Научная статья на тему 'Оценочные и методические материалы для диагностики образовательных результатов магистрантов по дисциплине "инновационные процессы в образовании"'

Оценочные и методические материалы для диагностики образовательных результатов магистрантов по дисциплине "инновационные процессы в образовании" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ / ИННОВАЦИОННЫЕ СОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / ПСИХОДИДАКТИЧЕСКИЙ И КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОДЫ / ПОДГОТОВКА МАГИСТРАНТОВ / МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / DIAGNOSTIC MATERIALS / INNOVATIVE CONTENT AND LEARNING TECHNOLOGIES / PSYCHODIDACTIC AND COMPETENCE-BASED APPROACHES / TRAINING OF UNDERGRADUATES / MATHEMATICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подстригич А. Г.

Введение. В статье представлены методические материалы для диагностики образовательных результатов в процессе подготовки магистрантов в области математического образования на примере изучения курса «Инновационные процессы в образовании». Методология. Исследование проводилось на основе анализа рабочих программ, федеральных государственных стандартов общего среднего и профессионального образования, результатов педагогического эксперимента с опорой на психолого-педагогические обоснования полифункциональности современных учебно-диагностических материалов. Результаты заключаются в разработке учебно-психологических диагностических материалов, необходимых для оценки результатов обучения, отражающих формирование компетенций у магистрантов при изучении курса «Инновационные процессы в образовании». Заключение. Представлены возможности современных диагностических материалов для повышения качества подготовки магистрантов в области математического образования и уровня их познавательной активности в процессе изучения курса «Инновационные процессы в образовании».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Подстригич А. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION AND METHODOLOGICAL MATERIALS FOR THE DIAGNOSIS OF EDUCATIONAL RESULTS OF UNDERGRADUATES IN THE DISCIPLINE "INNOVATIVE PROCESSES IN EDUCATION"

Introduction. The article presents the methodological materials for the diagnosis of educational results in the preparation of undergraduates in the field of mathematical education on the example of studying the course “Innovative processes in education”. Materials and Methods. The study was conducted on the basis of the analysis of work programs, state standards of general secondary and vocational education, organization of a pedagogical experiment based on the psychological and pedagogical substantiation of the multyfunctionality of modern educational and diagnostic materials. Results consist in the development of educational and psychological diagnostic materials necessary for the evaluation of learning outcomes, characterizing the stages of the formation of the competencies of undergraduates when studying the course “Innovative processes in education”. Conclusions. The possibilities of modern diagnostic materials are presented as a condition for improving the quality of training of masters in the field of mathematical education and the level of their cognitive activity in the process of studying the course “Innovative processes in education”.

Текст научной работы на тему «Оценочные и методические материалы для диагностики образовательных результатов магистрантов по дисциплине "инновационные процессы в образовании"»

13. Щедровицкий Г. П. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации коллективной мыследеятель-ности // Методы исследования, диагностики и развития международных коллективов. М., 1983. С. 153-178.

References

1. Alekseeva L. N., Lazarev A. S. Psihologo-pedagogicheskoe obespechenie uchenicheskogo proektirovaniya v raznyh vozrastnyh gruppah [Psychological and pedagogical support of student design in different age groups]. Theory and Practice of Modern Science, 2017, no. 2 (20), pp. 758-768. Available at: https://modern-j.ru/domains_data/files/20/Alekseeva%20 L.N.%20Lazarev%20A.S.(obrazovanie%20i%20pedagogika).pdf. (In Russian).

2. Gromyko Yu. V. Pedagogicheskie dialogi [Pedagogical dialogues]. History of the development of activity content of education. Moscow, 2001, 416 p. (In Russian).

3. Klarin M. V. Instrument innovacionnogo obrazovaniya: organizacionno-deyatel'nostnaya pedagogika [A tool for innovative education: organizational-activity pedagogy]. Lifelong Education: the XXI century, 2016, vol. 13, no. 1, pp. 1-19. Available at: https://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=3072. (In Russian).

