Научная статья на тему 'О ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ И КУРСАНТОВ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА'

О ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ И КУРСАНТОВ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PATRIOTIC EDUCATION / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / ТРАНСПОРТ / TRANSPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сосенков Ф.С.

Патриотическое воспитание является важной частью воспитательного процесса. Вопросам патриотического воспитания вообще и патриотического воспитания молодежи в частности посвящены многочисленные нормативные правовые акты, неизменным к рассматриваемому процессу остается интерес в педагогической науке. В рамках данной статьи рассматриваются мероприятия, проведение которых могло бы способствовать патриотическому воспитанию студентов и курсантов образовательных учреждений морского и речного транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS AND CADETS OF MARITIME COLLEGES

Patriotic education is an important part of the educational process. Numerous legal acts include issues of patriotic education as such and patriotic education of young people in particular. It is still the most essential question of pedagogical science. The article takes ca look at various activities aiding patriotic education of students and cadets of maritime colleges.

Текст научной работы на тему «О ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ И КУРСАНТОВ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА»

[7] Бально-рейтинговая система оценивания результатов обучения // http://www.allbest.ru/

CREDIT AND RATING ASSESSMENT SYSTEM OF RESULTS IN THE LEARNING PROCESS AMONG STUDENTS

E.N. Pronina

Keywords: teaching technologies, higher education, assessment system of results in the learning process

Integrating into the world education space involves developing modern teaching technologies which enable students to improve their knowledge and skills. Nevertheless, practice shows that the assessment system remains the same and does not always meet new requirements.

УДК 378:371

Ф.С. Сосенков, к.ю.н, заведующий кафедрой ФБОУ ВПО «ВГАВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а

О ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ И КУРСАНТОВ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

Ключевые слова: патриотическое воспитание, высшее образование, транспорт

Патриотическое воспитание является важной частью воспитательного процесса. Вопросам патриотического воспитания вообще и патриотического воспитания молодежи в частности посвящены многочисленные нормативные правовые акты, неизменным к рассматриваемому процессу остается интерес в педагогической науке. В рамках данной статьи рассматриваются мероприятия, проведение которых могло бы способствовать патриотическому воспитанию студентов и курсантов образовательных учреждений морского и речного транспорта.

Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее актив-но-деятельностной самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.1 Важнейшей составной частью воспитательного процесса является формирование патриотизма, который имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности обучаемого, то есть патриотическое воспитание.

Патриотическое воспитание в специальной литературе определяется как целена-

1 Габдрафикова Л.С., Пантелева Л.А., Муравлева В.В. Политическое воспитание как направление духовно-нравственного воспитания детей и молодежи // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. - №1(1). - 2009. С. 63.

Ф.С. Сосенков

О патриотическом воспитании студентов и курсантов учебных заведений морского и...

правленный процесс формирования у молодежи чувства национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и его защите.1

Вопросам патриотического воспитания граждан Российской Федерации в целом и молодежи в частности уделяется внимание во многих действующих нормативных правовых актах: федеральных законах от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», от 05.12.2005 №154-ФЗ «О государственной службе российского казачества», от 11.08.1995 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих»; указах Президента РФ от 20.10.2012 №1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания», от 16.05.1996 №727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи», от 19.12.2012 №1666 «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»; постановлениях Правительства РФ от 05.10.2010 №795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», от 24.07.2000 №551 «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях», приказе Росмолодежи от 06.10.2010 №158-а «Об утверждении Регламента Федерального агентства по делам молодежи» и других.

Немаловажную роль в патриотическом воспитании молодежи играют образовательные учреждения. Воспитание находится в органическом единстве с обучением, в процессе которого не только усваиваются знания, но и формируются убеждения, моральные качества, черты характера2. Вопросы патриотического воспитания обучающихся вызывает неизменный интерес в научной литературе, диссертационных иссле-дованиях.3

Вместе с тем уровень знаний о Великой Отечественной войне у современной учащейся молодежи, даже в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, достаточно невысок. Этому есть различные объяснения: сокращение часов на изучение Отечественной истории в школах, отсутствие интереса к чтению художественной и научно-популярной литературы о войне, низкий научный уровень современных фильмов о Великой Отечественной войне, которые снимаются без соответствующих консультантов (историков, военных и др.) и прочие.

