К 75-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОМ ПОБЕДЫ
В.Б. СЫТНИК V.B. SYTNIK
ОТСТОЯТЬ ИСТОРИЧЕСКУЮ ПАМЯТЬ
ТО DEFEND HISTORICAL MEMORY
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КУРСАНТОВ ВОЕННО-МОРСКИХ ИНСТИТУТОВ (К ВОПРОСУ О РОЛИ НАШЕГО ОТЕЧЕСТВА В ПОБЕДЕ НАД ФАШИЗМОМ)
MILITARY TRAINING AND PATRIOTIC UPBRINGING OF THE CADETS OF THE NAVAL INSTITUTES (TO THE QUESTION OF THE ROLE OF OUR MOTHERLAND IN THE
VICTORY OVER THE FASCISM)
Ü1
Ü W Я
£ T 4MP
* I trtmi*. 1
Сведения об авторе. Сытник Вячеслав Борисович - начальник филиала ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова» в г. Калининграде, контр-адмирал (г. Калининград).
Аннотация. В статье затронут вопрос о переписывании истории Второй мировой войны. Данный факт как импульс стартовал на западе и направлен в целом на снижение роли советского народа в победе в Великой Отечественной и Второй мировой войнах. Предложено противодействовать такого рода попыткам постоянным, продуманным, структурно организованным патриотическим воспитанием наших (особенно молодых) граждан. На примере филиала ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» в г. Калининграде рассмотрены основные направления патриотического воспитания курсантов. Автором предложен вариант организации взаимодействия государственных и негосударственных структур в области сохранения исторической памяти.
Ключевые слова: переписывание истории, геополитическое воздействие, многополярный мир, патриотическое воспитание, историческая память.
Information about the author. Vyacheslav Sytnik - Head of the branch VUNTS Navy «naval Academy named after Admiral of the fleet of the Soviet Union N.G. Kuznetsova» in Kaliningrad, rear Admiral (Kaliningrad ).
Summary. In this article the author touches upon the question of the rewriting of the history of the World war II. This fact as an impulse started in the western world and is directed at the lowering of the Soviet's people victory role in the Great Patriotic war and the Second World war. Countermeasures to such kind of attempts have been proposed by constant, considered and structured patriotic upbringing of the citizens (especially the youth). Based on the example of the Military Educational and Scientific Center of the Navy «Naval Academy named after Admiral of the Fleet of the Soviet Union N.G. Kuznetsov» in Kaliningrad main directions of the patriotic upbringing have been considered. Author suggested an alternative of organization of the government and nongovernment structures in the sphere of the conservation of the historical memory.
Keywords: history rewriting, geopolitical influence, multipolar world, patriotic upbringing, historical memory.
В Балтийском федеральном университете им. И. Канта состоялся общественно-экспертный семинар «История Второй мировой войны: пересмотр итогов как инструмент современной геополитики». Переписывание
истории Второй мировой войны, получившее очередной импульс на западе и направленное на снижение роли нашего Отечества в победе в Великой Отечественной и Второй мировой войнах в целом, снос в ряде государствах - членов
ЕС памятников советским воинам, освободившим значительную часть Европы от фашизма, являются, с моей точки зрения, элементом системного (имеются в виду различного рода санкции, ультиматумы, размещение войск
НАТО у наших границ и т.п.) геополитического воздействия на Российскую Федерацию. Это воздействие направлено, в итоге, на расчленение России и превращение ее из одного из «полюсов» современного многополярного мира, в чем все мы убеждены, в элементарный сырьевой придаток «цивилизованного мира», то есть - в традиционную и горячо любимую «цивилизованным миром» колонию.
Без сомнений, достижение этой цели, по правилам «цивилизованного мира», невозможно без формирования в умах граждан своих стран образа России не только как очередной (после Советского Союза) «империи зла», но и снижения ее роли в мировой истории, превращения ее в третьеразрядное (незначительное в мировом масштабе) государство - источник углеводородов (сообразно Ираку, Ливии и им подобным), несущее военную и политическую угрозу «современной демократии», дабы геополитические устремления руководителей США, Великобритании и ряда других стран запада находили поддержку в общественном мнении их сограждан.
