Научная статья на тему 'Отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством, как основание и условие освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних'

Отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством, как основание и условие освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2223
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / JUVENILES / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / CRIMINAL LIABILITY / INTELLECTUAL AND WILL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы —

Статья посвящена актуальному вопросу уголовно-правовой практики освобождению от уголовной ответственности несовершеннолетних, которые достигли возраста 14-16 лет, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими в момент их совершения. Рассматриваются характеристики, с которыми законодатель связывает возможность применения к несовершеннолетнему уголовной ответственности, а именно достаточность уровня интеллектуального и волевого развития, достижение которого несовершеннолетним обязательно для несения виновной ответственности. Обозначены показатели достижения такого уровня, свидетельствующие о способности осознавать характер и опасность своего поведения и управлять своим поведением в уголовно-релевантной ситуации. Освещается проблематика, связанная с интерпретацией понятия «отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством» на фоне отсутствия законодательного закрепления категории вменяемости, причины возникновения такого отставания и его природа. Анализируются вопросы индивидуального психического развития несовершеннолетних, хотя и достигших возраста уголовной ответственности, но не имеющих способности осознавать фактический характер и опасность своих поступков и контролировать их ввиду отставания в развитии. Отмечены факторы, влияющие на задержку психического развития, не связанную с психическим расстройством (психологические, социальные и др.). На основании их анализа сделаны выводы о влиянии на психологическое развитие как отдельных факторов, так и совокупности. Отмечено значение комплексной психолого-психиатрической экспертизы для определения и оценки состояния психического развития подростка в целях установления достаточного для привлечения к уголовной ответственности уровня интеллектуального, волевого и личностного развития, исключения случаев объективного вменения лицам с отставанием в психическом развитии, не связанным с психическим расстройством, и обеспечения принципов уголовно-правого и процессуального законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the topical problem in penal practice, namely: exlusion from criminal liability of juveniles who have reached the age of 14-16 but because of lagging in mental development which is not related to mental disorder could not in full realize actual character and public danger of their actions (inactions) or control them during commitment of criminal acts. Characteristics which legislators attribute to possibility of application of criminal liability for juvenile are discussed in the article. Sufficient level of juvenile's intellectual and will development is compulsory condition for incurring responsibility. The indices of the level indicative of ability to realize the character and danger of own behavior and control behavior in criminal situation are presented. The problem connected with interpretation of “lagging in mental development not related to mental disorder” notion because of absence of legislatively fixed “sanity” category, the reasons for lagging and its nature are examined in the article. The problems of mental development of juveniles who reach the age of criminal liability but unable to realize the character and danger of their own actions and control them due to lagging in development are analyzed. Factors influencing the lagging in mental development not related to mental disorder (psychological, sociological etc.) are revealed, conclusions based on the analysis of the latter about the influence of certain factors and their set as well on mental development are drawn. The importance of complex psychological-andpsychiatric expertise for identification and assessment of juvenile's mental development level to determine the sufficient for criminal liability levels of intellectual, will a criminal liability and personal development in order to exclude the cases of objective imputation of individuals with lagging in mental development not related to mental disorder and to ensure the principles of penal and procedural law.

Текст научной работы на тему «Отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством, как основание и условие освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних»

УДК 159.9:343.224.1

ОТСТАВАНИЕ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ, НЕ СВЯЗАННОЕ С ПСИХИЧЕСКИМ РАССТРОЙСТВОМ, КАК ОСНОВАНИЕ И УСЛОВИЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

В. С. Голдобина

Реферат: статья посвящена актуальному вопросу уголовно-правовой практики — освобождению от уголовной ответственности несовершеннолетних, которые достигли возраста 14-16 лет, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими в момент их совершения.