Восполнению пробелов в знаниях о войне 1941-1945 гг., повышению патриотического духа студентов и курсантов, чувства гордости за свою страну могло бы, на наш взгляд, способствовать проведение мероприятий, изложенных ниже. Особенностью их является то, что для наглядности, осознания значимости избранных студентами и курсантами транспортных специальностей, особое внимание следует уделить вкладу

1 См.: Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М.Полонский. - М.: Высш.шк., 2004. С. 90.

2 См.: Педагогическая энциклопедия. Гл.ред. А.И. Каиров и Ф.Н.Петров. М., «Советская энциклопедия», 1964. Т.1. С. 383.

3 См.: Агапова Г.В. К вопросу о патриотическом воспитании студенческой молодежи // Известия Российского государственного педагогического университета им.А.И.Герцена. - 2007. -№43-2; Аманбаева Л.И. Гражданское воспитание учащейся молодежи в современных социальных условиях. Дисс...докт.пед.наук. Якутск, 2002; Дьяченко В.В. Теория и практика патриотического воспитания в современной России. Дисс.докт.пед.наук. М., 2001; Егошина Н.Г. Интернациональное воспитание как важная составляющая процесса патриотического воспитания молодежи // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2012. - №4; Еркибае-ва Г.Г. Воспитание любви к своему Отечеству, народу, родным и близким - основа патриотического воспитания // Перспективы науки. - 2011. - №20; Мельчакова И.В. Военно-патриотическое воспитание молодежи средствами культурно-досуговой работы. Дисс.канд. пед.наук. М., 2003; Микрюков В.Ю. Теория и практика военно-патриотического воспитания учащихся в современной России. Дисс.докт.пед.наук. М., 2009; Слоневская Е.Р. Гражданско-патриоти-ческое воспитание студентов в образовательном воспитании студентов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2008. №7 и др.

водного транспорта в общее дело победы, рассказать о подвигах моряков и речников в годы войны, студентов, курсантов, выпускников и преподавателей транспортных вузов и училищ. Приведенные в данном сообщении мероприятия касаются больше речного транспорта, что, однако, предполагает проведение аналогичных встреч, лекций, публикаций, концертов, посвященных любой другой транспортной отрасли.

1) Кураторские часы с тематикой «Морской и речной транспорт в годы Великой Отечественной войны», «Вуз (техникум) в годы войны», «Герои моряки и речники».

Подобную лекцию-беседу с группой студентов или курсантов можно построить по следующему плану.

а) Краткая характеристика речного транспорта в предвоенные годы: грузооборот, пассажирооборот, оснащение, роль в жизни страны.

б) Начало войны. Массовые обращение речников в военкоматы и политотделы пароходств с просьбой направить на фронт (целые экипажи порой давали такие радиограммы из плавания).

в) В ходе боевых действий возникает необходимость в создании и усилении на прифронтовых реках и озерах специальных воинских формирований - речных и озерных флотилий. Сотни лучших судов речного флота после переоборудования на судоремонтных заводах пароходств передаются командованию ВМФ, причем большей частью они вошли в состав военных флотилий с экипажами. В ряде случаев эти суда составили основное ядро вновь сформированных флотилий.

г) Оставшиеся в составе пароходств суда также по-боевому выполняют задания воинского командования и гражданского руководства. На речной флот возложены большие надежды по перевозке воинских и иных грузов, эвакуации граждан и предприятий в тыл и др.