4. Krasnov S. I. Formirovanie individual'nogo sposoba ponimaniya v proektnyh situaciyah kak uslovie professional'nogo razvitiya pedagoga [Formation of individual ways of understanding in design situations as a condition of teacher's professional development]. Professional Education in Russia and Abroad, 2017, no. 1 (25), pp. 92-103. (In Russian).

5. Krasnov S. I., Malysheva N. V. Model' innovacionno-obrazovatel'nogo proekta "shkoly majevtiki" v kontekste metodologii gumanitarnogo proektirovaniya [Model of innovative educational project "schools of maieutics" in the context of the methodology of humanitarian design]. Innovation in Education, 2017, no. 9, pp. 100-120. (In Russian).

6. Lazarev V. S. Novoe ponimanie metoda proektov v obrazovanii [New understanding of project method in education]. Problems of Modern Education, 2011, no. 6, pp. 35-43. (In Russian).

7. Lazarev V. S. Proektnaya deyatel'nost' v shkole: neispol'zuemye vozmozhnosti [Project activities at school: unused opportunities]. Educational Studies Moscow, 2015, no. 3, pp. 292-307. (In Russian).

8. Lazarev V. S. "Podmena ponyatij" ["Substitution of concepts"]. Teacher's newspaper, 2017, August 1. (In Russian).

9. Leontovich A. V. Issledovanie kak sposob razvitiya lichnosti v sovremennom obrazovanii [Research as a way of personal development in modern education]. Learning Psychology, 2013, no. 2, pp. 4-21. (In Russian).

10. Rozin V. M. Sociokul'turnoe proektirovanie i programmirovanie [Socio-cultural design and programming]. Available at: https:// gtmarket.ru/library/articles/1437 (accessed 02.10.2018). (In Russian).

11. Sidenko A. S. Metod proektov: istoriya i praktika primeneniya [Project method: history and application practice]. Head teacher, 2003, no. 6, pp. 15-23. (In Russian).

12. Serikov V. V. Razmyshleniya o pedagogicheskoj nauke i praktike: vozmozhen li dialog? [Reflections: is the dialogue between pedagogical theory and practice possible?]. Lifelong Education: the XXI century, 2017, no. 3 (19), pp. 115-130. Available at: https://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=3568. (In Russian).

13. Schedrovitsky G. P. Organizacionno-deyatel'nostnaya igra kak novaya forma organizacii kollektivnoj mysledeyatel'nosti [Organizational-activity game as a new form of organization of collective thinking]. Methods of research, diagnostics and development of international teams, Moscow, 1983, pp. 153-178. (In Russian).

УДК/UDC 378.147 А. Г. Подстригич

A. Podstrigich

ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ МАГИСТРАНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ»

EVALUATION AND METHODOLOGICAL MATERIALS FOR THE DIAGNOSIS OF EDUCATIONAL RESULTS OF UNDERGRADUATES IN THE DISCIPLINE "INNOVATIVE PROCESSES IN EDUCATION"

Введение. В статье представлены методические материалы для диагностики образовательных результатов в процессе подготовки магистрантов в области математического образования на примере изучения курса «Инновационные процессы в образовании».

Методология. Исследование проводилось на основе анализа рабочих программ, федеральных государственных стандартов общего среднего и профессионального образования, результатов педагогического эксперимента с опорой на психолого-педагогические обоснования полифункциональности современных учебно-диагностических материалов.

Результаты заключаются в разработке учебно-психологических диагностических материалов, необходимых для оценки результатов обучения, отражающих формирование компетенций у магистрантов при изучении курса «Инновационные процессы в образовании».

Заключение. Представлены возможности современных диагностических материалов для повышения качества подготовки магистрантов в области математического образования и уровня их познавательной активности в процессе изучения курса «Инновационные процессы в образовании».

Introduction. The article presents the methodological materials for the diagnosis of educational results in the preparation of undergraduates in the field of mathematical education on the example of studying the course "Innovative processes in education".

Materials and Methods. The study was conducted on the basis of the analysis of work programs, state standards of general secondary and vocational education, organization of a pedagogical experiment based on the psychological and pedagogical substantiation of the multyfunctionality of modern educational and diagnostic materials.