Рассматриваются характеристики, с которыми законодатель связывает возможность применения к несовершеннолетнему уголовной ответственности, а именно достаточность уровня интеллектуального и волевого развития, достижение которого несовершеннолетним обязательно для несения виновной ответственности. Обозначены показатели достижения такого уровня, свидетельствующие о способности осознавать характер и опасность своего поведения и управлять своим поведением в уголовно-релевантной ситуации.

Освещается проблематика, связанная с интерпретацией понятия «отста-вание в психическом развитии, не свя-

занное с психическим расстройством» на фоне отсутствия законодательного закрепления категории вменяемости, причины возникновения такого отставания и его природа.

Анализируются вопросы индивидуального психического развития несовершеннолетних, хотя и достигших возраста уголовной ответственности, но не имеющих способности осознавать фактический характер и опасность своих поступков и контролировать их ввиду отставания в развитии. Отмечены факторы, влияющие на задержку психического развития, не связанную с психическим расстройством (психологические, социальные и др.). На основании их анализа сделаны выводы о влиянии на психологическое развитие как отдельных факторов, так и совокупности.

Отмечено значение комплексной психолого-психиатрической экспертизы для определения и оценки состояния психического развития подростка в целях установления достаточного для привлечения к уголовной ответственности уровня интеллектуального, волевого и личностного развития, исключения случаев объективного вменения лицам с отставанием в психическом развитии, не связанным с психическим расстройством, и обеспечения принципов

© Голдобина В. С., 2016

уголовно-правого и процессуального законодательства.

Ключевые слова: несовершеннолетние, уголовная ответственность, отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством, причины, интеллектуальное и волевое развитие, невменяемость, осознание, способность, возраст.

Нижний возрастной порог уголовной ответственности, установленный законодателем на уровне 14 лет, предусматривает, что у несовершеннолетнего лица имеется необходимая способность осознавать в момент совершения преступления фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими. Уровень психического развития несовершеннолетнего обусловливается, прежде всего, его соответствием среднему уровню психического развития, который, как правило, достигается несовершеннолетним к определенному времени (календарному возрасту). Однако психическое развитие некоторых несовершеннолетних может отклоняться от среднего уровня и существенно влиять на волевые и интеллектуальные способности, в связи с чем они не могут в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, несмотря на достижение установленного законом календарного возраста уголовной ответственности.

Отставание может проявить себя в недоразвитии интеллектуальных функций по сравнению с волевыми либо, наоборот, волевое развитие может отставать от интеллектуального. «Отставание в умственном развитии выража-

ется в качественно своеобразных изменениях психики, обусловленных неравномерностью, парциальностью недоразвития высших психических функций, что исключает полное совпадение особенностей интеллектуального развития умственно отсталого подростка с психическими особенностями младших по возрасту детей» [8, с. 8]. «Умственная отсталость несовершеннолетнего, не связанная с психическим расстройством, это значительное отставание от нормального для данного возраста уровня развития мыслительной, познавательной деятельности, запаса знаний и представлений, развития эмоционально-волевой сферы» [14, с. 37]. В связи с этим если несовершеннолетний явно и в существенной степени отстает в интеллектуальном развитии от среднего уровня развития своих сверстников, необходимо ставить вопрос о недостижении им уровня интеллектуального развития, достаточного для несения уголовной ответственности.

Отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством, формируется под воздействием наследственных либо приобретенных, психологических либо социальных факторов, а также их совокупности.

Возникновение такого отставания в психологическом развитии под воздействием наследственных факторов обусловлено механизмом наследственных патологий, представляющим собой процесс передачи хромосомами информации функциональных единиц наследственности, именуемых генами. Е.М. Мастюкова отмечает, что «хромосомные болезни, как правило, отличаются сложным или осложненным де-

фектом. При этом в половине случаев имеет место умственная отсталость, которая часто сочетается с дефектами зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи» [10, с. 170].

Отставание в психологическом развитии под воздействием приобретенных факторов происходит в процессе жизнедеятельности:родовые травмы, интоксикации, асфиксии, тяжелые и длительные соматические заболевания, различные травмы головного мозга.

