Научная статья на тему 'Отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством: понятие и уголовно-правовое значение'

Отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством: понятие и уголовно-правовое значение Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
10025
466
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ОТСТАВАНИЕ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ / НЕ СВЯЗАННОЕ С ПСИХИЧЕСКИМ РАССТРОЙСТВОМ / ПСИХИЧЕСКОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ / УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / MINORS / NOTION OF PSYCHOLOGICAL RETARDNESS WHICH IS NOT DETERMINED BY MENTAL DISORDER / MENTAL SUBNORMALITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Беломестнова Ксения Сергеевна

В связи с отсутствием официального определения исследуемого понятия, трудностью применения ч. 3 ст. 20 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также ошибками, возникающими в правоприменительной и экспертной практике, в статье исследуется понятие отставания в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством. Анализируются факторы, под воздействием которых формируется отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Notion of Psychological Retardness which is not Determined by Mental Disorder: Conception and Criminally-Legal Concern

Due to the absence of official definition conception under inquire, difficulty of application of the p. 3 art. 20 Criminal Code of Russian Federation, and also due to the different mistakes which occur during the law enforcement procedure and the expert practice, the notion of psychological retardness which is not determined by mental disorder is examined in the article. The factors, under the influence of which psycological retardness which is not determined by mental disorder is formed, are researched in this article.

Текст научной работы на тему «Отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством: понятие и уголовно-правовое значение»

Вопросы уголовного права

УДК 343.13

ОТСТАВАНИЕ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ,

НЕ СВЯЗАННОЕ С ПСИХИЧЕСКИМ РАССТРОЙСТВОМ:

ПОНЯТИЕ И УГОЛОВНО-ПРАВОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ

© Беломестнова К. С., 2011

В связи с отсутствием официального определения исследуемого понятия, трудностью применения ч. 3 ст. 20 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также ошибками, возникающими в правоприменительной и экспертной практике, в статье исследуется понятие отставания в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством. Анализируются факторы, под воздействием которых формируется отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством.

Ключевые слова: несовершеннолетние; отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством; психическое заболевание; умственная отсталость.

Устанавливая возраст уголовной ответственности, законодатель исходит из презумпции достижения лицом к этому возрасту достаточного уровня развития, чтобы осознавать характер своих действий и их запрещенность. Однако темпы психического развития у подростков различны. Возможно значительное отставание в развитии некоторых из них, не связанное с психическим расстройством. В связи с этим в ч. 3 ст. 20 Уголовного кодекса Российской Федерации установлено правило, в соответствии с которым, если лицо хотя и достигло указанного в законе возраста, но не обладает необходимыми психофизическими свойствами, позволяющими ему правильно оценивать свое поведение, оно не подлежит уголовной ответственности. В Уголовный кодекс Российской Федерации включен фактор психического развития и возможность отставания в психическом развитии вне рамок психического расстройства.

Данная норма крайне трудна для практического применения, она неоднозначно трактуется специалистами различных квалификаций: юристами, психологами и психиатрами. Психиатр Гурьева В. А. отмечает, что понятие «отставание в психическом развитии» отличает полная неопределен-

ность [1]. Одна из главных причин — официальное законодательное толкование рассматриваемого понятия отсутствует. Стоит заметить, что проработанное понятие «отставание в психическом развитии» отсутствует и в зарубежном законодательстве и практике.

Открытым остается вопрос: идет ли речь об особых психофизиологических (биологических) вариантах развития подростков, о состояниях, вызванных социальными факторами, или о своеобразном сочетании первого со вторым? Очевидно одно — указанные состояния не могут быть обусловлены психическими расстройствами. Поэтому, как указывают ряд авторов, «предметность» данного вопроса лежит не в области права, а в сфере возрастной, подростковой и юношеской психологии и отчасти психиатрии [2].

Уголовный закон требует, чтобы между отставанием в психическом развитии и болезнью психики не было никакой связи. Исходя из вышесказанного, мы можем условно выделить «нормальную» форму отставания в психическом развитии и «аномальную», при которой применение ч. 3 ст. 20 УК РФ исключается.

Отставание в психическом развитии несовершеннолетних как уголовно-правовая

категория по своему внутреннему содержанию представляет собой социально-психологический феномен. В законе это явление описывается через отрицание — оно не должно иметь никакой связи с психическим расстройством. В связи с этим необходимо рассмотреть психические заболевания, которых не должно быть в случае применения ч. 3 ст. 20 УК РФ.