Results consist in the development of educational and psychological diagnostic materials necessary for the evaluation of learning outcomes, characterizing the stages of the formation of the competencies of undergraduates when studying the course "Innovative processes in education".

Conclusions. The possibilities of modern diagnostic materials are presented as a condition for improving the quality of training of masters in the field of mathematical education and the level of their cognitive activity in the process of studying the course "Innovative processes in education".

Ключевые слова: диагностические материалы, инновационные содержание и технологии обучения, психодидактический и компетентностный подходы, подготовка магистрантов, математическое образование.

Keywords: diagnostic materials, innovative content and learning technologies, psychodidactic and competence-based approaches, training of undergraduates, mathematical education.

Введение

В настоящее время инновационный режим обучения предполагает новое содержательное наполнение критериев качества образовательного процесса, применение новых форм и приемов оценки уровня учебного и психологического развития каждого обучающегося.

Обучение в магистратуре по направлению «Математическое образование» ориентировано в первую очередь на развитие ключевых компетенций, которыми должен овладеть обучающийся для проведения современных занятий по математике с применением инновационных содержания и технологий обучения, создания самостоятельных исследовательских методических проектов, которые станут базовой частью магистерской диссертации.

Методология

В традиционной системе обучения, построенной на предметно-центрированном подходе, критерии эффективности учебной подготовки связываются главным образом с уровнем сформи-рованности знаний, умений и навыков. В рамках инновационных технологий обучения, разработанных на основе требований психодидактического подхода, акценты принципиально меняются. В качестве критериев оценки эффективности учебного процесса выступают показатели сформи-рованности базовых интеллектуальных качеств личности, таких как компетентность, инициатива, творчество, самостоятельность и уникальность склада ума (М. А. Холодная). Поэтому для оценки эффективности обучения необходимо иметь такие средства диагностики, которые прослеживали бы изменения, происходящие под влиянием образовательного процесса в самом субъекте обучения, в его умственном опыте.

Результаты

Современный этап развития образования характеризуется инновационными процессами, связанными с переходом на новые федеральные государственные стандарты общего среднего и профессионального образования. Сущностью образования является формирование умения учиться, что может быть достигнуто благодаря формированию универсальных учебных действий и компетенций обучающихся. Можно выделить два подхода к реализации новых образовательных стандартов: предметно-центрический и психодидактический, включающий деятельностный, личностно ориентированный, компетентностный подходы (Л. С. Выготский, И. С. Якиманская, А. В. Хуторской, В. И. Слободчиков, М. А. Холодная и др.). Будущее за соединением этих подходов. С точки зрения

психодидактического подхода необходимы содержание и технологии обучения нового поколения, построенные на принципиально иной основе. Содержание, структура и форма учебных материалов должны быть разработаны с опорой на психолого-педагогическое обоснование полифункциональности современных учебных и диагностических материалов, то есть каждый элемент содержания обучения (способы предъявления учебной информации, последовательность и компоновка учебного материала, стиль изложения, формы контроля и т. д.) должны иметь определенный психологический адресат и обеспечивать определенный развивающий психологический эффект.

Инновационные учебно-диагностические материалы разрабатываются с ориентацией на создание условий для формирования и развития универсальных учебных действий, компетенций. К обучающемуся не предъявляются жесткие оценочные рамки, правила и предписания. Наоборот, в процессе выполнения заданий поощряются выражение своей точки зрения, самоанализ и самоконтроль, ответственность, инициатива, готовность к творчеству.

Диагностические задания побуждают студентов участвовать в принятии решений, а значит, повышают качество решений, обеспечивают распределение ответственности, формируют мотивацию для достижения более высокого уровня компетентности, приобретения необходимых знаний и понимания учебного материала.

Разрабатываемые оценочные и методические материалы служат целям текущего контроля и самоконтроля обучающихся. Оценивание носит, как правило, описательный характер, а выполнение — протокольный характер, то есть обучающиеся выполняют задания письменно, заполняя предложенные формы. В каждом случае известны способы оценки результатов (оценка не должна вызывать затруднений у преподавателя и обучающегося).