К психологическим и социальным причинам, оказывающим влияние на задержку психического и личностного развития, можно отнести социальную и педагогическую запущенность, неправильное воспитание, условия среды общения, сенсорную недостаточность.

Недостатки педагогического воздействия на несовершеннолетнего часто являются причиной отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, поскольку в результате педагогической запущенности происходит искажение механизма социализации, нарушение социальной адаптации, при которой, несмотря на отсутствие патологических изменений интеллектуально-волевой сферы и болезненных особенностей личности, поведение несовершеннолетнего нарушается, существенно отклоняется от нормы.

«При слабом педагогическом воздействии у ребенка не происходит достаточно интенсивного развития и перестройки таких важнейших психических функций, как восприятие, память, мышление и др. Результатом недоразвития высших психических функций может оказаться неспособность психи-

чески здорового несовершеннолетнего полностью и правильно сознавать значение своих действий в конкретной ситуации» [15, с. 86]. Кроме того, последствия педагогической запущенности могут проявляться двояко. «Они могут приводить к недоразвитию познавательной деятельности, иными словами, — к собственно умственной отсталости; в то же время педагогическая запущенность подростка, находящегося в неблагополучной в моральном отношении атмосфере, может оказаться почвой для дефектного развития его личности» [8, с. 68]. По мнению В.Г. Павлова, «разнообразные причины, негативные условия социальной среды... способны достаточно активно влиять и, в частности, воздействовать не только на дальнейшее отставание психического развития несовершеннолетнего, но и порождать у него личностные деформации, выражающиеся в гипертрофированных интересах, потребностях, ценностных и общеполезных ориентаци-ях, которые при определенных, чаще всего неблагоприятных, ситуациях могут привести к совершению преступления» [12, с. 145].

Таким образом,отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством, может быть обусловлено разными причинами. Однако ни одна из них, за исключением врожденной патологии нервной системы, не может предопределять отставание в психическом развитии как непреложный результат, так как главенствующую роль в психическом развитии несовершеннолетнего выполняет сознание и самосознание, достижение достаточного уровня которого предполагает понимание

происходящих событий, собственных поступков, мыслей и отношений к внешнему миру и самому себе. Способность к управлению собственным поведением связана с осознанием тех взаимосвязей и взаимоотношений, которые имеются в окружающем внешнем мире, поскольку через их понимание возможно определение способа достижения цели. Сознательным является «действие, которое выполняется не в порядке инстинктивного акта или хорошо упроченного навыка, не является подражательным актом, но строится на основе внутреннего плана или программы, которое по своему происхождению тесно связано с речью, а затем управляется сокращенными внутренними схемами» [9, с. 38].

Целью введения в Уголовный кодекс РФ ч. 3 ст. 20 является исключение случаев объективного вменения, так как данная уголовно-правовая норма предусматривает освобождение от уголовной ответственности таких лиц, которые формально достигли возраста уголовной ответственности, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, не способны в полной мере осознавать смысл своих деяний и руководить ими. Однако понятие «отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством» в законе не раскрывается, в связи с чем среди авторов, рассматривающих указанную проблему, существуют неоднозначные мнения по поводу трактовки используемых в ч. 3 ст. 20 Уголовного кодекса РФ формулировок.

Так, одни авторы подобное отставание в психическом развитии связывают с умственной отсталостью [7, с. 24],

другие — такую связь опровергают [3, с. 82]. По мнению Г В. Назаренко, отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством, есть не что иное как «возрастная незрелость» [11, с. 134], иные авторы говорят о «личностной незрелости» [5].

М.С. Певзнер относит к группе задержки психического развития вне рамок умственной отсталости разные формы инфантилизма (психофизического и психического), интеллектуальные нарушения при церебрастениче-ских состояниях, дефектах слуха, речи, отклонениях в характере и поведении [13, с. 101-112].