В условиях, когда многих опытных речников направляют на фронт, их место занимает молодежь, женщины, а также пенсионеры. Среди примеров можно назвать молодого кочегара парохода «Иваново» Северо-Западного пароходства Солоникина, который, чтобы не сорвать срочный рейс, бессменно выстоял пять вахт, получая лишь кратковременный отдых (об этом даже сообщало 4 августа 1941 года Совинформбю-ро). Не редкостью стали полностью женские экипажи.

д) Необходимо осветить роль флотилий в обороне Ленинграда, битве за Сталинград, Днепр и других сражениях, иллюстрируя конкретными примерами, по возможности именно поступками сверстников студентов и курсантов, и документами. Например, в октябре 1942 года «Правда» пишет: «Никогда наш народ не забудет стойких и бесстрашных сынов Волги, прославивших себя в боях за Сталинград. Плечом к плечу с воинами Красной Армии волжские речники ведут борьбу с ненавистными немецкими оккупантами».

е) Речники в рядах армии и флота. Среди многих речников, призванных в годы войны на фронт, 96 удостоились звания Героев Советского Союза. До войны 44 из них трудились на судах, 19 были рабочими судоремонтных заводов, портов, 17 - служащими, 4 - бойцами военизированной охраны транспорта, 12 - студентами средних и высших учебных заведений речного транспорта. Обязательно нужно рассказать о героях-воспитанниках конкретного вуза или училища, его выпускниках.

Ощутимую помощь кураторам в подготовке встреч со студентами могут оказать книга «Советский речной транспорт в Великой Отечественной войне. - М.: Воениз-дат, 1981», а также соответствующие ресурсы сети Интернет.

2) Встречи студентов и курсантов с ветеранами. При проведении таких мероприятий есть смысл объединять группы и даже потоки. Организовать такие встречи кураторам могут помочь советы ветеранов учебных заведений, пароходств и иных предприятий транспортной отрасли.

3) Возложения цветов к памятникам и мемориальным доскам. Такие памятные места есть практически в каждом учебном заведении и в каждом населенном пункте. Чтобы данные мероприятия не выглядели «сухими» и «казенными», необходимо ши-

Ф.С. Сосенков

О патриотическом воспитании студентов и курсантов учебных заведений морского и.

роко привлекать к ним студенческие профсоюзы, студенческие клубы и иные общественные организации. Можно также организовать экспедиции к местам боевой славы (особенно в учебных заведениях географически близких к местам боев).

4) Просветительская работа на тему Великой Отечественной войны на страницах газет вузов и училищ (циклы статей) и сайтах учебных заведений. Особое внимание, думается, нужно уделить сайтам, поскольку Интернет для многих студентов и курсантом становится «вторым миром». Как правило, у учебных заведений есть два сайта - официальный и неофициальный. Задача в данном случае состоит в том, чтобы разместить публикации и иную информацию, в том числе на неофициальных сайтах, особо часто посещаемых обучаемыми.

5) Викторины на тему роли транспорта в годы Великой Отечественной войны. Добиваясь массовости, их можно проводить также со страниц институтских газет или размещая задания на сайтах. Как вариант - конкурс рефератов с соответствующей тематикой. В данном случае можно мотивировать обучающихся ценными призами и льготами при сдаче экзаменов и зачетов по истории.

6) Организация экскурсий в музеи училищ и вузов, во многих из которых присутствует экспозиция, посвященная Великой Отечественной войне (например, памяти М.П.Девятаева в Казанском филиале ФГОУ ВПО «ВГАВТ»). Представляется, в музеях пароходств и иных транспортных предприятий с радостью провели бы экскурсии со студентами и курсантами.

На наш взгляд, реализация представленных в данном сообщении мероприятий, направленных на развитие патриотического духа студентов и курсантов, развивает также их кругозор и общую культуру, а также вызывает чувство гордости избранными специальностями. Очевидно, что наибольший воспитательный эффект от встреч, лекций, викторин, будет достигнут в том случае, если их проводить систематически и к другим праздникам и памятным датам (День защитника Отечества, дни воинской славы и т.д).