Приведем некоторые из множества видов оценки учебных достижений, которые применимы к мониторингу в процессе обучения по математическим направлениям в контексте психодидактического и компетентностного подходов. Отметим, что разработанные учебные материалы-примеры предназначены для занятий с магистрантами педагогических вузов по курсу «Инновационные процессы в образовании», а также для студентов, аспирантов, учителей, школьников и всех, интересующихся активными формами учебного контроля.

Для текущего мониторинга можно использовать задания на дополнение текста недостающими словами, когда требуется заполнить грамматическую, графическую или иную конструкцию отсутствующими элементами. Это один из приемов текущей диагностики уровня понимания учебного материала.

Предлагаемые тексты-задания предусматривают обобщение изученного, контроль и коррекцию, в процессе которых магистранты закрепляют научные понятия и приобщаются к работе над справочными и научно-популярными текстами.

Приведем пример задания, предназначенного для контроля понимания. Отметим, что используется фрагмент конспекта вводного занятия, направленного на погружение магистрантов в семантическое пространство курса «Инновационные процессы в образовании», с пропущенными словами, которые предстоит вставить обучающимся.

Инновационные процессы в образовании в схемах и таблицах

Расскажи мне — и я забуду,

Покажи мне — и я запомню,

Вовлеки меня — и я_.

Важнейшая задача современной системы образования — «_

_», а значит, реализация компетентностной парадигмы образования.

Новое качество образования = ЗУН + УУД

- знания _

—умения _

— навыки _

Новые образовательные результаты (ФГОС ООО, 2015 г.):

•_(ЗУН, понятия, законы, свойства и способы действий)

•_(психические новообразования, индивидуальные приросты)

•_(межпредметные понятия, УУД)

4 блока УУД: личностный,_, познавательный и коммуникативный.

Компетенция — способность и готовность применить знания и умения при решении контекстных задач в различных предметных областях.

_— владение определенными компетенциями.

ФГОС ООО, основная общеобразовательная программа (ООП), программа развития

_(самостоятельно разрабатывает каждое образователь-

ное учреждение).

Новые подходы в образовании: деятельностный, проблемный, исследовательский + компе-тентностный, системно-деятельностный (ФГОС), личностно ориентированный (И. С. Якиманская),

развивающее обучение (В.В.Давыдов, Д. Б. Эльконин),_

_(М. А. Холодная, Э. Г Гельфман), диалогизация образования, метаобразование,

система продуктивного обучения (М.И. Башмаков),

Нововведение, изменяющее качество системы, называется .

Компоненты системы образования:

1) содержание обучения (предметное содержание, основные понятия курса и особенности их формирования);

2 )_(организация деятельности и управление);

3) образовательная среда (внешние связи).

1. Инновационное математическое содержание

Современные линейки учебно-методических комплексов (УМК) (А. Г Мордкович,

Г В. Дорофеев, Г К. Муравин, М. И. Башмаков, А. Г Мерзляк,_

_), учебные книги (Ф. Ф. Нагибин,

Б. А. Кордемский, А. В. Спивак, Я. И. Перельман, С. А. Генкин, Н. Я. Виленкин, Л. Ф. Пичурин, М. Гарднер, «Квант»,_), учебно-методическая литература, новые разделы (элементы комбинаторики и теории вероятностей), практико-ориентирован-ные тексты, задачи (компетентностные, контекстные, развивающие, фокус-задачи, контрпримеры,

_), психодидактический и компетентностные

подходы к конструированию учебных текстов,_

2. Инновационные образовательные технологии

Технология развития критического мышления, «Перевернутый класс»,

3. Инновационное образовательное пространство

Образовательные события школьного, муниципального, регионального, всероссийского, международного уровней (внеурочная деятельность, карта профессионального роста учителя, дорожные карты, математическая неделя, математическая школа, конференции, проекты, олимпиады,

конкурсы, турниры, семинары, мастер-классы, открытые лекции,_

_), современные цифровые ресурсы, инновационная информационная среда,_.

Муниципальные и региональные методические службы, образовательные учреждения, контакты, сотрудничество (областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, городской информационно-методический центр, региональный центр развития образования,_).