В настоящее время накопилось большое число публикаций, посвященных распространенности психических расстройств. Однако точных данных об этом ни в одной стране мира нет, что обусловлено трудностями, связанными с учетом больных, находящихся вне поля зрения психиатров. Между тем считается, что примерно 20 % всего населения земного шара страдает психическими расстройствами. Причем не менее 5 % населения страдает от серьезных психических расстройств, поддающихся клинической квалификации (диагнозу), и еще не менее 15 % населения страдает «от менее серьезных», но потенциально инвали-дизирующих форм психических расстройств [3].

Уголовный закон выделяет хроническое и временное психическое расстройство, а также слабоумие и иное болезненное состояние психики.

Психическое расстройство представляет собой патологию какой-то одной стороны психики, а болезненное состояние — патологию психической деятельности в целом.

По устойчивости психические расстройства могут быть хроническими и временными. Для хронических характерно медленное развитие, непрерывность и длительность процесса, тенденция к углублению патологии (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, паранойя, прогрессивный паралич как последствие сифилиса мозга, прогрессирующее старческое слабоумие и другие болезни). Временные же представляют собой быстро протекающие проявления патологии, обычно чередующиеся с нормой (алкогольный психоз, белая горячка, патологическое опьянение). Временный характер расстройств вовсе не означает их меньшую опасность по сравнению с хроническими. По силе и последствиям они вполне сопоставимы друг с другом. Причем если отдельные заболевания носят хронический характер (паранойя), то другие имеют как хроническую, так и временную природу (шизофрения), а третьи могут прояв-

ляться лишь временно (сумеречное помрач-нение сознания) [4].

Относительно психических расстройств несовершеннолетних следует выделить и ряд наследственных заболеваний, связанных с так называемыми «генными или хромосомными поломками» (повреждение хромосом; генные нарушения). А некоторые медицинские энциклопедии выделяют так называемые психические болезни детства (детский аутизм, гиперкинетическое расстройство с отвлекаемостью), которые с возрастом могут ослабевать или даже исчезать.

Что касается болезненных состояний психики, которые характеризуют аномальную задержку в развитии, закон указывает на конкретную форму — слабоумие. Однако, по мнению многих авторов, данное понятие устарело. Это обусловлено тем, что в Международной статистической классификации психических и поведенческих расстройств (10-го пересмотра) используются другие термины: умственная отсталость, недостаточность. Умственная отсталость (недостаточность), слабоумие или олигофрения — различные формы стойкого, малообратимого упадка психической деятельности с поражением интеллекта и необратимыми изменениями личности человека. Основным проявлением этого состояния является тотальный интеллектуальный дефект, приводящий к социальной дезадаптации.

В юридической литературе нередко встречается точка зрения, что ч. 3 ст. 20 УК РФ распространяется на умственно отсталых подростков. Иначе говоря, игнорируется положение о том, что согласно Международной статистической классификации психических и поведенческих расстройств это болезненное состояние является одной из форм психического расстройства. При таком понимании ч. 3 ст. 20 УК РФ лишена всякого смысла — речь идет об отставании в психическом развитии, связанном с психическим расстройством и ограничивающем способность подростка в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, т. е. отражает содержание ст. 22 УК РФ [5].

Более того, это ошибочное мнение отражено в рекомендациях высшего судебного органа страны. Согласно постановлению Пленума Верховного Суда от 14 февраля 2000 г. № 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» ука-

зывается, что основанием назначения экспертизы для решения вопроса о возрастной невменяемости является наличие данных, свидетельствующих об умственной отсталости несовершеннолетнего [6]. Аналогично трактует норму, например, профессор Игнатов А. Н., считая, что ч. 3 ст. 20 УК РФ в первую очередь распространяется на «умственно отсталых подростков, интеллектуальное развитие которых не соответствует возрасту» [7].

Для исключения практических ошибок необходимо привести постановление Пленума Верховного Суда от 14 февраля 2000 г. № 7 в соответствие с Уголовным кодексом Российской Федерации, исключив ссылку на умственную отсталость.

Для уголовного законодательства, ориентированного на нормы международного права, положение о том, что умственная отсталость — это болезнь, принципиально. Такого рода разночтения способны привести к бессмысленности существования института, предусмотренного ч. 3 ст. 20 УК РФ.