Подобное переписывание истории направлено и на идеологическую обработку граждан нашей страны. В этой связи напомню высказывание пресловутого нацистского министра пропаганды Геббельса: «... чем чудовищнее ложь, тем охотнее в нее верят...». Так, многие в Европе поверили «правдивой» информации «Дойче Велле» о том, что Курскую битву выиграли немецко-фашистские войска, но никто не уточнил, хотя бы с помощью «Левада-центра», сколько наших сограждан этому поверили. Многие годы, системно и последовательно, с максимальным использованием различных средств массовой информации западная пропаганда вдалбливает в умы наших сограждан мифы о нашей неполноценности (в ши-
И И Патриотическое воспитание должно быть не только строй-С С ной государственной системой, но, прежде всего, органич-^^ ной частью жизни самого общества. И только объединив усилия, консолидировав лучшие практики и инициативы, мы сможем вырастить поколения, которые знают свою страну, чувствуют сопричастность к ее судьбе, ответственность за
ее будущее. И, главное, верят в нее».
В.В. Путин,
Президент Российской Федерации
роком ее понимании), причем, что характерно, как только мощь нашей страны ослабевает, интенсивность такого рода «обработки» снижается (1980-е - 2000-е годы) и, как только Россия заявляет о себе как об одной из ведущих стран мира (что на сегодняшний день является неоспоримым фактом), интенсивность такого рода «обработки» возрастает.
«Обработке» подвергаются все слои нашего общества, особенно молодежь, не имеющая четко сформированной жизненной позиции, то есть те, кто придет нам на смену, - наше будущее, носители нашей истории, культуры, традиций и, что наиболее важно с моей точки зрения, потенциальные защитники Отечества. Анализ исторического опыта идеологической борьбы показывает, что попытки дальнейшего искажения истории, в том числе ее переписывания, дальнейшего идеологического воздействия на наш народ не прекратятся, по крайней мере в обозримой перспективе, и к противодействию им надо быть готовыми постоянно. Один из способов противодействия такого рода попыткам - постоянное, продуманное, структурно организованное патриотическое воспитание наших граждан.
Без сомнений, государственные институты Российской Федерации принимают необходимые меры, дабы попытки переписать историю Второй мировой войны были по крайней мере опровер-
гнуты доступными им средствами как за границей, так и внутри России. Но государственные структуры не могут «объять все и вся» - следовательно, каждый из нас, облаченный государственными и гражданскими полномочиями, должен, как гражданин и патриот, решать эту задачу в рамках своих возможностей.
Особую значимость в этой связи приобретает западная практика «переписывания истории» войны применительно к личному составу армии и флота (воздействие различных иностранных СМИ на них существует также объективно), то есть к тем гражданам нашей страны, на плечах которых лежит непосредственная ответственность за его военную безопасность и особенно к офицерскому корпусу, который традиционно является основой Вооруженных Сил России и подготовку которого к выполнению задач по защите Родины мы осуществляем в стенах военных учебных заведений.
Современный офицер - не только командир, то есть специалист в области военных знаний и умений, но еще и педагог, и воспитатель подчиненного личного состава.
Не буду утомлять читателя перечнем и содержанием нормативно-правовых документов, регламентирующих организацию и методику патриотического воспитания в филиале Военно-морской академии, ограничусь лишь основными ее направлениями:
Д1Д
- гражданско-патриотическое (любовь к Родине, уважение к традициям, культуре, формирование гражданской позиции);
- военно-патриотическое (обоснованный выбор военной профессии, твердое знание отечественной военной истории);
- героико-патриотическое (воспитание гордости за героические подвиги предков, знание славных боевых событий в истории Отечества).
Без сомнений, все вышеперечисленные направления, являясь элементами системы воспитания, тесно связаны между собой, однако я позволю себе остановиться (на примере филиала Военно-морской академии в г. Калининграде) на двух последних направлениях, наиболее, по моему мнению, значимых для патриотического воспитания военного человека.
В рамках военно-патриотического и героико-патриотического воспитания в филиале проводятся следующие мероприятия:
- отбор кандидатов на поступление в филиал осуществляется, в том числе, с учетом обоснованности выбора ими профессии военного моряка, что выявляется в ходе их анкетирования в процессе поступления в вуз;
- в процессе воспитательной работы с курсантами проводятся различные мероприятия по военно-патриотическому воспитанию - информирования, уроки мужества, беседы, диспуты и т.п., имеющие соответствующую направленность;
- по воскресным дням организуется посещение музеев военной направленности (в том числе музея филиала), военно-технических выставок, экскурсии к памятникам советским воинам (и уход за памятниками), а также посещения кораблей и частей, имеющих славные боевые традиции;
- организуются беседы с ветеранами армии и флота, а также с педагогами филиала, имеющими
боевой опыт и опыт дальних морских походов;
- проводятся военно-научные конференции, в том числе с обязательным участием курсантов, посвященные героическим событиям или наиболее значимым личностям в отечественной военной истории, в том числе -истории Великой Отечественной войны;
- в рамках работы научного общества курсантами разрабатываются статьи, тематика которых имеет военно-историческую направленность, и публикуются в сборнике трудов филиала, имеющем открытый доступ;
- своего рода «ноу-хау» нашего филиала являются ежедневно проводимые информирования курсантов о наиболее значимых событиях Великой Отечественной войны, произошедших в текущий день в те годы.