А.А. Байбарину более удачным представляется термин «психическая незрелость», отражающий «как основной критерий отставания в развитии лица (психологический), так и точную характеристику данного состояния (незрелость), которая подразумевает недостижение лицом необходимого уровня развития» [2, с. 165].

Рассматривая проблему уголовной ответственности несовершеннолетних с признаками отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, Н.Д. Гомонов и А.В. Безруков предлагают решить ее, используя понятие «психическая девиация», так как «в объем указанного понятия, без сомнения, входят и задержки умственного развития, не связанные с психическим расстройством» [4, с. 482].

Вместе с тем отсутствие способности осознавать в полной мере фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими близко понятию невменяемости. На основании этого до-

вольно часто ч. 3 ст. 20 Уголовного кодекса РФ, регламентирующая привлечение к уголовной ответственности несовершеннолетних, достигших возраста уголовной ответственности, но имеющих отставание в психическом развитии, не связанное с психическим рас-стройством,рассматривается как «возрастная невменяемость». А.В. Рагулина характеризует это понятие следующими признаками:

а) отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством, причинами которого может быть социальный инфантилизм, имеющий временный характер;

б) невозможность в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. При этом отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством, должно оказывать влияние на интеллектуально-волевую сферу психической деятельности подростка именно во время совершения им общественно опасного деяния [6, с. 9].

Однако другими авторами отмечается невозможность применения понятия «возрастная невменяемость» в отношении лиц c отставанием в психическом развитии, не связанным с психическими расстройствами, поскольку в таких случаях отсутствует медицинский критерий [2, с. 164]. Сходной точки зрения придерживаются и другие авторы [4, с. 479].

С данной точкой зрения трудно согласиться. Законодательно не получившее собственного определения понятие «вменяемость» (как противоположное по смыслу понятию «невменяемость») — «это такое состояние здо-

ровья, которое создает биологические возможности волевого управления поведением применительно к конкретным уголовно значимым ситуациям» [14, с. 3]. А это значит, что, несмотря на то что способность осознавать характер своих поступков и руководить ими может быть непосредственно связана с психическим здоровьем субъекта, определяющее значение имеет установление способности к осознанно-волевому поведению и ее реализации в определенной уголовно-правовой ситуации. Факторами же, влияющими на эту способность, могут быть не только состояние психического здоровья, но и наличие отдельных психических состояний, личностных особенностей, экстремальных ситуаций. Среди них можно выделить: отставание несовершеннолетнего в психическом развитии, являющееся следствием педагогической запущенности, не правильного воспитания и не связанное с психическим расстройством (ч. 3 ст. 20 УК РФ); отсутствие способности к осознанно-волевому поведению из-за несоответствия индивидуально-психологических возможностей требованиям, предъявляемым экстремальной ситуацией (ст. 28 УК РФ); отсутствие избирательности осознаваемого поведения из-за интенсивного принуждения извне либо из-за временных функциональных состояний и нервно-психических перегрузок (ст. 40 УК РФ) [14, с. 5]. Указанные случаи, как правило, влекут освобождение от уголовной ответственности, так как принцип виновной ответственности требует установления способности субъекта осознавать значение своих действий и руководить ими. В таких случаях медицинский (психи-

атрический) критерий невменяемости отсутствует. Исходя из этого понятие «вменяемость» имеет психологическую основу, в которую включены интеллектуальные, волевые и эмоциональные аспекты, и во всех этих случаях наличие психологического критерия вменяемости могут установить эксперты-психологи. Поэтому позиция авторов, указывающих на «возрастную невменяемость» при интерпретации содержания ч. 3 ст. 20 УК РФ представляется достаточно обоснованной.

Правильное определение понятия «отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством» имеет значение не только в теоретическом плане, но и в практической работе. Практическое значение использования единого термина заключается не только в установлении категории несовершеннолетних с отставанием в психическом развитии, не связанным с психическим расстройством, но и в последствиях применения к ним норм уголовно-правового характера (например, освобождение от уголовной ответственности и применения необходимых коррекционных мер).