Иные болезненные состояния психики не вызываются душевной болезнью, исключительными состояниями или олигофренией, но сопровождаются различными временными нарушениями психики. К ним относятся острые галлюцинаторные бредовые состояния, вызванные инфекцией (например, при брюшном и сыпном тифе или при острых отравлениях), тяжелыми травмами, при опухолях мозга, наркомании (в период абстиненции — наркотического голодания), лунатизме и в некоторых других случаях.

После указанных исключений проанализируем то, что осталось, т. е. обычный «нормальный» вариант отставания в психическом развитии.

Исходя из обобщенных данных, проявления отставания в психическом развитии достаточно разнообразны: кроме интеллектуальной недостаточности и незрелости психики встречаются также нарушения поведения и воли, эмоциональной сферы. В целом отставание в психическом развитии формируется под воздействием следующих факторов:

а) социальная и педагогическая запущенность (дефицит) — это различные формы воспитания (гипер- и гипоопека), эмоциональное отвержение. Дети, воспитанием и развитием которых никто не занимается, дети, выросшие в детских домах, малокультурных семьях, часто отстают в интеллекту-

альном отношении от своих сверстников. Подобное наблюдается и при недостатке внимания, любви и заботы. Также временная психическая задержка развития может появиться из-за длительной разлуки с родителями и близкими, если подросток длительное время находится в больницах и санаториях («госпитализм»). Данной позиции придерживаются юристы и психологи, психиатры отрицают возможность понимания под отставанием в психическом развитии педагогической запущенности, так как в ее результате следует говорить об адаптации к асоциальной среде, а не об отставании. Назаренко Г. В. в качестве фактора, играющего существенную роль в психическом отставании, выделяет психические лишения, которые испытывает несовершеннолетний в результате недостаточного удовлетворения эмоциональных потребностей. В англоязычной литературе для обозначения такого рода лишений используется термин «депривация». В отечественной литературе понятию «депривация» в некоторой степени соответствуют такие понятия, как «педагогическая запущенность», «педагогический дефицит» [8];

б) сенсорные дефекты (слепота, глухота, глухонемота). Сами по себе указанные дефекты не являются психическими расстройствами и не обязательно приводят к отставанию в психическом развитии. Это происходит, если сенсорная депривация не была своевременно выявлена, в результате чего ребенок был лишен специального обучения и воспитания;

в) соматические заболевания, перенесенные ребенком в раннем детстве, которые могут отразиться на психическом развитии ребенка, если они протекали в длительной или тяжелой форме. При этом Сафуанов Ф. С., ссылаясь на ряд исследователей данного вопроса (Кудрявцев, Печерникова), отмечает, что при соматических заболеваниях может наблюдаться не только отставание в психическом развитии, но и олигофрения (т. е. психическое расстройство) [9].

Необходимо еще решить вопрос об инфантилизме. При нем мышлению свойственна незрелость, поверхностность, отсутствие обдумывания, обсуждения и анализа. Единой позиции в научной литературе по данному аспекту нет. Например, О. Фрейе-ров относит инфантилизм к своеобразной патологии и считает правомерным ставить вопрос о вменяемости-невменяемости. В

уголовно-правовой литературе нередко инфантилизм отождествляют с задержкой психического развития. Но это неправильно, поскольку инфантилизм — понятие обобщенное. В отношении ч. 3 ст. 20 УК РФ нас интересует инфантилизм без признаков патологии: личностный, социальный, гармоничный.

Также выделяются и такие факторы, как родовая травма головного мозга, недоношенность.

Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского в своем информационном письме «О применении ч. 3 ст. 20 УК РФ» указал, что категория «отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством» представляет собой экспертное понятие, психологическое содержание которого составляет личностная незрелость [10].

Дискуссионный вопрос затронут в работах Цымбала Е. И. — вопрос о наличии отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, в тех случаях, когда у несовершеннолетнего имеется то или иное психическое расстройство. По его мнению, использованная законодателем формулировка ч. 3 ст. 20 УК РФ допускает два различных ее толкования:

• узкое — наличие любого психического расстройства исключает возможность постановки вопроса о возрастной невменяемости;

• широкое — установление возрастной невменяемости возможно и при наличии у несовершеннолетнего психического расстройства, не исключающего вменяемости, если имеющееся у него отставание в психическом развитии непосредственно не связано с этим психическим расстройством [11].