Это - в рамках воспитательной работы.
Теперь о процессе учебной деятельности.
Первое. Всем преподавателям филиала мною поставлена задача: при проведении всех видов учебных занятий обязательно информировать курсантов о тех важнейших исторических (военно-исторических) событиях истории (военной истории) нашего государства, произошедших в текущий календарный день.
Второе. К проведению первого (внутреннего) этапа Всеармейской (международной) олимпиады по военной истории привлекаются все курсанты, что имеет своей целью не только отбор лучших знатоков, но и привитие всем курсантам интереса к отечественной военной истории.
Третье. На занятиях по учебным дисциплинам «История Отечества», «Военно-морская история», «История развития ВМФ» преподаватели в обязательном порядке направляют внимание обучаемых на роль отечественных армии и флота в ходе различных войн (в том числе - с акцентом на Великую Отечественную войну), на личности русской и советской военной истории, на героические подвиги их предков, воспитывая курсантов в духе патриотизма.
Проблема, поднятая на общественно-экспертном семинаре, несомненно, актуальна. В этой связи представляется целесообразным активно и на всех уровнях поддержать инициативу Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова и Балтийского федерального университета имени И. Канта о формировании под эгидой Правительства Российской Федерации государственной структуры (возможно, отдельными элементами ее станут отдельные общественные организации) с рабочим названием «Институт
— ФОРМЫ РАБОТЫ
Семинары
«Круглые столы» ; •
Конференшш (региональные, ведомственные)
I
Конференшш (межведомственные)
Конференция (всероссийская)
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНСТИТУТ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ
ЗАДАЧИ
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК ЗАДАЧ:
- в области науки,
- в области образования,
- в области идеологии
ВАРИАТИВНЫЙ БЛОК ЗАДАЧ:
- в области 1Т-тех кологий (создание единого информационного пространства);
- определение способов получения информации (Интернет, телевидение, кино, радио, периодические издания):
- в области международных отношений;
- в области молодежной политики
ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИЕ СТРУКТУРЫ
— Российская академия наук
Исторические НИИ
Министерство науки и высшего образования
Министерство поосвешения
Министерство иностранных дел
Министерство обороны Главное военно-политическое управление
Академия военных наук *
Институт военной истории
Общественная палата при Президенте РФ
Доктрина (Программа развития) до 2045 г.
Схема. Предлагаемый вариант организации взаимодействия государственных и других структур в области сохранения исторической памяти
исторической памяти», основными функциями которой будут являться:
- формирование государственной политики в области идеологического (пропаганды) и патриотического воспитания граждан Российской Федерации с учетом отечественного исторического опыта, утраченного с распадом Советского Союза и недостаточно востребованного на современном этапе;
- формирование единого информационного пространства в области получения информации соответствующей направленности как внутри государства, так и за его пределами;
- создание единых и унифицированных (для всех регионов страны) учебников по истории (всемирной, зарубежной, российской) как для системы среднего, так и высшего образования;
- формирование молодежной политики, направленной на патриотическое воспитание подрастающих поколений;
- противодействие попыткам переписывания истории (не только Второй мировой войны, но и истории в целом);
- противодействие попыткам как структур иностранных государств, так и отечественных «демократов» оказывать деструктивное идеологическое воздействие на наших граждан -в контексте поднятых в моем докладе вопросов (то есть работа «на два фронта» - внутригосударственный и внешний);
- ряд других функций, содержание которых может быть определено в ходе обсуждений выдвинутого предложения.
В целом принципиальная структура предлагаемой организации, а также взаимодействующие с ней государственные и общественные организации представлены на схеме.
Проблемные вопросы, возникшие в ходе общественно-экспертного семинара, должны найти свое развитие в рамках научной конференции (предлагается кон-
ференцию приурочить к 75-летию Великой Победы) на базе одного из федеральных университетов (к примеру - Балтийского федерального университета имени И. Канта), проводимой под эгидой Правительства Российской Федерации, с непременным участием руководителей (представителей) Министерства науки и высшего образования, Министерства просвещения, Министерства иностранных дел, Главного военно-политического управления ВС РФ, Российской академии наук (академические институты исторической направленности), Академии военных наук, Института военной истории Военной академии Генерального штаба, Общественной палаты при Президенте Российской Федерации, ведущих отечественных образовательных учреждений (академий, университетов и институтов). Это позволит сделать существенный шаг вперед на пути формирования политики патриотического воспитания всех категорий граждан нашей страны.