Приведем примеры заданий или иных материалов, необходимых для оценки результатов обучения и сформированности компетенций магистрантов, а также примеры вопросов для самостоятельной работы, в том числе групповой самостоятельной работы.

1. Психолого-педагогические аспекты обучения математике в контексте перехода на новые образовательные стандарты (психодидактический подход).

2. Особенности конструирования компетентностных/контекстных/интерактивных/развива-ющих/исследовательских заданий в современных условиях развития математического образования.

3. Развитие творческих способностей обучающихся на уроках математики в специальных (коррекционных) классах (особенности обучения математике детей с ОВЗ/в условиях инклюзивного образования).

4. Приведите примеры учебных текстов, которые мотивируют изучение алгебры.

5. Представьте структуру метакогнитивного умственного опыта. Приведите примеры учебных математических текстов, обогащающих этот опыт.

6. Приведите примеры заданий по теме «Квадратные уравнения», которые способствуют: а) развитию разных способов кодирования информации; б) установлению связей между понятиями; в) организации учебно-познавательной деятельности с признаками понятий; г) формированию умения контролировать учебно-познавательную деятельность.

Примеры тестовых заданий

Установите соответствие:

— между моделью обучения и ее ключевым психологическим элементом:

1) активизирующая модель

2) диалогическая модель

3) личностная модель

4) обогащающая модель

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5) развивающая модель

6) структурирующая модель

7) формирующая модель

а) личностный фактор

б) способы деятельности

в) познавательная активность

г) дидактическая единица

д) ментальный опыт

е) умственное действие

ж)диалог

— между понятиями:

1)вариативность

2) семинар

3) математический диктант

4) математическая задача

а) принцип обучения

б) средство обучения

в) форма контроля результативности обучения

г) форма организации обучения

Проверочная работа может также использоваться для текущего мониторинга сформированности умения применять знания при решении специально подобранных задач на этапе закрепления проработанного материала (чтобы определить уровень самостоятельной деятельности обучающихся).

В качестве примера приведем систему заданий проверочной работы по теме «Развитие универсальных учебных действий обучающихся средствами содержания математического образования», каждое из которых состоит из трех частей, выстроенных не только с учетом контролирующего, но и мотивационного, обучающего и обогащающего аспектов, позволяющих обучающимся проявить свои возможности более успешно в одной из них и познакомиться с заданиями инновационных учебных текстов.

1. В процессе изучения одной из формул сокращенного умножения необходимо включить геометрический образ, связанный с этой формулой, в систему геометрических образов других формул сокращенного умножения.

1) Приведите геометрические образы таких формул, как квадрат суммы и разность квадратов.

2) Какой способ кодирования информации представляет собой геометрический образ формулы сокращенного умножения: словесно-речевой, предметно-практический, визуально-пространственный, сенсорно-эмоциональный?

3) Приведите пример доказательства методом пристального вглядывания в чертеж.

2. 1) Прочтите задачу: «Бутылка с пробкой стоят 11 рублей. Бутылка дороже пробки на 10 рублей. Сколько стоит пробка?»

2) Оформите решение задачи арифметическим способом (по действиям и на основе схематического рисунка).

3) Выберите, к какому типу относится данная задача: на разностное сравнение; на умножение и деление; на части; на цену, количество и стоимость.

3. 1) Решите задачу: «Имеется проволока длиной 200 м. Требуется оградить ею прямоугольный участок наибольшей площади. Найдите размеры участка». (Ответ: участок имеет форму квадрата 50x50 м)

2) Укажите, при изучении какой темы школьного курса математики можно предложить учащимся решить данную задачу. (Ответ: «Применение производной. Наибольшее и наименьшее значения функции»)

3) Составьте алгоритм решения такого типа задач. (Ответ. Алгоритм решения:

1. Составить функцию по условиям задачи.

2. Найти производную функции.

3. Найти критические точки функции и отобрать те точки, которые находятся на отрезке, являющемся частью заданного промежутка.

4. Найти значения функции на концах отрезка и в отобранных точках.

5. Сравнить эти значения и выбрать наибольшее и наименьшее.