Список литературы:

[1] Агапова Г.В. К вопросу о патриотическом воспитании студенческой молодежи // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2007. - №43-2.

[2] Аманбаева Л.И. Гражданское воспитание учащейся молодежи в современных социальных условиях. Дисс.. .докт.пед.наук. Якутск, 2002.

[3] Габдрафикова Л.С., Пантелева Л.А., Муравлева В.В. Политическое воспитание как направление духовно-нравственного воспитания детей и молодежи // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. - №1(1). - 2009.

[4] Дьяченко В.В. Теория и практика патриотического воспитания в современной России. Дисс.докт.пед.наук. М., 2001.

[5] Егошина Н.Г. Интернациональное воспитание как важная составляющая процесса патриотического воспитания молодежи // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. -2012. - №4.

[6] Еркибаева Г.Г. Воспитание любви к своему Отечеству, народу, родным и близким - основа патриотического воспитания // Перспективы науки. - 2011. - №20.

[7] Мельчакова И.В. Военно-патриотическое воспитание молодежи средствами культурно-досуговой работы. Дисс.. .канд. пед.наук. М., 2003.

[8] Микрюков В.Ю. Теория и практика военно-патриотического воспитания учащихся в современной России. Дисс.. .докт.пед.наук. М., 2009.

[9] Педагогическая энциклопедия. Гл.ред. А.И. Каиров и Ф.Н.Петров. М., «Советская энциклопедия», 1964. Т.1.

[10] Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М.Полонский. - М.: Высш.шк., 2004.

[11] Слоневская Е.Р. Гражданско-патриотическое воспитание студентов в образовательном воспитании студентов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2008. №7.

PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS AND CADETS OF MARITIME COLLEGES

F.S. Sosenkov

Keywords: patriotic education, higher education, transport

Patriotic education is an important part of the educational process. Numerous legal acts include issues ofpatriotic education as such and patriotic education of young people in particular. It is still the most essential question of pedagogical science. The article takes ca look at various activities aiding patriotic education of students and cadets of maritime colleges.

УДК 378

А.В. Тихонов, кандидат политических наук, Начальник управления по внеучебной (воспитательной) работе» ФБОУ ВПО «ВГАВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ВЫЗОВЫ РОССИЙСКОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Ключевые слова: глобализация, новое поколение, социокультурные вызовы

Статья исследует основные проблемы формирования поколения нового типа в условиях глобализации.

Исследование проблем молодежи в последние десятилетия представляет особый научный интерес. Очень часто эти проблемы рассматриваются сквозь призму изучения перспектив развития самого общества, что обусловлено особым статусом и ролью данной социально-возрастной группы. Выступая в роли аккумулятора и индикатора социальных изменений, молодое поколение рассматривается в качестве базового ресурса развития и модернизации любого государства.

В условиях глобальной информатизации и жесткой конкуренции за новые идеи, технологии, эффективные способы организации экономической и общественной жизни Россия сегодня испытывает острую необходимость в формировании молодого поколения нового формата, обладающего выраженным инновационным потенциалом и форсайт-мышлением. Однако процесс формирования поколения нового типа осложняется целым рядом проблем, среди которых особое место занимают проблемы, обусловленные объективными социокультурными трансформациями.

Рассматривая особенности молодежи как особой социально-возрастной группы, российский исследователь Ю.А. Зубок высказывает мнение, что «специфика молодежи состоит в транзиции, т.е. переходе от одного этапа жизнедеятельности к другому, предполагающем последовательное изменение социального статуса, результатом которого становится достижение социальной зрелости» [1]. В нашей стране процесс транзиции представителей молодого поколения долгое время происходил на фоне затянувшейся разбалансировки нравственного пространства и атомизации общества, а также кризиса классических социальных институтов, что подтверждается самим государством. В Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2016 года констатируется, что «традиционная система образования и воспитания, ровно как и государственная молодежная политика и общественные организации, в переходный период развития России не смогли обеспечить целенаправленного вос-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.