992 года, но введение неравенства является основным средством подчинения общества бюрократии и правящей группе. Кто оказывается более полезен государству — тот получает привилегии. Кто вступает в конфликт с органами власти и должностными лицами — тот ущемляется в правах. Это одно из средств борьбы с оппозицией и устранения плюралистической политической системы.

Военная хунта Мьянмы создала комиссию по правам человека. Должность главы комиссии занял бывший военный2. В России должность Уполномоченного по правам человека заняла бывшая сотрудница полиции.

Итак, при конституционном строе общество ограничивает государственную власть. В странах с до-конституционным строем эти ограничения не действуют, если даже они закреплены в конституционном акте. Здесь, наоборот, государство держит общество и человека в строго отведенных для него границах поведения, обеспечивая свое господство над ними.

1 Беседа с экспертами о событиях в Туркмении. URL: http://www.svoboda.org/a/368851.html (дата обращения: 05.04.2017).

2 Blazevic I. The challenges ahead // Journal of Democracy. Vol. 27. Iss. 2. 2016. April. P. 104.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.