Диспозиция самой ч. 3 ст. 20 УК РФ не позволяет отдать предпочтение одному из приведенных выше толкований. Но, с учетом того, что уголовная ответственность лиц с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, регулируется специальной нормой — ст. 22 УК РФ, — более предпочтительным представляется узкое толкование [12].

Таким образом, все вышеперечисленные причины и образуют понятие «отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством», если они:

1) носят временный характер, т. е. при правильном воспитании и обучении (при

социальном инфантилизме) и лечении (при соматических заболеваниях) задержка развития является обратимой;

2) не связаны с психическими расстройствами. Следует помнить, что отставание должно повлиять на подростка так, чтобы он «во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими» (ч. 3 ст. 20 УК РФ).

Автор приходит к выводу о том, что состояние «отставание в психическом развитии» обусловлено причинным комплексом и может быть детерминировано как внешними, так и внутренними причинами. Социальные, биологические, депривационные факторы и сочетание нескольких из перечисленных факторов могут лечь в основу отставания в психическом развитии.

В существующем виде ч. 3 ст. 20 УК РФ не устраивает ни юристов, ни экспертов. Большинство исследователей критикуют законодательную формулу безответственности несовершеннолетних и предлагают внести изменения в содержание данной статьи. Их позиции идентичны в том, что ч. 3 ст. 20 УК РФ должна быть согласована с уголовно-правовыми нормами, характеризующими степень и возможность осознанноволевого поведения лиц, совершающих деяния, предусмотренные уголовным законом.

В заключение хочется сказать, что применение данного института уголовного права требует специальных познаний в области судебной психиатрии, возрастной и судебной психологии, подготовки экспертов, проводящих экспертизы несовершеннолетних, а также повышения квалификации следователей, прокуроров и судей. К сожалению, отсутствуют необходимые методические рекомендации Минздравсоцразвития России, Минобрнауки России, соответствующие разъяснения Верховного Суда Российской Федерации. В учебной литературе по уголовному праву главный акцент делается на освещение проблем невменяемости и ограниченной вменяемости, а вопросы института «отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством» остаются неосвещенными. й

1. Подростковая судебная психиатрия : руководство для врачей / под ред. В. А. Гурьевой. М. : РИО ГНЦ ССП им. В. П. Сербского, 1998. С. 23.

2. Шишков С. Н. Норма УК об освобождении от ответственности подростка, отставшего в психическом развитии: достаточно ли обоснована? // Журн. рос. права. 1997. № 5. С. 71.

3. Пронина Л. А. Эпидемиология психических расстройств у детей. Общая постановка вопроса и значение проблемы [Электронный ресурс]. URL: www.otrok.ru/medbook/listmed/epid.htm

4. Душкина Е. О., Плешаков А. М. Отставание в психическом развитии несовершеннолетнего как основание для исключения уголовной ответственности. М., 2008. С. 104.

5. Васкэ Е. В. Эволюция преступности несовершеннолетних в России: Психолого-правовой анализ. М., 2009. С. 377.

6. Бюл. Верхов. Суда РФ. 2000. № 4.

7. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под ред. Ю. И. Скуратова, В. М. Лебедева. М., 2000 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

8. Назаренко Г. В. Уголовно-релевантные психические состояния лиц, совершивших преступления и общественно опасные деяния. М. : Ось-89, 2009. С. 125.

9. Сафуанов Ф. С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе : науч.-практ. пособие. М. : Гардарика, 1998. С. 96.

10. Информационное письмо «О применении ч. 3 ст. 20 УК РФ». М., 2004. С. 3.

11. Цымбал Е. И. Несовершеннолетние преступники с аномалиями психики (вопросы теории уголовного права, правоприменительной и экспертной практики). М. : РБФ НАН, 2000. С. 65.

12. Цымбал Е. И. Экспертная оценка отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством : метод. рекомендации. Ч. 1 // Независимый психиатр. журн. 2003. № 4. С. 9.

Notion of Psychological Retardness which is not Determined by Mental Disorder: Conception and Criminally-Legal Concern

© Belomestnova K., 2011

Due to the absence of official definition conception under inquire, difficulty of application of the p. 3 art. 20 Criminal Code of Russian Federation, and also due to the different mistakes which occur during the law enforcement procedure and the expert practice, the notion of psychological retardness which is not determined by mental disorder is examined in the article. The factors, under the influence of which psycological retardness which is not determined by mental disorder is formed, are researched in this article.

Key words: minors; notion of psychological retardness which is not determined by mental disorder; mental disorder; mental subnormality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.