6. Проверить решение задачи и записать ответ]

Выполнение данного типа заданий требует от обучающихся наличие комплекса универсальных учебных действий: умения принимать задачу; составлять задачи; подводить под понятие; разрабатывать алгоритм действий; фиксировать результаты деятельности; осуществлять самоконтроль и т. п.

Особенностью разрабатываемых оценочных и методических материалов для диагностики образовательных результатов магистрантов по курсу «Инновационные процессы в образовании» является то, что они должны представлять собой тексты-образцы инновационного содержания обучения, способствующего развитию у обучающихся умения конструировать математические тексты, соотносить полученный результат с заданным алгоритмом, выделять существенные характеристики изучаемого объекта, структурировать знания, переводить математический текст в соответствующие математические символы, планировать свою деятельность, моделировать прогноз полученного результата и т. п.

Компетентностный подход к обучению магистрантов обусловливает необходимость применения таких диагностических интерактивных средств, как мозговой штурм, взаимоконтроль в парах и малых группах, проект-задания, интеллект-карты (граф-схемы), кейсы, приемы из образовательной технологии развития критического мышления: бортовой журнал, кластеры, маркировочная таблица и др.

Задания, направленные на составление граф-схемы или семантической сети понятий, позволяют определить, на каком уровне освоения (репродуктивном, реконструктивном или вариативном) находится обучающийся, который готов проявить самостоятельность, творчество и инициативу, индивидуальный познавательный тип отношения к миру.

План-проспект проектно-исследовательской методической работы, обзор научно-методической литературы по теме (в виде реферата), аннотированная библиография, отчет о проводимых исследованиях, дневник-эссе — эти тексты могут стать результатом самостоятельной работы магистранта. На их основе магистрант готовит презентации, с которыми выступает на практических занятиях, семинарах.

Разнообразие измерительных процедур, оценка поведения обучающегося в тех сферах учебной деятельности, которые соответствуют его склонностям; использование таких содержательных ситуаций, которые моделируют исследовательскую деятельность и позволяют проявить максимум самостоятельности в постановке проблемы, выборе способа своего поведения и т. п.; учет при учебной и психологической диагностике индивидуальных познавательных стилей (предпочитаемых способов кодирования и переработки информации, способов постановки и решения проблем, типа познавательного отношения к миру) позволяют определить продвижение обучающе-

гося к достижению цели и корректировать результативность обучения по мере необходимости на всех этапах образовательного процесса.

Заключение

С помощью системы непрерывной профессиональной подготовки, включающей инновационные содержание, формы обучения, оценочные материалы и ориентированной на формирование компетентностного уровня знаний и умений обучающихся, создаются условия для развития личности магистранта в направлении, соответствующем его внутреннему стремлению к саморазвитию, самоактуализации и самореализации в области современного математического образования.

Литература

1. Гельфман Э. Г., Пенская Ю. К., Цымбал С. Н. Психодидактический подход к подготовке будущих учителей математики // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2017. Вып. 12 (189). С. 100-108.

2. Гриншпон Я. С., Подстригич А. Г. Семантические особенности учебного текста как коммуникативной знаковой системы, используемой в процессе обучения // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2017. Вып. 12 (189). С. 123-128.

3. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. СПб., 2002. 272 с.

References

1. Gelfman E. G., Penskaya Yu. K., Tsymbal S. N. Psihodidakticheskij podhod k podgotovke budushchih uchitelej matematiki [Psychodidactic approach to training of future mathemathics teacher]. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2017, iss. 12 (189), pp. 65-69 (In Russian).

2. Grinshpon Ya. S., Podstrigich A. G. Semanticheskie osobennosti uchebnogo teksta kak kommunikativnoj znakovoj sistemy, ispol'zuemoj v processe obucheniya [Semantic features of educational text as a communicative sign system used in the training process]. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2017, iss. 12 (189), pp. 123-128 (In Russian).

3. Kholodnaya M. A. Psihologiya intellekta: paradoksy issledovaniya [Psychology of intelligence: Research paradoxes]. Saint Petersburg, 2002, 272 p. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.