Безусловно, первой и главной причиной, способствовавшей формированию различных мнений в юридической литературе, является отсутствие разъяснения в официальных правовых документах понятия «отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством» и положений о признаках, которыми должно характеризоваться неполное осознание несовершеннолетним лицом фактического характера и общественной опасности своих действий (бездействия). Так как законодатель не дает строгой дефи-

ниции этого понятия, по существу вопрос определения его содержания перенесен в сферу психологии (возрастной, патопсихологии), а применительно к отграничению его от отставания, обусловленного психиатрическими причинами, — в сферу психиатрии.

Действующее в настоящее время постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 № 1 (ред. от 02.04.2013) «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» указывает, что при наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии несовершеннолетнего, в силу ст. 195 и 196, ч. 2 ст. 421 УПК РФ следует назначать комплексную психолого-психиатрическую экспертизу в целях решения вопроса о его психическом состоянии и способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела [1, с. 3]. При этом перед экспертами должен быть поставлен вопрос о влиянии психического состояния несовершеннолетнего на его интеллектуальное развитие с учетом возраста.

Таким образом, достоверное установление причин, повлекших отставание в психическом развитии и отсутствие у несовершеннолетнего способности в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, а также объективная оценка уровня психического развития несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное деяние, являются гарантом обеспечения принципа справедливости при решении вопро-

са о применении к несовершеннолетнему уголовно-правовых мер. При этом успешность такой оценки и, как следствие, законное и обоснованное применение уголовно-правовых мер должны определяться на основе экспертных данных, выраженных в виде заключения соответствующей экспертизы.

Список литературы

1. Байбарин А.А. Психическая незрелость // Бизнес в законе. 2007. № 4. С. 163-165.

2. Беломестнова К.С. Отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством: понятие и уголовно-правовое значение // Сибирский юридический вестник. 2011. № 1 (52). С. 81-85.

3. Бюллетень Верховного Суда. 2011. № 4 (апрель).

4. Гомонов Н.Д., Безруков А.В. Проблемы уголовной ответственности несовершеннолетних с признаками отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством // Вестн. Мурман. гос. тех. ун-та. 2002. Т. 5. № 3. С. 479-482.

5. Дозорцева Е.Г, Федонкина А.А. Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей с личностной незрелостью[Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. № 3. URL: http://psyjournals. ru/psyedu_ru/2013/n3/62522. shtml.

6. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Ю.В. Грачева и др. ; под ред. Г.А. Есакова. 4-е изд. М. : Проспект, 2012. 544 с.

7. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под общ. ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. 3-е изд., изм. и доп. М. : Норма-Инфра ■ М, 2000. 896 с.

8. КоченовМ.М. Судебно-психологическая экспертиза. М., 1977. 57 с.

9. Лурия А.Р. Исследования по формированию сознательного действия в раннем возрасте // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М., 1972. № 1. С. 38-43.

10. Мастюкова Е.М. Виды и причины отклонений в развитии у детей // Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития : хрестоматия / сост. и общ. ред. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. СПб. : Питер, 2001. С. 11-25.

11. Назаренко Г.В. Уголовно-релевантные психические состояния лиц, совершивших преступления и общественно опасные деяния : дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.08 / Назаренко Геннадий Васильевич. М., 2001. 287 с.

12. Павлов В.Г. Субъект преступления. СПб. : Юрид. центр Пресс, 2001. 318 с.

13. Певзнер М.С. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии / под ред. В.М. Астапова. М. : Междунар. педагог. акад., 1994. 216 с.

14. Ситковская О.Д. Уголовный кодекс Российской Федерации : психологический комментарий. М. : Волтерс Клувер. 2009. 192 с.

15. Ситковская О.Д., Конышева Л.П., Коче-нов М.М. Новые направления судебно-психоло-гической экспертизы : справ. пособие. М. : Юрли-тинформ, 2000. 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.